Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения. Школа становится не только источником информации, она формирует умение учиться.
Учитель уже не передатчик знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Ученик становится активным участником образовательного процесса, наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели и активно участвует в оценивании своей деятельности.
Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Для формирования УУД в процессе обучения русскому языку в средней школе следует учитывать, что ученику надо найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу русский?». «Зачем я выполняю это упражнение или читаю текст?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился и что ещё мне нужно сделать?». Язык должен осваиваться сознательно, поэтому важно создать условия, когда дети хотят узнавать новое, учатся слушать друг друга и умеют оценить свой ответ и ответ одноклассника. Таким образом, основная педагогическая задача учителя русского языка - организовать условия для успешных учебных действий на уроке. В связи с этим можно определить следующие требования к уроку:
- Четкое формулирование цели урока и участие детей в целеполагании.
- Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля.
- Выбор оптимально сочетающихся форм работы на уроке, которые обеспечат познавательную активность учащихся.
- Учитель должен направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками и активизировать деятельность учащихся.
- Обучение учащихся самоконтролю и самооценке для формирования регулятивных и коммуникативных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovik_mylnikovoy_o.o._fgos.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
«Информационно-методический Центр»
Кировского района Санкт-Петербурга
Курсовая работа по программе
«Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
(72 часа)
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: Имя существительное как часть речи.
Класс: 5
Выполнено слушателем курса,
учителем русского языка I категории
ГБОУ СОШ № 538
Кировского района Санкт-Петербурга
Мыльниковой Оксаной Олеговной
Научный руководитель программы:
канд. пед. наук
Арьяева Людмила Владимировна
_____________________________
(подпись)
ГРУППА 1
Санкт-Петербург
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения. Школа становится не только источником информации, она формирует умение учиться.
Учитель уже не передатчик знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Ученик становится активным участником образовательного процесса, наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели и активно участвует в оценивании своей деятельности.
Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Для формирования УУД в процессе обучения русскому языку в средней школе следует учитывать, что ученику надо найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу русский?». «Зачем я выполняю это упражнение или читаю текст?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился и что ещё мне нужно сделать?». Язык должен осваиваться сознательно, поэтому важно создать условия, когда дети хотят узнавать новое, учатся слушать друг друга и умеют оценить свой ответ и ответ одноклассника. Таким образом, основная педагогическая задача учителя русского языка - организовать условия для успешных учебных действий на уроке. В связи с этим можно определить следующие требования к уроку:
- Четкое формулирование цели урока и участие детей в целеполагании.
- Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля.
- Выбор оптимально сочетающихся форм работы на уроке, которые обеспечат познавательную активность учащихся.
- Учитель должен направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками и активизировать деятельность учащихся.
- Обучение учащихся самоконтролю и самооценке для формирования регулятивных и коммуникативных УУД.
Цель урока:
создание условий для формирования УУД cредствами изучаемой темы на уроках русского языка
Задачи:
1. организовать повторение существительного (ПУУД)
2. подвести учащихся к формулировке цели урока, используя ключевые слова; (ПУУД)
3.подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила определения существительного и его грамматических признаков; (ПУУД)
4. организовать групповую работу по составлению кластера для выяснения усвоения учащимися морфологических признаков существительного; ( КУУД, ПУУД )
5.включить новые знания в систему ранее полученных знаний, повторить и закрепить их; ( ПУУД, ЛУУД)
6.организовать рефлексию учебной деятельности на уроке. ( РУУД )
7. формулирование проблемы (ПУУД)
Ожидаемые результаты:
метапредметные | предметные |
1. учащиеся осмысленно отвечают на вопросы ( ЛУУД, РУУД) | 1.учащиеся демонстрируют знание сущ. как части речи (ПУУД) |
2. учащиеся могут прогнозировать содержание урока, осознать, что усвоено, и что надо усвоить (РУУД) | 2.учащиеся осознанно выстраивают речевое высказывание ( ПУУД) |
3. учащиеся могут самостоятельно сформулировать правило, используя ранее полученные знания ( РУУД) | 3. учащиеся формулируют проблемы и создают способы решения проблем творческого и поискового характера (ПУУД) |
4. учащиеся умеют работать в группе, планировать деятельность и сотрудничать (КУУД) | |
5. учащиеся осознанно выделяют материал, освоенный на уроке (РУУД) | |
6. учащиеся умеют оценивать свои действия и действия партнеров (КУУД, РУУД) | |
7.учащиеся умеют определять мотивацию учения , выбора задания) |
Методы обучения | Средства обучения | Организационные формы обучения |
Метод проблемного изложения и частично поисковый | Проектор, карточки с заданиями | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Используемая технология: технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления
План урока:Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия вызова | Приветствие учащихся и проверка их готовности к уроку. Распределение учащихся по 3 командам. | Ответы на приветствие, подтверждение готовности. Распределение по командам. Выбор капитанов команд, жюри. |
На экране проектора текст с пропущенными существительными. Предложение сформулировать тему урока. | Чтение учащимися текста с вставленными существительными. Определение значения, роли существительного в речи, предложении. Формулировка темы урока и цели. | |
Запись темы на доске, озвучивание темы и цели урока. | Запись названия темы в тетрадях. | |
Стадия осмысления ,реализации | Актуализация знаний (повторение). Фронтальный опрос учителем учащихся о существительном. Учитель предлагает сформулировать проблему по теме урока командам, задает проблемный вопрос: Какие морфологические признаки сущ. мы должны узнать? | Дети отвечают на вопрос учителя, определяют основные понятия темы. Формулируют проблему и пути ее решения в виде кластера. Выступления капитанов команд. |
Организация работы над проблемой. | Представление проблемы учащимися в своих кластерах. Оценка ответов учащихся жюри. | |
Учитель предлагает учащимся определить морфологические признаки существительного, выполнить несколько заданий. Групповая работа. | Учащиеся выполняют задания, подготавливают рисунки, таблицы, схемы, показывающие морфологический признак существительного. | |
Задание первой команде Письменно ответьте на вопросы: 1.Какой признак сущ. является постоянным? 2. Как определяется этот признак сущ.? Расшифруйте шараду: На р я начинаюсь На о я продолжаюсь, На д все в дом зовут. Привести примеры сущ., указать морф. признак. |
| |
Задание второй команде Какой признак сущ. определяется падежным окончанием? Поможет ли вопрос определить этот признак? Расшифруйте шараду: Нас в языке всего лишь шесть, Но мы необходимы здесь, Ведь существительное без нас Не проживет и час. Привести примеры сущ. указать морф. признак. | ||
Задание третьей команде Какой морфологический признак существительного определяется по роду и окончанию? Все ли существительные изменяются по падежам и числам? Расшифруйте шараду Мы - смекалистые дети, Все хотим узнать на свете, Мы искали и нашли, Три …. прошли. Привести примеры сущ. указать морф . признак. | ||
Организация проверки выполненных заданий. | Выступления представителей команд. Оценка жюри ответов, выставление баллов. | |
Стадия рефлексии | Подведение учащихся к обобщению полученной информации. Предложение устно и письменно ответить на вопросы (заполнение таблиц) 1. С какими морфологическими признаками сущ. мы познакомились на уроке? 2.Какие задания наиболее заинтересовали меня? Что понравилось на уроке? 3. Как бы я оценил свою работу в команде?4. Как бы я оценил работу других в команде? | Формулировка правила о существительном как части речи, его морфологических признаках. Оценка своей работы и работы других в команде. Выступление жюри. Оценки командам и выступающим от команд. |
Учащимся команд предлагается выбрать дом. зад: 1.определить род и склонение сущ. в записанном предложении: Своя рубашка ближе к телу. 2. Определи падеж сущ. : Бегут по дорожке доски на ножках. | Запись выбранного учащимися домашнего задания в тетради. |
Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и универсальных учебных действий (УУД)
№ п/п | Учебное задание | Формируемые УУД |
Стадия вызова | ||
1. | Сформулировать тему урока по ключевым словам. Вопросы: 1.Как изменяется сущ.? 2. Какие морфологические признаки сущ. вам известны? 3. Для чего нам нужны сущ? | ПУУД (общеучебные): повторение ранее изученного материала. РУУД (прогнозирование): выдвижение гипотез и их обоснование. ЛУУД (смыслообразование): какое значение данная тема имеет для каждого учащегося. |
Стадия осмысления, реализации | ||
2. | Сформулировать проблему по теме урока, ответить на проблемный вопрос. | ПУУД : формулирование проблемы. КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
3. | Представить сформулированные проблемы в виде кластеров. | ПУУД (логические): создание способов решения проблем. КУУД (управление поведением партнера): умение слушать партнера. |
4. | Определить морфологические признаки сущ. , выполнив задания по командам. | ПУУД (общеучебные): структурирование информации. КУУД (постановка вопросов) сотрудничество в сборе информации. |
5. | Организация проверки выполненных заданий. | ПУУД (логические): доказательство своей гипотезы. ПУУД (общеучебные) : произвольное и осознанное построение речевого высказывания КУУД : умение с достаточной точностью выражать свои мысли. КУУД (управление поведением партнера): контроль и коррекция действий партнера. |
Стадия рефлексии | ||
6. | Подвести итог и обобщить полученную информацию. Ответьте на вопросы( приложение 3). | РУУД (оценка): выделение учащимися материала, освоенного на уроке. КУУД (управление поведением партнера ) контроль, коррекция, оценка действий партнера) ЛУУД: нравственно-этическое oценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя их личностных ценностей) |
7. | Записать выбранное домашнее задание | ЛУУД: самоопределение (мотивация выбора задания). |
Приложение 1.
Образец кластера формулирования проблемы.
Приложение 2 Таблица результатов (заполняется жюри) 0 - 5 баллов
№ команды | кластеры | выступления членов группы | дополнительные баллы оригинальность, креативность | общий итог |
1 команда (род) | ||||
2 команда ( падеж) | ||||
3 команда (склонение) | ||||
Приложение 3 Рефлексия. Заполнение таблиц учащимися ( 2,3,4 вопросы)
1.Что понравилось на уроке? Какие эмоции я испытал, работая на уроке? Устно.
2. Какие задания наиболее заинтересовали меня? + или -
3. Как бы я оценил свою работу в команде? + или -
4. Как бы я оценил работу других в команде? + или -
Лист самооценки
кластеры | вопросы | шарады | примеры сущ. | выступления членов группы | моя оценка в команде |
+ | + | + | + | интересно | активная |
+ - | + - | + - | + - | не очень интересно | не очень активная |
- | - | - | - | неинтересно | пассивная |
Список литературы
- Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб : ИПК СПО, 2012. – 244 с.
- Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Ильюхина Е.А., Аксёнова Н.А. Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования // Национальный проект «Образование» . – 2012. – № 1. – С. 52–56.
- Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс], 2011. URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522 (дата обращения: 24.10.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Москва – Просвещение-2014.
С-171-173.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по программе «Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
Тема: Глагол как часть речиКласс: 6...
"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....
Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС
Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...
Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения
В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....