Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мыльникова Оксана Олеговна

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения. Школа становится не только источником информации, она формирует умение учиться.

Учитель уже не передатчик знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Ученик становится активным участником  образовательного процесса, наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели и активно участвует в оценивании своей деятельности.

Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Для формирования УУД в процессе обучения русскому  языку в средней школе следует учитывать, что ученику надо найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу русский?». «Зачем я выполняю это упражнение или читаю текст?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился и что ещё мне нужно сделать?». Язык должен осваиваться сознательно, поэтому важно создать условия, когда дети хотят узнавать новое, учатся слушать друг друга и умеют оценить свой ответ и ответ одноклассника. Таким образом, основная педагогическая задача учителя русского языка - организовать условия для успешных учебных действий на уроке. В связи с этим можно определить следующие требования к уроку:

 

  1. Четкое формулирование цели урока и участие детей в целеполагании.
  2. Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля.
  3. Выбор оптимально сочетающихся форм работы на уроке, которые обеспечат познавательную активность учащихся.
  4. Учитель должен направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками и активизировать деятельность учащихся.
  5. Обучение учащихся самоконтролю и самооценке для формирования регулятивных и коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovik_mylnikovoy_o.o._fgos.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов 

«Информационно-методический Центр»

 Кировского района Санкт-Петербурга

Курсовая работа по программе

«Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС»

(72 часа)

ПРОЕКТ УРОКА

Тема: Имя существительное  как часть речи.

Класс:  5

Выполнено слушателем курса,

учителем русского языка  I категории

ГБОУ СОШ № 538

Кировского района Санкт-Петербурга

Мыльниковой Оксаной Олеговной

Научный руководитель программы:

канд. пед. наук

Арьяева Людмила Владимировна

_____________________________

                                                                          (подпись)        

ГРУППА  1

Санкт-Петербург

2015-2016 уч. год


Пояснительная записка

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения. Школа становится не только источником информации, она формирует умение учиться.

Учитель уже не передатчик знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Ученик становится активным участником  образовательного процесса, наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели и активно участвует в оценивании своей деятельности.

Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Для формирования УУД в процессе обучения русскому  языку в средней школе следует учитывать, что ученику надо найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу русский?». «Зачем я выполняю это упражнение или читаю текст?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился и что ещё мне нужно сделать?». Язык должен осваиваться сознательно, поэтому важно создать условия, когда дети хотят узнавать новое, учатся слушать друг друга и умеют оценить свой ответ и ответ одноклассника. Таким образом, основная педагогическая задача учителя русского языка - организовать условия для успешных учебных действий на уроке. В связи с этим можно определить следующие требования к уроку:

  1. Четкое формулирование цели урока и участие детей в целеполагании.
  2. Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля.
  3. Выбор оптимально сочетающихся форм работы на уроке, которые обеспечат познавательную активность учащихся.
  4. Учитель должен направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками и активизировать деятельность учащихся.
  5. Обучение учащихся самоконтролю и самооценке для формирования регулятивных и коммуникативных УУД.

Цель урока:

 создание условий для  формирования  УУД  cредствами  изучаемой темы на уроках русского языка

Задачи:

1. организовать повторение существительного (ПУУД)

2. подвести учащихся к формулировке цели урока, используя ключевые слова; (ПУУД)

3.подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила определения существительного и его грамматических признаков; (ПУУД)

4. организовать групповую работу по составлению кластера для выяснения усвоения учащимися  морфологических признаков существительного;  (  КУУД, ПУУД )

5.включить новые знания в систему ранее полученных знаний, повторить и закрепить их;  ( ПУУД, ЛУУД)

6.организовать рефлексию учебной деятельности на уроке. ( РУУД )

7. формулирование проблемы (ПУУД)

Ожидаемые результаты:

метапредметные

предметные

1. учащиеся осмысленно отвечают на вопросы  ( ЛУУД, РУУД)

1.учащиеся демонстрируют знание сущ. как части речи (ПУУД)

2. учащиеся могут прогнозировать содержание урока, осознать, что усвоено, и что надо усвоить (РУУД)

2.учащиеся осознанно выстраивают речевое высказывание ( ПУУД)

3. учащиеся могут самостоятельно сформулировать правило, используя ранее полученные знания ( РУУД)

3. учащиеся формулируют проблемы и создают способы решения проблем творческого и поискового характера (ПУУД)

4. учащиеся умеют работать в группе, планировать деятельность и сотрудничать (КУУД)

5. учащиеся осознанно выделяют материал, освоенный на уроке (РУУД)

6. учащиеся умеют оценивать свои действия и действия партнеров (КУУД, РУУД)

7.учащиеся умеют определять мотивацию учения ,  выбора задания)

Методы обучения

Средства обучения

Организационные формы обучения

Метод проблемного изложения и частично поисковый

Проектор, карточки с заданиями

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемая технология: технология  диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления


План урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

Приветствие учащихся и проверка их готовности к уроку.

Распределение учащихся по 3 командам.

Ответы на приветствие, подтверждение готовности. Распределение по командам. Выбор  капитанов команд, жюри.

На экране проектора   текст   с пропущенными существительными. Предложение сформулировать тему урока.

Чтение учащимися текста с вставленными существительными. Определение значения, роли существительного в речи,  предложении. Формулировка темы урока и цели.

Запись темы на доске, озвучивание темы и цели урока.

Запись названия темы в тетрадях.

Стадия осмысления ,реализации

Актуализация знаний (повторение). Фронтальный опрос учителем учащихся о существительном.  Учитель предлагает сформулировать проблему по теме урока командам, задает проблемный вопрос: Какие морфологические признаки сущ. мы должны узнать?

Дети отвечают на вопрос учителя, определяют основные понятия темы. Формулируют проблему и пути ее решения в виде кластера. Выступления капитанов команд.

Организация работы над проблемой.

Представление проблемы учащимися в своих кластерах. Оценка ответов учащихся жюри.

Учитель предлагает учащимся определить морфологические признаки существительного, выполнить несколько заданий.

Групповая работа.

Учащиеся выполняют задания, подготавливают рисунки, таблицы, схемы, показывающие морфологический признак существительного.

Задание первой команде

Письменно ответьте на вопросы: 1.Какой признак сущ. является постоянным? 2. Как определяется этот признак сущ.? Расшифруйте шараду: На р  я начинаюсь

На  о я продолжаюсь,

На д все в дом зовут.

Привести примеры сущ., указать морф.  признак.

 

Задание второй команде

Какой признак сущ. определяется падежным окончанием? Поможет ли вопрос определить этот признак? Расшифруйте шараду:

Нас в языке всего лишь шесть,

Но мы необходимы здесь,

Ведь существительное без нас

Не проживет и час.

Привести примеры сущ.    указать морф.  признак.

Задание третьей команде

Какой морфологический признак существительного определяется по роду и окончанию? Все ли существительные изменяются по падежам и числам?

Расшифруйте шараду

Мы - смекалистые дети,

Все хотим узнать на свете,

Мы искали и нашли,

Три …. прошли.

Привести примеры сущ.  указать  морф . признак.

Организация проверки выполненных заданий.

Выступления представителей команд. Оценка жюри ответов, выставление баллов.

Стадия рефлексии

Подведение учащихся к обобщению полученной информации. Предложение устно и письменно ответить на вопросы (заполнение таблиц)

1. С какими морфологическими признаками сущ. мы познакомились на уроке?

2.Какие задания наиболее заинтересовали меня? Что понравилось на уроке?

3. Как бы я оценил свою работу в команде?4. Как бы я оценил работу других в команде?

Формулировка правила о существительном как части речи, его морфологических признаках. Оценка своей работы и работы других в команде. Выступление жюри. Оценки командам и выступающим от команд.

Учащимся команд предлагается выбрать дом.  зад: 1.определить род и  склонение сущ. в записанном предложении: Своя рубашка ближе к телу. 2. Определи падеж сущ. :  Бегут по дорожке доски на ножках.

Запись  выбранного учащимися домашнего задания в тетради.

Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и универсальных учебных действий (УУД)

№ п/п

Учебное задание

Формируемые УУД

Стадия вызова

1.

Сформулировать тему урока по ключевым словам. Вопросы: 1.Как изменяется сущ.? 2. Какие морфологические признаки сущ. вам известны? 3. Для чего нам нужны сущ?

ПУУД (общеучебные): повторение ранее изученного материала.

РУУД (прогнозирование): выдвижение гипотез и их обоснование.

ЛУУД (смыслообразование): какое значение данная тема имеет для каждого учащегося.

Стадия осмысления, реализации

2.

Сформулировать проблему по теме урока, ответить на проблемный вопрос.

ПУУД : формулирование проблемы.

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

3.

Представить сформулированные проблемы в виде кластеров.

ПУУД (логические): создание способов решения проблем.

КУУД (управление поведением партнера): умение слушать партнера.

4.

Определить морфологические признаки сущ. , выполнив задания по командам.

ПУУД (общеучебные): структурирование информации.

КУУД (постановка вопросов) сотрудничество в сборе информации.

5.

Организация проверки выполненных заданий.

ПУУД  (логические):  доказательство своей гипотезы.

ПУУД (общеучебные)  : произвольное и осознанное построение речевого высказывания

КУУД  : умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

КУУД (управление поведением партнера): контроль и коррекция действий партнера.

Стадия рефлексии

6.

Подвести итог и обобщить полученную информацию. Ответьте на вопросы( приложение 3).

РУУД (оценка): выделение учащимися материала, освоенного на уроке.

КУУД (управление поведением партнера )  

контроль, коррекция, оценка действий партнера)

ЛУУД: нравственно-этическое oценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя их личностных ценностей)

7.

Записать выбранное домашнее задание

ЛУУД: самоопределение (мотивация выбора задания).


Приложение 1.

Образец кластера формулирования проблемы.

Приложение 2        Таблица результатов (заполняется жюри)  0 - 5 баллов

№ команды

кластеры

выступления членов группы

дополнительные

баллы оригинальность, креативность

общий итог

1 команда (род)

2 команда

 ( падеж)

3  команда (склонение)

Приложение 3        Рефлексия. Заполнение таблиц учащимися (  2,3,4 вопросы)

1.Что понравилось на уроке? Какие эмоции я испытал, работая на уроке? Устно.

2. Какие задания наиболее заинтересовали меня?  + или -

3. Как бы я оценил свою работу в команде? + или -

4. Как бы я оценил работу других в команде?  + или -

Лист самооценки

кластеры

вопросы

шарады

примеры

сущ.

выступления членов группы

моя оценка в команде

+

+

+

+

интересно

активная

+ -

+ -

+ -

+ -

не очень интересно

не очень активная

-

-

-

-

неинтересно

пассивная


Список литературы

  1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб  : ИПК СПО, 2012. – 244 с.
  2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  3. Ильюхина Е.А., Аксёнова Н.А. Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования // Национальный проект «Образование» . – 2012. – № 1. – С. 52–56.
  4. Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс], 2011. URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522 (дата обращения: 24.10.2015).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  6. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Москва – Просвещение-2014.

С-171-173.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...

Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....