Программа индивидуального развития ученика
методическая разработка по теме
Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_razvitiya_avtosohranennyy_avtosohranennyy_avtosohranennyy.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Большеяниковская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики
Программа индивидуального развития ученика 10 а класса
«Шаг за шагом»
Программу составила классный руководитель
Иванова Ирина Васильевна
Большое Яниково-2012
Паспорт программы
Наименование программы | Программа индивидуального развития ребенка «Шаг за шагом» |
Автор программы | Иванова Ирина Васильевна, классный руководитель 10 а класса МБОУ «Большеяниковская СОШ» |
Основание для разработки | С учетом имеющихся проблем и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать творческие возможности учащегося |
Актуальность проблемы | Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. |
Цель программы | Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества |
Задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации | 1 этап – диагностический (первое полугодие 10 класса). 2 этап – коррекционно – развивающий (второе полугодие 10 класса). 3 этап – аналитико-оценочный (2012 -2013г.) |
Исполнители программы | Классный руководитель, родители, школьный психолог, учащиеся класса, ученик |
Ожидаемый результат | 1.Повышение социальной активности ученика. 2.Положительная динамика творческого и личностного роста ученика в классном коллективе. 3.Повышение коммуникативной компетентности. 4.Формирование физически здоровой личности. 5Активное участие в жизни школы и класса. 6. Преодоление застенчивости и веры в свои возможности. |
Пояснительная записка
«Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его тоже во всех отношениях».
К.Д.Ушинский
Когда человек становится специалистом? В момент получения диплома? Или когда к нему приходит опыт? Найти себя, конечно, непросто. Но ведь случается: увлечёшься каким-то делом настолько, что оно становится твоим.
Учительство-такое состояние души, при котором школьные будни и праздники - это твоя жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность-это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанностей матерей, которая любит своих детей и живёт ради них.
Никто из нас, учителей, не идёт по проторенной тропе. У каждого своя дорога. У каждого свой класс, свои дети. Вот опять передо мной стоят новички. Учащиеся, закончившие 9-е классы разных деревень. После основной школы, где они находились много лет, в средней школе, они «рассыпались» по школе и вот из них нужно было «слепить» новый коллектив. Свой 10 класс, так получилось, я первый раз увидела на экзаменах. Они были знакомы и незнакомы одновременно. Это был мой плюс. 1 сентября- праздник: все радостные, воспитанные, спокойные. И вот начались будни, для нас создан общий коллектив. От меня зависит, каким он будет. Впереди - радостная и в то же время трудная работа.
С первого же дня, после знакомства, начинаю изучать каждого. Кто он? Как с ним найти общий язык? Передо мной стал вопрос: как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребёнка? Как всегда, в начале учебного года проводим анкетирование и определяем личностные качества каждого ученика. По результатам анкетирования выясняется, что один из учеников застенчивость поставил на первое место. В первый и последующие дни начинаю замечать: юноша необщителен, ни с кем в разговоры не входит. Для меня стало важно, чтобы в коллективе все чувствовали себя комфортно, не одиноко. И вот за будничными днями наступают праздники один за другим. В классе решили, что все юноши и девушки по - очереди будут участвовать на различных мероприятиях, проводимых в школе. Узнав об этом, ученик не остался на первое же мероприятие, просто ушёл.
По проведённым психологом и мной, классным руководителем, социометрическому опросу он и не был «отверженным» в классе. Как-то остались с девочками и стали говорить, почему же он не уверен в себе. От слов перешли к делу: стали давать ему разные поручения и он почувствовал ответственность. Не могу сказать, что юноша стал в центре внимания, но и одиноким в классе он не себя не чувствует.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, как классный руководитель, я помнила, что моя задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и добиваться максимального развития тех индивидуальных особенностей, которые характерны именно для данного ребенка. Только таким образом мы наряду с общими и типичными для нашего общества чертами будем воспитывать в детях и положительные черты, характеризующие их индивидуальное своеобразие.
В Программе:
- отражены приоритетные направления и задачи развития ребёнка;
- указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.
Целевые показатели:
- внедрение в практику классного руководителя научно проработанных программ воспитания учащихся;
- создание и утверждение нормативно- правовых документов, обеспечивающих деятельность программы развития ученического коллектива;
- отслеживание и динамика изменения в личностном росте учащихся;
- корректировка Программы.
Сроки и этапы реализации Программы:
1 этап - подготовительный (первое полугодие 10 класса).
- аналитико-диагностическая деятельность;
- поиск форм, методов, способов развития данного качества ученика;
- изучение современных технологий новаторов, обобщения их педагогического опыта.
2 этап – практический (второе полугодие 10 класса).
- использование на практике приемов, методов развивающей работы личности ученика;
- промежуточный контроль.
3 этап – обобщающий (2012-2013 г.)
- обработка и интерпретация данных за полгода;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития ученика.
Качественные показатели:
Реализация Программы развития ученика поможет заложить основы:
- достижения заданного качества ученика;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы с классом;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития ученика.
Принципы реализации Программы:
- Принцип психологической комфортности (создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели).
- Принцип адаптивности ( каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе).
- Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции (направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении).
- Принцип эффективности социального взаимодействия (направлена на расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Считаю, что вся работа должна строится на принципе системности, потому что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
1 этап-подготовительный
- Изучение жилищно-бытовых условий и составление социальной карты (акта обследования условий жизни несовершеннолетнего, проживающего в семье опекуна).
2 этап - практический
Цель диагностики - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Приоритетными здесь являются следующие задачи:
-диагностика познавательной деятельности учащихся;
-исследование эмоционально-личностной сферы;
-диагностика межличностных отношений;
- диагностика на тревожность личности;
-исследование в области профориентации.
-диагностику характера.
Программа развития ребенка
Направления | «Вместе с классом» | «Индивидуально» |
Здоровье | 1 Организация подвижных игр для физкультминутки. 2.Выпуск плакатов, посвящён ных Дню отказа от курения. 3. Классный час «Здоровье-всему голова». 4.Беседа «Никотин-медленный яд». | 1.Включить в состав команды КВНа между 10 классами. 2. Рекомендовать записаться в спортивную секцию. 3. Проследить за участием ученика в легкоатлетических кроссах. |
Познавтель ная деятель- ность | 1.Конкурс эрудитов. 2.Игра «Интеллектуальный бой». 3.Посещение уроков и кружков по математике, русскому языку, физике, обществознании. 4.Дискуссия «Для чего человек учится?» | 1.Контроль за выполнением домашних заданий. 2.Индивидуальный контроль за посещаемостью и успеваемостью. 3.Быть активнее на предметных неделях. 4.Принимать участие на конкурсах «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Чувашская ласточка». 4.Создавать исследовательские проекты. |
Творчество | 1.Внеклассное мероприятие «Мы все такие разные - но мы вместе». Поручить ребенку рассказать стихотворение «Толерантность». 2.Игра «Найди себя». 3.Подготовиться выступить в роли Деда Мороза. | 1.Выступить в роли Деда Мороза. 2.Психологический практикум «Мои недостатки». 3.Доверительная беседа «Почему я не уверен в себе?» 4. |
Профессиональная подготовка Коммуникабельность | 1.Тестирование «Кем я хочу стать?» 2.Современные специальнос ти. Какие они? (беседа) 3.Встреча с выпускниками. 4.Класный час «Дороги, которые мы выбираем». 1.Деловая игра «С кем бы я пошёл в разведку?» 2.Игра «Коммуникация» 3.Игра «Король комплимента». 4.Посещение русского драмтеатра в г. Чебоксарах. | 1.Индивидуальная беседа по итогам тестирования. 2.Упражнение «Найди себя». 3.Поручить задания по уборке класса. 4.Назначить ребенка ответственным за дежурство в классе. 1.Индивидуальная беседа «Мои достоинства и недостатки». 2.Психологический практикум «Друзей не выбирают». 3.Создание ситуации успеха по преодолению некоторых качеств. |
Ожидаемые результаты по реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- Сформировать жизненную позицию подростка, помочь преодолеть излишнюю замкнутость, застенчивость, неуверенность, повысить самооценку учащегося и помочь ему органично вписаться в коллектив сверстников.
- Научить понимать жизнь такой, какая она есть, относиться к ней позитивно и уметь делать выбор.
- Воспитать законопослушного гражданина, обладающего правовой грамотностью.
Список литературы
- Т.А. Шишковиц. Справочник социального педагога. 5-11 классы. 2007 год.
- Материалы из интернета.
- Соловьева З. В. Педагогическая диагностика. Чебоксары. 2003 год.
Приложение
Тест «Знаешь ли ты себя?»
Инструкция. Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.
1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5. Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?
10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11. Читаете ли вы любовные романы?
12. Избегаете ли вы одиночества?
13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?
15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка результатов теста. Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма, например 45.
Интерпретация результатов
От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.
От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.
От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолевать препятствия.
Тест «Какое у тебя здоровье?» |
Начало формы
Конец формы
(Психологические тесты для тинэйджеров/Сост.Т.В.Орлова. — Киев: ООО «Таир», 1997. —190 с.) |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ученика 9 класса
Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА
Цель программы: Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...
программа индивидуального развития ученика 9 класса
Программа предназначена для коррекции учеников 9 класса индивидуального обучения...
Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.
Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....
Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя"
Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя". Цель: развитие творческих и исследовательских способностей. Рассчитана на два года. В программе представлены результаты....
Программа индивидуального развития одарённого ученика
Цель: формирование личности разносторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека высоконравственного, глубоко и разносторонне образованного....