Программа индивидуального развития ребёнка
методическая разработка на тему
Программа направлена на самораскрытие ребёнка как личности. Ее разделы охватывают практически все сферы человеческой жизни. Каждое направление позволяет решить воспитательные задачи и достичь желаемого результата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_razvitiya_rebyonka.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа индивидуального развития ребёнка |
Автор | Михайлова Светлана Геннадьевна, классный руководитель МБОУ «СОШ №39» г. Чебоксары |
Основание для разработки программы | Реализация приоритетного национального проекта «Образование» от 5 сентября 2005 года: внедрение инновационной деятельности в воспитательный процесс с использованием личностно-ориентированного подхода к ребёнку |
Цель программы | Создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самовыражению и успешной адаптации в социуме и в образовательной среде |
Задачи программы | Расширение круга интересов подростка. Развитие творческих и интеллектуальных способностей подростка. Создание условий для поддержания стабильного здоровья. Оказание психолого-педагогической помощи в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределении. Осуществление сотрудничества и взаимодействия между учеником, педагогом и родителями. Выявление уровня развития подростка степени её социальной адаптации и свойства личности. |
Основные мероприятия |
|
Участники программы | Классный руководитель, учащиеся класса, администрация школы, учителя- предметники, психологи, медицинский персонал, социальные педагоги и родители, педагоги дополнительного образования. |
Ожидаемые результаты | Достижение высокого образовательного уровня. Формирование гармонично развитой личности: интеллектуальной, креативной, толерантной, здоровой. Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащейся. Оптимизация самооценки ученика, расширение позитивных социальных контактов. Формирование активной жизненной позиции подростка. Организация презентации достижений учащейся за четыре года. |
Принципы реализации Программы |
|
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ « Об образовании».
- Закон ЧР « Об образовании».
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция РФ,
- Закон « О правах ребёнка», « О защите прав детей
- Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
- Школьные программы: «Развитие воспитания», «Здоровый образ жизни», «Подросток и закон», «Школа и родители», «Досуг».
Условия реализации Программы:
- создание мотивационного поля и благоприятных условий, возможностей для полноценной работы над реализацией Программы;
- осознание необходимости решения проблемы;
- координация действий всех участников Программы;
- личностно-ориентированный подход;
- организация деятельности учащейся.
Комплекс методов психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседа;
- интервьюирование;
- тестирование;
- анкетирование;
- тренинги;
- деловые игры;
- изучение продуктов ученического творчества.
Методы и формы педагогического воздействия
- Убеждение
- Пример
- Разъяснение
- Пожелание
- Создание ситуаций
- Совместное изучение результатов деятельности
- Внушение
- Тренинг
- Беседа
- Просьба
- Совет
- Одобрение
- Наблюдение
- Ведение учета, записей, дневника
- Соревнование
- Поощрение
- Создание ситуаций успеха
Важнейшие заповеди нравственного воспитания
«Золотое правило» нравственности: Не делай другому того, чего себе не желаешь.
- Доброта
- Эмпатия
- Честность
- Вежливость
- Справедливость
- Уважение
- Дружба
- Трудолюбие
- Патриотизм
Дополнительное образование
- Кружок «Декоративное вязание».
- Клуб английского языка «Восходящие звёзды»
Сотрудничество с родителями
- Беседы
- Консультации
- День открытых дверей
- Родительские собрания
- Создание сайта класса
- Классные и школьные мероприятия
- Родительское патрулирование
Этапы и направления Программы
«Тропинка к своему «Я»»
Деятельность по реализации
программы индивидуального развития ребенка
1. Учебно-познавательная деятельность
Цель: развитие познавательной активности.
- Задачи: 1) выявление индивидуальных способностей;
- 2) развитие умений и навыков в учебной деятельности;
- 3) развитие самостоятельного мышления;
- 4) выработка потребности в постоянном пополнении своих знаний;
- 5) формирование стремления к сочетанию личных и общественных интересов.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Углубленное изучение отдельных предметов (русского языка и литературы, обществознания, английского языка и чувашского языка) | Элективные курсы, кружки по данным предметам, факультативы, консультации, информирование родителей об учебной деятельности ученицы, беседы с учителями-предметниками | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители | |
Участие в олимпиадах | Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам, консультации | Кл. руководитель, учителя-предметники | |
Участие во Всероссийских и республиканских конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Чувашская ласточка» и дистанционных олимпиадах | Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам, консультации | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители | |
Научно-исследовательская работа | Создание и защита проектов, исследовательских работ и рефератов, участие в конкурсах. Предметное обучение, олимпиады, конкурсы Уроки творчества и презентация работ | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители | |
Участие в предметных неделях | Участие в предметных конкурсах, конференциях. | Кл. руководитель, учителя-предметники |
2. Развитие творчества и самостоятельности
Цель: создание условий для проявления учащейся инициативы, самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи: 1) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащейся во внеурочной деятельности;
2) создание условий для равного проявления своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
3) просвещение и консультации в выборе кружков, секций и т. д.;
4) стимулирование инициативы и активности учащихся.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Организация коллективной деятельности, развитие креативности | Участие в самоуправлении класса, в КТД, общешкольных праздниках, классных вечерах, концертах, постановках. Подготовка и проведение тематических классных часов, творческих вечеров. | Кл. руководитель, актив класса, зам. директора по ВР, родители | |
Самопознание и самовоспитание | Анкетирование. Тесты по самопознанию. Ознакомление подростка с основными методами и приемами самопознания. Тренинги. Посещение музеев, выставок, театров, кинотеатров, кружков. Беседы. | Кл. руководитель, психолог, родители | |
Развитие творчества и самотворчества | Участие в организации деловых тренингов, походах, объединениях по интересам, КТД. Демонстрация достижений | Кл. руководитель, актив класса, родители |
3. Воспитание толерантной личности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование
Цель: воспитание толерантной личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к саморазвитию, самовыражению.
Задачи: 1) создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации в обществе;
2) формирование у учащейся представления о различных нормах поведения;
3) научить решать возникающие проблемы мирным путём, воспитывать понимание сущности ответственности и исполнительности, точности, активности.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Расширение представлений о различных формах социального устройства жизни, формирование положительного отношения к обществу | Индивидуальные беседы с учителями истории и обществознания. Диспуты с участием класса. Тренинг этнической толерантности. Встречи с ветеранами вооруженных сил, выпускниками школы, государственными служащими. Просмотр информационных телепередач, чтение газет. | Кл. руководитель, учителя истории и обществознания, родители | |
Формирование вечных общечеловеческих ценностей (добро, истина, красота) | Беседы. Тренинг общения и взаимодействия. Анкетирование. Тесты. Диспуты. Этические и эстетические темы в классе. | Кл. руководитель, руководитель музея, библиотекарь школы, психолог | |
Формирование идеала человека, жизненной позиции (образ человека, образ жизни) | Беседы. Диспуты. Классные часы. | Кл. руководитель, зам. директора по ВР, учитель истории, родители | |
Отношение к Родине, к родителям | Классные часы. Классные вечера и другие мероприятия с участием родителей. Приглашение родителей на выступления подростка в КВНах, конференциях, диспутах. Творческие работы. Экскурсии. Выступления с докладами. | Кл. руководитель, учитель русского языка и литературы, учитель истории родители | |
Формирование человеческих норм общения и поведения | Тренинги. Анализ ситуаций, происходящих с подростками. Беседы. Диспуты. Участие в благотворительных акциях. | Кл. руководитель, психолог, родители | |
Формирование индивидуального этикета | Психологические и этические тесты в помощь осознания своего поведения в обществе. Ситуационные упражнения. Беседы. Диспуты. Мастер - классы. | Кл. руководитель, психолог, родители | |
Формирование позитивной самооценки | Тестирование. Анкетирование. Беседы. Диагностические занятия. Конкурсы. Уроки творчества. Участие в классных и школьных мероприятиях. Посещение кружков. Встреча с интересными людьми. Участие в классном самоуправлении. Тренинг ассертивного поведения. | Кл. руководитель, психолог, социальный педагог | |
Ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование | Личностная диагностика. Тесты. | Кл. руководитель, психолог | |
Формирование интереса к осознанному выбору профессии | Карта интересов. Тренинг выбора профессии. | Кл. руководитель, психолог |
4. Здоровый образ жизни
Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей
Задачи: 1) диагностика и учет заболеваний учащейся;
2) развитие навыков самообслуживания;
3) формирование положительного отношения к занятиям спортом с минимальной нагрузкой;
4) формирование негативного отношения к вредным привычкам;
5) развитие навыков полноценного отдыха и стимулирование позитивного поведения;
6) сотрудничество с внешкольными организациями, помогающими вести просветительскую работу;
7) сотрудничество с родителями и учителями-предметниками.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Приобщение к здоровому образу жизни | Участие в спортивных соревнованиях между классами в качестве болельщика. Туристические походы и поездки. Утренняя зарядка. Спортивные игры и праздники. Походы и экскурсии. Классные часы. Спортивные конкурсы. Встречи с врачами-специалистами. Беседы, дискуссии о пользе спорта. Родительские собрания. Индивидуальные консультации для ребёнка и родителей. Участие в акциях. | Кл. руководитель, учитель физкультуры, родители | |
Формирование полового самосознания и здорового образа жизни | Встречи с врачами- специалистами, школьным психологом. Анкетирование индивидуальное и в группе. | Кл. руководитель, школьная медицинская сестра, психолог, родители | |
Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам как средству сохранения здоровья | Встречи с медицинскими работниками, обследования специалистами по коррекции незначительных отклонений | Кл. руководитель, школьная мед. сестра, родители | |
Формирование навыков безопасного поведения | Беседы на уроках ОБЖ. Встречи с работниками МЧС и МВД. Диспуты. Классные часы. Мастер - классы: «Это должен знать каждый». Индивидуальная консультация. «Дни здоровья» в школе и классе. | Кл. руководитель, учитель ОБЖ, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"
Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...
Программа развития ребёнка
Программа индивидуального развития ребёнка ...
Программа "Здоровый ребёнок"
Разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного про...
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
Проверочный тест по теме "Жилище" для учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый ребёнок", 6 год обучения
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся после изучения темы "Жилище". Задания подобраны с учётом особенностей данной категории детей....
Программа: «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН» Домашнее визитирование как форма реабилитации ребёнка-инвалида в семье
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧИРКЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ САИДА АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ"Программа:«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН»...