Зависимость успешности изучения иностранного языка от ведущего полушария учащихся
статья по английскому языку по теме
Данная статья может пригодиться для специалистов в области педагогики, психологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Галиахметова Э.С. и Каримова Л.М.
Зависимость успешности изучения иностранного языка от ведущего полушария учащихся
Известно, что в учебном процессе основная задача для каждого преподавателя заключается в том, чтобы ученики освоили материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Но, несмотря на усердие учителей, некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом, и, в конечном счете, это ведет к тому, что большинство людей, окончивших общеобразовательную школу, например, не могут говорить свободно на изучаемом языке. Это можно объяснить тем, что методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной может быть различие школьников по ведущему полушарию.
Успешность обучения в значительной степени определяется личностными особенностями, формирующимися в связи с латеральной организацией индивида. Изучение функциональной асимметрии мозга (ФАМ) позволяют получить сведения, которые могут быть использованы для оптимизации учебного процесса и прогностического планирования в сфере образования.
Межполушарная асимметрия психических процессов – это функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функции ведущим является левое полушарие, других – правое [1]. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
А) доминирование левого полушария – словестно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
Б) доминирование правого полушария – конкретно – образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
В) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди, т.е. амбидекстры).
Теория функциональной асимметрии полушарии головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал, однако одной из актуальных проблем нейрофизиологии межполушарных отношений является проблема учёта ФАМ в обучении иностранным языкам.
Учебная деятельность построена таким образом, что у левшей, как и правшей, преимущественно развиваются функции левого полушария. Правое полушарие при этом остается «недогруженным». Вследствие этого в учебной деятельности школьников недостаточно используются резервы правополушарного способа обработки информации и поэтому не обеспечивается гармоничное развитие обоих полушарий.
Для проверки предположения о зависимости успешности изучения иностранных языков от доминирующего полушария мы провели исследование с учащимися 10-11 классов МБОУ СОШ №2 с. Аскино Аскинского района, Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 27 учащихся, в том числе 6 леворуких и 21 праворукий. В качестве экспериментальных методик были выбраны: тест Мандала Юнга, тест на выявление доминирующего полушария (Князева М.Г. и Вильдавский В.Ю.), тестовые задания на проверку знаний по всем аспектам ИЯ (лексики, грамматики, аудированию). Кроме того, проверялось качество письма правой и левой рукой.
Данные статистической обработки результата эксперимента (корреляционный анализ) позволили выявить 13 достоверных взаимосвязей между доминирующим полушарием и успешностью обучения учащихся не только всем аспектам иностранного языка, но и по другим школьным дисциплинам. Анализ результатов эксперимента показал, что правополушарные учащиеся более успешны по итогам лексического теста и теста по аудированию на английском языке, по сравнению с левополушарными. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что учащиеся с доминирующим правым полушарием обладает более высоким потенциалом в обучении иностранному (английскому) языку, по сравнению с левопушарными учащимися.
Мы считает, что результаты проведенного исследования могут быть полезны для практического применения в работе педагогов, в первую очередь преподавателей иностранного языка, поскольку ясно дают понять необходимость учета психологических особенностей школьников, создающего благоприятные условия в процессе изучения иностранного языка.
Литература. 1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическая и психофизиологическая сопровождение обучения. М.:ТЦ Сфера,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
Повышение мотивации как необходимое условие для успешного изучения иностранного языка.
Что такое мотивация.Виды мотивации.Способы повышения мотивации у обучающихся....
Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...
Дистанционное обучение как один из важнейших компонентов успешного изучения иностранного языка
Статья, посвященная роли дистанционного обучения и его элементов в успешном освоении курса иностранного языка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка
Материал имеет целью рассмотреть роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка с точки зрения обновления содержания обучения, формирования социальных к...
"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"
quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...