Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"
материал по английскому языку на тему
Мой стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК методическим системам, но и творческим подходом к их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в решении поставленных задач.Использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что могло бы заинтересовать детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка»
Содержание
I.Введение.
II.Основная часть.
1.Цели работы.
2.Задачи.
3.Процесс реализации данной темы.
4.Актуальность темы.
5.Нетрадиционный урок.
5.1.Компьютер на уроке;
5.2.Урок-ролевая игра;
5.3.Урок-пресс-конференция;
5.4.Урок-дискуссия;
5.5.Урок-защита проекта;
5.6.Урок-игра;
5.7.Урок-экскурсия;
5.8.Урок-сказка.
III. Заключение.
Мой стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК методическим системам, но и творческим подходом к их реализации, позволяющим на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в решении поставленных задач.
Приступая к работе над темой ставлю перед собой задачу чему конкретно должны научиться учащиеся, что знать и уметь. Этому способствует перспективный тематический план, построенный с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. В таком плане я предусматриваю, отбираю и комбинирую все то, что приводит учащихся к желаемому результату: вычленяю из упражнений и текстов лексику для активного усвоения, иногда перераспределяю языковой материал по урокам, предусматриваю тематику итоговых сообщений учащихся, определяю форму и методику повторительно-обобщающих уроков, подготовку к ним учащихся.
Считаю необходимым основательно продумывать каждый урок, чтобы провести его как единое целое, с четкими установками, направленными на развитие речемыслительной активности учащихся, с обоснованными переходами от одного этапа к другому, комбинирую материалы разных уроков в один новый, связывая его с жизненными ситуациями. Особое внимание уделяю организации самостоятельной работы (индивидуальной, парной, группами). Все этапы урока заканчиваются анализом проделанной работы.
Планируя урок, продумываю его оснащение, максимально воздействующее на учащихся и обеспечивающее использование языка как средства общения. Это могут быть тематические плакаты, высказывания на иностранном языке, рисунки самих учащихся, их творческие работы.
Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работу с ним организую так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры. Последние годы работаю над темой «Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся».
Работая в данном направлении перед собой поставила такие цели:
- создание психолого-педагогических условий обучения учащихся разными способами в зависимости от их способностей и индивидуальных стилей обучения;
- развитие культуры учения учащихся как основания жизненного самоопределения и саморазвития на протяжении всей жизни.
Задачи:
- развитие ценностных установок учащихся по отношению к учению на основе предоставляемой возможности рефлексии своей учебной деятельности;
- открытие своих возможностей индивидуального развития, создания атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества;
- развитие культуры учебной деятельности как условия успешности учения;
- на основе современных интерактивных форм организации образовательного процесса развитие самоорганизации, самовыражения, самостоятельности, самореализации, самоопределения учащихся в учебной деятельности;
- содействие развитию форм совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.
- интеграция учащимися различных способов и стилей обучения;
- индивидуализация образовательного процесса;
- разработка учащимися собственных индивидуальных проектов;
- способствование повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии.
- развитие у учащихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; развитие исследовательских умений.
Процесс реализации данной темы.
В процессе реализации данной темы вела работу по выявлению мотивации к изучению английского языка, по выявлению детей, склонных к лингвистической одаренности. Для достижения хороших результатов обучения использую магнитофон, телевизор, компьютер, раздаточный материал, наглядные пособия, разрабатываю тесты. В своей работе пользуюсь фондами школьной библиотеки, литературой сельской и районной библиотек, использую Интернет. Систематически совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации.
Актуальность темы
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта. Что возможно только при рефлексивном осознании учеником своей деятельности. Таким образом, важнейшей характеристикой выпускника должна стать мотивация к дальнейшему развитию. Однако, можно констатировать, что у большинства учащихся низкий уровень мотивации к обучению и тем более к самообразованию.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Как замотивировать школьников на изучение английского языка? В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: урок- деловая или ролевая игра, урок – пресс-конференция, урок-соревнование, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, урок-игра, урок-праздник, урок-суд, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.
На своем опыте убедилась, что на таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, по моему мнению, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-сказка, урок-праздник, урок-игра, урок - ролевая игра, урок-экскурсия, урок–защита проектов, интеллектуальный марафон и другие.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?
Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
- использование коллективных форм работы;
- привитие интереса к предмету;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- активизацию деятельности учащихся;
- при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
- более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
- становление новых отношений между учителем и учениками
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранному языку. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Основная цель обучения языку (любому: родному или иностранному) сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, писать официальные и неофициальные письма, электронные сообщения, резюме, разнообразные поздравления и сочинения; т.е. формирование коммуникативных компетенций. Вопрос интеграции иностранного языка с другими областями знания всегда был актуальным, представляющим особый интерес.
На своих уроках я использую элементы интеграции со следующими предметами: литературой (изучение творчества писателей, поэтов), историей (страноведческий материал), географией (изучение географического положения стран), музыкой (изучение стилей музыки, творчества композиторов), биологией (беседа о защите окружающей среды). Особое место в этом ряду в последнее время занял предмет информатика.
Компьютер на уроке
В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит. Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, т.к. все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает учиться.
Урок с использованием компьютерного тестирования
- Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов;
- объективность в оценке знаний;
- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.
Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Тесты составляю при помощи программы Microsoft Office PowerPoint с поддержкой макросов.
Урок с применением компьютерных обучающих программ
Обучающая программа “Профессор Хиггинс” может успешно применяться на уроках грамматики. Данный курс содержит 130 уроков. Каждый урок посвящен определенному разделу грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, поставь слово в нужной форме, подбери нужное слово из предложенных и т.д. Выполняя упражнение, учащийся может потренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Программа позволяет проверить себя в процессе выполнения упражнения: нужно набрать правильный ответ, если он правильный, компьютер его примет. Если неправильный, вам будет дано еще две попытки. Если ученик ошибется опять, компьютер даст подсказку. Курс очень удобен для учителя и экономит много времени. Один взгляд на экран, и учитель знает, правильно ли ученик делает упражнение, потому что неправильные ответы выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя будет информация о количестве ошибок, сделанных учеником.
Естественно, эта работа вносит разнообразие в скучную для учащихся работу над грамматикой, т.к. все мы знаем, как они не любят ей заниматься. Поэтому эту программу уместно применять после объяснения грамматического явления и его первичной обработки. У нас в школе учащиеся работают в кабинете информатики с 7 класса, поэтому эта программа используется в процессе работы над грамматикой, начиная с этого возраста.
- Сегодня современные информационные технологии применяются на всех уроках и во внеурочной деятельности. Один из примеров такой совместной деятельности учителя иностранного языка и информатики – это реализация мини-проекта на уроке английского языка в 9 классе.
Тема проекта: Создание презентации «АЛФАВИТ»
Тип проекта: Межпредметный групповой мини-проект, проводится двумя учителями – информатики и английского языка.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютеры, набор цифровых иллюстраций, программа POWER POINT, англо-русские словари.
Триединой целью данного занятия было следующее:
Образовательный аспект: закрепление понятия АЛФАВИТ, формирование и накопление знаний и умений в области компьютерного представления результатов проектной работы, умение работать со словарем;
Развивающий аспект: развитие умения работать в группе, развитие умения ставить и разрешать проблему, развитие мышления при работе со словарем.
Воспитывающий аспект: воспитание и развитие толерантности, самооценки, усидчивости, пунктуальности, организованности.
Занятие не совсем обычное. Результатом должна стать компьютерная презентация, которую можно будет использовать в качестве наглядного пособия на уроках английского языка во 2-м классе при изучении алфавита. Учащиеся работают группами по 2 человека. Каждой группе предлагается задание создать слайды для 3-х букв алфавита. Затем получившиеся слайды собираются в единую презентацию. Для каждой группы на компьютере приготовлены наборы цифровых иллюстраций, которые ученики должны будут использовать при подготовке слайдов. Класс делится на группы. Для создания приблизительно равных стартовых возможностей групп необходимо комплектовать группы по принципу: в каждой группе должен быть учащийся, хорошо знающий программу. При помощи лотереи между группами распределяются буквы английского алфавита. Учащиеся для каждой буквы создают слайд-иллюстрацию. Группа, первая закончившая работу, начинает сбор презентаций и сведение их в одну общую презентацию. Результат коллективного творчества проецируется на экран.
Такая форма сотрудничества представляется оптимальной. Компьютер воспринимается учениками не только как объект изучения, но и как полезный инструмент для решения практических задач. Это готовит их к жизни в информационном обществе. Важно и то, что взаимодействие учителей разных предметов обогащает их в методическом отношении и создает условие для творческой реализации.
Остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков.
Урок - ролевая игра
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:
- Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.
- Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера.
- Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.
- Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
- Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.
Приведу пример использования ролевой игры в 7 классе.
Тема “Добро пожаловать в Россию!”
Предварительно на уроке мы обсудили проблему, ученики разбились на 2группы. Первая группа представляла учеников из России, вторая - туристов из Лондона. Ребята из России, используя слайды мультимедийной презентации, рассказали о России, о Москве, о Ставропольском крае, о Ставрополе, о своем родном ауле, пели песни, читали стихи на татарском, туркменском языках, исполнили русский народный танец «Валенки». В свою очередь «англичане» рассказали о своей стране, о Лондоне, о праздновании Рождества, все вместе спели песню “Jingle Bells” Дома каждой группе нужно было обдумать вопросы, варианты своих ответов, вступительную и заключительную речь. Следует сказать, что ученики отнеслись к заданию ответственно, так как следующий урок, на котором прошла игра, удивил не только участников процесса, но и учителя. Вопросы были разнообразными, речи выступающих интересными. Дети были настолько увлечены игрой, что совершенно не боялись говорить. Учащиеся в презентации проектов по темам «Россия» и «Страны Соединенного Королевства Британии», «Москва», «Лондон», «Мой край», «Ставрополь», «Мой аул» проявили большое творчество и самостоятельную работу в отборе материала.
Для проведения урока было выбрано сочетание словесных, наглядных методов, метода проектов (мультимедийные презентации), т.к. именно эти методы конкретно решали поставленные задачи на уроке. Использовались такие средства обучения как компьютер, видеозапись, проекты учащихся, наглядность. На уроке царила хорошая психологическая атмосфера; песни и стихи, звучавшие на уроке, явились «украшением» урока, эмоциональной разрядкой, создали хорошее веселое настроение. Все поставленные задачи удалось реализовать в полном объеме.
Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Поэтому, чтобы урок не становился шаблоном, однообразием, необходимо использовать различные нестандартные и оригинальные приёмы и способы «оживления» урока. Это можно увидеть на примере урока в 6 классе по теме «Новое в мире животных». Выбранная форма проведения урока ролевая игра даёт широкие возможности для активизации учебного процесса. Организация групповой работы на уроке позволяет учащимся учиться работать в сотрудничестве. Включение в урок элементов проектной деятельности развивает творческие способности учащихся.
Соревновательный и игровой аспекты учебного занятия позволяют достичь эффекта раскрепощённости, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. Разнообразные виды заданий, наглядные и раздаточные материалы, использование ТСО обеспечивают достижение цели и задач урока. Нестандартная форма урока (ролевая игра) и использование новых технологий (проблемная и проектная) усиливают личную сопричастность каждого ученика к происходящему на уроке, создают общий побудительный фон к деятельности.
«Телемост «Москва – Лондон».
Место занятия в учебном процессе: Тема «Страноведение», итоговое обобщение. 7класс.
Цель проведения - это повышение мотивации учеников к изучению английского языка и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, расширение кругозора учащихся.
Были использованы следующие методы и приемы:
- Через вводную беседу организуется процесс повторения, сравнения и развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
- Организация работы с источником информации – наглядными пособиями - позволяет использовать визуальную память для закрепления и обобщения материала.
- Презентация способствует установлению логическую связи между этапами занятия, т.к. постоянное обсуждение нового пункта плана начинается с демонстрации слайда, что позволяет видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала. Она позволяет развивать зрительное внимание, память, пространственные ориентировки.
- Учитываются и индивидуальные особенности учеников. Можно сочетать работу в паре, группе, самостоятельную работу учеников по индивидуальным заданиям.
- Ученикам предлагается большой иллюстративный, наглядный материал по теме, что позволяет расширить их словарный запас, кругозор.
Урок – пресс-конференция
Tакой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Например, в 10 классе, по теме “ Political System of Russia”. После закрепления и активизации в речи лексики и повторения всех типов вопросов, делимся на группы. Одна группа является представителями политической системы России, другая – представители зарубежной прессы. Все готовятся дома основательно, особенно россияне, т.к. их ответы должны быть полными, понятными. Кроме того, готовятся карточки, на которых написаны названия газет. На уроке группы садятся напротив друг друга. Начинается пресс-конференция. Корреспондент может начать так: “I have a question to ...”, “ May I ask a question to ...?”, “Will you answer my question please? “ и т.д. Затем идет непосредственно вопрос, на который отвечает тот, кому он адресован. Детям нравятся такие уроки, т.к. они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Урок-конференция развивает навыки говорения, умение подготовить связное высказывание по теме, владея большим дополнительным материалом, умения выразить свое отношение к теме.
Урок-дискуссия
Применение КСО позволяет проводить уроки с элементами дискуссии, уроки-диспуты. Проведение таких уроков возможно только на продвинутом этапе, когда объем лексико-грамматических средств, которыми владеют ученики, а также сформированность соответствующих речевых навыков и умений позволяет обратиться к данной теме группового общения.
Дискуссия представляет собой обмен мнениями по спорной неоднозначной проблеме. Ее структура предполагает:
- выдвижение и защиту тезиса первыми участниками;
- опровержение данного тезиса и аргументы второго участника.
Как только оппоненты согласятся друг с другом или придут к единому выводу, дискуссия может быть прекращена. Как правило, дискуссии очень эмоциональны.
Урок-дискуссия по теме «The Internet»
Arguments for:
1. Quick access to information of any kind.
2. Convenient means of communication. It’s a global communication system
3. Means of education.
4. We can take classes, prepare reports, etc...Means of entertainment.
5. Internet will soon become a major instrument of commerce used for
shopping, advertising, games, news, e-mail and education.
Arguments against:
1. Spending long hours in front of the screen is very harmful for out health, especially for our eyes.
2. It’s rather expensive.
3. Some people become Internet addicts; they live virtual life instead of read life.
4. Computers will never be as intelligent as people. They can’t fulfill creative tasks.
5. It requires a lot of time.
Побеждает та группа, которая дала наибольшее количество аргументов. В заключение урока один делает вывод, обобщая аргументы «за» и «против» Интернета.
Подобные уроки- дискуссии можно провести по другим темам в старших классах, например, «To smoke or not to smoke? Should smoking be banned in public places?» После урока, как правило, делимся впечатлениями, определяем, что удалось, а что не очень, планируем, по какой теме можно провести такой урок.
Урок-защита проекта
Проектная методика при обучении английскому языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника (“Человек и его окружение”).
Цели метода проектов
- Показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский метод;
- Реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
- Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку: совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
- Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.
В ходе выполнения ряда проектных тем представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках английского языка и информатики. Приведу пример осуществления таких связей с использованием метода проектов на некоторых этапах работы по теме «Защита окружающей среды».
Тип проекта - смешанный (практико-ориентированный и исследовательский)
Предметно-содержательный признак - английский язык и биология.
Цель проекта: Исследование экологических проблем; поиск путей решения этих проблем в обществе; поиск и изучение соответствующих материалов; развитие критического мышления, коммуникативных умений
Исследовательская проблема: Как демократическое общество решает проблемы окружающей среды.
Было создано три группы.
- 1 группа защищала проект в виде карты «Экологическая ситуация в нашем ауле»
- 2 группа – мультимедийная презентация «Экология предполагает деятельность»
- 3 группа – «Животные в опасности» (рассказали о животных, подверженных опасности исчезновения)
При защите проекта учитывалось следующее:
- Качество представляемого материала.
- Объем и глубина знаний по данной теме, эрудиция, межпредметные связи.
- Культура речи, использование наглядных средств.
- Ответы на вопросы, полнота, аргументированность, убежденность.
Урок-игра «Зов джунглей»
Итоговый урок во 2 классе по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English»
Учить английскому языку второклассников – это и трудно, и интересно. С одной стороны, семи-восьмилетние ученики - большие непоседы. Им трудно внимательно слушать более десяти минут, выполнять монотонные задания и просто усидеть сорок минут урока. Но в то же время именно эти дети подкупают своим огромным желанием учить новый язык и восторженно рассказывать о своих успехах. А еще это шанс для учителя – взрослого человека – вернуться в детство, так как без игр, стихов, песен (и даже танцев), рисунков и игрушек на уроке просто не обойтись.
Я предлагаю вашему вниманию урок-игру “Зов Джунглей” для учащихся второго класса. Мы проводили его в конце учебного года, и на него были приглашены родители. У нас получился и праздник, и подведение итогов.
Игра-соревнование «Интеллектуальный марафон»
Сценарий данного мероприятия был составлен на основе содержания учебника, по которому ведется обучение. Мною была выбрана игровая форма проведения мероприятия, т.к. игра является одним из эффективных способов приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка. В игре всегда предполагается решение: как поступить, что сказать, как выиграть. За несколько дней до игры учащиеся были ознакомлены с условиями ее проведения и получили домашнее задание: выбрать капитана, придумать название и девиз команды, изготовить именные значки. Это позволило снять «боязнь» и способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы.
Каждый конкурс был посвящен той или иной теме («Животные», «Литературные герои», «Знаменитые люди», «СК Великобритании и Северной Ирландии» и др.), что способствовало более прочному усвоению программного материала, формированию и закреплению у учащихся навыков иноязычной речи.
Работа в командах способствовала формированию у учащихся таких положительных личностных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи. Успех одного – успех всей команды, а успех всей команды – успех одного. Выполнение заданий занимало немного времени и позволяло проверить одновременно всех учащихся, которые были поставлены в равные условия, т.е. работали в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дали возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер и усталость. Благодаря игре учащиеся расширили границы своих знаний в области географии, культуры, истории стран изучаемого языка.
Полагаю, что проведение подобных мероприятий позволяет обеспечить довольно высокий уровень усвоения реалий, национально-специфической информации и служит стимулом к дальнейшему получению информации лингвострановедческого характера.
Урок-экскурсия.
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также. Примером проведения урока-экскурсии стал урок в 8 классе по теме «Британский парламент» по УМК”Happy English.ru” авторов К.Кауфман и М.Кауфман. При планировании были учтены такие особенности класса как активность, высокая коммуникативность, творчество и самостоятельность.
ЦЕЛИ УРОКА:
- учебный аспект – развитие навыков аудирования;
- развивающий аспект – развитие умения найти требуемую информацию в воспринимаемом на слух тексте, умения трансформировать полученную информацию для ответов на вопросы;
- познавательный аспект – увеличение объёма знаний об особенностях страны изучаемого языка; знакомство с политической системой страны изучаемого языка
- воспитательный аспект – расширение кругозора учащихся, воспитание общекультурной осведомленности.
Урок-сказка
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-сказка. Использование такой формы урока иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка сказки — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных и творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к языку, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно то, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Обычно я провожу такие уроки в начальных классах. Но учащиеся 5-6классов тоже принимают активное участие в постановках. Мы с ребятами ставили сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка».
Заключение
Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к потере интереса к предмету.
Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Как я уже говорила, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Итак, в заключение хочу сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что могло бы заинтересовать детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Литература
1. Голицинский Ю.Б. USA. Соединенные штаты Америки. Пособие по страноведению. Издательство Каро.2007г.
2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2002 - №3.
3. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.5-9классы. Издательство ВАКО.2007г.
4. Зайкова О.А. Увлекательный английский. Издательство «Учитель».2010г.
5. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во“Весть”, ШГПУ, 2002г.
6. Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. Издательство ВАКО. 2009г.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону:Изд-во “Учитель”, 2001.
8. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2001 -№2
9. Сухоросова М.А., Сухоросова А.А. Сценарии школьных праздников на английском языке. Издательство «Астрель». 2006г.
10. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка //ИЯШ - 2002 - №3.
11. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку //ИЯШ - 2002 - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Региональный компонент на уроках французского язык- как средство развития межкультурной компетенции учащихся"
Описание опыта в виде ИПМ: теоритическое обоснование опыта, цели, задачи педагогической деятельности, принципы и формы организации деятельности....
Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)
В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...
Обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка
Материал содержит обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе....
Игры на уроках французского языка как средство активизации мыслительной деятельности учащихся
Учителю необходимо постоянно искать такие методы обучения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, делают учебный процесс ярким, интересным, качественным, эффективным. ...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
Использование игровых приемов на уроках английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности в классах с полиэтническим составом.
В последние годы усиление процесса миграции населения из бывших союзных республик привело к тому, что в школах появились классы с полиэтническим составом обучающихся. Не исключением являются и ш...
Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...