Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку в школе.
методическая разработка по английскому языку по теме

Савельева Ирина Дмитриевна

 

По мнению выдающегося отечественного психолога, заслуженного деятеля науки П. Я. Гальперина:  «лингвострановедческое преподавание помогает учащимся знакомиться с природными, историческими реалиями, духовными ценностями и таким образом осуществлять воспитательное воздействие на школьников, помогает формированию языкового сознания». Именно поэтому на своих уроках я стремлюсь включать страноведческие сведения из географии, истории, социальной жизни в содержание обучения - в речевой материал и, в частности, в тексты для аудирования и чтения.enlightened

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvo-podhod.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку (автор – Н.А. Саланович, Е.С. Дикова).

Аспект методики преподавания иностранного языка, в котором исследуются приемы ознакомления изучающих язык с новой для них культурой, называется – лингвострановедением.

Предметом ЛСА является специально отобранный однородный языковой материал, отражающий культуру страны, изучаемого языка, также – это безэквивалентная фоновая лексика, невербальные языки жестов, мимики и повседневного поведения. Особое место занимает безэквивалентная лексика. Она существует, поскольку обозначает национальные реалии. Знание этих реалий немаловажно при изучении культуры и языка страны. Постоянным признаком принадлежности слова к лингвострановедческому материалу остается наличие у них национально-культурного компонента, отсутствующих в других языках. Реалии – название присущие только определенным нациям и народом предметом материальной культуры, фактов истории, имена национальных героев, мифологических существ.

По мнению выдающегося отечественного психолога, заслуженного деятеля науки П. Я. Гальперина:  «лингвострановедческое преподавание помогает учащимся знакомиться с природными, историческими реалиями, духовными ценностями и таким образом осуществлять воспитательное воздействие на школьников, помогает формированию языкового сознания». Именно поэтому на своих уроках я стремлюсь включать страноведческие сведения из географии, истории, социальной жизни в содержание обучения - в речевой материал и, в частности, в тексты для аудирования и чтения.

Большую роль в развитие лингвострановедческого аспекта обучения играют современные УМК, так как в них входит огромное количество аутентичных текстов, содержащих бесценную информацию об истории стран изучаемого языка, их обычаях и традициях, социальном и общественном строе. Также во все современные УМК входит кника для чтения и диски с аудио и видео материалом.

Экспериментируя с разными технологиями обучения, направленными на формирование социокультурной языковой компетенции учащихся, я использую материалы из УМК британских учебных издательств «Oxford University Press» ,«Express Publishing», «Longman». Т.к. методика данных учебных материалов способствует развитию познавательной активности учащихся, повышает их интерес в изучении английского языка. Аудио и видео материалы УМК “Headway”, “Friends”, “Postcards”, “Round up” содержат интересные, аутентичные тексты. Материал УМК отвечает интересам разного возраста. Детям очень нравится работать с материалами данных УМК. Они с огромным интересом смотрят видео и выполняют задания, с нетерпением ждут этого вида урока.

Так например, при изучении темы «Еда» в 6 классе, использовался диалог на тему «В ресторане» из учебника Headway Elementary, далее дети работали над песней из учебника Spotlight 4 класс “Fish and chips is English…”, домашним заданием являлось составить проект на тему «Меню моего ресторана». Защита проектов происходила на итоговом занятии по теме «Еда».

 (см. Методическая разработка №1)

В большом внимании к детям, в стремлении развить у них мотивацию, интерес к овладению иностранного языка, в попытках преодолеть формализм при организации учебно-воспитательного процесса и оценке деятельности учащихся, на я воих урокх и внеклассных мероприятиях я стараюсь перейти от авторитарного стиля общения с учениками к подлинному общению, диалогу. По возможности стараюсь привлекать интересные дополнительные страноведческие материалы, организую на уроках работу с газетой, забочусь о создании благоприятного психологического климата на уроке. Чтобы сделать обучение более информативным, содержательным, чтобы усилить воздействие на личность школьника средствами учебного предмета на своих уроках и внеклассных мероприятиях я все чаще использую песни и стихи.

Так, например, в 2012 учебном году мною было организовано и проведено открытое внекласное меропритие по английскому языку под названием «Евровидение», в котором участвовали  ученики 6-11 классов. В рамках данного мероприятия участникам – гостям из разных англоговорящих стран предстояло представить свою страну (посредством презентации Power Point) и спеть песню.

 

В ходе мероприятия ведущие, ученики 9 и 11 классов, рассказывали интересные факты об истории, культуре и традициях англоговорящих стран, читали стихотворения знаменитых поэтов. Так, например, рассказывая о Шотландии, ведущая, ученица 9 класса, прочитала стихотворение Байрона «Сумерки».

    В финале мероприятия гостям, членам ГМО учителей иностранного языка, было предложено спеть с участниками «Евровидения» финальную песню «We Are the World»

             Также на неделе английского языка, которая проводится в нашей школе каждый год,  мы с учениками выпускаем школьные газеты на различные темы: «Праздники и обычаи в Великобритании», «День Святого Валентина», «Выдающиеся люди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Хорошо известно, что лучшим временем для начала изучения иностранных языков является тот возраст, когда еще действует механизм импринтинга, т.е. как раз возраст до 8-9 лет. Именно в это время изучение...

Лингвострановедческий компонент содержания обучения иностранному языку

Как известно, лингвострановедческое преподавание иностранных языков, ставящее своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основывается на использовании одной из социальных функций яз...

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ

Интеграционные процессы, которые происходят в современном мировом пространстве, несмотря на религиозные, политические, этнические разнообразия мирового сообщества, выдвигают на первый план межкультурн...

Лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку

Аспект методики преподавания иностранного языка, в котором исследуются проблемы ознакомления изучающих язык с новой для них культурой, называется лингвострановедением. ...

Лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку

Лингвострановедческий аспект становится неотъемлемой частью уроков иностранного языка.Т.е. все более ощущается необходимость обучать не только языковым навыкам, но и культуре страны изучаемого языка.И...

Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку

Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку...

«Музыкальные композиции как элемент лингвострановедческого подхода при обучении английскому языку».

В данном мастер классе рассматривается не только Present Simple, но и разница национального характера англичан и американцев в современном мире на примере песни. ...