Применение контент-анализа в филологических исследованиях
статья по английскому языку по теме
Цель данной статьи - дать краткое описание традиционного метода контент - анализа и рассмотреть возможности его применения в исследованиях, главной составляющей которой выступает лингвистический компонент, т.е. изучение текста на предмет его языковых характеристик, повествующих, тем не менее, не только о тексте как языковой реальности, но и о характеристиках аудитории (адресата), для которой он был создан, и характеристиках коммуникатора (адресанта ) - автора данного текста. Мы также ставим целью обозначить некоторые "уязвимые" стороны такого анализа, проводимого учащимися при работе над научно-исследовательскими проектами.Цель данной статьи - дать краткое описание традиционного метода контент - анализа и рассмотреть возможности его применения в исследованиях, главной составляющей которой выступает лингвистический компонент, т.е. изучение текста на предмет его языковых характеристик, повествующих, тем не менее, не только о тексте как языковой реальности, но и о характеристиках аудитории (адресата), для которой он был создан, и характеристиках коммуникатора (адресанта ) - автора данного текста. Мы также ставим целью обозначить некоторые "уязвимые" стороны такого анализа, проводимого учащимися при работе над научно-исследовательскими проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_specifike_primeneniya_kontent_ispravlennyy_variant.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Клементьева, учитель английского языка, ЯНАО г. Новый Уренгой 629300 Ул.26 съезда КПСС МАОУ СОШ «Земля родная», ohorse@mail.ru .
Применение контент-анализа в филологических исследованиях
Цель данной статьи - дать краткое описание традиционного метода контент - анализа и рассмотреть возможности его применения в исследованиях, главной составляющей которой выступает лингвистический компонент, т.е. изучение текста на предмет его языковых характеристик, повествующих, тем не менее, не только о тексте как языковой реальности, но и о характеристиках аудитории (адресата), для которой он был создан, и характеристиках коммуникатора (адресанта ) - автора данного текста. Мы также ставим целью обозначить некоторые "уязвимые" стороны такого анализа, проводимого учащимися при работе над научно-исследовательскими проектами.
Как правило, контент - анализ применяется для анализа большого количества текстов, источниками которых выступает печатные, интернет и прочие виды средств массовой информации. Анализ содержания представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей её статистической обработкой. Его идея очень проста и повторяет ту, что лежит в основе любого количественного метода в социологии, будь то анкетирование или наблюдение. Надо сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или темы, например в газетном материале, и определить, что за этим кроется. Особенность заключается именно в применении статистических процедур для анализа однотипных текстов. Таким образом контент - анализ (англ. content analysis - анализ содержания) можно определить как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующий содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.[1]
Исследователи обращаются к контент - анализу с разными целями: 1) выйти с помощью анализа текстов на коммуникатора ( или в ряде случаев на издателя, стоящего за коммуникатором), на его характеристике, на его представлении о своих функциях, или 2) на аудиторию (в ряде случаев на более широкую социальную реальность ), на стереотипы создания масс, на предпочтительные модели поведения, или 3) на знания о политических личностях, на характеристики общества и т.п. Перечисление этих целей практически совпадает с обозначением в качестве предмета внимания исследователя основных структурных компонентов коммуникативной ситуации: с помощью анализа того, "что говорится", выяснить, "кто опосредованного) отражения интересов , намерений, запросов сторон, участвующих в обмене и говорит" и кому "говорит".[4]
Текст в контент - анализе рассматривается в качестве объективированного ( но опосредованного ) отражения интересов, намерений, запросов сторон, участвующих в обмене информации друг с другом. Соответственно, анализ текста позволяет исследователю с той или иной долей уверенности судить о поведении, политике и т. участников общения, так как содержания общения представляет результат действия всего этого процесса коммуникации. Социологи, занимавшиеся изучением системы массовой информации в обществе, давно пришли к заключению, что содержание по-разному зависит от характеристик коммуникативной ситуации, характеристик самого коммуникатора, характеристик средств и каналов, по которым передается информация, характеристики аудитории. Текст рассматривается как зеркало, в котором отражается как сам коммуникатор, так и его адресат, и, не в последнюю очередь, то общество и та культура в которой они живут.[5]
Так, например, анализируя содержание текста, можно выйти на аудиторию, на которую он направлен. Мы много говорим о положении женщин в современном обществе, свидетельством чего в таком случае может выступить информация, обнаруженная американскими исследованиями на большом массиве рекламы с помощью коннект - анализа, и что особенно важно отметит, она никаким другим методом не могла бы быть обнаружена.
В ходе исследования выяснилось, что мужчины и женщины в качестве пользователей рекламируемых товаров в рекламе всех телесетей в целом четко закреплены за определенными местами социального пространства, даже если в качестве такого выступает жилище (табл. 1)[4]
Жизненное пространство (в % ко всем рекламным сообщениям)
Место социального пространства | Мужчины | Женщины |
Ванна Кухня Гостиная Спальня Столовая Смешанные случаи | 13 16 39 5 13 14 | 18 20 18 29 2 14 |
Чем более общественным , если применимо такое определение к комнатам в жилище, является место, тем заметнее там в качестве действующего субъекта мужчина, и наоборот: кухня, ванна, спальня- зона священнодействия женщины.
Следует отметить, что под текстами в контент - анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и.д. Принято считать, что традиционный контент - анализ состоит из трех основных этапов : 1)выделяются единицы анализа, которые затем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид; 2) проводится расчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выделения взаимосвязей единиц анализа; 3) осуществляется интерпретация полученных результатов.
Контент - анализ прессы требует сравнительно больших затрат времени и средств, поэтому и может использоваться и метод экспресс-анализа, который по сути и применяют учащиеся при написании научно-исследовательских работ по филологии . В его основе лежит количественный подсчет содержательных элементов текста ( факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение ), а также учет качественных характеристик публикаций ( соответствие цели, информативность, актуальность, доказательность, конструктивность ). Как и при контент - анализе, эти характеристики текста кодируются, обозначаются определенной цифровой, и затем при чтение текста исследователь их фиксирует.
Представляется важным отметить, что анализ содержания проводится не интуитивно, не на "глазок", а с помощью методик, обеспечивающих получение достоверного и объективного результата. В этом случае объективность контент - анализа определяется тем, что каждый шаг может быть произведен только на основе ясно сформулированных правил и процедур. Поэтому в качестве верификации (проверки) необходимо повторение того же результата другим исследователем на том же материале. В гуманитарных науках достаточно сложно прийти к единому мнению , мы можем опросить 50 экспертов, и они дадут нам различных 50 результатов. В отличие от этого контент - анализ же является довольно точной исследовательской техникой.
Для более полной характеристики метода необходимо добавить , что основными этапами традиционного (количественного) контент анализа выступают:[2]
а) формулировка задачи, определение программы исследования;
б) определение выборки (той части текстов, которые достаточны для анализа всего массива публикаций и обеспечивают репрезентативность выборки);
в)определение единого семантического толкование ключевых понятий исследования;
г) составления кода, перечня характеристик текста , отвечающих задаче исследования (единиц анализа);
д) составление рабочего документа, кодированной карточки и инструкции кодировщику (человеку, который будет работать с текстом, фиксировать частоту употребления единиц текста);
е) составление сметы исследования;ж) компьютерная обработка данных;з) предъявление результатов исследования.
Что можно подсчитать в вербальном потоке , какие типичные исследовательские модели существуют? Можно подсчитать: а) частоту, б) наличие/отсутствие каких-то тем , в) связь между темами, г) основные темы.
Алгоритм проведения контент- анализа можно представить следующим образом:
1) необходимо определиться с выбором смысловых единиц. Это могут быть оскорбления и угрозы, призывы и порывы благородного негодования, элементы личной позиции автора или что-то другое, т.е. всё то, что необходимо выявить;
2) составляется перечень поисковых смысловых единиц, определяется предметная область поиска;
3) далее следует выяснение в исследованном тексте индикаторов - моделей оформления каждой смысловой единицы языковыми средствами. Теоретически их число может быть огромным, но с учетом тяготения людей к накатанным стереотипам, в практической работе реальное число индикаторов не так уж и велико. Индикаторы вписываются рядом с каждой смысловой единицей. На этом же этапе нужно определиться с единицей счета : чем будет мерить? Обычно учитывается частота употребления смысловой единицы , и такие, её количественные характеристики как число строк, площадь газетной полосы или длительность вещания;
4) анализ может проводиться как в ручную, так и с помощью компьютерных программ анализа текстовой информации. В компьютерном варианте инструментария достаточной отсканировать печатанный лист, распознать отсканированное и обработать компьютерной программой анализа. На выходе вы получите полную "картинку" материала, с указанием его возможностей направленности в ту или иную сторону и соответствующее обоснование - комментарий к полученным выводам.. Компьютерные программы хороши для обработки больших массивов информации и для отслеживания динамик и тенденции в сообщениях.
При проведении контент анализа в рамках научно-исследовательских проектов необходимо, с одной стороны подойти к применению методики контент - анализа как научному методу, имеющему свой алгоритм реализации, приведенному выше. С другой стороны, необходимо учитывать специфику филологических работ, в которых текст выступает целью и средством исследования одновременно.. В связи с этим, представляется важным упомянуть о том, что, как правило, используется качественный метод анализа содержания , которым во многом схож с традиционной методикой контент - анализа, однако обладает рядом специфических свойств, учет которых позволит студентам повысить надежность (reliability) и релевантность (обоснованность , valibity) полученных данных [3]. Эти критерии часто являются наиболее уязвимыми параметрами качества выполненной исследовательской работы.
Мы предлагаем следующий порядок действий при выполнении качественного контент - анализа, который соотносим, на наш взгляд, с методом экспресс-анализа, о котором речь шла выше. Этот алгоритм подчиняется общим принципам аналитической описания качественных исследований: 1) первичное прочтение текста целиком. Оно необходимо для формирования общего видения текста, прежде чем он будет рассортирован на фрагменты; 2) вторичное, более детальное вчитывание в тексте, комментария исследователя переосмысливаются, сопоставляются с контекстом ситуации и научным видением автора; 3) при следующих прочтениях формируются коды, комментарии укрепляются, и одновременно происходит сокращение текста за счет исключения ненужной информации. В дальнейшем коды уточняются, конкретизируются, соотносятся с отдельными отрывками из текста; 4) в результате аналитического описания остается организованный структурный текст и всего несколько категорий и отрывков из текста, необходимый для дальнейшего анализа.
Основные отличия данной техники от традиционной процедуры контент - анализа в количественном исследовании состоят в следующим: а) аналитические понятия постоянно переосмысливаются и изменяются; б) текст как источник информации всегда остается первичным базовым элементом по отношению к концепциям; в) элементом информации при анализе является не только сам текст, но и общий контекст ситуации.
Следует подробнее рассмотреть 3 принцип аналитического описания, связанного с формулировкой кодов и категоризацией текстовой информации.
После внимательного прочтения текста в целом нужно отобрать единицы будущего анализа (отдельные слова, предложения или фразы, суждения, смысловые абзацы). Процесс работы с текстом состоит в переводе текста из его первоначального вида единицы анализа (секвенции), структурированные по темам. Далее происходят первичное кодирование - объединение единиц анализа текста в некую общую категорию или класс с кратким ёмким названием, при последующем кодирование осуществляется выделение категорий и субкатегорий, которые не должны пересекаться. Например, в случае сопоставления содержательно разных эпизодов, связанных с изучением ценностей в образовании: если мы их обозначим одинаково (под кодовым названием "ценности в образовании"), то сможем сравнить их в последствии как аналогичные, а внутри категории "ценности в образовании", возможно выявления таких субкатегорий, как "поиск истины", "успех" и т.п. Первичная классификация обычно требует дальнейшего уточнения (суждения или, наоборот расширения) после сравнения с другими категориями выявленными в результате работы с текстом.
Следует отметить, что надежность информации, как наиболее уязвимой стороны качественной методологии, можно обеспечить следующими действиями исследователя: а) сравнить полученные данные с другими источниками информации, например, научной литературой, и, прежде всего количественного, для определения степени типичности, репрезентативности данного "случая": б) достичь максимальной репрезентативности на этапе отбора текста, т.е провести выборку материала для исследования во всей строгости этой процедуры, прибегая к разным обоснованным и оптимальным, методом отбора материала ( с точки зрения его количества и качества).
На наш взгляд, следование этой методике позволит учащимся избежать ошибок и повысить качество проделанной научно - исследовательской работы. В заключении необходимо обратить внимание на ошибки, которые допускаются исследователями при проведении качественного исследования: 1) субъективизм интерпретация вытекающей из односторонности анализа объекта: способ преодоления триангуляция ( перекрестная интерпретация некоторого фрагмента текста учащимся и его научным руководителем, или учащимися, работающими в команде над тематически схожими текстами)
2) поспешное обобщение данных, основывающиеся на малом количестве текстов или неглубоком анализе каждого текста: 3) пренебрежение проверкой надежности информации всеми доступными способами
Литература
1.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. -768 с.
2.Доронин А. И. Информационно – аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
3.Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию – М: Добросвет, 1998. – 292 с.
4.Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М: Научный мир, 2001. – 214 с.
5.Хеллевик О. Социологический метод \Пер с норв.- М.: Весь мир, 2002. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Креолизованный текст как объект филологических исследований
Данная статья посвящена использованию креолизованных текстов в современном учебном процессе....
урок-КВН в 10 классе по теме"Применение непрерывности и производной к исследованию функции".
Повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме; формирование умений применять знания к решению практических задач; развитие внимания, аргументированной математической речи, самост...
«Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках филологических дисциплин»
данный материал - передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, как один из способов повышения познавательной активности детей...
Технологическая карта урока английского языка с применением технологии case-study "Космические исследования - угроза или польза для человечества?"
Данный урок разработан в рамках празднования Дня космонавтики с применением современной технологии кейс-стади, которая является очень эффективной для развития как критического мышления учащихся, так и...
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...
КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
КОНЦЕПЦИЯФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021«Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культурысовременного человека»...