Учебно-тематическое планирование для 2 класса(ФГОС)
календарно-тематическое планирование по английскому языку по теме

Программа рассчитана на 2 часа в неделю для лицеев и гимназий, работающих по УМК И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко "Английский язык 2 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zap_2_fgos.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к завершенной предметной линии учебников «Английский язык»

(расширенное содержание обучения иностранному языку)

для 2 классов общеобразовательных учреждений

Авторы: И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина, К. А. Бондаренко,

О. В. Афанасьева

УМК «Школа России»

ОАО «Издательство «Просвещение»

Актуальность: В данной линии учебников учтены возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников и потребности современного российского общества.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта учебники для 2–4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по иностранным языкам.

Основная идея программы:  формирование у младших школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений, знакомство учащихся с миром зарубежных сверстников и культурой англо-говорящих стран.

Учебники закладывают фундамент для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.

В соответствии с требованиями к личностным результатам учебники формируют:

1) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

С целью формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов, начиная со 2 класса, в учебниках представлены тексты, из которых учащиеся узнают о культуре англоговорящих стран и жизни своих зарубежных сверстников в рамках предлагаемой учебной ситуации где включены подобные письма и тексты (например: My Friend Henry, часть 1, с. 65; Big Ben, часть 2, с. 118), и задания к ним.

2) мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

В учебнике предложены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями и музыкой, что способствует повышению мотивации обучающихся, быстрому и легкому запоминанию изучаемого материала, рифмовки и стихи для разминки в начале большинства уроков во 2 классе (Let's warm up).

Почти в каждом уроке есть задания, в которых учащимся необходимо на основе текста-опоры или картинки рассказать о себе, своих близких и друзьях, об окружающем их мире.

3) эстетические потребности, ценности и чувства.

Новые слова и структуры вводятся понятными и эффективными способами с помощью картинок, песен, стихов и т. д. Новый языковой материал представлен в контексте интересных живых диалогов.

Формированию эстетических потребностей и чувств способствуют, например, такие задания, как: Составь свое стихотворение для разминки …, Learn the song "I'm a pupil" and think of your own variants.

Немаловажную роль играет представление в учебнике хороших образов поэтического и песенного творчества. Например: стихи и песни в начале почти каждого урока во 2 классе (задания Давайте начнём урок с разминки/Let's warm up).

4) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

        Большая часть диалогов, текстов и песен учебника помогает воспитать у школьников доброжелательное отношение к окружающим и показывает, что нужно заботиться о слабых и больных, помогать друзьям, слушаться взрослых, учит детей осознавать свои ошибки и нести ответственность за свои поступки и т. п.(например: тексты Why Hares Have Got Long Ears (2 класс, ч. 2, с. 54).

5) целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. 

О традициях и обычаях других стран учащиеся узнают в рамках таких учебных ситуаций как Daily Life.

6) навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В учебник включено большое количество игр и заданий, выполняемых парами и в группах, которые учат детей общаться и сотрудничать со сверстниками. Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе и учатся соблюдать правила. Тексты, затрагивающие тему дружбы и взаимопомощи (например: The Little Red Hen (2 класс, ч. 2, с. 25), также способствуют формированию вышеуказанных навыков и умений.

7) установку на безопасный, здоровый образ жизни.

В рамках различных учебных ситуаций учащиеся обсуждают проблемы, связанные с активным отдыхом, правильным питанием, соблюдением распорядка дня и т. п. (учебные ситуации Daily Life, Food, Sport и др.).

8) начальные навыки адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире.

Важную роль в достижении поставленной цели играет самостоятельная работа школьников по выполнению проектных заданий. В ходе работы над ними учащиеся должны пользоваться Интернет-ресурсами, что позволит им лучше овладеть современными ИКТ.

9) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Достижению поставленной задачи способствует, прежде всего, то, что учитель всегда опирается на самостоятельную работу школьников, а именно на регулярное выполнение домашних заданий по учебнику или по рабочей тетради.

Метапредметные результаты, согласно требованиям, отражают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Структурирование каждого урока, предлагающее школьникам рубрикацию Let Us Read, Let Us Write, Let Us Talk и т. д. помогает формированию универсальных действий прогнозирования и постановки цели учащимися. Сюда же можно отнести и чётко определённую тематику модулей, а также иллюстративные таблицы рубрики Look, Read, Remember, нацеливающие учащихся на чёткое понимание задач учебной деятельности, на освоение конкретного учебного материала.

2) формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

        Каждый тематический раздел (модуль) учебника для 2 класса заканчивается рубрикой Test Yourself, в которой учащиеся имеют возможность проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения читать, писать и говорить на заданную тему.

Завершение работы над каждым модулем связано с выработкой умения осуществлять самонаблюдение и самооценку, т. к. учащиеся должны оценить качество выполнения ими заданий, сравнить собственную оценку с оценкой учителя и с его помощью определить, что нуждается в дополнительной тренировке. В определённой степени достижению формирования умения планировать и контролировать способствует использование в учебнике значков-символов, которые маркируют отдельные части урока и помогают учащимся лучше ориентироваться в материале. Значения этих значков-символов разъясняются в таблице условных обозначений в начале учебника.

3) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий  для  решения коммуникативных  и познавательных задач.

В комплект УМК входит звуковое пособие на CD (MP3), предполагающее работу в классе и дома. Это не только делает работу на уроке более эффективной, но и позволяет учащимся работать самостоятельно, повышает мотивацию к изучению английского языка.

4) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

Учебники снабжены справочными материалами (грамматический справочник, двуязычный словарь, схемы с правилами чтения), что позволяет учащимся самостоятельно отыскивать необходимую им информацию. При подготовке и выполнении проектных заданий учащиеся широко используют энциклопедии и энциклопедические словари, а также Интернет-ресурсы.

5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

Учебник построен на разнообразных по жанрам и стилистике текстах, которые включают большое количество художественных текстов в прозе и стихах: рассказы, басни, сказки и т. п. Не менее широко используются и информационно-публицистические, дневниковые записи, тексты исторического характера, а также диалогическая речь бытового характера (раздел Let Us Listen, Read and Learn).

Для того чтобы чтение проходило успешно, упражнения даются в такой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, чтение этих же слов и структур, затем – чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами, выполнение упражнений на основе прочитанного. Учащиеся не только узнают знакомые слова, но и учатся читать их в связном тексте. Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение в предложении; интонационный рисунок. Практически все тексты в учебнике для 2 класса записаны на CD и начитаны носителями языка.

Наряду с этим проходит изучение основных правил чтения и вводится транскрипция.

Учебник постепенно обучает письму как виду речевой деятельности. Учащиеся выполняют различные письменные задания: от написания букв и слов, списывания текстов, в которые им необходимо вставить недостающие слова, до написания с опорой на образец записок, открыток, поздравлений, писем и сочинений.

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

        В учебнике содержатся упражнения, способствующие активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления. Например, задания, где нужно найти лишнее слово, распределить слова по группам, относящимся к разным категориям, темам, найти пару, поставить слова в ряд по определенному признаку (количественному или качественному).Обучение установлению причинно-следственных связей в очень большой степени способствуют многочисленные грамматические задания учебника, поскольку выбор правильной формы слова той или иной части речи определяется логическими мыслительными операциями.

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

Упражнения на развитие диалогической речи вводятся во 2-м классе и представлены в заданиях типа Разыграйте диалог-знакомство со своим одноклассником… Глядя на картинки, спроси своего одноклассника… и т. п. (составление диалога с опорой на образец, картинку). Кроме того, учащиеся участвуют в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом, отвечают на вопросы открытого типа (выражают свое собственное мнение и выслушают мнение одноклассников). Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета.

На основе текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к текстам и выражают свое отношение к героям рассказа.

 Опираясь на диалоги-модели, школьники учатся вести беседу о себе, своей семье, своих друзьях, интересах, игрушках, домашних питомцах и пр. Здесь же учащимся даются опоры для разыгрывания диалогов в ситуациях, приближенных к реальным – в школе, дома, в магазине, на улице.

8) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В учебниках предусмотрены задания и тексты, позволяющие учащимся применить знания английского языка для получения начальных сведений в области  математики (решение примеров на английском языке, задания на подсчет и определение времени.

9) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Каждый модуль включает задания на интервьюирование, на поиск необходимой информации, на создание информативного высказывания из имеющихся элементов.

10) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Учащиеся осваивают значки, маркирующие части речи, которые затем регулярно повсеместно используются при объяснении и анализе. Затем необходимо отметить, что подача грамматического материала происходит с помощью иллюстративных таблиц. Этому же способствует использование значков-маркеров для каждой составляющей части урока.

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Данное положение стандарта реализуется в учебнике при выполнении учащимися проектных заданий, а также при составлении диалогов и их разыгрывании и при работе в малых группах.

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Постепенно, школьники знакомятся с элементами лингвистической теории, касающимися лексико-грамматических явлений английского языка, в частности со спецификой употребления предметов времени, с синонимическими средствами выражения отдельных понятий, со словообразовательным моделированием, с отдельными видовременными формами глагола и т. д.

Согласно требованиям, предметные результаты отражают:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения.

Реализация данного пункта стандарта происходит преимущественно в моделируемых учебных ситуациях. Школьников учат ведению диалогов с различной целевой установкой, используя типичные для этой формы устной речи клише, модели, образцы (задания типа Listen to the dialogue. Then read and act it out. / Listen to the dialogue and answer the question. / Read the dialogue and make your own one.

В учебнике предлагаются образцы писем, ориентируясь на которые учащиеся могут получить первоначальные сведения о том, как пишут письма частного характера, а именно им предлагают образцы того, как можно начинать и завершать подобные письма, делить текст писем на параграфы.

2) Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора.

Во втором классе учащиеся знакомятся с английским алфавитом, правилами чтения букв, и это значительно способствует процессу чтения слов и предложений. Выработке произносительных навыков хорошо способствует большое количество стихов и песен. Также проводится работа со знаками транскрипции и правилами чтения. 

Основные лексические единицы представлены в специальных рамках и выделены в упражнениях. В текстах учебников также содержится лексика, предназначенная для рецептивного усвоения (в текстах страноведческого характера и в текстах по межпредметным связям). Некоторая избыточность позволяет осуществлять дифференцированный подход к школьникам с учётом их способностей и возможностей.

Во 2 классе грамматические явления даются в виде моделей без обращения к правилам (Запомни).

Для учебников данной линии характерно цикличное повторение изученного материала. Цикличность повторения проявляется и в том, что в каждом классе новые темы перекликаются с ранее изученными, поэтому новая лексика дополняет уже усвоенную, расширяя, таким образом, лексический запас учащихся по данной теме.

Расширение лингвистического кругозора учащихся происходит последовательно на протяжении всего учебного года. Освоенные лингвистические представления имеют выход в устную и письменную речь.

3) Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

УМК содержит определённое количество детского фольклора – сказок, басен, стихов и песен. Весь материал учебников основывается на идее дружелюбного и толерантного отношения к представителям других народов.

Помимо учебника в УМК входят следующие компоненты: рабочая тетрадь, книга для чтения, аудиокурс на CD, книга для учителя.

Дидактический материал. Оснащение  образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт начального общего образования по иностранному языку

Примерная программа начального общего образования по иностранному языку

Книги для чтения на иностранном языке

Пособия по страноведению Великобритании и англоговорящих стран

Двуязычные словари

Авторские рабочие программы к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

Книги для учителя (методические рекомендации к  УМК)

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Алфавит (настенная таблица)

Произносительная таблица

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка

Карты на иностранном языке

Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка

Флаги стран(ы) изучаемого языка

Набор  фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка

                          Используемые презентации:

  1. Животные (домашние, лесные, зоопарка)
  2. Школьные принадлежности
  3. Цвета
  4. Множественное число существительных
  5. Дикие и домашние животные
  6. Виды спорта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование 1 класс ФГОС (3 часа в неделю)

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • Федеральный компон...

Календарно-тематическое планирование, 5 класс, ФГОС

Работать по новым стандартам нелегко, т.к. мало наработок, нет книг с планированием по ФГОС.Мне хотелось бы поделиться с коллегами...

темат. планирование 9 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии  разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результ...

Календарно-тематическое планирование 2 класс ФГОС (учебник Биболетовой М.З. и др.)

Содержит тематическое планирование и пояснительную записку....

Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС (учебник Биболетовой М.З. и др.)

Содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную записку....

Календарно-тематическое планирование 5 класс (ФГОС)

К-т планирование составлено на основе программы "Технология" В.Д. Симоненко. Добавлена проектная деятельность уч-ся....

Тематическое планирование 5 класс ФГОС

Тематическое планирование с определением планируемых результатов 5 класс ФГОС...