индивидуализация в обучении иностранному языку
методическая разработка по английскому языку по теме
Направленность. Данная работа адресована учителям, работающим с детьми с пробелами в предметных знаниях и слабо сформированным предметным понятийным аппаратом. Разработки, представленные в данной работе, предназначены в первую очередь для использования в обучении иностранному языку в школах для детей с девиантным поведением, а также могут быть использованы для устранения пробелов в знаниях учащихся среднеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc.docx | 97.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ специальная образовательная школа 1
Москва 2012
автор: Гетман Надежда Анатольевна
Методическая разработка по теме:
" Индивидуализация в обучении иностранному языку ".
Данная методика адресована учителям, работающим с детьми с пробелами в предметных знаниях и слабо сформированным предметным понятийным аппаратом. Разработки, представленные в данной работе, предназначены в первую очередь для использования в обучении иностранному языку в школах для детей с девиантным поведением, а также могут быть использованы для устранения пробелов в знаниях учащихся среднеобразовательных школ.
Краткое содержание. Данная методическая разработка – это система организации учебного процесса для детей и подростков с девиантным поведением. Цель методической разработки обучить детей и подростков с большими пробелами в знаниях основам английского языка в соответствии со школьной программой.
Методическая разработка представляет собой систему организации учебного процесса для слабоуспевающих детей с помощью учебных карт. Учебные карты представляют собой пособие, в котором, с помощью системы заданий выполняется алгоритм усвоения грамматического и лексического правила по английскому языку. Сам процесс усвоения правила разбивается на маленькие шаги (отдельные информационные участки): начиная с процесса понимания условия задания, выбора необходимых теоретических знаний, их повторения и применения на практике. В данной методике, учебные карты помогают каждому учащемуся двигаться по собственной развивающей траектории, меньше зависеть от учителя и учит самоконтролю, что очень важно для наших учеников.
С помощью этой учебной карты учащиеся учатся решать усваивать лексические и грамматические правила:
- читать задание;
- анализировать задание;
- выбирать грамматическую модель для решения задания;
- применять грамматическую модель на практике при выполнении задания;
- работать с книгой и справочной литературой;
- письменно записывать выполненное задание;
- контролировать себя.
В данных методических пособиях предлагается не заучивать и не запоминать язык учебного предмета английский язык, а использовать его для понимания грамматических явлений, описываемых грамматическим правилом, что для многих учащихся, у которых недостаточно развита память, более рациональный способ обучения.
Пояснительная записка. Школа в жизни ребенка занимает важное место, большую часть времени подросток проводит в ее стенах. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков. Однако, для детей с девиантным поведением это не так.
Такие дети практически не ходят в школу, потому что не видят себя в ней и чаще всего попадают в специальные учебные заведения за систематические прогулы. Исследования психологов по данной проблеме показывают, что более 40% обучающихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Одной из причин отрицательного отношения к учебной деятельности у этих подростков является их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, большие пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость. Отсюда - снижение интереса к учебе, ослабление мотивации учебно-познавательной деятельности, высокий уровень конфликтности с учителями и одноклассниками. Но необходимость обучения в школе, освоение программного материала, бесконфликтное общение с учителями и сверстниками есть непременное условие получения аттестата об основном общем образовании и возможность дальнейшей социализации в обществе. Всё выше сказанное определяет тему данного исследования «Индивидуализация в обучении иностранному языку».
Проблемой, поставленной в работе, является поиск ответов на вопрос: «Какой должна быть методика организации учебного процесса по английскому языку для детей с большими пробелами в знаниях и девиантным поведением?»
Актуальность исследования очевидна: даже в обычной школе все больше и больше детей сталкиваются с проблемами усвоения школьной программы, что же говорить про детей с девиантным поведением, которым и так учеба дается с трудом.
Цель состоит в описании системы совместной деятельности учителя и обучающегося, имеющего большие пробелы в знаниях на основе личностно-ориентированного подхода.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- провести анализ традиционных методов обучения;
- разработать и описать авторскую методику организации учебного процесса по английскому языку для детей с девиантным поведением.
Объектом исследования в данном исследовании методика преподавания иностранного языка по программе второй ступени обучения.
Предметом исследования в данном случае являются особенности методики с учетом индивидуального личностно-ориентированного подхода и построении урока в обучении детей с девиантным поведением. Предмет исследования определяет тему исследования «Индивидуализация в обучении иностранному языку».
Гипотеза исследования считается, что есть два пути организующих познавательный процесс в школе. Первый – это прямые указания, что надо делать, а второй – это специальный подбор содержания учебного материала.
Насколько же эффективен индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении детей с девиантным поведением?
Образовательная-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса детей и подростков с девиантным поведением должна представлять собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что даст возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и школе в частности.
Методическая разработка, предлагаемая учителем английского языка в данной работе, направлена на формирование познавательных умений, относящихся к предмету английский язык и ко всему познавательному процессу в целом.
Не имея нужного результата в своей работе, продолжая развивать различные подходы к обучению детей и подростков с девиантным поведением на уроках, учитель составила диагностические карты не по предметным знаниям и умениям, а по учебным навыкам необходимым на уроках английского языка.
Новизна работы состоит в том, что наряду с разработанными программами обучения английскому языку в школе, при наличии огромного количества линеек учебников с 1 по 11 класс, с помощью представленных учебных карт у учителя появляется возможность системно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся на любой ступени обучения. Эту система работает не только в обучении детей с девиантным поведением, но и легко может быть интегрирована в систему общеобразовательных школ для учащихся с пробелами в знаниях. Учитель может сам подготовить необходимые учебные карты в зависимости от проблемы и использовать в своей работе на любой ступени обучения.
База исследования Представленная методика апробируется на базе ГБОУ СОШ 1 г. Москвы.
Представленные методические пособия используются три года на уроках английского языка в школе для детей и подростков с девиантным поведением. Учащиеся, работая с которыми учителем были написаны первые карты, сейчас учатся в 10 классе. Они овладели базовыми навыками по английскому языку. Сократилось количество ошибок грамматического и лексического характера. Подготовка по английскому языку позволяет им осваивать программу средней школы.
При обучении детей с девиантным поведением на каждом уроке необходимы «подсказки - обучалки». Такого типа пособия создаются по всем предметам в нашей школе.
Список использованной литературы.
1. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы. - ростов н/Д.: Феникс. 2008
2. Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним.// Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: сокр. пер. с фр./ Под ред. Осипова Г.В.- М.: Прогресс, 1972
3. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии.- Москва, Московский университет, 1994.
4. Социология семьи / Под ред. Проф.А.И.Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
5. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения.// Вестник практической психологии образования, 2008
3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- Москва, Академический проект, 2005
4. Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 – 480 с.
5. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2002. – 68 с.
7. Яковлев Н.М., Константинов К.В.Стратегия коррекции девиантного поведения подростков на основе метода адаптивной саморегуляции // Физиология человека. – 2007. - №2. – С. 42 – 47.
Содержание авторской разработки.
Оглавление
Введение
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть
- Психологические особенности
детей с девиантным поведением
1.2. Коррекция учебной деятельности
детей с девиантным поведением
1.3. Особенности обучения английскому языку учащихся с особенными образовательными потребностями
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Методика «Учебная карта»
2.2. Учебная карта
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Данная работа адресована учителям, работающим с детьми с пробелами в предметных знаниях и слабо сформированным предметным понятийным аппаратом.
Введение.
Школа в жизни ребенка занимает важное место, большую часть времени подросток проводит в ее стенах. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков. Однако, для детей с девиантным поведением это не так.
Такие дети практически не ходят в школу, потому что не видят себя в ней и чаще всего попадают в специальные учебные заведения за систематические прогулы. Исследования психологов по данной проблеме показывают, что более 40% обучающихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Одной из причин отрицательного отношения к учебной деятельности у этих подростков является их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, большие пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость. Отсюда - снижение интереса к учебе, ослабление мотивации учебно-познавательной деятельности, высокий уровень конфликтности с учителями и одноклассниками. Но необходимость обучения в школе, освоение программного материала, бесконфликтное общение с учителями и сверстниками есть непременное условие получения аттестата об основном общем образовании и возможность дальнейшей социализации в обществе. Всё выше сказанное определяет тему данного исследования «Индивидуализация в обучении иностранному языку».
Проблемой, поставленной в работе, является поиск ответов на вопрос: «Какой должна быть методика организации учебного процесса по английскому языку для детей с большими пробелами в знаниях и девиантным поведением?»
Актуальность исследования очевидна: даже в обычной школе все больше и больше детей сталкиваются с проблемами усвоения школьной программы, что же говорить про детей с девиантным поведением, которым и так учеба дается с трудом.
Цель состоит в описании системы совместной деятельности учителя и обучающегося, имеющего большие пробелы в знаниях на основе личностно-ориентированного подхода.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- провести анализ традиционных методов обучения;
- разработать и описать авторскую методику организации учебного процесса по английскому языку для детей с девиантным поведением.
Объектом исследования в данном исследовании методика преподавания иностранного языка по программе второй ступени обучения.
Предметом исследования в данном случае являются особенности методики с учетом индивидуального личностно-ориентированного подхода и построении урока в обучении детей с девиантным поведением. Предмет исследования определяет тему исследования «Индивидуальный подход в обучении школьников».
Гипотеза исследования считается, что есть два пути организующих познавательный процесс в школе. Первый – это прямые указания, что надо делать, а второй – это специальный подбор содержания учебного материала.
Насколько же эффективен индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении детей с девиантным поведением?
Образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса детей и подростков с девиантным поведением должна представлять собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что даст возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и школе в частности.
Методическая разработка, предлагаемая учителем английского языка в данной работе, направлена на формирование познавательных умений, относящихся к предмету английский язык и ко всему познавательному процессу в целом.
Не имея нужного результата в своей работе, продолжая развивать различные подходы к обучению детей и подростков с девиантным поведением на уроках, учитель составила диагностические карты не по предметным знаниям и умениям, а по учебным навыкам необходимым на уроках английского языка.
Новизна работы состоит в том, что наряду с разработанными программами обучения английскому языку в школе, при наличии огромного количества линеек учебников с первого по 11 класс, с помощью представленных учебных карт у учителя появляется возможность системно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся на любой ступени обучения. Эту система работает не только в обучении детей с девиантным поведением, но и легко может быть интегрирована в систему общеобразовательных школ для учащихся с пробелами в знаниях. Учитель может сам подготовить необходимые учебные кары в зависимости от проблемы и использовать в своей работе на любой ступени обучения.
База исследования Представленная методика апробируется на базе ГБОУ СОШ 1 г. Москвы.
Представленные методические пособия используются три года на уроках английского языка в школе для детей и подростков с девиантным поведением. Учащиеся, работая с которыми учителем были написаны первые карты, сейчас учатся в 10 классе. Они овладели базовыми навыками по английскому языку. Сократилось количество ошибок грамматического и лексического характера. Подготовка по английскому языку позволяет им осваивать программу средней школы.
При обучении детей с девиантным поведением на каждом уроке необходимы «подсказки - обучалки». Такого типа пособия создаются по всем предметам в нашей школе.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Психологические особенности детей с девиантным поведением
Девиантное поведение человека, можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Существуют несколько типов девиантного поведения у подростка:
- делинквентный тип
- аддиктивный тип
Делинквентный тип девиантного поведения - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия. Делинквентное поведение может проявляться, например, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и «за компанию» может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Из озорства человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.
Факторы, вызывающие делинквентность:
Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания) безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими « лекции по психологии к. п. н. Н. Р. Сидоров ». Так, 10% агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73%). Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:
1. фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
2. физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
3. недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
4. острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
5. потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
6. чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
7. несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
8. смена родителей (опекунов);
9. хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
10. нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
11. усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Очевидно, что, сталкиваясь с делинквентным поведением, мы прежде всего должны исследовать мотивы, за ним скрывающиеся. В психоаналитических исследованиях, раскрывающих бессознательную мотивацию, делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:
- желания, требующие немедленного удовлетворения;
- переживание бессильного гнева, отчаяния - агрессии, ищущей разрядки;
- обида, требующая мщения;
- зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;
- недоверие и стремление сохранять дистанцию;
- фантазии величия и всемогущества.
Аддиктивный тип — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальности какие-либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную выраженную эмоциональную реакцию.
Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность имеет избирательный характер — в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.
Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду.
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
7. Стереотипность, повторяемость поведения.
8. Зависимость.
9. Тревожность.
Аддиктивной личности претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком», Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.
1.2. Коррекция учебно-познавательной деятельности детей с девиантным поведением.
Школа в жизни ребенка занимает важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, поэтому учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у большинства детей и подростков.
Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков.
Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Специфика учеников нашей школы в том, что они прогуливают школу, проживают в неблагополучных и неполных семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Поэтому у них, как правило, низкая самооценка, недоверие ко всему новому, к учителям, проблемы в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, вредные привычки и отсутствие культуры поведения. Дети, как правило, не любят читать и писать.
Неуспеваемость определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения. Подтягивая отстающего школьника в обучении, ликвидируя его неуспеваемость, мы решаем не только учебную, но и социальную коррекционную задачу, изменяем статус и психологическое самочувствие педагогически запущенного подростка.
Характеризуя отстающих в учении школьников, можно сказать, что они отличаются поведенческой пассивностью на уроках, редко обращаются к учителю с вопросами, редко поднимают руку для ответа, не выполняют заданий без требования учителя, часто отвлекаются. Отставание в учении лишает их радости познания, им скучно на уроках, они не испытывают удовлетворения в учении, им тягостно заниматься, они с неохотой идут в школу.
В познавательном плане для таких учеников характерно:
1) наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях,
2) наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков;
3) недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность для успешного учения.
Ярко выраженными признаками неуспеваемости девиантных подростков являются увеличение числа ошибок при выполнении обычных учебных заданий; расходование на них выше школьно-гигиенических норм времени; затруднения в выполнении школьных заданий и частое обращение за помощью; снижение интереса к школьным предметам и нежелание учиться; неблагополучие в межличностных отношениях (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - родитель).
Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.
Образовательно-коррекционная работа с подростками основана на устранении пробелов в знаниях и осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Необходимо давать посильные индивидуальные задания, подбирать дополнительный материал, конкретизировать учебные задания, указывать определенные способы в работе и при выполнении заданий, предупреждающих ошибки, Необходимо совместно выполнять образцы заданий, предупреждать о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Кроме того, устранение пробелов в знаниях должно быть более дифференцированным, иметь характер непосредственной (оперативной) и опосредованной (длительной) помощи.
Оперативная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно-познавательной деятельности.
Дифференцированная непосредственная (оперативная) коррекционная помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации.
Необходимо неоднократно рассматривать и анализировать используемые на уроке таблицы и схемы с объяснением непонятного.
Можно затратить много сил и энергии в коррекции знаний педагогически запущенных подростков, но мало продвинуться в ликвидации пробелов в знаниях, если нет мотивации учебно-познавательного процесса.
Познавательный интерес вызывает существенные изменения в характере умственной деятельности подростков. Поэтому без психологической подготовки подростков к приобретению знаний и выполнению умственных действий, без показа перспективы предстоящей работы, без убеждения в значимости знаний и умений трудно надеяться на проявление учащимися активного отношения к изучению учебного материала.
Из чего же складывается мотивация учебной деятельности, что вызывает и поддерживает познавательный интерес учащихся?
На основе опыта с работы с детьми с отклоняющимся поведением, могу определенно сказать, что важным стимулом для овладения знаниями у таких детей является самоутверждение. Приходит ученик в класс, начинается урок, я прошу открыть учебник на такой-то странице, а он сидит и не реагирует. «А ты почему не открываешь учебник?»,- «Ой, там так все непонятно, я ничего не понимаю, не хочу и не буду». Ответ очевиден: меня сейчас спросят, я обломаюсь, а я ведь крутой, ни за что!! Поэтому, как правило, каждый урок начинаю с элементарно общеизвестных фраз, выражений на английском языке, чтобы снять напряжение у учеников. Правила грамматики объяснять порой приходится, как будто я разговариваю не с учениками восьмого, девятого класса, а как детям первого, второго класса с примерами. Постепенно, повторяя изученный материал, ученики уже намного охотнее отвечают, включаются в диалоги и т.д. Они думают: «Ну я ведь крутой, я умный, я понял, это правило такое легкое, и почему мне раньше никогда не нравился английский?»
Первое, что необходимо сделать, считают специалисты, - это создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала. Это могут быть ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых.
Чтобы усилить эмоционально-действенную сторону коррекционно-познавательного процесса, необходимо задействовать еще одно направление этого процесса - овладение учащимися познавательными умениями. В ходе формирования познавательных умений ученые выделяют два пути. Первый путь - организация специальных указаний, правил и других предписаний, апеллирующих к мыслительным операциям и прямо влияющих на процесс их протекания. Косвенный путь формирования познавательных умений проявляется в специальном подборе содержания учебного материала. Зачастую пользуюсь индивидуальными карточками на каждое правило. Если правило сложное, обязательно раскладываю на более простые сектора. Это значительно облегчает усвоение нового учебного материала
Для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. нельзя не переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию (обобщение, систематизация материала).
1.3. Особенности обучения английскому языку учащихся с особыми образовательными потребностями.
Дети и подростки с девиантным поведением - это воспитанники с асоциальным поведением, подвергшиеся насилию со стороны взрослых и сверстников.
Неуспеваемость такого обучающегося - это комплексная неподготовленность, возникающая в результате всего процесса обучения в школе (болезнь, частые пропуски занятий, асоциальная домашняя среда и т.д.). Работая с такими обучающимися, ликвидируя его неуспешность, решается не только учебная, но и социальная превентивно-коррекционная задача, изменяется статус и психологическое самочувствие педагогически запущенного подростка. Отстающие в учении школьники отличаются поведенческой пассивностью на уроках, редко обращаются к учителю с вопросами, редко поднимают руку для ответа, не выполняют заданий без требования учителя, часто отвлекаются. Отставание в учении лишает их радости познания, им скучно на уроках, они не испытывают удовлетворения в учении, им тягостно заниматься, они с неохотой идут в школу.
В познавательном плане для таких учеников характерно:
1) наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также отсутствие необходимых практических умений;
2) наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков;
3) недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения.
Как следствие, признаками неуспеваемости девиантных подростков являются:
1)увеличение числа ошибок при выполнении обычных учебных заданий;
2) расходование на них выше школьно-гигиенических норм времени;
3) затруднения в выполнении школьных заданий и частое обращение за помощью;
4) снижение интереса к школьным предметам и нежелание учиться;
5) неблагополучие в межличностных отношениях (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - родитель).
Такие ученики попадают в специальную школу. Цель школы – это реабилитировать таких учащихся, изменить их отношение к школе, адаптировать к жизни в современном обществе.
Перед учителями специальной общеобразовательной школы стоят задачи справиться с:
- внутренними причинами, порождающими неуспеваемость школьника;
- общедидактическими и методическими причинами самого процесса организации учебной деятельности.
Начинается педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности с диагностики их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы. Опираясь на результаты диагностики, строится образовательно-коррекционная работа с каждым подростком. Устранение пробелов в знаниях обучающихся оказывается центральной задачей в обучении таких детей.
Организация системы работы с неуспевающими детьми строится по следующему алгоритму:
- подбор посильных индивидуальных заданий;
- разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;
- конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;
- совместное выполнение образцов заданий;
- предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путях их совместного (с учителем) преодоления.
Учителю, работающему с такими учениками, приходится уделять повторению гораздо больше внимания, чем в обычном классе. Устранение пробелов в знаниях может иметь характер непосредственной (оперативной) и опосредованной (длительной) помощи. Подтягивая детей и подростков, обучающихся в специальной школе, на первый план выходит длительная помощь, у таких учащихся невозможно быстро устранить пробелы в знаниях и получить хорошие успехи в учебе.
В результате обучения таких детей нельзя добиться успеха в коррекции познавательной деятельности, если они не овладеют познавательными умениями.
В ходе формирования познавательных умений выделяют два направления:
- организация специальных указаний, правил и других предписаний, апеллирующих к мыслительным операциям и прямо влияющих на процесс их протекания.
- формирования познавательных умений проявляется в специальном подборе содержания учебного материала.
Для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию. В формировании и развитии учебно-познавательных умении большую роль играет алгоритмизация отработки умений, то есть, точные общепринятые предписания по выполнению в определенной последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач, принадлежащих к определенному типу деятельности. Предписание действий для детей с отклонениями в развитии и поведении, дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать правильные выводы.
Таким образом, наши учащиеся требуют особого подхода при обучении любого школьного предмета. Такие дети нуждаются в образовательно-коррекционной деятельности, которая призвана изменить их отношение к учебному предмету вообще и школе в частности.
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Методика «Учебная карта»
Для детей с отклонениями в поведении освоение всех учебных предметов очень важно, но английский язык наряду с русским языком являются базовыми предметами, успешное изучение которых позволит им воспринимать учебный материал других, изучаемых в школе предметов.
В специальную школу дети чаще всего приходят в 6-ой или 7-ой класс, когда ученик средней школы умеет писать, читать и считать. В большинстве своем наши учащиеся этого не умеют т. к. не участвовали в образовательном процессе.
В средней школе английский язык дается в учебниках на базовых лексико-грамматических знаниях. В обычной школе все идет по плану, большинство детей вписываются в рамке школьной программы. А в специальной школе так не получается, слишком много времени тратится на усвоение пропущенного материала.
На уроках английского языка в средней школе ученики уже должны уметь читать, писать, излагать свою мысль на иностранном языке, слышать и понимать английскую речь, уметь выполнять грамматические задания на определенную тему. Наши ученики зачастую ничего этого делать не умеют, поэтому дальнейшее освоение материала для них невозможно. Поэтому приходится для начала системно ликвидировать пробелы в знаниях. Как правило, сначала мы учимся читать и писать, а не повторять слова за учителем и не срисовывать текст из учебника. Эта работа чаще всего детям с девиантным поведением не очень нравится , но только до того момента, когда у них это начинает получаться. Когда они сами начинают осознавать, что у них получилось, и это не случайность, что он прочитал слово верно, стимула к дальнейшему обучению у них появляется гораздо больше, уверенность в своих силах возрастает, и процесс усвоения материала идет быстрее. Уроки проходят веселее потому как возникает положительный эмоциональный настрой : « Я выполняю задание учителя, у меня получается….».
Когда человек понимает, где он может применить свои знания, то он учится более сознательно.
Английский язык в наше время является одним из необходимых предметов, с помощью которого можно развить личность ребенка и включить его в образовательный процесс
Как добиться большей эффективности на уроках английского языка? Как преподавать английский язык в школе для детей с девиантным поведением? Каких результатов можно добиться и что важно обязательно дать таким детям на уроках английского языка?
Что бы понять, как проводить уроки по английскому языку в специальной школе надо знать, что не удается учащимся, и понимать причины этого.
1. Слушать и понимать речь учителя.
2. Читать и понимать текст учебника
3. Выполнять грамматические и лексические задания
4. Строить и формулировать логические рассуждения
11.Работать с грамматическими и лексическими картами
Такие трудности сложно преодолеть, но английский язык призван дать те базовые знания ученику, которые необходимы для успешного освоения материала.
Хотелось обратить внимание на то, что в специальной школе в классах обучается не больше 10 человек, поэтому там возможно уделять внимание каждому ученику на уроке. Это важно, когда центральной задачей в обучении детей является устранение пробелов в знаниях учащихся.
Организация системы работы с отстающими детьми должна осуществлять пять условий:
1. подбор посильных индивидуальных заданий;
2. разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;
3. конкретизация учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;
4. совместное выполнение образцов заданий;
5. предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путях их совместного (с учителем) преодоления.
Поэтому при разработки уроков:
- хотелось отойти от пассивного восприятия материала, что бы дети работали как можно больше сами, для этого материал разбивается на маленькие, посильные задания, с которыми учащиеся справляются и постепенно узнают новое.
- в нашей школе английский преподается по учебникам “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”, М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Н. Трубанева, где даже на простом уровне предлагаются интересные, познавательные задачи.
- для организации учебной деятельности и отработки алгоритма действий были разработаны карты заданий, которые включают в себя теоретический материал и бланк заданий с поэтапной фиксацией успешности выполнения задания.
- разработанный дидактический материал помогает создать общий язык между учителем и учеником, без которого невозможна их совместная учебная деятельность.
Данная методическая разработка – это система организации учебного процесса для детей и подростков с девиантным поведением.
Цель методической разработки обучить детей и подростков с большими пробелами в знаниях основам английского языка в соответствии со школьной программой.
Методическая разработка представляет собой систему организации учебного процесса для слабоуспевающих детей с помощью учебных карт. Учебные карты представляют собой пособие, в котором, с помощью системы заданий выполняется алгоритм усвоения грамматического и лексического правила по английскому языку. Сам процесс усвоения правила разбивается на маленькие шаги (отдельные информационные участки): начиная с процесса понимания условия задания, выбора необходимых теоретических знаний, их повторения и применения на практике. В данной методике, учебные карты помогают каждому учащемуся двигаться по собственной развивающей траектории, меньше зависеть от учителя и учит самоконтролю, что очень важно для наших учеников.
С помощью этой учебной карты учащиеся учатся решать усваивать лексические и грамматические правила:
- читать задание;
- анализировать задание;
- выбирать грамматическую модель для решения задания;
- применять грамматическую модель на практике при выполнении задания;
- работать с книгой и справочной литературой;
- письменно записывать выполненное задание;
- контролировать себя.
Я работаю в школе для детей с девиантным поведением. Таким обучающимся трудно жить и учиться. Специальная школа предназначена реабилитировать таких детей, т. е. приспособить к современной жизни, а преодоление неуспешности в обучении ребенка - это важный шаг к полноценной жизни человека в обществе. Методическая разработка данного типа позволяет эффективно решать эту проблему на уроках английского языка.
В данных методических пособиях предлагается не заучивать и не запоминать язык учебного предмета английский язык, а использовать его для понимания грамматических явлений, описываемых грамматическим правилом, что для многих учащихся, у которых недостаточно развита память, более рациональный способ обучения.
Данные методические пособия используются три года на уроках английского языка в школе для детей и подростков с девиантным поведением. Учащиеся, работая с которыми учителем были написаны первые карты, сейчас учатся в 10 классе. Они овладели навыком решения лексических и грамматических заданий по английскому языку. Сократилось количество ошибок грамматического и лексического характера. Подготовка по английскому языку позволяет им осваивать программу средней школы.
При обучении детей с девиантным поведением на каждом уроке необходимы «подсказки-обучалки». Такого типа пособия создаются по всем предметам в нашей школе.
Психологи характеризуют опорные карты так: «они же теперь знают, что делать…».
Первый вопрос, который я решала перед тем, как приступить к изучению английского языка, – что учащиеся смогут быстро усвоить и на что можно будет потом опереться? Изучая первые понятия английского языка учащиеся научились работать со словарем, читать по транскрипции и выполнять основные лексико-грамматические задания без посторонней помощи. Уроки я старалась организовывать так, чтобы учащиеся, выполняя практические задания и отвечая на поставленные перед ними вопросы, приобретали новые знания.
Для проведения уроков мной были разработаны задания базового уровня и диагностические карты, с помощью которых учащийся и учитель может проследить за теми ошибками, которые допускаются при выполнении заданий.
Таким образом, появилась задача, как отрабатывать данные действия и их смысл. Были разработаны различные задания, которые подсказывали или указывали последовательность данных действий, и отрабатывали их выполнение. Вначале это были игровые задания с пробелами, которые надо заполнить. Но оказалось, что можно выстроить мини «подсказку – обучалку», которая бы вела ученика от теории к практике по кратчайшей дороге. «Подсказка – обучалка» получилась из 3-ех частей. Проведя первый урок с использованием листка с заданием такого типа, учитель назвал ее учебная карточка.
Первая часть содержит теоретический материал, описывающий грамматическое правило – это название, обозначения. Вся информация записывается не по порядку, что бы ученик научился выбирать и тем самым отличать грамматические единицы.
Вторая часть состоит из таблицы, которую надо заполнить, используя первую часть. Когда учащийся заполняет таблицу, он может пользоваться справочным материалом или учебником, это помогает приучать детей читать учебник и искать информацию в различных источниках.
Просто заполненная таблица не формирует навык решения задач, но она дает нам возможность перейти к формированию этого навыка, потому, что учащийся уже разобрался в том, из каких элементов состоит грамматическое правило и их смысл.
Перейдя теперь к третьей части, учащийся должен будет решить ряд грамматических и лексических заданий, используя заполненную им самим таблицу. Третья часть закрепляет и разъясняет всю информацию, которую ученик получил, работая с первой и второй частью.
Когда учащимся учитель предлагает впервые заполнить такую карту, он, конечно, тратит время на объяснения всех этапов работы с картой и заполняет ее вместе с учениками. Но в дальнейшем роль учителя уменьшается, потому что ученики запоминают через многократное повторение, как работать с картой, и начинают себя сами контролировать.
Для заполнения карты они могут пользоваться учебником и справочным материалом, если хотят получить более подробную информацию. Если учащийся освоил действия, которые необходимо выполнить при заполнении учебной карты, то он уже без помощи учителя может справиться с решением задач, которые составляют третью часть карты, выполнив работу, которую надо проделать с первой и второй частью. Таким образом, он может подобрать свою карту к любому заданию из учебника и выполнить его. Учащиеся начинают меньше зависеть от учителя. У них появляется уверенность в собственных силах, тем самым возникают положительные эмоции при выполнении учебного задания и желание работать на уроке самостоятельно.
Если ученик выполняет задание, не прибегая к помощи учителя, значит, он овладел суммой знаний. Но после отрыва от учителя хотелось бы, чтобы ученик стал решать задачи, не используя карты. Постепенно учащиеся, повторяя многократно, разделение грамматического правила на отдельные составляющие, и потом собирание его опять в единое целое, понимают законы, по которым строится грамматика языка в целом, постепенно набирая в свой багаж знаний все больше лексических и грамматических единиц, Постепенно у учащихся, честно работающих с учебной картой, так и происходит. Они начинают выполнять лексико-грамматические задания из учебника и уже в учебнике находят знакомые им грамматические единицы. На данном этапе учебный процесс становится осознанным.
Чтобы у ученика всегда была «карта- подсказка» под рукой учащиеся имеют личные папки с заполненными ими самими картами в кабинете английского языка или кабинете своего класса. Карты разложены в папках по темам и классам.
При выполнении заданий из учебника учащиеся, которые не могут выполнить задание без учебной карты, зарисовывают таблицу (вторую часть карты) в тетрадь. Чтобы пользоваться ей в удобное для себя время.
Учебные карты, в зависимости от ситуации, можно использовать и для других учебных задач, не полностью, а частями. Например, вторая часть очень удобна для проверки знания грамматики по английскому языку. Из первой части легко составить игровой момент на уроке и закрепить навыки работы с правилами. Третья часть для самых смелых: можно выполнять задания, не пользуясь учебной картой.
Таким образом, учебные карты позволяют организовывать различные этапы урока и подбирать дифференцированные задания ученикам очень быстро.
Методическая разработка системы организации учебного процесса для слабоуспевающих детей с помощью учебных карт позволила учителю включить детей и подростков с девиантным поведением в учебный процесс и улучшить их успеваемость. Учитель, работающий на своих уроках с учебными картами в предложенной системе действий, формирует познавательные умения с помощью специального подбора содержания учебного материал. Косвенный способ формирования познавательных умений для детей и подростков с девиантным поведением кажется более приемлемым в следствии психолого – педагогических особенностей таких учащихся.
Я веду преподавание английского языка в 7,8 и 9 классах по программе “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”, М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Н. Трубанева , поэтому последовательность учебных карт у меня соответствует данной программе. Но эти же карты можно компоновать в соответствии с любыми другими программами.
- 2.2. Учебная карта
В данном разделе подробно представлена учебная карта по теме: глагол to be – глагол быть.
Правило. Этот глагол в английском языке выполняет две функции: смысловую – быть, есть и, с другой стороны, является вспомогательным глаголом в образовании видовременных форм. В этом случае он на русский язык не переводится. В английском предложении всегда строгий порядок слов:
ПОДЛЕЖАЩЕЕ+(ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ)+СКАЗУЕМОЕ. Глагол to be всегда стоит после подлежащего (существительное или местоимение)
Например: мы говорим: Я пользуюсь интернетом каждый день.
А можем и так: Интернетом я пользуюсь каждый день.
Можно и так: Я каждый день пользуюсь интернетом.
В английском языке только так:
I use the Internet every day. – Я пользуюсь интернетом каждый день. ПОДЛЕЖАЩЕЕ+(ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ)+СКАЗУЕМОЕ
Рассмотрим, как изменяется глагол:
Утвердительная форма | Отрицательная форма | Вопросительная | ||
Полная форма | Краткая форма | Полная форма | Краткая форма | |
I am – я есть You are – ты есть He is – он есть She is – она есть It is – оно есть We are – мы есть You are – вы есть They are – они есть | I’m You’re He’s She’s It’s We’re You’re They’re | I am not – я не You are not He is not She is not It is not We are not You are not They are not | I’m not You aren’t He isn’t She isn’t It isn’t We aren’t You aren’t They aren’t | Am I? Are you? Is he? Is she? Is it? Are we? Are you? Are they? |
Пример:
Ты – студент. – You are a student. You’re a student.
Ты – студент? Are you a student? – Да, я – студент. – Yes, I am. – Нет.- No, I am not.
Как видно из примера, глагол to be изменяется в зависимости от того, какое местоимение (существительное) стоит перед ним.
Правило. В вопросе вспомогательный глагол to be выносится на первое место.
Задание 1. Вставьте am, is, are
- … it a shark? Yes, it … a shark.
- … they dolphins? Yes, they … dolphins.
- … we friends? No, we … not.
- … you a teacher? No, I … not a teacher? I … a student.
- … she a doctor? No, she … not, she … a writer.
Задание 2. Прочитай про Джейн и напиши про себя.
Jane
15
Student
English
London
I am Jane. I am 15. I am a student. I am English and I am from London…
Задание 3. Напиши про своего друга (друзей)
Выводы. Таким образом, учебные карты позволяют организовывать различные этапы урока и подбирать дифференцированные задания ученикам очень быстро.
Методическая разработка системы организации учебного процесса для слабоуспевающих детей с помощью учебных карт позволяет учителю включить детей и подростков с девиантным поведением в учебный процесс и улучшить их успеваемость. Учитель, работающий на своих уроках с учебными картами в предложенной системе действий, формирует познавательные умения с помощью специального подбора содержания учебного материал. Косвенный способ формирования познавательных умений для детей и подростков с девиантным поведением кажется более приемлемым в следствии психолого – педагогических особенностей таких учащихся.
При работе с детьми и подростками с девиантным поведением по коррекции их учебной деятельности одно из центральных мест должна занимать работа по формированию познавательных умений. Поэтому создание методической системы организации учебного процесса с помощью учебных карт для выполнения заданий по английскому языку имеет важное практическое применение в работе учителя английского языка в специальных образовательных учреждениях.
Каждый формат учебной карты приносит много пользы при работе с детьми и подростками с девиантным поведением и дает системный эффект. Учащиеся справляются с базовыми заданиями по предмету в данном случае английский язык, если специально заниматься формированием познавательных умений, относящихся к данному предмету и ко всему познавательному процессу в целом.
Заключение.
Я работаю в школе для детей с девиантным поведением. Таким обучающимся трудно жить и учиться. Специальная школа предназначена реабилитировать таких детей, т. е. приспособить к современной жизни, а преодоление неуспешности в обучении ребенка - это важный шаг к полноценной жизни человека в обществе. Методическая разработка данного типа позволяет эффективно решать эту проблему на уроках английского языка.
В данных методических пособиях предлагается не заучивать и не запоминать язык учебного предмета английский язык, а использовать его для понимания грамматических явлений, описываемых грамматическим правилом, что для многих учащихся, у которых недостаточно развита память, более рациональный способ обучения.
Данные методические пособия используются три года на уроках английского языка в школе для детей и подростков с девиантным поведением. Учащиеся, работая с которыми мною были написаны первые карты, сейчас учатся в 10 классе. Они овладели навыком решения лексических и грамматических заданий по английскому языку. Сократилось количество ошибок грамматического и лексического характера. Подготовка по английскому языку позволяет им осваивать программу средней школы.
При обучении детей с девиантным поведением на каждом уроке необходимы «подсказки-обучалки». Такого типа пособия создаются по всем предметам в нашей школе.
Первый вопрос, который я решала перед тем, как приступить к изучению английского языка, – что учащиеся смогут быстро усвоить и на что можно будет потом опереться? Изучая первые понятия английского языка учащиеся научились работать со словарем, читать по транскрипции и выполнять основные лексико-грамматические задания без посторонней помощи. Уроки я старалась организовывать так, чтобы учащиеся, выполняя практические задания и отвечая на поставленные перед ними вопросы, приобретали новые знания.
Для проведения уроков мной были разработаны задания базового уровня и диагностические карты, с помощью которых учащийся и учитель может проследить за теми ошибками, которые допускаются при выполнении заданий.
Таким образом, появилась задача, как отрабатывать данные действия и их смысл. Были разработаны различные задания, которые подсказывали или указывали последовательность данных действий, и отрабатывали их выполнение. Вначале это были игровые задания с пробелами, которые надо заполнить. Но оказалось, что можно выстроить мини «подсказку – обучалку», которая бы вела ученика от теории к практике по кратчайшей дороге. Проведя первый урок с использованием листка с заданием такого типа, я назвала ее учебная карточка.
Уже после первого года работы с картами учащиеся перестали сдавать пустые тесты и контрольные работы по английскому языку. При выполнении контрольных работ учащиеся так же с удовольствием пользуются опорными картами. Учащиеся стали внимательно читать задание, потому что они понимают, как работать с информацией.
Диагностические карты стали заполняться плюсами, а не только минусами.
Я веду преподавание английского языка в 7,8 и 9 классах по программе “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”, М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Н. Трубанева , поэтому последовательность учебных карт у меня соответствует данной программе. Но эти же карты можно компоновать в соответствии с любыми другими программами.
Список использованной литературы.
1. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы. - ростов н/Д.: Феникс. 2008
2. Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним.// Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: сокр. пер. с фр./ Под ред. Осипова Г.В.- М.: Прогресс, 1972
3. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии.- Москва, Московский университет, 1994.
4. Социология семьи / Под ред. Проф.А.И.Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
5. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения.// Вестник практической психологии образования, 2008
3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- Москва, Академический проект, 2005
4. Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 – 480 с.
5. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2002. – 68 с.
7. Яковлев Н.М., Константинов К.В.Стратегия коррекции девиантного поведения подростков на основе метода адаптивной саморегуляции // Физиология человека. – 2007. - №2. – С. 42 – 47.
Приложения
В данном разделе подробно представлены учебные карты по теме: Present Simple Tense (настоящее простое время). Поскольку тема для учеников довольно сложная, то разбиваю грамматическое правило на несколько карт: утвердительная форма, вопросительная форма, отрицательная форма, вопросительно- отрицательная форма
Приложение 1
Учебная карта Present Simple Tense (Affirmative)
Правило. Настоящее простое время используем, когда говорим о том, что мы делаем каждый день – every day, обычно – usually, сегодня – today, всегда – always, говоря о том, что мы делаем что-либо постоянно, но не в момент речи:
Я каждый день хожу на работу (Я сейчас иду на работу)
По воскресеньям я хожу в кино (я сейчас иду в кино)
Каждую субботу мы навещаем родителей (Я сейчас еду навестить родителей)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Present Simple Tense- настоящее простое время | УТВЕРДИТЕЛЬНАЯ ФОРМА I work He,she,it works We work You work They work | В 3-м лице ед.ч. к глаголу прибавляется окончание -S Подлежащее+сказуемое |
Задание 1. Вставьте глагол в нужной форме:
- Simon … (live) in London/
- He … (work) at school/
- He … (start) work at 8.30/
- He … (stop) work at 2p.m/
- He … (have) lunch at 2.30/
- He … (go) to bed at 10 o’clock in the evening/
Задание 2. Что ты делаешь каждый день? Напиши несколько предложений.
Задание 3. Чем обычно занят твой друг (подруга), брат (сестра)? Напиши несколько предложений
По такой же схеме составляется части для каждой из грамматических конструкций: вопросительная форма, отрицательная форма
Приложение 2
Учебная карта Present Simple Tense (Interrogative)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Simple Tense- настоящее простое время | ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ФОРМА Do I work? Does He,she,it work? Do we work? Do you work? Do they work? | В 3-м лице ед.ч. к вспомогательному глаголу добавляется прибавляется окончание -ES Вспомогательный глагол+ подлежащее+сказуемое |
Задание 1. Ответь на вопросы
- Does Simon live in London?
- Does he work at school?
- Does he start work at 8.30?
- Does he stop work at 5 or at 6 p.m.?
- Does he have lunch at 2 or at 4 p.m.?
- Does he go to bed at 9 or at 10 p.m.?
Задание 2. Дано предложение, сделай вопрос:
- Caroline likes chicken, fish, pizza. Does Caroline like chicken, fish, pizza?
- Ted Likes fish, eggs, burgers.
- We like tomatoes, potatoes, meat.
- Sara and I like cakes.
- You like coffee with milk.
Задание 3. Расспроси своего друга (подругу), брата (сестру) что они любят. Напиши несколько предложений
Приложение 3
Учебная карта Present Simple Tense (Negative)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
настоящее простое время | ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ФОРМА I do not work He, she, it does not work We do not work You do not work They do not work | Используется в разговорной речи I don’t work He, she, it doesn’t work We don’t work You don’t work They don’t work | Подлежащее+ вспомогательный глагол+not+сказуемое |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- The earth goes around the sun.
- Nurses (take care) of patients in hospitals.
- In Canada, most stores (close) at 6:00 p.m.
Ann (drive) to work every day
- She (drive) to work.
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Jenny writes letters.
- Jim/play computer games/ every day.
- Father/ drive his car/ always.
- I/ listen to the records/ on Sundays.
- Rick and I/ watch/ TV every evening.
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Напиши несколько предложений что они делают по выходным
Приложение 4
Учебная карта Present continuous (I am doing)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
настоящее продолженное время | УТВЕРДИТЕЛЬНАЯ ФОРМА I am working now He, she, it is working We are working You are working They are working | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что происходит в данный момент - сейчас-now I 'm working now He, she, it 's working We 're working You 're working They 're working | Подлежащее+ вспомогательный глагол+смысловой глагол+ing |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- Please don’t make so much noise. I’m studying, (not I study)
- Ann is in her car. She is on her way to work.
- She (drive) to work.
- “Where is Peggy?” “She (take) a bath.”
- Let’s go out now. It (rain).
- Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Jenny is writing letters.
- Jim/play computer games/ now.
- Father/ drive his car/ now.
- I/ listen to the records/ now.
- Rick and I/ watch/ TV now.
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Напиши несколько предложений что они делают сейчас
Приложение 5
Учебная карта Present continuous (I am doing)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
настоящее продолженное время | Вопросительная форма Am I working now? Is He, she, it working? Are We working? Are You working? Are They working? | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что происходит в данный момент - сейчас-now | вспомогательный глагол+ подлежащее+ смысловой глагол+ing |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- Please don’t make so much noise. Are you working?, (not I study)
- Ann is in her car. She (drive) to work ?
- She (go) to work?
- “Where is Peggy?” “She (take) a bath?”
- Let’s go out now. Why? It (rain)?
- Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Jenny is writing letters?
- Jim/play computer games/ now?
- Father/ drive his car/ now?
- I/ listen to the records/ now?
- Rick and I/ watch/ TV now?
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Cпроси у них, что они делают сейчас
Приложение 6
Учебная карта Present continuous (I am doing)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
настоящее продолженное время | Отрицательная форма I am not working now. He, she, it is not working. We are not working. You are not working. They are not working | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что происходит в данный момент - сейчас-now He, she, it isn't working. We aren't working. You aren't working. They aren't working | Подлежащее+вспомогательный глагол+ not+ смысловой глагол+ing |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- Please read me aloud. I am not working now.
- Ann is not in her car. She (drive) to work.
- She (go) to work, she is sleeping.
- “Where is Peggy?” is she taking a buth? - No, she (take) a bath”
- Let’s go out now. Why? It (rain).
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Jenny is not writing letters.
- Jim/play computer games/ now?
- Father/ drive his car/ now?
- I/ listen to the records/ now?
- Rick and I/ watch/ TV now?
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Напиши, что они не делают сейчас
Приложение 7
Учебная карта Future simple (I will do)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Простое будущее время | Отрицательная форма I will not work next year. He, she, it will not work tomorrow. We will not work next Sunday. You will not work next week. They will not work tomorrow. | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что дожно произойти в будущем- завтра-tomorrow, на следующей неделе-next week, в следующем году и т.д. I won't work next year. He, she, it won't work tomorrow. We won't work next Sunday. You won't work next week. They won't work tomorrow. | Подлежащее+ will+not+cмысловой глагол |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- When you return home, you won't notice any changes.
- This time next year I (be) in Japan next summer.
- I probably (go) to Europe this summer.
- We probably (travel) to Europe this summer.
- John (help) you.
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Jenny will not write letters.
- Jim/play computer games/ now.
- Father/ drive his car/ now.
- I/ listen to the records/ now.
- Rick and I/ watch/ TV now.
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Напиши, что они не будут делать завтра, на следующей неделе, следующим летом.
Приложение 8
Учебная карта Future simple (I will do)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Простое будущее время | Утвердительная форма I will work next year. He, she, it will work tomorrow. We will work next Sunday. You will work next week. They will work tomorrow. | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что дожно произойти в будущем- завтра-tomorrow, на следующей неделе-next week, в следующем году и т.д. I 'll work next year. He, she, it'll work tomorrow. We'll work next Sunday. You'll work next week. They'll work tomorrow. | Подлежащее+ will+cмысловой глагол |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- When you return home, you will notice a lot of changes.
- Next year I (be) in Japan next summer.
- I probably (go) to Europe this summer.
- We probably (travel) to Europe this summer.
- John (help) you.
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Jenny will write letters.
- Jim/play computer games/ now.
- Father/ drive his car/ now.
- I/ listen to the records/ now.
- Rick and I/ watch/ TV now.
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Напиши, что они будут делать завтра, на следующей неделе, следующим летом.
Приложение 9
Учебная карта Future simple (I will do)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Простое будущее время | Вопросительная форма Will I work next year ? Will He, she, it work tomorrow? Will We work next Sunday? Will You work next week? Will They work tomorrow? | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что дожно произойти в будущем- завтра-tomorrow, на следующей неделе-next week, в следующем году и т.д. | will+ подлежащее+ смысловой глагол |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- When you return home, will you notice any changes?
- Next year I (be) in Japan next summer?
- I (go) to Europe this summer?
- We (travel) to Europe this summer?.
- John (help) you?
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Will Jenny write letters?
- Jim/play computer games/?
- Father/ drive his car/ now?
- I/ listen to the records/ now?
- Rick and I/ watch/ TV now?
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Спроси, что они будут делать завтра, на следующей неделе, следующим летом.
Приложение 10
Учебная карта Future simple (I will do)
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Простое будущее время | Вопросительная форма Will I work next year ? Will He, she, it work tomorrow? Will We work next Sunday? Will You work next week? Will They work tomorrow? | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что дожно произойти в будущем- завтра-tomorrow, на следующей неделе-next week, в следующем году и т.д. | will+ подлежащее+ смысловой глагол |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- When you return home, will you notice any changes?
- Next year I (be) in Japan next summer?
- I (go) to Europe this summer?
- We (travel) to Europe this summer?.
- John (help) you?
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Will Jenny write letters?
- Jim/play computer games/?
- Father/ drive his car?
- I/ listen to the records?
- Rick and I/ watch/ TV ?
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Спроси, что они будут делать завтра, на следующей неделе, следующим летом.
Приложение 11
Учебная карта Past Simple (I )
Название | Грамматическая структура | сокращения | примечание |
Простое прошедшее время | Вопросительная форма Did I work yesterday ? Did He, she, it work last month? Did We work last week? Did You work last year? Did They work yesterday? | Используется в разговорной речи, когда мы говорим о чем-то, что произошло в прошлом: вчера-yesterday, на прошлой неделе- last week, в прошлом месяце- last month, в прошлом году- last year | Did+подлежащее+смысловой глагол |
Задание 1. Закончи предложения по примеру:
- Did it rain all day yesterday?
- I (enjoy) the party very much?
- Mr. Brown (die) ten years ago?
- you (live) in Athens?
- you (work) in a bank.?.
- John (help) you?
Задание 2. Собери предложение по примеру:
- Jenny/ write/ letters - Did Jenny write letters?
- Jim/play computer games/?
- Father/ drive his car?
- I/ listen to the records?
- Rick and I/ watch/ TV ?
Задание 3. Расскажи о своем друге (подруге), брате (сестре). Что они любят и что не любят? Спроси, что они делали вчера, позавчера, на прошлой неделе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку
В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие успешность усвоения иностранного языка школьниками....
Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...
Практика и реализация индивидуализации в обучении иностранного языка
Личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает......
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
СУБЪЕКТНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается понятие субъектной индивидуализации и способы её учёта в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Приводится классификация понятий, типологизирующих субъектную ...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисципл...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Аннотация: Исходя из современных реалий, действующие Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают наличие у выпускников неязыковых вузов професси...