СУБЪЕКТНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья
В статье рассматривается понятие субъектной индивидуализации и способы её учёта в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Приводится классификация понятий, типологизирующих субъектную деятельность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12._subektnaya_individualizatsiya_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx | 81.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СУБЪЕКТНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Ковалева Анастасия Сергеевна
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
Россия, Великие Луки
lebedeffa@inbox.ru
В статье рассматривается понятие субъектной индивидуализации и способы её учёта в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Приводится классификация понятий, типологизирующих субъектную деятельность обучающихся.
The paper studies subjective individualization and the ways of its accounting in the process of foreign language teaching in non-linguistic universities. The paper gives classification of the concepts typologizing subjective activity of students.
Ключевые слова: индивидуализация, субъектная индивидуализация, теория множественного интеллекта, обучение иностранному языку в неязыковых вузах.
Keywords: individualization, subjective individualization, the theory of multiple intelligences, foreign language teaching in non-linguistic universities.
В современных условиях интенсивного развития образования непрерывно растут требования как к результатам образовательной и воспитательной деятельности в целом, так и к качеству обучения иностранному языку выпускников школ и вузов в частности. Акцент при этом делается не только на уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией, но и на учёт и развитие индивидуальных способностей обучающихся, гармоничное развитие личности. Поэтому индивидуализация в современном образовании неразрывно связана с обучением, где выступает, с одной стороны, как условие или средство оптимизации группового учебного процесса для достижения максимальной эффективности в обучении иностранному языку в условиях ограниченного количества часов; с другой стороны, как самоцель - предмет, подлежащий пестованию и развитию.
Индивидуализация процесса обучения в школах и вузах в России и за рубежом имеет давнюю традицию. В российском образовании на сегодняшний день индивидуализация является одним из ведущих методических принципов, она реализуется через разные формы: экстернат, заочное обучение, выбор секций и факультативов, дистанционное обучение.
В западных странах, например, в вузах Англии и Германии, в качестве компонента индивидуализации процесса обучения широко представлена тьюторская деятельность, которая осуществляет ряд функций: ориентировочную, образовательную, социальную, корректирующую и воспитательную. Еще одним компонентом индивидуализации образования за рубежом является свободный выбор предметов для изучения, т.е. студент сам для себя решает (или с помощью тьютора), какая дисциплина по выбору ему нужна и интересна, и, как следствие - изучать ее он будет с интересом и энтузиазмом.
Изучив существующие психолого-педагогические и методические подходы к проблеме индивидуализации, мы увидели, что не существует однозначного понимания, что же такое индивидуализация: в современных российских исследованиях данное понятие рассматривается как система (А. А. Кирсанов [6], дидактический принцип (А. Ж. Жафяров, Е. С. Никитина, М. Е. Федотова [5], И. Унт [14], А. В. Кутузов [8], процесс (Т. М. Ковалёва [7], А. А. Пилигин [10] и др.), стратегия (Г. К. Селевко [11], Н. С. Татарникова [13]), педагогическая категория (Л. В. Байбородова [1], О. С. Газман [2]), средство (А. А. Кирсанов [6], О. С. Газман [2]). Рассмотрев различные аспекты феномена индивидуализации, мы пришли к выводу, что индивидуализация, прежде всего, - это общедидактический принцип, входящий в систему принципов обучения иностранному языку, и являющийся на современном этапе одним из ведущих. Принцип индивидуализации предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся при планировании образовательной деятельности с целью оптимизации учебного процесса для достижения его участниками лучшего результата.
Индивидуализация при обучении иноязычной речевой деятельности приобретает еще большее значение, поскольку речь обучающегося как средство выражения его сугубо индивидуальных переживаний, чувств, эмоций, моральных устремлений индивидуальна и неповторима. Это объясняется тем, что индивидуален не только процесс овладения (при обучении другим предметам он не менее индивидуален), но, что самое главное, индивидуален сам объект усвоения - речь человека как продукт и как процесс. Индивидуальность человеческой речи определяется: 1) мотивацией (то есть разные люди реагируют на разные стимулы по-разному), 2) смысловым содержанием (каждый человек выражает в речи самого себя), 3) способом выражения и формулирования мысли (манера речи, интонация, скорость, выбор лексических единиц и т. п.) [12].
По мнению Е.И. Пассова [9], основой индивидуализации может служить индивидуальность обучающегося, понимаемая во всей своей многогранности как система, он рассматривал индивидуальность учащегося в трех аспектах и выделил три вида индивидуализации [9]:
- Индивидные свойства и индивидная индивидуализация (темперамент, задатки, органические потребности, составляющие природную основу индивидуальности);
- Личностные свойства и личностная индивидуализация (жизненный опыт, сфера интересов, желания, склонности, духовные потребности, мировоззрение, эмоционально-чувственная сфера, статус личности в коллективе);
- Субъектные свойства и субъектная индивидуализация (учёт особенностей учащихся как субъектов деятельности: овладение оптимальными для ученика приёмами деятельности, предпочтения индивидуальной или командной работы, с подробными инструкциями или автономно и др.).
В рамках данной статьи остановимся подробно на субъектной индивидуализации. Как субъект человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой её продуктивности, которая определяется, с одной стороны, природными способностями, а с другой стороны, умением трудиться, т. е. субъектными свойствами. Таким образом, продуктивность деятельности зависит не только от способностей, но и от определенной системы приемов, которая характеризует индивидуальный стиль деятельности каждого человека, т. е. «индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение данным человеком». Для обучения иноязычному говорению учет субъектных свойств обучающихся важен потому, что у каждого ученика есть свои приемы овладения знаниями, своя учебная стратегия.
Важность обучения студентов оптимальным приемам и способам деятельности объясняется, по мнению Е. И. Пассова, двумя факторами. Во-первых, при сокращенной сетке часов еще труднее овладеть иноязычным говорением, если у обучающихся не развиты необходимые умения самостоятельной работы, т. е. субъектные свойства; во-вторых, базой для практического овладение иностранным языком в неязыковом вузе являются хорошо сформированные навыки самостоятельной работы.
Применительно к речевой деятельности развитие субъектных свойств еще не изучено в полном объёме. В силу этого в практике обучения иностранному языку в вузе субъектной индивидуализации уделяется недостаточное внимание. Индивидуальные задания для студентов со слаборазвитыми субъектными свойствами почти не содержат описания алгоритмов оптимального выполнения каждого данного задания, как, к примеру, это делается в учебниках немецкого языка для школы (авторы И. Л. Бим и А. А. Голотина), в которых даются памятки о наиболее рациональном выполнении учебных заданий. Если таких памяток нет, то много времени на занятии непроизводительно расходуется из-за того, что студенты не умеют быстро и организованно работать: рационально выполнять упражнения различных типов, с различными опорами (вербальными, схематическими, изобразительными), выполнять домашние задания и т. д. Субъектная индивидуализация особенно нужна обучающимся с недостаточно выраженными лингвистическими способностями. Если при обучении другим предметам считается приемлемым, даже положительным, тот факт, что студенты работают каждый в своем темпе, то при обучении иноязычной речи такая форма организации учебного процесса имеет отрицательные последствия: речевой коллектив разваливается и каждому приходится учиться общению, в лучшем случае, общаясь только с преподавателем (1 - 2 минуты за занятие).
Специфика субъектной индивидуализации при обучении иноязычной речи состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение дидактических материалов, различных по форме (например, наличие или отсутствие опор), учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности обучающегося, но приводящих, в конечном счете, к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени.
Проанализировав особенности реализации видов индивидуализации в обучении дисциплине «иностранный язык», мы считаем, что при ведущей позиции личностной индивидуализации, которой ученые уделяют достаточно внимания, нельзя умалять значение индивидной и субъектной индивидуализации. В частности, говоря о субъектной индивидуализации, отметим ее особую роль для вузовского образования, поскольку большое количество часов в программе отводится именно на индивидуальную работу. Кроме того, для многих студентов, в условиях современных реалий, изучение иностранного языка не ограничивается только занятиями по дисциплине в течение нескольких первых семестров, а становится актуальной потребностью для существования в обществе. Следовательно, одна из главных задач преподавателя – вооружить студента совокупностью рациональных приемов, методов, как для дальнейшего изучения иностранного языка, так и для повышения эффективности текущих занятий, исходя из его субъектных особенностей.
Особое положение субъектной индивидуализации подтверждается с изменением парадигмы образования (замена объектно-субъектной парадигмы на субъектно-субъектную). В этой связи всё чаще в современной методике стали употреблять такие понятия, как «индивидуальный стиль учебной деятельности» (Д. А. Колб [16; 17], Л. Н. Галеева [3]), «стиль учения» (Р. Данн, К. Данн, Г. Прайс [18]), «индивидуальный стиль познавательной деятельности», «когнитивный стиль» (М. А. Холодная [15]) и «тип интеллекта по Г. Гарднеру» (Г. Гарднер [4]), функционирующие в рамках субъектной индивидуализации обучения. Рассмотрим их значения.
- Индивидуальный стиль учебной деятельности (стиль учения) - это индивидуально-своеобразные способы усвоения информации в учебной деятельности.
- Индивидуальный стиль познавательной деятельности - иерархически организованная, многосторонняя и гибко изменяющаяся форма интеллектуального поведения, выступающая на определенном уровне её сформированности в пределе своего развития.
- Когнитивные стили - это высокоорганизованный механизм регуляции интеллектуальной деятельности, влияние которого обнаруживается в широком спектре ситуаций (в том числе учебных).
- Тип интеллекта по Гарднеру - совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения проблемы или создания продукта и являющихся основой для успешной деятельности в различных сферах.
Все эти понятия типологизируют субъектную деятельность обучающихся, то есть то, как обучающийся усваивает материал; как оптимальные для него приемы и способы деятельности (в нашем случае, изучения иностранного языка) влияют на мотивацию, скорость, успешность данной деятельности. Принимая во внимание субъектные свойства обучающегося, преподаватель может добиться наибольшей эффективности усвоения материала, повысив тем самым качество обучения.
В то же время мы видим, что понятия перечисленных выше стилей различаются по широте охвата деятельности личности, включённым сферам деятельности, ёмкости и количеству классифицируемых компонентов (см. рис. 1).
Рис. 1. Сопоставление понятий от более широкого к более узкому.
На наш взгляд, самым ёмким средством учёта субъектной индивидуализации является тип интеллекта по Гарднеру, так как он охватывает когнитивную, эмоциональную, физическую, культурологическую, социальную, эстетическую сферы. Когнитивный стиль как более узкое понятие включает в себя индивидуальный стиль познавательной деятельности, который не ограничен рамками только учебной деятельности, поэтому наиболее узким является понятие индивидуального стиля учебной деятельности или стиля учения. Кроме того, с нашей точки зрения, тип интеллекта по Г. Гарднеру не только является более широким понятием по отношению к стилям, но и может определять когнитивный стиль, познавательный стиль и стиль учения человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что индивидуализация – сложное, многокомпонентное явление, включающее в себя комплекс разноплановых характеристик, наибольшее количество которых индивидуализация охватывает в роли дидактического принципа обучения. Реализация данного принципа в современной методике обучения иностранному языку возможна с трех сторон: с точки зрения личностной, индивидной и субъектной индивидуализации. Современные УМК по английскому языку, как и организация процесса обучения в вузе в целом, уделяют достаточно внимания индивидным (возрастные особенности, способности к обучению) и личностным (сфера интересов и познавательных потребностей, профессиональная ориентация) свойствам обучающихся, практически не принимая в расчёт субъектные свойства студентов, а именно методы, приёмы, упражнения, обеспечивающие наибольшую продуктивность деятельности. Это объясняется особенностями образовательного процесса, а более всего групповым форматом обучения. На наш взгляд, это является серьёзным пробелом вузовского образования, который необходимо восполнить.
Литература:
- Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография. – Ярославль: Изд‐во ЯГПУ. - 2011. – 281 с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – Вып. 3. – М., 1995. – С. 58-63.
- Галеева Н.Л. Технология ИСУД как средство управления качеством обучения в системе «учитель-ученик». // Формирование методологической культуры учителя как средство повышения качества образования. Серия «Библиотечка руководителя». /Под ред. Минько Н.Г. - М., ЮОУО. - 2005. - С. 101-114.
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс, 2007. – 512 с.
- Жафяров А.Ж., Никитина Е.С., Федотова М.Е. Индивидуализация и дифференциация в педагогической теории и практике: анализ отечественного опыта. – Новосибирск: Изд‐во НГПУ, 2004. – 36 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань: Изд‐во КГУ, 1982. – 224 с.
- Ковалёва Т.М. Индивидуализация образования [Электронный ресурс].
- Кутузов А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1991 г. - 223 с.
- Плигин А.А. Личностно‐ориентированное образование: история и практика. – М: КСП+, 2003. – 432 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
- Стогниева О. Н. Индивидуализация как необходимое условие процесса обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского университета. Серия: Педагогика, психология. - Тольятти, 2015. - №3 (22). - С. 153-158.
- Татарникова Н.С. Концептуальные основы индивидуализации высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.:ПЕР СЭ, 2002. - 384 с.
- Kolb D. A. Learning Style Inventory: Technical manual. - Englewood Cliffs. — N. Y: Prentice-Hall, 1976. - 390 р.
- Kolb D. A. Experimental learning: Experience as a source of learning and development. - Englewood Cliffs. - N. Y: Prentice-Hall, 1984. - 256 p.
- Dunn R., Dunn K., Price G. E. Learning Style Inventory. Lawrence. - KS: Price Systems, 1989. - 123 p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуализация в обучении иностранному языку
Направленность. Данная работа адресована учителям, работающим с детьми с пробелами в предметных знаниях и слабо сформированным предметным понятийным аппаратом. Разработки, представленные в...
Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...
Практика и реализация индивидуализации в обучении иностранного языка
Личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает......
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
УЧЕТ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуаль...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Аннотация: Исходя из современных реалий, действующие Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают наличие у выпускников неязыковых вузов професси...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....