Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку
статья (10 класс) по теме
В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие успешность усвоения иностранного языка школьниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку
Виноградова Вероника Николаевна,
учитель английского языка, высшей категории,
МОУ «Лицей № 66» г. Омска. E-mail: vinver20@mail.ru
Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками.
В настоящее время учителей не нужно убеждать в том, что каждый ученик является личностью, обладающей неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Понятия «индивидуализация обучения» и « дифференциация обучения», казалось, завоевали прочные позиции в педагогических теориях. Однако индивидуальный подход к личности ученика как стратегия обучения не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников. Между тем учитель вынужден индивидуализировать процесс обучения, ибо игнорировать индивидуальные различия школьников на практике не представляется возможным.
Что же связывает понятия «способности» и «индивидуализация обучения»?
Начнем с рассмотрения понятия «способности». Б.М.Теплов, один из основателей теории способностей, описал три признака, заключающихся в этом понятии: « Во – первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
В соответствии с первым признаком способности являются одним из объектов, ориентирующих учителя в индивидуальном подходе к учащимся. Ученики, различаясь качествами, которые обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и формирования навыков и умений, нуждаются в том, чтобы эти различия были замечены, осознаны учителем и стали бы для него руководством к действию. Второй признак способностей свидетельствует о важности этих качеств для прогрессивного движения ученика в учебной деятельности. Однако не только способности являются психическими детерминантами успешности учебной деятельности – мощнейшее влияние на эту деятельность оказывают и такие факторы, как мотивация, воля и другие.
Опыт педагогической деятельности показывает, что при равных условиях (методы обучения, личность учителя и др.) положительная учебная мотивация не может обеспечить легкого и быстрого овладения учебным материалом, в случае если у школьника недостаточно развиты способности к данному предмету. Точно также и волевые качества личности не могут придать усвоению легкость и быстрый темп в сочетании с высокими результатами, если соответствующие способности недостаточно развиты. Иными словами, адекватная учебная мотивация и сильная воля помогают добиться хороших результатов в учебе, но не обеспечивают легкость и быстроту процесса приобретения знаний, формирования навыков и умений.
Между тем для школьника важен не только результат учебной деятельности, но и процесс, т.е. характер ее реализации. Примечательно, что в младших классах дети ждут поощрений за усердие, большое количество времени, труда, интеллектуальных усилий, потраченных на выполнение учебных заданий, а в старших классах школьники начинают гордиться тем, что умеют справляться с заданиями быстро. Они даже бравируют легкостью, с которой им дается учебный успех.
Главной задачей учителя является достижение высокого результата обучения. Этот результат определяется при прочих равных условиях отношением учащихся к учебе: если обучаемый ленится, недобросовестно, без интереса относится к предмету, то ему не помогут и способности (ведь эрудиция, глубокий ум, хорошая память, высокая речевая культура сами по себе не обеспечивают успешности учебной деятельности) и все усилия учителя обучить его окажутся тщетными; и наоборот если ученик со средними способностями много занимается, активен, проявляет интерес к предмету, то он неуклонно прогрессирует и может достичь хорошего или по крайней мере прочного среднего уровня владения иностранным языком. А произойдет это оттого, что, во-первых, «терпение и труд все перетрут», а во-вторых, потому, что любые способности развиваются в деятельность. Вот почему учителя придают такое большое значение личностным факторам, стимулирующим психические возможности человека и организующим его на преодоление трудностей учебной деятельности.
Индивидуализация обучения - это единственное средство актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведет к мобилизации резервов психического развития ребенка.
Таким образом, в отношении способностей индивидуализация обучения направлена на выполнение двух задач: учета способностей и их развития.
Учебная деятельность, направленная на развитие способностей, должна отвечать определенным принципам:
1. Деятельность ученика должна носить не репродуктивный, а творческий характер. Иными словами, не накопление знаний и навыков является основной и единственной целью школьного образования, а обучение учащихся определенным приемам и способам работы, формирование у них интеллектуальных навыков и умственных действий, которые облегчают процесс усвоения учебной информации. Обучать школьника использованию рациональных, эффективных, обобщающих приемов учебной деятельности, тренировать его психические функции (память, слуховое восприятие, мышление, воображение)- это и есть кардинальный путь развития его иноязычных способностей.
2. Учебная деятельность должна быть ориентирована не на уже достигнутый уровень развития способностей, а на «зону ближайшего развития» (термин Л.С.Выготского). Этот принцип означает, что учет индивидуальных особенностей ребенка должен производиться только для того, чтобы выявить направление его дальнейшего развития, а не пределы его возможностей.
Следовательно, обучение должно представлять собой посильный, но достаточно трудный процесс, вызывающий психическое напряжение, которое возникает в результате расхождения между требованиями учителя и актуальными возможностями ученика. Поэтому урок должен стимулировать максимум интеллектуальной активности, на которую способен ученик.
3. Деятельность ученика должна определяться глубокими положительными мотивами. При обучении иностранному языку необходимо начинать с формирования и развития тех учебных приемов, которые ускоряют, облегчают ученику процесс усвоения иностранного языка. Таким образом, именно оптимальные приемы запоминания, ориентация в анализе текстов, в принципах построения собственного высказывания на иностранном языке и т.д. формируют то ядро «снежного кома», которое будет постепенно расти и приведет не только к развитию способностей, но и к изменению всей структуры психологических детерминант, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка.
Следует заметить также, что иноязычные способности развиваются не только при непосредственной работе над усвоением языкового материала и развитием речевой деятельности на иностранном языке. Чтение художественной литературы на родном языке, соприкосновение с искусством, спорт, дружба – все это вносит свой вклад в развитие личности ученика и его иноязычных способностей, которые относятся к группе гуманитарных способностей, тесно переплетающихся с общим умственным развитием индивида, с его умением общаться.
Для учителя развитие способностей школьников – трудная задача и большая нагрузка психологического характера. Однако, как писал Л.Н.Толстой, « чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».
Литература.
1.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. – Москва, 1982.
2.Рубеншнейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Психология индивидуальных различий. Тексты – Москва 1982.
3. Теплов Б.М. Способности и одаренность.//Психология индивидуальных различий. Тексты М-1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку
Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку...
Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...
Научная статья "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"
Аннотация: В статье представлен анализ некоторых современных тенденций в иноязычном образовании и региональный опыт по решению актуальных задач обучения иностранным языкам: введение ...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. Для эффекти...
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"
Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...