Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Основная задача – это осознание связей между школьными предметами и окружающим миром посредством интеграции знаний, опыта и критического мышления.
Особое место в программе Международного Бакалавриата отводится оценке, так как именно она выполняет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения. Процесс оценивания также является неотъемлемой частью обучения в ЦО «Гамма» №1404.Учителями нашего центра используются два вида оценивания: формирующее и итоговое. Использование формирующего оценивания позволяет отслеживать эффективность, как преподавания, так и учения студентов МБ. Формирующее оценивание позволяет систематически определять сильные и слабые стороны учебного процесса и своевременно осуществлять коррекцию.
В нашем исследовании мы подробно остановимся на вопросе использования формирующего оценивания в процессе преподавания английского языка и работе с чек – листами, так как именно они призваны осуществлять процесс обратной связи, оценку промежуточных и итоговых результатов деятельности студентов, по освоению четко обозначенных программой результатов образования (ЗУНов).
Данное методическое пособие включает в себя образцы заданий для проведения формирующего оценивания навыков диалогической речи студентов 7 классов, а также чек – листы и рубрикаторы к основным темам программы по английскому языку для 7 класса.
Методическое пособие может быть использовано учителями английского языка, работающими в классах МБ как вспомогательное средство для осуществления мониторинга уровня сформированности навыков говорения на английском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._posobie__formiruyushchee_ocenivanie.docx | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» № 1404
107014 Б.Оленья д.3
Тел./факс 8 (499) 268-46-86 Е-mail: gamma1404@list.ru
Методическое пособие
по работе с формирующим оцениванием в программе МУР
Автор: Радченко О.В.
Москва 2010 г.
Предисловие
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Основная задача – это осознание связей между школьными предметами и окружающим миром посредством интеграции знаний, опыта и критического мышления.
Особое место в программе Международного Бакалавриата отводится оценке, так как именно она выполняет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения. Процесс оценивания также является неотъемлемой частью обучения в ЦО «Гамма» №1404.Учителями нашего центра используются два вида оценивания: формирующее и итоговое. Использование формирующего оценивания позволяет отслеживать эффективность, как преподавания, так и учения студентов МБ. Формирующее оценивание позволяет систематически определять сильные и слабые стороны учебного процесса и своевременно осуществлять коррекцию.
В нашем исследовании мы подробно остановимся на вопросе использования формирующего оценивания в процессе преподавания английского языка и работе с чек – листами, так как именно они призваны осуществлять процесс обратной связи, оценку промежуточных и итоговых результатов деятельности студентов, по освоению четко обозначенных программой результатов образования (ЗУНов).
Данное методическое пособие включает в себя образцы заданий для проведения формирующего оценивания навыков диалогической речи студентов 7 классов, а также чек – листы и рубрикаторы к основным темам программы по английскому языку для 7 класса.
Методическое пособие может быть использовано учителями английского языка, работающими в классах МБ как вспомогательное средство для осуществления мониторинга уровня сформированности навыков говорения на английском языке.
Теоретические основы вопроса организации
формирующего оценивания в программе МУР
И так, что же такое формирующая оценка? Это пошаговое движение ученика к максимально лучшему результату через постоянную рефлексию сегодняшних достижений. Идея формирующего оценивания заключается в сопровождении ученика на пути к достижению максимально высокого результата. Формирующая оценка показывает ученику, на каком этапе он находится на пути к контрольной работе, какие шаги нужно еще сделать, чтобы достичь максимально лучшего результата при ее написании. Она также показывает учителю, на каком этапе усвоения темы программы находится ученик, что еще нужно сделать, чтобы помочь ему достичь максимально лучшего результата усвоения темы и написания констатирующей контрольной работы.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Основным инструментом формирующего оценивания является технология выстраивания обратных связей, в основе, которой лежит использование чек – листов по изучаемым темам. Чек – лист – это документ, который используется учителем для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности студентов. Использование чек – листов позволяет студентам:
- ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
- получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки, и, следовательно, сохранять мотивацию для дальнейшей деятельности по освоению учебного материала;
- получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению более высоких результатов;
- и, наконец, овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Важнейшим условием для применения формирующего оценивания является наличие грамотно спланированных образовательных результатов: результаты должны быть детализированы до отдельных единиц содержания и должен быть назван планируемый уровень их освоения. Все это и представлено в чек – листе по каждой изучаемой теме.
Результатами применения формирующего оценивание является:
1) обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
2) максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
3) формирование оценочной самостоятельности учащихся,
4) формирование адекватной самооценки.
В нашем исследовании мы подробно остановимся на формирующем оценивании навыков говорения (диалогической речи) на английском языке у студентов 7-х классов.
Целью обучения говорению является развитие у студентов способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Известный методист Н.И. Гез считает, что по окончании любого типа школы, в том числе и международной, студент должен быть способен:
- общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера (в том числе носителя языка) по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;
- связно высказываться о себе и окружающем мире, прочитанном, увиденном выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Образцы заданий для проведения формирующего оценивания навыков диалогической речи студентов 7 классов
Образцы заданий для проверки умений студентов в диалогической речи репродуктивного характера (диалоги – образцы) по теме: «Английский – язык мира»
Complete the dialogue with the interviewer’s words.
A (interviewer)……
B: I’ve been learning it for five years, and I like it very much/
A:……
B: I think that most of all I like speaking English, but I enjoy reading too.
A:……
B: We do a lot of exercises at home but sometimes our teacher asks us to do them in class.
A:…….
B: Yes we do. We watched a part of the cartoon “Snow White and Seven Dwarfs in English last week. We loved it so much that everyone stayed behind after classes to see the end.
A……..
B: For me the most difficult thing is listening. When our English teacher plays tapes and we have to listen to them and answer the teacher’s questions I sometimes can’t get the idea of what I hear and so I can’t give the right answer.
A:…….
B: Yes, I know. Everybody says that it takes a lot of practice.
A:……..
B: Thank you. You are very kind. But I’d like to practice my English more to make it more fluent and correct.
Образцы заданий для проверки умений диалогической речи репродуктивно – продуктивного характера по теме: «Я и мой мир»
Ситуация: Ты встречаешься с приятелем на улице. Договорись с ним сходить вместе на дискотеку.
You:…… (приветствуешь).
He: Hi, John! Glad to meet you.
You: ….. (спрашиваешь, собирается ли он на дискотеку).
He: Yes, sure. Do you go there alone?
You:…...(говоришь, что идешь с одноклассниками).
He: Oh, great! What time shall we meet?
You:….(называешь время встречи).
He: All right. See you tomorrow. Bye!
You: ….(прощаешься).
Ситуация: Расспроси школьника из Англии о его семье, домашних питомцах, а также о том, что они изучают в школе.
Образцы ситуаций общения для построения диалогов продуктивного характера по теме: «Спорт в нашей жизни»:
- Discuss with your partner what sports students do at their PT lessons, what games they play, which of them are more popular with the students.
- Discuss with your partner the role sport plays in your life as one of the most effective ways of healthy way of life.
- Discuss with your partner the latest sporting events in your school.
- Discuss with your partner if you have enough PT lessons a week, or if it is necessary to enlarge their number.
- Compare the Olympics of ancient times and modern Olympics.
Составьте диалог по ключевым словам: train foe competitions, set records, score points and goals, a coach, a judge or a referee, a national team, win a prize/ a championship, the most attractive for everybody.
Инсценируйте диалог, продолжив его:
A: Do you know that the world championship is on TV now?
B: Sure. I saw the match between South Africa and Mexico yesterday. What about you?
A: Oh, I watch it with great pleasure too. What do you think about it?
B: I found it very interesting and exciting……………….
Чек – листы
по темам программы по английскому языку для 7 класса
Проверочный лист (check-list)
Предмет: английский язык Класс: 7 «А», «Б»
Тема: «Россия. Моя Родина»
Знания и умения, необходимые для выполнения работы | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Готовность к работе |
Студенту необходимо знать: | |||
-тематическую лексику; | |||
-использование времена группы Simple/Progressive; | |||
Студенту необходимо уметь: | |||
-использовать ЛЕ в устной и письменной речи; | |||
-использовать времена английского глагола в диалогической речи; | |||
-выражать согласие/несогласие; |
Проверочный лист (check-list)
Предмет: английский язык Класс: 7 «А», «Б»
Тема: «Удовольствие чтения»
Знания и умения, необходимые для выполнения работы | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Готовность к работе |
Студенту необходимо знать: | |||
-тематическую лексику; | |||
-грамматический материал: употребление неопределенного артикля с именами существительными; | |||
- времена, описывающие действие в будущем; | |||
- фразовый глагол - to turn-. | |||
Студенту необходимо уметь: | |||
-использовать ЛЕ в устной и письменной речи; фразовый глагол; | |||
-восстанавливать содержание диалога =- образца, реагировать на реплики партнера; | |||
-выражать согласие/несогласие; |
Проверочный лист (check-list)
Предмет: английский язык Класс: 7 «А», «Б»
Тема: «Английский – язык мира»
Знания и умения, необходимые для выполнения работы | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Готовность к работе |
Студенту необходимо знать: | |||
-тематическую лексику; | |||
-грамматический материал: употребление неопределенного артикля с именами существительными; | |||
- времена группы Continuous, Perfect; | |||
-правило образования и использования степеней сравнения прилагательных. | |||
Студенту необходимо уметь: | |||
-воспроизводить тематический диалог – образец по теме, используя необходимый лексико-грамматический минимум; | |||
-выражать согласие/несогласие; | |||
-вербально и невербально реагировать на реплики собеседования. |
Проверочный лист (check-list)
Предмет: английский язык Класс: 7 «А», «Б»
Тема: «Популярные виды искусства»
Знания и умения, необходимые для выполнения работы | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Готовность к работе |
Студенту необходимо знать: | |||
-тематическую лексику; | |||
-грамматический материал: времена глаголов в страдательном залоге; | |||
- правила употребления артикля с названиями времен года, частями дня, фразового глагола set; | |||
- модальные глаголы в страдательном залоге; | |||
Студенту необходимо уметь: | |||
-использовать ЛЕ в диалогической речи; | |||
-вербально и невербально реагировать на реплики партнера; | |||
-выражать согласие/несогласие; | |||
- строить диалог по заданной ситуации общения. |
Проверочный лист (check-list)
Предмет: английский язык Класс: 7 «А», «Б»
Тема: «Спорт в нашей жизни»
Знания и умения, необходимые для выполнения работы | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Готовность к работе |
Студенту необходимо знать: | |||
-тематическую лексику; | |||
-грамматический материал: времена глаголов в страдательном залоге; | |||
- правила употребления глаголов в сослагательном наклонении; | |||
Студенту необходимо уметь: | |||
-использовать ЛЕ в устной и письменной речи; | |||
-рассказать об истории Олимпийских игр, своем любимом виде спорта; | |||
-читать и понимать учебный тематический текст, составлять план к нему; | |||
-пересказывать текст; | |||
-отвечать на вопросы учителя; | |||
- строить диалог по заданной ситуации общения. |
Проверочный лист (check-list)
Предмет: английский язык Класс: 7 «А», «Б»
Тема: «Исследование мира»
Знания и умения, необходимые для выполнения работы | Фактическое знакомство | Первичное усвоение | Готовность к работе |
Студенту необходимо знать: | |||
-тематическую лексику; | |||
-грамматический материал: времена глаголов в страдательном залоге, в сослагательном наклонении; | |||
- фразовые глаголы: set, run, do, get, rush, turn. | |||
Студенту необходимо уметь: | |||
-использовать ЛЕ в устной и письменной речи; | |||
-рассказать о научных фактах в исследовании мира; | |||
-читать и понимать учебный тематический текст, составлять план к нему; | |||
-пересказывать текст; | |||
-отвечать на вопросы учителя; | |||
- строить диалог по заданной ситуации общения. |
Рубрикаторы
для мониторинга уровня сформированности навыков говорения на английском языке
Критерий А: содержание
(8 баллов)
Уровень достижений | Дескриптор |
0 | Студент не способен построить высказывание согласно заданной ситуации. |
1-2 | Содержание высказывания не соответствует заданной ситуации общения, студент с трудом ориентируется в фактах и событиях, нуждается в подсказках, наводящих вопросах. |
3-4 | Студент испытывает некоторые трудности в построении высказывания, иногда факты и события не соответствуют заданной ситуации, при этом в целом демонстрирует понимание материала, но нуждается в подсказках и наводящих вопросах |
5-6 | Содержание высказывания соответствует заданной ситуации общения, высказывание логично построено, содержит необходимые факты и события, но не хватает развернутых, сложных предложений, спонтанности высказывания. |
7-8 | Содержание высказывания полностью соответствует заданной ситуации общения, студент логично выражает мысли, использует сложные структуры, необходимый лексико-грамматический материал, выражает свою точку зрения, аргументирует ее. |
Критерий В: язык
(8 баллов)
Уровень достижений | Дескриптор |
0 | Речь студента не соответствует предъявляемым требования. |
1-2 | Произношение и/или интонация нарушают процесс коммуникации, словарный запас студента ограничен, студент часто допускает грамматические и фонетические ошибки. |
3-4 | Студент допускает произносительные, интонационные, грамматические ошибки, которые мешают пониманию речи студента, он использует тематическую лексику, грамматический минимум, но иногда допускает ошибки. |
5-6 | Студент допускает некоторые произносительные, интонационные ошибки, которые в целом не мешают восприятию речи студента, он корректно использует необходимый лексико-грамматический материал, выражает свою точку зрения. |
7-8 | речь студента грамотна с точки зрения грамматики и фонетики, легко воспринимается, студент широко использует тематическую лексику, в том числе из смежных тем, речевые клеше. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Алгоритм работы с формирующей оценкой.
- Определить, по каким темам вы будете проводить констатирующие контрольные работы.
- Составить контрольные работы, максимально включая задания, которые будут проверять ЗУНы, предусмотренные критериями по предмету.
- Разработать рубрикаторы для каждой контрольной работы.
- Разработать чек – листы к темам.
- Познакомить студентов с рубрикаторами.
- Познакомить студентов с чек – листами и методикой работы с ними.
- Вывесить образец контрольной работы с первого дня изучения темы, тем программы, по которым будет проводиться констатирующее оценивание.
- Определить с каждым учеником зону его ближайшего развития.
- На основе рубрикатора и чек – листа объяснить студенту, что он должен сделать, чтобы выполнить контрольную работу максимально хорошо.
- В ходе изучения темы проводить на уроках формирующие срезовые работы (тесты, работа по дифференцированным карточкам и т. д.), которые будут определять пошаговый уровень изучения темы каждым студентом ставить за них формирующие оценки (например: 5а, 4в и т. д.). Буквы соответствуют критериям по предметам, указанным в гайде.
- После каждой формирующей оценки проводить рефлексию с учеником: что мы с тобой должны сделать, чтобы написать итоговую контрольную работу максимально хорошо.
- Формирующее оценивание – это движение студента вперед по лестнице достижения максимально высокого результата в ходе выполнения констатирующей контрольной работы.
- Формирующее оценивание не влияет на итоговую оценку, а определяет зону ближайшего развития ребенка, является сигналом к проведению следующего этапа работы по достижению максимально высокого результата.
- Оценка – не наказание, а определение совместно со студентом дальнейшего шага на пути к успеху.
Приложение 2
Рекомендации по разработке чек – листов.
- Чек – листы по теме разрабатываются с учетом образовательных результатов, которые были предварительно определены учителем для освоения в рамках той, или иной темы.
- Формат, содержание и объем чек – листа могут различаться в зависимости от того, каких результатов должен достичь студент в ходе изучения темы.
- Требования к знаниям и умениям должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать студента для демонстрации конкретного образовательного результата.
- Помните, что студент имеет право улучшить результат своей деятельности в ходе формирующего оценивания, сохраняя, таким образом, мотивацию к дальнейшему освоению учебного материала.
- После выполнения контрольной работы учителю следует прокомментировать результат, полученный студентом, в соответствии с чек – листом, помочь ему спланировать дальнейшую деятельность по достижению более высоких результатов.
Приложение 3
Результаты констатирующего этапа исследования
уровня сформированности навыков говорения учащихся 7 «А», «Б» классов
Критерий 1: умение воспроизводить тематический диалог – образец по теме, используя необходимый лексико-грамматический минимум.
Критерий 2: умение выражать согласие/несогласие.
Критерий 3: умение вербально невербально реагировать на реплики собеседника.
Результаты итогового этапа исследования
уровня сформированности навыков говорения учащихся 7 «А», «Б» классов
Критерий 1:умение сконструировать диалог согласно заданным ситуациям общения
Критерий 2: умение использовать необходимый лексико-грамматический минимум.
Критерий 3: умение вербально и невербально реагировать на высказывания партнера.
Критерий 4: умение выражать собственную точку зрения.
Библиография
- Актуальные вопросы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе: Сб. науч. Трудов НИИ школ. – М., 2008.
- Горчев А. Ю. Объекты, уровни и приемы контроля//ИЯШ.- 2007.- №6.
- Гез Н.И. Методика преподавания иностранных языков в школе: учебник для студентов ВУЗов.- М ., «Просвещение». -1998.
- Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному высказыванию.- Воронеж, 1993.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка результатов учащихся: методические рекомендации. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"
методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...
Учебно методическая разработка к УМК программы «Обучение игре на гитаре» «Знания и навыки, необходимые для исполнения одной из базисных форм токе-фламенко – Сигирийяс.»
В УМР рассмотрен процесс освоения формы Сигирийяс....
Методическая разработка раздела учебной программы по истории России
В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....
Методическая разработка детской игровой программы "Наша дружная семейка"
В разработке представлена игровая программа в образцовом хореографическом коллективе "Искорка" которая направлена на ознакомление детей и родителей с традициями коллектива; организация совместного дос...
Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...