Методическая разработка раздела учебной программы по истории России
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Вступительная часть.
1) Пояснительная записка.
Моя работа посвящена методической разработке раздела «Россия в 1917 – 1927 годах» учебной программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной по истории России для 9-го класса «Россия в XX - начале XXI века».
Уже в течение нескольких лет я работаю по программе: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Россия в XX – начале XXI века».- М.: Просвещение, 2006.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 9 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начала XXI века. Учебник. – М.: Просвещение 2006; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX – начала XXI века». – М.: Просвещение, 2006; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX века». – М.: Просвещение, 2006.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Данная программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
В результате изучения курса истории России в 9-ом классе ученик должен знать/ понимать:
1) Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XX в. до начала XXI в.
2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.
3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
4) Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
5) Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России начала XX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.
7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, коллективизация, НЭП, тоталитаризм, гражданская война, «холодная война», «развитой социализм», приватизация, либерализация, референдум.
8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки, культуры.
9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций.
Программа составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.
Определённой новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
Исходя из изложенных выше, целей программы, а также в соответствии общему её смыслу, главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Россия в 1917 – 1927 годах» учебной программы по истории России для 9-го класса.
Задачи методической разработки раздела учебной программы по истории России:
- определить формы и методы изучения содержания раздела «Россия в 1917 – 1927 годах» данной программы;
- раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела;
- описать виды деятельности педагога и учащихся;
- описать методику использования элементов современных педагогических технологий;
- осуществить связь теории с практикой на уроках истории;
- показать приемы использования информационных средств обучения.
Ожидаемый результат данной работы – это моё профессионально-педагогическое совершенствование как учителя, а также распространение моего практического опыта, который может быть полезен другим преподавателям истории.
Предварительный просмотр:
3) Обоснование выбора раздела программы для методической разработки.
Для методической разработки мною был выбран раздел II «Россия в 1917 - 1927 годах» программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «Россия в XX веке», 9 класс.
На изучение данного раздела в программе отводится 8 часов.
№ урока | Название тем уроков | Количество часов |
1 (7) | От Февраля к Октябрю. | 1 |
2 (8) | Становление советской власти. | 1 |
3-4 (9-10) | Гражданская война. | 2 |
5 (11) | Новая экономическая политика. | 1 |
6 (12) | Политическое развитие страны. | 1 |
7 (13) | Внешняя политика. | 1 |
8 (14) | Культурная жизнь. | 1 |
При выборе этого раздела, я руководствовался двумя мотивами.
Во- первых, период, который изучается здесь, является переломным в истории нашей страны. События Февральской и Октябрьской революций, имели огромное историческое значение для народа России. Гражданская война стала настоящей трагедией русского народа. Именно в этот период происходит формирование советской модели социализма, которая господствовала в нашей стране в течение нескольких десятков лет. Изучение таких исторических этапов всегда вызывает интерес у учащихся, так как здесь они могут найти ответы на многие вопросы нашей истории и даже современности.
Во-вторых, темы данного раздела хорошо подходят для использования на уроках методов проблемного обучения. Положительными моментами проблемного обучения сегодня является активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект - субъектные отношения, личностная включённость всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.
Педагогическими условиями успешности проблемного обучения являются следующие: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.
К главным целям проблемного обучения относится:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления.
Исходя из этого, я представляю триединую дидактическую цель изучения раздела:
- Познавательная – формирование знаний об основных этапах и ключевых событиях исторического процесса в России в период с 1917 по 1927 год; создание представлений о закономерностях развития общества и государства в данный период на основе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
- Развивающая – развитие способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов сложного периода отечественной истории, определять собственную позицию по отношению к исторической реальности; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Воспитательная – воспитание гражданственности, национальной идентичности, нравственности, чувства патриотизма и любви к своему Отечеству на основе осмысления учащимися исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучение. Тем не менее, необходимо помнить, что основная масса знаний и умений передаётся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно.
Предварительный просмотр:
II. Основная часть.
1) Методическое обеспечение изучения раздела программы.
Приступая к методической разработке раздела программы, я проанализировал те трудности, с которыми сталкиваются ныне все учителя истории. Прежде всего, эти трудности вызваны малым количеством часов, выделяемых на изучение программ по истории в общеобразовательных классах. На изучение раздела «Россия в 1917 – 1927 годах» в программе А.А. Данилова для 9-х классов, выделено 8 часов. Причём, только на изучение темы «Гражданская война» отводится 2 часа, на остальных 6 уроках изучаются новые темы на каждом из них. Совершенно не остаётся времени для обобщения, повторения и контроля. Это обстоятельство позволило сделать выбор, при определении методики изучения данного раздела, в пользу метода проблемного обучения.
Проблемные уроки – это, прежде всего, создание проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к исторической науке.
Усвоение учебного материала происходит гораздо эффективнее, если учащиеся не ограничиваются пассивным заучиванием текстов учебника, а проводят их анализ, основанный на проблемном методе обучения, когда в учебном процессе рассматриваются проблемы, уже решенные человечеством, наукой, но пока неведомые учащимся.
На проблемных уроках учащиеся не только изучают новый материал, но и обобщают и систематизируют полученные знания. Учитель получает возможность проконтролировать и оценить самостоятельную работу учеников. Именно поэтому большинство уроков в рассматриваемом разделе, я предлагаю проводить как комбинированные уроки, характеризующиеся постановкой и достижением нескольких дидактических целей.
Таким образом, рассматриваемый раздел будет представлен в данной методической разработке, как блок проблемных уроков.
Проблемный вопрос к разделу: «Россия на перепутье – демократия или диктатура?»
При организации проблемных уроков, следует помнить, что существует несколько уровней проблемности. Первый уровень характеризуется тем, что проблемная ситуация возникает независимо от методов работы учителя. Для второго уровня проблемности характерно преднамеренное создание учителем проблемной ситуации, но формулирует и решает проблему сам учитель. На третьем уровне учитель вовлекает учеников в решение проблемы. Проблемность четвертого уровня предполагает самостоятельное решение учениками сформулированной учителем проблемы.
На пятом уровне ученики самостоятельно формулируют проблему, ведут поиск путей её решения. При изучении данного раздела я предлагаю использовать 2-ой, 3-ий и 4-ый уровни проблемности.
Технологическая карта изучения раздела
«Россия в 1917 – 1927 годах»
Учебной программы по истории России для 9 класса.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Знания, умения | Вид контроля |
1 | От Февраля к Октябрю. | 1 | Урок изучения нового материала с решением познавательной задачи: Почему в 1917 году победили большевики? | Причины революционного начала века, сходство и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития. | Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные события Февральской, Октябрьской революций. Уметь прогнозировать последующие события в России. | Проверка решения познаватель-ной задачи. Проверка работ в тетрадях. |
2 | Становле-ние советской власти | 1 | Комбинирован-ный урок. Проблемный вопрос: Какой политический режим был сформирован большевиками? | II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Становление советской системы управления. Брестский мир. Конституция 1918 г. | Уметь характеризовать содержание первых декретов советской власти на основе нескольких исторических источников. | Аналитичес-кая беседа по проблемному вопросу. Самостоятель-ная работа с текстом. Ответы на вопросы. |
3-4 | Гражданс-кая война. | 2 | Комбинирован-ный урок. Проблемный вопрос: Кто победил в гражданской войне и почему? | Гражданская война: причины, хронологические рамки, основные этапы. Политика военного коммунизма. | Характеризовать причины гражданской войны, называть периодизацию. Объяснять суть политики военного коммунизма. Развивать навыки решения проблемных задач исследовательс-кого характера. | Проверка выполнения задания на карточках. Беседа по проблемному вопросу. |
5 | Новая экономическая политика | 1 | Комбинирован-ный урок. Проблемный вопрос: В чём заключались противоречия НЭПа? | Причины перехода к нэпу. Решения X съезда РКП(б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. | Знать сущность нэпа (экономическую, социальную, политическую). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками. | Заполнение сравнитель-ной таблицы: «НЭП и военный коммунизм». |
6 | Политичес-кое развитие страны. | 1 | Комбинированный урок. Проблема: Почему победу во внутрипартийной борьбе в 20-е годы одержал И.В. Сталин? | Образование СССР. Внутрипартий-ная борьба по экономическим и политическим вопросам данного периода. | Называть основные события, выстраивать логические цепочки. Анализировать, оценивать процессы и явления. | Работа с документами. Тест. |
7 | Внешняя политика | 1 | Комбинированный урок. Проблема: Благодаря чему СССР удалось прорвать международ-ную изоляцию? | Особенности внешней политики СССР в Азии. Международные конференции в Генуе и Гааге в 1922 г. Деятельность Коминтерна. | Показать по карте союзников СССР. Анализировать документы конференций и Рапальского договора. | Фронтальный опрос. Беседа по проблемному вопросу. |
8 | Культурная жизнь. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом. Проблема: Советская власть и русская интеллигенция – в чём истоки конфликта? | Многообразие культурной жизни. Основные направления культурной политики советской власти. Достижения и потери российской культуры 20-х гг. | Называть основные направления культурной политики и уметь их объяснять. | Таблица «Достижения советской культуры в 20-х годах». Беседа по проблеме. |
Таким образом, основными приёмами преподавания в ходе изучения данного раздела, являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования; приёмами учения – самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент.
В дальнейшем, я хотел бы остановиться на двух аспектах проблемного урока – способах разработки проблемных вопросов и организации эвристической беседы.
Для превращения «просто вопроса» в проблемный вопрос существуют следующие условия:
Вопрос должен:
- иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определённой учебной ситуации;
- содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
- вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений, навыков.
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов.
- предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений какой, который, чей и.т.п. в разных падежах, а также при помощи неопределённо-количественного числительного сколько;
- предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели); такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и.т.д.
Почему в гражданской войне победили «красные»? Почему во внутрипартийной борьбе вверх взял Сталин? Зачем в СССР проводилась индустриализация?
Основные особенности: ориентация на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания.
Глубокому осмыслению информации способствуют проблемные вопросы по текстам учебника. В каждом из них можно найти материал для составления вопросов. Прямого ответа на них в тексте нет, но содержится подсказка, намёк на правильный ответ, который необходимо обнаружить. Для этого придётся рассмотреть текст под иным углом зрения, проанализировать его, установить новые связи между понятиями.
- К какому понятию относится данное определение: «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности».
А) национальные отношения;
Б) производственные отношения;
В) общественные отношения.
- Почему, несмотря на достаточную теоретическую разработку вопроса о социалистическом строе и задействованность многих стран в построении социализма с привлечением всех возможностей, он, если и был построен, то дал совершенно не те результаты, которые планировались?
Обычно проблемные вопросы ставятся перед учащимися в ходе эвристической беседы, а проблемные задачи – при использовании всех методов проблемного обучения.
Основная особенность задачи состоит в том, что она вызывает состояние осознаваемого противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только решение задачи. Это состояние и есть проблемная ситуация.
Таким образом, проблемная задача может пониматься и как специальная дидактическая конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации.
Как уже было сказано выше, важное место в ходе проблемного урока занимает эвристическая беседа. Не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Активизация познавательной деятельности определяется, прежде всего, характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
В связи с этим, обратим внимание на специфические особенности эвристической беседы:
1. Целевая направленность беседы на решение какой-либо новой для учащихся проблемы.
2. Логическая взаимосвязанность вопросов учителя, предоставляющих шаги решения проблемы. В зависимости от ответов учащихся вопросы могут меняться и корректироваться.
3. Проблемный характер большей части вопросов, включаемых в беседу.
4. Эвристический характер формулирования гипотез способствует преодолению определённых (заданных) алгоритмов, что помогает учащимся избавиться от стандартных решений.
5. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основанная на имеющемся багаже знаний, но приводящая к новым знаниям и новым способам деятельности.
В обобщённом виде требования к вопросам можно представить так:
- посильность;
- чёткость формулировки;
- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ученика;
- взаимосвязь вопросов: каждый последующий есть логическое продолжение предыдущего или ответа ученика;
- опора вопроса на имеющийся запас знаний у учащихся с выходом за рамки с целью получения новых знаний;
- наличие вопросов, воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.
Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки.
В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.
Предварительный просмотр:
III. Заключительная часть.
Методические рекомендации по изучению раздела учебной программы.
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете.
Когда вы действуете, вы учитесь.
Приведенный эпиграф говорит о необходимости применения на уроках активных методов обучения. Этому способствует метод проблемного обучения, так как он переносит акценты на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей.
В зарубежной и отечественной литературе совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и получила название «активные методы». Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: коммуникативная атака, опорные схемы, мозговой штурм, «атака веером», и.т.д.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слушать и слышать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- анализировать факты и информацию.
Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению).
Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок.
Основные направления коммуникативной атаки:
- Захватывающий аудиторию факт, вопрос.
2. Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися («кто получил паспорт?» и.т.п.)
3. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.
4. Оригинальное, яркое, необычное начало урока, притягивающее внимание аудитории своей неожиданностью.
Например,
перед началом изучения раздела «Россия в 1917 – 1927 годах», приводится отрывок из стихотворения Р. Рождественского:
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по гражданской войне…
Как бы хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!
…Как они после забытые, бывшие –
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на нее,
Победившую,
Пусть непонятную,
Пусть непростившую
Землю родимую!
И – умереть!
Полдень;
Березовый отсвет покоя.
В небе – российские купола,
И облака, будто белые кони,
Мчатся над сенью Сен--Женевьев де Буа.
О ком идет речь в этом стихотворении? Почему эти люди оказались вдалеке от Родины?
Особенно эффективны активные методы при изучении нового материала, повторении и закреплении: вопросы и задания «трудности» и «поиска» (на установление сходства и различия, на установление причинно-следственных связей, на выбор варианта, использование противоречия, необычные ситуации).
Например,
при изучении темы «Новая экономическая политика», входящей в рассматриваемый раздел, учащимся предлагается составить сравнительную таблицу:
Линии сравнения | «военный коммунизм» | Новая экономическая политика |
Мероприятия в сельском хозяйстве | ||
Мероприятия в области промышленности | ||
Товарно-денежные отношения | ||
Трудовые отношения | ||
Управление народным хозяйством | ||
Коммунальные услуги |
При изучении темы «Культурная жизнь» учащимся предлагается следующее задание:
В.И. Ленин в свое время писал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими». ( Из перевода в воспоминаниях К. Цеткин в 1924 году). Но вскоре слово «понято» стали печатать как «понятно». Объясните, в чем разница и так ли уж важна одна буква в слове?
Моделирование.
Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование.
«Что могло бы произойти, если бы…?
Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.
- Если бы в 1917 году не было Октябрьской революции?
- Если бы в Гражданской войне победили не «красные» а «белые»?
- Если бы после смерти Ленина к власти в СССР пришел не Сталин, а Троцкий?
Опорные схемы
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы.
Опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке.
Пример опорной схемы по теме «От Февраля к Октябрю»
Конституционные основы государственного строя
Отмена смертной казни и военно-полевых судов, упразднение каторги и ссылки, политическая амнистия, создание фабрично-заводских комитетов, отмена национальных ограничений, независимость Польши
Установление единоначалия офицеров, создание народной милиции, тактика «условной поддержки», создание выборных солдатских комитетов
27 февраля 1917 г.
Временное правительство
Петроградский Совет
Действия: март 1917 года
Задачи: нормализовать обстановку в стране, подготовить и провести выборы в Учредительное собрание
Задачи:
Установить контроль над деятельностью Временного правительства
Учебный мозговой штурм
Основная цель: развитие творческого стиля мышления.
Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.
В рассматриваемом разделе учебной программы, метод мозгового штурма можно применить на уроке по теме «Политическое развитии страны». В качестве темы для штурма предлагается высказывание Г. Зиновьева на XIII съезде РКП (б) в 1924 году: «Права человека? Каких прав хотят они? Тех самых прав, которые имеют буржуазные инженеры…Каким инженерам нужны такие права, когда буржуазная интеллигенция имеет монополию политического представительства народа, когда она является решающей группой в стране? Совершенно ясно, что таких прав они, как своих ушей без зеркала, в нашей республике не увидят».
Класс делится на группы, которые обсуждают данное высказывание. При этом ученики отвечают на вопросы: О каких правах идет речь? Какая категория населения требовала политических прав? Почему большевики не хотели предоставлять им эти права? В итоге учащиеся делают вывод о формировании авторитарного политического режима в СССР.
Рассматривая различные методики и педагогические технологии при разработке раздела учебной программы, я обратил внимание на технологию развития критического мышления. Эта технология, по моему мнению, способствует активизации учебного процесса, поэтому я поставил себе задачу овладеть методами этой технологии.
В данной новой технологии выделяются три основные фазы: вызов, реализация (осмысление), рефлексия.
Стадия вызова позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Её задачи:
- изучение новой информации;
- осмысление её;
- соотнесение с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания;
- формирование у каждого из учеников собственного отношения к изучаемому материалу
Методические приемы:
- Метод Инсерт. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки:
V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вызнаете;
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причем, сначала заполняется 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и. т. д.
- Разбивка на кластеры.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Пример кластера по теме «Гражданская война»:
Гражданская война
причины
особенности
участники
периодизация
красные
белые
зеленые
большевики
Нет границ
непримиримость
3) Творческая форма рефлексии – синквейн.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Состоит из пяти строк.
Первая строчка – одно существительное, например:
Революция.
Вторая строчка – описание двумя прилагательными, например:
Кровавая, безжалостная.
Третья строчка – описание действия тремя глаголами, например:
Свергает, уничтожает, провозглашает.
Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме:
Коренной переворот в жизни общества.
Пятая строка – это синоним из одного слова, который отражает суть понятия:
«Взрыв».
Кроме приведенных методов в технологии критического мышления существует много других: «Корзина идей», «Написание эссе», «Интерактивная стратегия З-Х-У и другие. Освоение и применение на своих уроках данной технологии, по моему мнению, будет способствовать выдвижению новых идей и позволит увидеть мне как учителю, новые возможности, весьма существенные при решении педагогических проблем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание работы I. Вступительная часть. 1) Пояснительная записка 2) Учебно-тематическое планирование на 2009-2010 учебный год. 3) Обоснование выбора раздела учебной программы для методической разработки. II. Основная часть. 1) Методическое обеспечение изучения раздела программы. 2) Проект урока по теме «Гражданская война в России». А) Психолого-педагогическое и методическое обоснование урока. Б) Конспект урока «Гражданская война в России». В) Самоанализ урока. 3) Результаты апробации содержания учебной программы. III. Заключительная часть 1) Методические рекомендации по изучению раздела 2) Приложение.
Цель и задачи методической разработки раздела Цель – раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Россия в1917 – 1927 годах» учебной программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Россия в XX – начале XXI века» для 9-го класса. Задачи: 1) определить формы и методы изучения данного раздела 2) раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела 3) описать виды деятельности педагога и учащихся 4) описать методику использования элементов современных педагогических технологий 5) осуществить связь теории с практикой на уроках истории 6) показать приемы использования информационных средств обучения на уроках истории.
Тематическое планирование раздела «Россия в 1917 – 1927 гг.» № урока Темы уроков Количество часов 1 От Февраля к Октябрю 1 2 Становление Советской власти 1 3-4 Гражданская война 2 5 Новая экономическая политика 1 6 Политическое развитие страны 1 7 Внешняя политика 1 8 Культурная жизнь 1
Цель изучения раздела учебной программы Познавательная Развивающая Воспитательная Воспитание гражданственности, чувства патриотизма и любви к своему Отечеству Формирование знаний об основных этапах и ключевых событиях истории России в период с 1917 по 1927 Развитие умений и навы- ков поиска, системати- зации и комплексного анализа исторической информации
Методическое обеспечение изучения раздела учебной программы Форма организации изучения раздела программы: Блок проблемных уроков Проблемный вопрос к изучаемому разделу: «Россия на перепутье – демократия или диктатура?» Основные приёмы преподавания: Эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования Основные приёмы учения: Самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент
Технологическая карта изучения раздела «Россия в 1917 – 1927» Тема урока, кол-во часов Тип урока Проблема Знания, умения Контроль От Февраля к Октябрю 1 ч. Урок изучения нового материала на основе опорного конспекта Почему в 1917 г. по- бедили большевики? Знать события рево- люций, уметь разби- раться в причинах Проверка работ в тетрадях Становление советской власти 1 ч. Комбинированный урок Какой политический режим создали большевики? Знать и уметь характеризовать содержание декретов Беседа по проблемному вопросу Гражданская война 2 ч. Комбинированный урок Кто победил в гражданской войне и почему? Знать причины и ход войны, уметь решать проблемные вопросы Проверка выполнения задания на карточках Новая экономическая политика 1 ч. Комбинированный урок Почему НЭП не мог долго существовать в СССР? Знать сущность и уметь сравнивать с воен.коммунизмом Заполнение сравнительной таблицы Политическое развитие 1 ч. Комбинированный урок В чем причины победы в 20-е годы в СССР Сталина? Знать и уметь анализировать процессы и явления Тест, проверка решения проблемного вопроса Внешняя политика 1 ч. Комбинированный урок Что способствовало прорыву международной блокады СССР? Знать и уметь анализировать внешнюю политику государства Письменный опрос Культурная жизнь 1 ч. Урок выработки навыков работы с историческим материалом Советская власть и интеллигенция – в чем истоки конфликта? Знать направления культурной политики и уметь объяснять Заполнение таблицы «Достижения и проблемы культуры»
Проект урока по истории России для 9-го класса Тема урока: «Гражданская война в России» Тип урока: комбинированный Цели урока: 1) образовательная – формирование и систематизация знаний об особенностях, ходе и результатах гражданской войны в России 2) развивающая – развитие навыков решения проблемных задач 3) воспитательная – воспитание уважения к истории своего Отечества Формы организации урока: самостоятельная работа, практическая работа эвристическая беседа, Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, графический Средства обучения: карта «Гражданская война в России», компьютер и мультимедийный проектор, учебник Данилов А.А. История России XX – начало XXI века
Технологическая карта урока истории России по теме «Гражданская война Этапы урока Цели, задачи, методы Содержание этапа 1. Организационный Стимулирование деятельности учащихся Организация внимания и внутренней готовности учеников 2. Актуализация темы Организация и направление к цели деятельности учеников Актуализация ранее полученных знаний и умений 3. Изучение нового материала Формирование основных знаний и умений по теме Постановка проблемного вопроса и организация поисковой работы этап 1 Лекционный материал Причины и периодизация гражданской войны этап 2 Постановка проблемного вопроса Кто одержал победу в гражданской войне и почему? этап 3 Работа со схемой Анализ сил противоборствующих сторон этап 4 Работа по группам Графическое изображение хода гражданской войны на карточки этап 5 Анализ таблицы Учащиеся делают вывод о преимуществе «красных» 4. Заключительный этап Усвоение умений пользоваться знаниями Решение проблемного вопроса, рефлексивно-оценочный момент
Результаты апробации учебной программы по истории России для 9-го класса за 3 года Учебный год Средний балл 2006-2007 3,7 2007-2008 3,87 2008-2009 3,87
Предварительный просмотр:
Б) Конспект урока по истории России
по теме: «Гражданская война в России».
Класс: 9
Количество часов: 2
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная – сформировать и систематизировать знания об особенностях, о ходе, о результатах гражданской войны в России.
- Развивающая – развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера; формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника.
- Воспитательная – воспитывать уважение к истории своего Отечества.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, графический
Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа,
практическая работа.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая.
Средства обучения: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; компьютер и мультимедийный проектор, карта «Гражданская война в России», маркеры и карточки, схема «Противоборствующие лагеря».
Литература:
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2006.
- Т.В. Селевко Современные образовательные технологии.- М., Народное образование, 1998.
- Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988.
- А.И. Деникин Очерки русской смуты.- М., «Мысль», 1991.
- Н.Е. Какурин Как сражалась революция.- М., «Политическая литература», 1990.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация темы
- Изучение новой темы
- Лекционный материал
- Постановка проблемного вопроса
- Работа со схемой
- Работа по группам с материалами учебника
- Анализ деятельности противоборствующих сторон
IV. Заключительный этап
- Закрепление темы путем решения проблемного вопроса
- Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о том, что на уроке ребята будут работать самостоятельно, с учебником, по группам.
- Актуализация темы.
Беседа по вопросам:
- Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году? (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата).
- Назовите шаги, предпринятые большевиками в области экономики.
(Национализация предприятий, банков; создание ВСНХ; установление рабочего контроля на финансовую деятельность предприятий; установление продовольственной диктатуры; борьба с кулаками и середняками в деревне; ликвидация сословного деления общества).
3. Какие слои населения были недовольны политикой большевиков?
(Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство)
4. Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году?
(Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией).
- Изучение новой темы.
- Лекционный материал.
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны. Короче: гражданская война – это вооруженная борьба за власть в стране между двумя частями народа.
Особенности гражданской войны:
А) нет точной даты начала и завершения войны;
Б) нет четких линий фронта;
В) жесткие формы борьбы, террор;
Г) использование цветов для обозначения противоборствующих сил.
Особенность гражданской войны в России: переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией.
Периодизация гражданской войны в России. (Можно указать, что существует несколько периодизаций. См. приложение).
- май – ноябрь 1918 год;
- ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.;
- март 1919 г. – весна 1920 г.;
- весна 1920 г. – ноябрь 1920 г.
- Постановка проблемного вопроса.
К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?
- Работа со схемой.
С помощью компьютера и проектора на экран выводится таблица, которая позволяет увидеть социальный состав противоборствующих сторон и сравнить военные силы.
Противоборствующие лагеря
Вопросы | «Белые» | «Красные» | «Зеленые» |
Время создания | Конец 1917 г. | Январь 1918 г. | |
Личности | Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель | Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров | Махно |
Вооруженные силы | Добровольческая армия | Красная армия | «Революционная повстанческая армия Украины» |
Социальная основа | Офицеры, юнкера, казаки, буржуазия, интеллигенция | Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои | Крестьяне, дезертиры из Красной и Белой армий |
Политическая основа | Кадеты, правые эсеры, монархисты, меньшевики | Большевики | Националисты, анархисты |
Учащиеся делают вывод: На стороне «белых» было военное преимущество, так как их поддерживало большинство кадровых офицеров царской армии, но зато «красные» пользовались поддержкой большей части населения, прежде всего крестьянства.
4. Работа по группам с материалом учебника.
Ребята получают карточки, куда они должны нанести карту-схему расстановки сил «белых» и «красных» по этапам.
Каждая группа работает с определенным этапом. Маркерами учащиеся наносят на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направления движения воюющих сторон, имена командующих армий по этапам. Красным – все, что связано с Красной Армией, синим – с Белой армией, черным – с интервентами. Работа идет по параграфам 14 «Начало гражданской войны» и 15 «На фронтах Гражданской войны»
1 группа – 1этап (Начальный этап войны)
2 группа – 2 этап (Боевые действия в конце 1918 – начале 1919 года)
3 группа – 3 этап (Решающие сражения гражданской войны)
4 группа – 4 этап (Завершение гражданской войны и интервенции)
После выполнения работы каждая группа делает сообщение о ходе войны по этапам. Здесь же, заслушиваются сообщения учащихся о командующих Белой и Красной армий. ( См. приложение)
Командующие Белой армией: А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель.
Командующие Красной армией: М.В. Фрунзе, М.М. Тухачевский, И.И. Вацетис, А.И. Егоров, С.С. Каменев.
северный
фронт
Москва
западный восточный
фронт фронт
южный фронт
. 5. Анализ деятельности противоборствующих сторон.
Данная таблица выводится на экран с помощью компьютера. Она позволяет проследить, каковы итоги деятельности воюющих сторон. Причем, значения различных видов деятельности, определяются самими учащимися в ходе беседы и работы с учебником.
«Красные» | «Белые» | ||
Деятельность | Значение | Деятельность | Значение |
Январь 1918 г. – декрет об организации РККА и КФ, июнь 1918 г. – мобилизация военных специалистов | Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов | Создание Добровольческой армии на юге | Не было сплоченности и единства действий |
Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны | Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь» | Поддержка со стороны интервентов | Подрывало авторитет Белого движения |
Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор» | Парализация, запугивание политических противников | «Белый террор» | Запугивание противников, народных масс |
Массовая пропаганда среди населения | Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества | Идеология непредрешенчества лозунг «единой и неделимой России» | Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы |
Политика «военного коммунизма» | Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства | Отмена «Декрета о земле» | Отталкивание крестьянства от «белого движения» |
IV. Заключительный этап урока.
На заключительном этапе урока происходит закрепление темы путем решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Предлагается проанализировать следующие высказывания по данной проблеме:
А) «Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло» (историк-белоэмигрант И. Солоневич).
Б) «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят «белых», а хотят «красных», то бесцельно помогать «белым»» (английский генерал Нокс, помощник Колчака).
Учащиеся высказывают свое мнение.
В итоге, делается вывод о том, что победу в гражданской войне одержали «красные» (большевики). Это произошло благодаря поддержке большей части населения, прежде всего крестьянства, а также из-за разобщенности и отсутствия цельности «белого» движения. Уместно будет привести слова генерала Деникина: «Белое движение начинали почти святые, а закончили почти бандиты».
В заключение, учитель обращается к ребятам с вопросом: «Решили ли мы поставленную в начале урока проблему?» Обобщает высказывания ребят, дает оценку работе класса и отдельных учащихся, благодарит за плодотворную работу, задает домашнее задание: письменно выполнить задания №1 и №2 из учебника на странице 128. Выполнение задания №2, об уроках Гражданской войны, не обязательно для учащихся из второй группы (имеющих задержку в развитии).
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку
Периодизации гражданской войны в России.
- 1 этап: лето – осень 1918 года – ограниченный характер гражданской войны;
2 этап: зима 1918 – весна 1920 годов – размах гражданской войны;
3 этап: лето 1920 – осень 1922 годов – малая гражданская война
II. 1 этап: октябрь 1917 – май 1918 годов – начало гражданской войны
2 этап: лето – осень 1918 года – борьба с внутренней контрреволюцией;
3 этап: конец 1918 – начало 1919 годов – окончание Первой мировой войны;
4 этап: весна 1919 – весна 1920 годов – год решающих побед Красной Армии;
5 этап: весна – осень 1920 гола – ликвидация основных очагов гражданской войны;
6 этап: 1921 – 1922 годы – ликвидация последних локальных очагов гражданской войны и иностранной интервенции.
III. 1 этап: октябрь 1917 – весна 1918 годов – период «мягкой Гражданской войны»;
2 этап: весна-лето 1918 – осень 1920 годов – период противоборства регулярных красных и белых армий;
3 этап: конец 1920 – 1922 годы – период «малой Гражданской войны».
Командующие Белой армии.
Деникин Антон Иванович (1872 – 1947). Участник русско-японской и первой мировой войн, генерал-лейтенант (1916 г.). Окончил Академию Генерального штаба (1899 г.). По политическим взглядам примыкал к кадетам. С мая 1917 года – главнокомандующий Западным фронтом, с июля – Юго-Западным. Поддерживал контрреволюционное выступление генерала Корнилова, вместе с ним арестован и содержался в заключении в г. Быхове, откуда бежал на Дон. Активно участвовал в создании Добровольческой армии. С 13 апреля 1918 года – командующий, с 8 октября – главнокомандующий Добровольческой армией. С 8 января 1919 года – главнокомандующий «вооруженными силами Юга России». После разгрома белогвардейцев и эвакуации в Крым, 4 апреля 1920 года, сдал командование генералу П.Н. Врангелю и выехал за границу. До 1930 г. жил во Франции, умер в США.
Колчак Александр Васильевич (1873 – 1920). Один из основных руководителей российской контрреволюции, адмирал (1918 г.). Окончил Морской корпус (1894 г.). Участник русско-японской и первой мировой войн. Во время первой мировой войны служил на Балтийском флоте, в 1916-1917 гг. командовал Черноморским флотом. После Февральской революции занимает контрреволюционную позицию, под давлением матросских масс отозван Временным правительством в Петроград и послан в командировку в Великобританию и Северо-американские Соединенные Штаты. В октябре 1918 года с английским генералом А. Ноксом пребывает в г. Омск и получает пост военного и морского министра в составленном Уфимской директорией кабинете. После переворота 18 ноября 1918 года принимает звание «верховного правителя» российского государства, устанавливает в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке военную диктатуру. С окончательным разгромом своей армии в ноябре – декабре 1919 года бежит из Омска в Иркутск. 15 января 1920 года на станции Иннокентьевская выдан белочехами «Политическому центру», затем передан большевистскому Иркутскому ВРК, по постановлению которого 7 февраля расстрелян.
Корнилов Лавр Георгиевич (1870 – 1918). Участник русско-японской и первой мировой войн, генерал от инфантерии (1917 г.). Окончил Академию Генерального штаба. Во время первой мировой войны попал в плен к австрийцам, откуда бежал незадолго до Февральской революции. С марта 1917 года – командующий войсками Петроградского военного округа, с мая – 8-ой армией, с июля - войсками Юго-Западного фронта. С 19 июля по 27 августа – верховный главнокомандующий. Добился введения смертной казни на фронте, пытался ограничить деятельность солдатских комитетов. 25 августа двинул на Петроград казачий корпус и «дикую дивизию» с целью разгрома Советов и провозглашения военной диктатуры. Под давлением эсеро-меньшевистского ЦИКа Советов, поддержанного большевиками, Керенский был вынужден вступить в борьбу с Корниловым, объявив его мятежником. 31 августа мятеж был подавлен. 2 сентября Корнилов арестован Временным правительством и вместе с другими военными руководителями мятежа заключены в тюрьму в г. Быхове. 19 ноября 1917 года при содействии генерала Н.Н. Духонина бежал в Новочеркасск, где вместс с генералом М.В. Алексеевым организовал для борьбы с Советской властью Добровольческую армию. С 25 января 1918 года – командующий Добровольческой армией. 13 апреля 1918 года во время «Ледяного похода» погиб при штурме Екатеринодара.
Командующие Красной армии
Фрунзе Михаил Васильевич (1885 – 1925).Советский государственный, партийный и военный деятель, военный теоретик. Член партии с 1904 года. За революционную деятельность неоднократно подвергался репрессиям. В 1916 году направлен большевистской партией на Западный фронт, где под фамилией Михайлова работал в Земском союзе, возглавляя большевистское подполье в Минске. После Февральской революции избран начальником народной милиции Минска. В августе 1917 года в качестве начальника штаба революционных войск минского района возглавил борьбу с корниловщиной на Западном фронте. В октябре с двухтысячным отрядом шуйских рабочих и солдат участвовал в Октябрьском вооруженном восстании в Москве. С августа 1918 года военный комиссар Ярославского военного округа.
В феврале – начале мая 1919 года командующий 4-й армией, в мае – июне 1919 года – Туркестанской армией. С марта 1919 года одновременно командовал Южной группой армий Восточного фронта. Во время контрнаступления Восточного фронта провел ряд успешных наступательных операций против главных сил Колчака, за что был награжден орденом Красного Знамени. С июля 1919 года командовал войсками Восточного фронта, освободившими Северный и Средний Урал, а с 15 августа 1919 года – Туркестанским фронтом, войска которого завершили разгром южной группы колчаковской армии, овладели Южным Уралом и открыли путь в Туркестан. 21 сентября 1920 года, по предложению В. И. Ленина, назначен командующим вновь созданным Южным фронтом и руководил операцией по разгрому войск П.Н. Врангеля. С декабря 1920 года по март 1924 года уполномоченный РВСР на Украине, командующий войсками Украины и Крыма. С марта 1924 года заместитель председателя РВС СССР и наркома по военным и морским делам, а с апреля 1924 года одновременно начальник Штаба РККА и начальник Военной академии. С января 1925 года председатель РВС СССР и нарком по военным и морским делам. Умер в Москве, похоронен на Красной площади.
Предварительный просмотр:
3) Результаты апробации содержания учебной программы.
По авторской программе А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «Россия в XX – начале XXI века», я работаю уже в течение 5 лет. Программа хорошо адаптирована для учащихся 9-х классов. Ребята, в целом, справляются с освоением данной программы. К её недостаткам можно отнести некоторую перегруженность фактическим материалом, что в условиях сокращения учебного времени на изучение вызывает дополнительные трудности у учащихся. Программа полностью оснащена учебно-методическим комплектом, в который входит новый учебник, рабочая тетрадь для учащихся, тематическое и поурочное планирования, тесты и задания. Далее в мою задачу входит представить аналитический отчет о результатах апробации данной программы на примере одного класса за последние 3 года. Программа Данилова и Косулиной «Россия в XX – начале XXI века» разработана для изучения в 9-ом классе, поэтому я буду рассматривать результаты учеников обучавшихся в 9-ых классах нашей школы в течение последних 3-х лет (2006 – 2009 гг.).
Таблица 1. Результаты изучения программы по истории России в 9 классе за 2006-2007 учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося. | Итоговая оценка |
1 | Бакин Максим | 4 |
2 | Клёмина Евгения | 3 |
3 | Кошлакова Любовь | 3 |
4 | Лемашова Галина | 4 |
5 | Молев Николай | 4 |
6 | Нагдиева Наргиза | 4 |
7 | Посыпкин Алексей | 3 |
8 | Ревухина Елена | 4 |
9 | Рекушин Андрей | 4 |
10 | Сидягин Дмитрий | 4 |
11 | Стариков Алексей | 4 |
«5»- 0; «4»- 8; «3»- 3. Средний балл – 3,7.
Таблица 2. Результаты изучения программы по истории России в 9 классе за 2007-2008 учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Итоговая оценка |
1 | Александрова Алена | 4 |
2 | Бостин Константин | 3 |
3 | Гаранина Елена | 5 |
4 | Голошапов Андрей | 3 |
5 | Жунин Денис | 3 |
6 | Каширина Анна | 5 |
7 | Качанова Виктория | 4 |
8 | Кулёва Анастасия | 4 |
9 | Потехина Ольга | 5 |
10 | Сидягин Павел | 3 |
11 | Сидягина Анастасия | 5 |
12 | Сумерина Ольга | 3 |
13 | Треушников Алексей | 3 |
14 | Чумичева Елена | 5 |
15 | Ярымов Михаил | 3 |
16 | Ярымова Анастасия | 4 |
«5»- 5; «4»- 4; «3»- 7. Средний балл – 3, 87.
Таблица 3. Результаты изучения программы по истории России в 9 классе за 2008-2009 учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Итоговая оценка |
1 | Аршин Александр | 3 |
2 | Варенцова Алена | 4 |
3 | Данилова Валентина | 4 |
4 | Козлова Ирина | 4 |
5 | Козлова Юлия | 4 |
6 | Матвеичева Елена | 4 |
7 | Нагдиев Тагир | 3 |
8 | Филимонов Алексей | 5 |
«5»- 1; «4»- 5; «3»- 2. Средний балл – 3, 87
Таблица 4. Результаты изучения программы за 3 года.
Учебный год | Средний балл |
2006-2007 | 3,7 |
2007-2008 | 3,87 |
2008-2009 | 3,87 |
3,6
3,65
3,7
3,75
3,8
3,85
3,9
средний
балл
2006-
2007
2007-
2008
2008-
2009
уч.год
Результаты освоения программы за 3 года
средний балл
Выводы: Полученные результаты свидетельствуют о том, что программа была успешно пройдена и учащиеся полностью освоили её содержание.
В рассматриваемой программе 9 разделов. Каждый из разделов охватывает по содержанию период в истории России XX века. Специальных контрольно-обобщающих уроков в программе не предусмотрено, поэтому проверка знаний, а также их закрепление проводится на уроках комбинированного типа. В качестве контролирующих материалов использовались тесты, самостоятельные работы, эссе, проводились уроки-семинары, учащиеся выступали с докладами.
Наибольшие трудности у ребят вызывает изучение тем по общественно-политической и духовной жизни в СССР. Это связано, я думаю, со сложностью и неоднозначностью данных вопросов. Также, это может быть обусловлено возрастными особенностями девятиклассников, склонных к максималистским оценкам действительности вообще и истории в частности.
Повышенный интерес ученики проявляли при изучении раздела о Великой Отечественной войне. К сожалению, на его изучение выделено всего 3 часа. Этого очень мало не только для изучения фактов, но прежде всего для формирования патриотических качеств у будущих граждан России. Активность и интерес ребята также проявляют по отношению к изучению последнего раздела «Новая Россия 1991-2009». Особенно их интересуют личности этого времени: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание работы I. Вступительная часть. 1) Пояснительная записка 2) Учебно-тематическое планирование на 2009-2010 учебный год. 3) Обоснование выбора раздела учебной программы для методической разработки. II. Основная часть. 1) Методическое обеспечение изучения раздела программы. 2) Проект урока по теме «Гражданская война в России». А) Психолого-педагогическое и методическое обоснование урока. Б) Конспект урока «Гражданская война в России». В) Самоанализ урока. 3) Результаты апробации содержания учебной программы. III. Заключительная часть 1) Методические рекомендации по изучению раздела 2) Приложение.
Цель и задачи методической разработки раздела Цель – раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Россия в1917 – 1927 годах» учебной программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Россия в XX – начале XXI века» для 9-го класса. Задачи: 1) определить формы и методы изучения данного раздела 2) раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела 3) описать виды деятельности педагога и учащихся 4) описать методику использования элементов современных педагогических технологий 5) осуществить связь теории с практикой на уроках истории 6) показать приемы использования информационных средств обучения на уроках истории.
Тематическое планирование раздела «Россия в 1917 – 1927 гг.» № урока Темы уроков Количество часов 1 От Февраля к Октябрю 1 2 Становление Советской власти 1 3-4 Гражданская война 2 5 Новая экономическая политика 1 6 Политическое развитие страны 1 7 Внешняя политика 1 8 Культурная жизнь 1
Цель изучения раздела учебной программы Познавательная Развивающая Воспитательная Воспитание гражданственности, чувства патриотизма и любви к своему Отечеству Формирование знаний об основных этапах и ключевых событиях истории России в период с 1917 по 1927 Развитие умений и навы- ков поиска, системати- зации и комплексного анализа исторической информации
Методическое обеспечение изучения раздела учебной программы Форма организации изучения раздела программы: Блок проблемных уроков Проблемный вопрос к изучаемому разделу: «Россия на перепутье – демократия или диктатура?» Основные приёмы преподавания: Эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования Основные приёмы учения: Самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент
Технологическая карта изучения раздела «Россия в 1917 – 1927» Тема урока, кол-во часов Тип урока Проблема Знания, умения Контроль От Февраля к Октябрю 1 ч. Урок изучения нового материала на основе опорного конспекта Почему в 1917 г. по- бедили большевики? Знать события рево- люций, уметь разби- раться в причинах Проверка работ в тетрадях Становление советской власти 1 ч. Комбинированный урок Какой политический режим создали большевики? Знать и уметь характеризовать содержание декретов Беседа по проблемному вопросу Гражданская война 2 ч. Комбинированный урок Кто победил в гражданской войне и почему? Знать причины и ход войны, уметь решать проблемные вопросы Проверка выполнения задания на карточках Новая экономическая политика 1 ч. Комбинированный урок Почему НЭП не мог долго существовать в СССР? Знать сущность и уметь сравнивать с воен.коммунизмом Заполнение сравнительной таблицы Политическое развитие 1 ч. Комбинированный урок В чем причины победы в 20-е годы в СССР Сталина? Знать и уметь анализировать процессы и явления Тест, проверка решения проблемного вопроса Внешняя политика 1 ч. Комбинированный урок Что способствовало прорыву международной блокады СССР? Знать и уметь анализировать внешнюю политику государства Письменный опрос Культурная жизнь 1 ч. Урок выработки навыков работы с историческим материалом Советская власть и интеллигенция – в чем истоки конфликта? Знать направления культурной политики и уметь объяснять Заполнение таблицы «Достижения и проблемы культуры»
Проект урока по истории России для 9-го класса Тема урока: «Гражданская война в России» Тип урока: комбинированный Цели урока: 1) образовательная – формирование и систематизация знаний об особенностях, ходе и результатах гражданской войны в России 2) развивающая – развитие навыков решения проблемных задач 3) воспитательная – воспитание уважения к истории своего Отечества Формы организации урока: самостоятельная работа, практическая работа эвристическая беседа, Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, графический Средства обучения: карта «Гражданская война в России», компьютер и мультимедийный проектор, учебник Данилов А.А. История России XX – начало XXI века
Технологическая карта урока истории России по теме «Гражданская война Этапы урока Цели, задачи, методы Содержание этапа 1. Организационный Стимулирование деятельности учащихся Организация внимания и внутренней готовности учеников 2. Актуализация темы Организация и направление к цели деятельности учеников Актуализация ранее полученных знаний и умений 3. Изучение нового материала Формирование основных знаний и умений по теме Постановка проблемного вопроса и организация поисковой работы этап 1 Лекционный материал Причины и периодизация гражданской войны этап 2 Постановка проблемного вопроса Кто одержал победу в гражданской войне и почему? этап 3 Работа со схемой Анализ сил противоборствующих сторон этап 4 Работа по группам Графическое изображение хода гражданской войны на карточки этап 5 Анализ таблицы Учащиеся делают вывод о преимуществе «красных» 4. Заключительный этап Усвоение умений пользоваться знаниями Решение проблемного вопроса, рефлексивно-оценочный момент
Результаты апробации учебной программы по истории России для 9-го класса за 3 года Учебный год Средний балл 2006-2007 3,7 2007-2008 3,87 2008-2009 3,87
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы
метод. разработка раздела учебной программы...
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Методическая разработка раздела учебной программы
В моей разработке представлен раздел учебнй программы по теме "Африка" для 7 класса....
Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ.
Власть и церковь. Церковный раскол....
Методическая разработка раздела учебной программы по истории России
Презентация методической разработки учебной программы по истории первой половины 19 века предназначена для учителей истории, работающих по УМК Данилов А.А, Косулина Л.Г "История 6-11 класс" М.Пр...