Технология работы над произносительной стороной изучаемого языка
методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме
Предлагаю Вам рассмотреть вопросы технологии усвоения языковых знаний, формирование и развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, иными словами, вопросы создания материальной базы для овладения речевыми умениями.Акцентирую внимание на том,что тщателдьная отработка языкового материала - не самоцель, она не должна заслонять собой речевую перспективу. Поэтому работа над языковым знаком любого уровня (слово, словосочетание, предложение) разворачивается схематично :
-учащимся предлагается исходный текст.Текст позволяет определить в учебном метариале смысловую характеристику изучаемых явлений и лингвистические факторы, необходимые для оформления высказывания;
- из предложенного текста учащиеся познают информацию содержательно - смыслового плана и лингвистического уровня, тренируются в употреблении языкового материала этого текста;
- далее учашиеся создают свои собственные тексты, ситуативно и личностно обусловленные.
Итак, в общении в целом, как и в учебном процессе, происходит "круговорот текстовой действительности" (Т.М. Дридзе), обясняющий "встроенность"
(А.А. Леонтьев) языковогоматериала в развиваемые формы речевой деятельности.
1. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
Возможно не стоит подробно останавливаться на значении правильного произношения, понимая, что звуковая материя является первоэлементом речи и слухо- произносительные навыки стоят в основе всех видов речевой деятельности. Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется далее на весь школьный курс обучения иностранному языку.
Технология первичности обучения предполагает формирование слухо - произносительной базы; на последующих этапах она должна утверждаться, т.е. каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. В данном случае следует иметь ввид, что , если на начальном этапе будет что -то упущено и возникнут неправильный произносительные привычки, то исправить и в дальнейшем очень трудно. с другой стороны невозможно допускать прекращения работы над произношением на среднем и особенно стершем этапе, т.к. в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, разрушение с трудом сформированных произносительных навыков.
Первичный этап. Становление слухо - произносительных навыков включает : ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произношении для формирования навыка, применение, приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.
Ознакомление с фонетическим явлением осуществляется при помощи наглядной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность презентации фонетического материала диктуется его необходимостью при общении. Поэтому с первых шагов приходится вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке.
В обучении произношению практичен аналитико - имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной отработке выделяются из связанного целого и обясняются на основе артикуляционного правила ; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки вновь включаются в целое, которое организуется постепенно: сло, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учениками вслед за образцом, имитируется. Артикуляцинные правила носят аппроксимированный ( приближенный правильно) характер. Это фактически правило инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи ( губы, язык) принимают участие в произношении звука. Например, чтобы произнести английское {е:} , нужно произнести ресское "е" , растянуть губы в улыбку, рот при этом почти закрыт, губы напряжены. Чтобы произнести английский звук {W}, нужно губы округлить и немного выдвинуть вперед, произнеся русское {Y}.
Иногда правила инструкции содержат указанияот какого подобного русского звука следует отталкиваться, чуть корректируя его , например, при произношении английского {r}, можно отталкиваться от русского {ж}.
Устное опережение отодвинуло использование транскрапции при знакомстве с языковой материей на период, когда учащиеся приступают к чтению. При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью осовить этот способ фиксации звуки, т. к. в противном случае они не могут из словарей получать предстваление о звучании слов в немецком, французском и испанском языках вводят лишь отдельные знаки. При ознакомлении с фонетическими явлениями обяснение обязательно должно чережоваться с демонстрацией эталонов, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи, чтобы создавать условие, при которых уча щиеся как- бы "купаются" в звуках в то момент, когда им обясняют их артикуляцию. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении, которое снова происходит на основе эталонов. Тренировка включает два типа упражнений : активное слушание образца и осознанная имитация. Активное слушание ( вслущивание) гарантирует предворяющимися заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука, интонемы;- стимулируют выделение из потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты ученики показываю учитель, капк он усвоил звук.Примеры упражнений в активном слушании:
-Я произношу в перемежку английские и русские звуки.Услышав английский звук , поднимите руку.
- Поднимите руку, когда в ряду слов услышите слово со звуком {w}.
- Поднимите сигнальную карту каждый раз, когда услышите долгие (краткие, лабиализованные) гласные в следующих словах.
- Поднимите руку, когда услышите слово в предложении, на которе падает ударени; и т.п.
- Упражнение в активном слушании является обязательный составной часть. упражнения в развитие слухо - произносительных навыков ; они репетируют слух и готовят почву для упражнений в воспроизведении.
- Удельный вес упражнений в воспроизведении должен быть выше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осозннанной имитации помогают преодолеть межязыковую и внутриязыковую интерференцию ,в частности подмену иноязычного звука родноязычным. Простая имитация без осознания особенностей иноязычного звука недостатолчно эффективна, т.к. учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками данная подмена не допустима, т.к. это чревато нарушением коммуникации.
- Повышению качества сознательной имитации способствует дирижирование учителя. При этом следует научить учащихся определенной символике жестов,чтобы они могли их (читать). Долгота изображается горизонтальным движением руки, краткость - быстрым дугообразным; лабиализованние гласные в немецком языке - движением ладони вперед и её округлением "это движение имитирует движение губ". Особенно важно дирижирование при обучении интонации; ударение демонстрируется энергичным взмахом руки сверху вниз, подёму тона соответствует плавное движение руки вверх, его понижению - вниз. Дирижирование учителя - это важная наглядная опора для учащихся на стадии становления слухо - произносительных и ритмико- интонациональных навыков.
_При становлении произносительных навыков широко используются следующие организационные формы : хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает произносительные особенности звуков, делают их более наглядными, благодаря воспроизведению их всеми учащимися в унисон. Такая работа способствует также уменьшению и снятию комплексов. Эффект хоровой работы, зависит от того, как она сочетается с индивидуальной работой. Важно чередовать хоровое произношение с индивидуальным, повышающим ответственность каждого ученика.
Для усиления обращенности речи следует использовать также режимы парной работы. По знаку учителя ученики поворачиваются друг к другу и поочереди произнося слова (словсочетания, предложения), содержащие усвояемые звуки.
Приведем в качестве примера упражнение в имитации ; осознанность имитации, гарантирует указанием, на что надо обратить внимание :
-произнесите вслед за мной звуки, обращенные на долготу (краткость).
- произносите слова по образцу, обращая внимание на звук {a:}.
- произнесите слова, обращая внимание на ударение.
- произнесите предложение, обращая внимание на мелодику.
- произнесите словосочетания не делая пауз между словами, из которых они состоят.
- произнесите предложения, обращая внимание на паузы.
- прослушайте текст, записанный с паузами; в паузы повторите предложения, обращая внимание на ,,,
Предметом тренировочных упражнений являются звуки и звукосочетания, помещаемые в более крупные единицы: от слога через слово - к словосочетанию и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем к тексту, созаваемому учащимся.
Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении : песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки.
На первичном этапе - это считалочки и рифмовки, на последующих - истиные образы поэтического слова. Фонетическая сторона этого материала должна быть подробно отработана. Побуждать к заучиванию наизусть, следует лишь тогда, когда достигнута правильность произношения. Также необходимо обращать внимание на выразительную сторону речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.
В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динам...
Мастер – класс по теме: «Лимерик как материал для работы над лексической стороной английского языка»
Лимерик-форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Однако данный мастер-класс знакомит с различными формами работы над лимери...
Технология работы над сочинением на иностранном языке
Предлагаю свою идею написания сочинения в увлекательной форме....
Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.
Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....
Преодоление затруднений, выявленных региональным мониторингом по английскому языку среди 5-х классов, на основе изучения лексико-грамматической стороны изучаемого языка.
Статья " Преодоление затруднений, выявленных региональным мониторингом в 5-х классах"....
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...
Доклад «Лимерик как материал для работы над лексической стороной английского языка»
Существует много разнообразных приемов в обучении с целью увеличения лексического запаса. Это и буриме, и синквейн, и хокку и др. Также одним из возможных приемов в обучении над лексической стороной я...