Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.
методическая разработка по теме
В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динамичного обучения на уроках иностранного языка. Данная методическая разработка создана на основе цикла лекций Кевина Китинга, преподавателя и методиста Университета Аризоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2013.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы и основные технологии работы
коммуникативной методики обучения иностранному языку.
В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динамичного обучения на уроках иностранного языка. Данная методическая разработка создана на основе цикла лекций Кевина Китинга, преподавателя и методиста Университета Аризоны.
Театр и урок иностранного языка.
Для раскрытия основополагающих принципов коммуникативного взаимодействия целесообразным видится сравнение урока и театрального действия. Оба являются ареной для представления, в котором основные участники-актеры и зрители. В театре роли актеров и зрителей четко определены, а кто основное действующее лицо на уроке?
Часто, основным «актером» на уроке является учитель, который говорит большую часть урока. Учащиеся принимают пассивную роль зрителей, сидящих и слушающих «главного героя», лишь иногда вступая с учителем в диалог. Согласно коммуникативному методу обучения, роли должны поменяться. Учитель не должен быть единственным актером, он должен стать, скорее, режиссером: он планирует урок и создает для учащихся разнообразные ситуации общения. В то время как учащиеся должны быть и актерами, говорящими большую часть времени урока, и зрителями для своих же одноклассников. Другими словами, основная коммуникативная деятельность должна происходить между учащимися. И это логично, так как именно ученикам нужна практика устного общения и задача учителя дать им возможность совершенствовать навыки говорения и аудирования иностранного языка в контролируемой учителем среде.
Итак, определив роли учителя и студентов на уроке, мы переходим к рассмотрению основных принципов, на которых базируется коммуникативная методика.
Принципы коммуникативной методики.
1.Согласно основному положению коммуникативной методики, учитель является организатором процесса коммуникации, а не основным действующим лицом на уроке.
2.Основное время на уроке должна занимать коммуникативная практика учащихся. Именно учащимся нужна практика иноязычного общения и, поэтому, именно речь учащихся должна доминировать по времени, а задача учителя - обеспечить их этой возможностью.
3.Студенты не должны быть пассивными слушателями педагога, они-активные участники процесса. Даже во время говорения учителя, необходимо добиваться активного взаимодействия в виде «прослушайте и запишите», «послушайте и сделайте (покажите)». Учителю необходимо поддерживать постоянное участие учащихся в ходе урока.
4.Учителю необходимо предложить учащимся разнообразные виды заданий, включая двигательную активность, чтобы сделать их активными участниками процесса.
5.Коммуникативный метод требует частого использования работы в парах, это максимально продлевает время активной языковой практики (говорения и аудирования).
Таким образом, коммуникативный метод базируется на принципах:
---Учитель моделирует ситуацию, но не доминирует в классе.
---Учитель обеспечивает учащихся разнообразными интерактивными заданиями.
---Учитель дает возможность учащимся говорить на наиболее интересные им темы, в том числе о себе и о своей жизни.
---Учитель поощряет даже малейшее коммуникативное взаимодействие, воодушевляет своих учащихся общаться на изучаемом языке.
Основные техники преподавания в коммуникативной методике обучения.
Преподаватели могут использовать огромное разнообразие технологий, позволяющих расширить коммуникативное взаимодействие учащихся. Рассмотрим лишь некоторые из них.
- Обстановка в классе и даже, такой элемент ее, как расположение парт, может заметно улучшить процесс обучения. Установив столы в виде полукруга или небольшими группами, учитель дает учащимся больше возможностей для межличностного взаимодействия.
- Учителю не следует большую часть времени на уроке проводить в центре класса, за своим столом. Более целесообразно перемещаться по классу, помогая учащимся справляться с предложенной коммуникативной задачей.
- Учителя обычно не любят пауз и пытаются их заполнить сами. Задавая вопрос и не получив на него ответ, учитель тут же « исправляет» ситуацию, ответив сам на свой вопрос.
Необходимо предоставить учащимся время подумать и сформулировать свой ответ.
4.Иногда можно предоставить учащимся роль преподавателя. Они могут объяснить хорошо усвоенную грамматику или растолковать новые лексические единицы. Преподавая, они совершенствуют свои знания и имеют возможность дополнительной языковой практики.
5.Безусловно, чтение и письмо являются необходимыми умениями учащихся, но в коммуникативной методике приоритетными являются умения говорения и аудирования.
Следуя этим несложным техникам, можно превратить урок в доброжелательную коммуникативную среду, поощряющую студентов общаться на изучаемом языке.
Учитель-организатор процесса обучения.
Пока учащиеся работают в парах, группах или индивидуально, учитель перемещается по классу с целью поощрения и вовлечения студентов в работу, помогает им преодолевать трудности. Безусловно, учитель может присоединиться к работе учащихся, но он не должен доминировать. Запомнив трудности или ошибки,
допущенные учениками, учитель позже должен разобрать их со всеми учениками. Необходимо поощрять малейшую попытку студентов говорить.
С целью выявления соответствия нашего стиля преподавания с требованиями коммуникативной методики, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Способствует ли расположение парт в классе более успешному коммуникативному взаимодействию.
- Действую ли я по отношению к учащимся, как помощник, а не доминирую все время урока.
- Говорят ли учащиеся большую часть времени на уроке, решая предложенную учителем коммуникативную задачу.
- Запланирована ли у меня на каждом уроке работа в парах или группах.
- Предоставлена ли учащимся возможность говорить на интересующие их темы и о себе.
- Поощряется ли любая попытка построить коммуникацию.
Заключение.
Основополагающая цель коммуникативной методики - обеспечение учащихся возможностью развить навыки коммуникации на иностранном языке. Чем больше учащимся предоставляется возможность коммуникативного взаимодействия на уроке, тем успешнее смогу они решить коммуникативные задачи в ситуациях реального общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)
Методическая разработка...
Методическая разработка (немецкий язык) на тему: Методика обучения иностранному языку
О методах, применяемых в обучении иностранному языку (на примере немецкого языка)...
Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"
В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...
Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ
Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...