Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)
Цели:
- Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
- Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
- Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.
- использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни
Планируемые образовательные результаты:
- личностные – способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
- метапредметные – владение знаково-символическими действиями;
- предметные – представления о моделях и моделировании.
Тип урока: урок усвоения нового знания;
Межпредметные связи: математика, география.
Ресурсы:
1) основные:
- учебник: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС;
- презентация.
2) дополнительные: раздаточный материал.
Организация пространства:
- Фронтальная работа;
- Работа в группах;
- Работа с учебником;
- Индивидуальная самостоятельная работа;
- Работа с техническими средствами.
Решаемые учебные задачи:
- сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании;
- сформировать представление о разнообразии моделей;
- научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей;
- дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических) информационных моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- объект-оригинал;
- модель;
- моделирование;
- натурная модель;
- информационная модель.
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
---|---|---|---|---|
1 | Организационный момент, мотивационный этап
Слайд: 1 | Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть у нас будет хорошее настроение, ведь от хорошего настроения мы становимся лучше, все получается и все удается. На столах у вас лежат листочки для подсчета баллов. В течение урока вы будете записывать туда, полученные вами баллы, а в конце урока вы мне их сдадите. | Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу. | Регулятивные УУД: - формирование навыков самоорганизации; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2 | Постановка учебных задач. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Слайд: 2-5
Слайд 6 | У вас есть любимая игрушка? Расскажите. - Подумайте, зачем родители дают детям игрушки?
- О каких свойствах реальных объектов можно узнать по игрушке? - Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в познании окружающего мира. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры объектов заместителей, которые вам встречались на других уроках? это глобус – заместитель Земного шара, это карта местности – заместитель ландшафта Земли и многие другие. Все они обладают некоторыми свойствами реальных объектов: форма, способность вращаться, расположение материков и океанов, природных ресурсов. И объекты-заместители помогают изучать эти свойства. Такие заместители называют моделями. - Разгадайте ребусы и подумайте, как может называться тема нашего урока? - Назовите цели урока:
|
- Родители дают детям игрушки для того, чтобы ребенок мог узнать, как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты. - о форме, назначении, возможностях.
Глобус на географии, карта местности, макет животного на биологии
- «Моделирование как метод познания» - узнать: с какой целью создают модели. - понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают; - научиться: создавать графические модели с помощью компьютера. | Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: развитие памяти и мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления |
3 | Изучение новой темы Слайд 7-8
Слайд 9-11 | -Узнай о моделировании: Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал. Например: манекен – модель человека; Глобус- модель Земли. Моделирование – процесс создания и исследования модели. А как вы думаете, в каких случаях создают модели? | - смотрят презентацию, записывают определения модели, прототипа – оригинала
Если объект слишком велик, слишком мал, процесс протекает слишком быстро или слишком медленно, исследование объекта опасно для окружающих, исследование объекта может повлечь его разрушение. | Познавательные УУД: развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие. |
4 | Первичное усвоение новых знаний. Слайд 12
Слайд 13-15 | - Познакомься с видами моделей и их свойствами. Вам предлагается работа в группах (раздать распечатки) Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Частично верно – 0,5 балла; Неверно – 0 баллов.
Проверим вашу работу. | -работают с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке. | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи. - формирование умения работать в малых группах. |
5 | Первичная проверка понимания Слайд 16 Проверка 17слайд | А теперь выполните ещё одно задание (раздать распечатки).
Оцените свою работу по критериям. Критерии оценивания: Верно – 1 балла; Частично верно – 0,5 балл; Неверно – 0 баллов. | соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем; - внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
| Познавательные УУД: - умение работать со схемами, пользуясь полученной информацией. - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: - итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем; - внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. |
6 | Физминутка для глаз Слайд 18 |
| Выполняют упражнения |
|
7 | Практическая работа Слайд 19 | Повторим правила поведения во время выполнения практической работы.
Используя файл Мебель.doc построить информационную модель кабинета. Раздаточный материал Критерии оценивания:
| Учащиеся называют правила ТБ при работе за компьютером. Создание графической информационной модели (кабинет) в MS Word. | Познавательные УУД: - умение работать в графических редакторах; - знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта). Регулятивные УУД: - определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка. |
8 | Информация о домашнем задании Слайд 20 | Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (6-7 слов – «4»; 8 слов и более – «5»). | Работа с дневниками |
|
9 | Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 21 | Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. А теперь скажите, что у вас не получилось? Почему? Над чем нужно поработать ещё? Сдайте свои листочки с баллами. Всем спасибо за урок. |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.urok_prez.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разгадайте ребус ОДИН ИН Ф ГОРА ОР МАК МА ЦИЯ
Разгадайте ребус КОМОД МОД Е ПАВЛИН ЛИН ЛИР ОВАЛ ОВА НИЕ
ИНФОРМАЦИЯ + МОДЕЛИРОВАНИЕ = ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Тема урока: Информационное моделирование как метод познания
Цели урока: Узнаем, с какой целью создают модели; Какие существуют модели и какими свойствами они обладают; Создадим графические модели с помощью компьютера.
Модели объектов и их назначение Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов. Исходный объект - прототип «Объект-заместитель» - модель
Примеры моделей Карта погоды Манекен Схема
Модель создают, если: Объект очень большой Объект слишком мал
Модель создают, если: Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно
Модель создают, если: Исследование объекта опасно для окружающих Исследование объекта может повлечь его разрушение
Работа в группах Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Частично верно – 0,5 балла; Неверно – 0 баллов.
1 группа Что общего у всех моделей? . Модель не является точной копией объекта оригинала 2. Модель отражает только часть признаков оригинала
2 группа Виды моделей Натурные модели Информационные модели Примеры: муляжи, макеты Примеры: формула, схема, чертеж
3 группа Виды информационных моделей Образные Примеры: Рисунки, фотографии Смешанные Примеры: Таблицы, графики, схемы, диаграммы и др. Знаковые Примеры: Словесные описания, формулы.
Работа в группах (проверка знаний) Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Частично верно – 0,5 балла; Неверно – 0 баллов.
Проверка знаний Манекен Муляж Математическая формула Оглавление книги Авиамодель Программа телепередач Информационная модель Натурная модель
Домашнее задание: § 9 стр.52 Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» 5-6 слов – «4»; 7-8 слов – «5».
Практическая работа Критерии оценивания: 1 балл – частично расставлена мебель в кабинете; 2 балла – мебель расставлена в точности, как на картинке; 3 балла – мебель расставлена в точности, как на картинке, добавлена мебель (1 или 2 объекта).
Какую оценку я заработал? «5» - 5 баллов; «4» - 4 баллов; «3» - 3 баллов; «2» - 2 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс
Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели у...
Урок информатики по теме "Модели. Моделирование."
Урок построен в формате ФГОС....
Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...
Технологическая карта урока информатики по теме: «Этапы моделирования»
Учащиеся должны знать:- назначение моделирования;- основные типы задач моделирования;- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.Учащиеся должны уметь:- разрабатывать поэтапную с...
Презентация "Информационное моделирование как метод познания окружающего мира"
Презентация к уроку информатики. Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема: § 9. Информационное моделирование...
Презентация "Информационное моделирование как метод познания"
Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей....
Конспект урока "Информационное моделирование как метод познания"
Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (поня...