Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Транчеева Нелли Сергеевна

Цели:

  • Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
  • Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
  • Воспитательные: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.
  • использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Планируемые образовательные результаты

  1. личностные – способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
  2. метапредметные – владение знаково-символическими действиями; 
  3. предметные – представления о моделях и моделировании.

Тип урока: урок усвоения нового знания;

Межпредметные связи: математика, география.

Ресурсы:

1) основные:

  • учебник: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС;
  • презентация.

2) дополнительные:  раздаточный материал.

Организация пространства:

  • Фронтальная работа;
  • Работа в группах;
  • Работа с учебником;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Работа с техническими средствами.

Решаемые учебные задачи:

  • сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании; 
  • сформировать представление о разнообразии моделей; 
  • научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей; 
  • дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических) информационных моделей.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • объект-оригинал; 
  • модель; 
  • моделирование; 
  • натурная модель; 
  • информационная модель.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент, мотивационный этап

 

Слайд: 1

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть у нас будет хорошее настроение, ведь от хорошего настроения мы становимся лучше, все получается и все удается.

На столах у вас лежат листочки для подсчета баллов. В течение урока вы будете записывать туда, полученные вами баллы, а в конце урока вы мне их сдадите.

Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:

формирование навыков самоорганизации;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Постановка учебных задач.  Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд: 2-5

 

 

Слайд 6

У вас есть любимая игрушка? Расскажите.

- Подумайте, зачем родители дают детям игрушки?

 

 

 

- О каких свойствах реальных объектов можно узнать по игрушке?

- Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных  предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в  познании окружающего мира. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры объектов заместителей, которые вам  встречались на других уроках?

 это глобус – заместитель Земного шара, это карта  местности – заместитель  ландшафта Земли и многие другие. Все они обладают некоторыми свойствами реальных объектов: форма, способность вращаться, расположение материков и океанов, природных ресурсов. И объекты-заместители  помогают изучать эти свойства. Такие заместители называют моделями.

- Разгадайте ребусы и

подумайте, как может называться тема нашего урока?

- Назовите цели урока:

 

 

- Родители дают детям игрушки для того, чтобы ребенок мог узнать, как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты.

- о форме, назначении, возможностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобус на географии, карта местности, макет животного на биологии

 

 

- «Моделирование как метод познания»

- узнать: с какой целью создают модели.

- понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают;

- научиться: создавать графические модели с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

3

Изучение новой темы

Слайд 7-8

 

 

 

 

 

 

Слайд 9-11

-Узнай о моделировании:

Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал.

Например: манекен – модель человека;

Глобус- модель Земли.

Моделирование – процесс создания и исследования модели.

А как вы думаете, в каких случаях создают модели?

- смотрят презентацию, записывают определения  модели, прототипа – оригинала

 

 

 

Если объект слишком велик, слишком мал, процесс протекает слишком быстро или слишком медленно, исследование объекта опасно для окружающих, исследование объекта может повлечь его разрушение.

Познавательные УУД:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

4

Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 12

 

 

 

 

 

Слайд 13-15

- Познакомься с видами моделей  и их свойствами. Вам предлагается работа в группах (раздать распечатки)

Критерии оценивания:

Верно – 1 балл;

Частично верно – 0,5 балла;

Неверно – 0 баллов.

 

Проверим вашу работу.

-работают с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке.

Познавательные УУД: 

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи.

- формирование умения работать в малых группах.

5

Первичная проверка понимания

Слайд 16

Проверка 17слайд

А теперь выполните ещё одно задание (раздать распечатки).

 

Оцените свою работу по критериям.

Критерии оценивания:

Верно – 1 балла;

Частично верно – 0,5 балл;

Неверно – 0 баллов.

соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;

- внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

 

Познавательные УУД: 

- умение работать со схемами, пользуясь полученной информацией.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Регулятивные УУД:

- итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;

- внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

6

Физминутка для глаз Слайд 18

 

Выполняют упражнения

 

7

Практическая работа

Слайд 19

Повторим правила поведения во время выполнения практической работы.

 

Используя файл Мебель.doc построить информационную модель кабинета.

Раздаточный материал

Критерии оценивания:

  • 1 балл – частично расставлена мебель в кабинете;
  • 2 балла – мебель расставлена в точности, как на картинке;
  • 3 балла – мебель расставлена в точности, как на картинке, добавлена мебель (1 или 2 объекта).

 

Учащиеся называют правила ТБ при работе за компьютером.

Создание графической информационной модели (кабинет) в MS Word.

Познавательные УУД: 

- умение работать в графических редакторах;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).

Регулятивные УУД:

- определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

8

Информация о домашнем задании

Слайд 20

Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (6-7 слов – «4»; 8 слов и более – «5»).

Работа с дневниками

 

9

Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 21

Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок.

А теперь скажите, что у вас не получилось? Почему? Над чем нужно поработать ещё?

Сдайте свои листочки с баллами.

Всем спасибо за урок.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkryt.urok_prez.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разгадайте ребус ОДИН ИН Ф ГОРА ОР МАК МА ЦИЯ

Слайд 3

Разгадайте ребус КОМОД МОД Е ПАВЛИН ЛИН ЛИР ОВАЛ ОВА НИЕ

Слайд 4

ИНФОРМАЦИЯ + МОДЕЛИРОВАНИЕ = ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Слайд 5

Тема урока: Информационное моделирование как метод познания

Слайд 6

Цели урока: Узнаем, с какой целью создают модели; Какие существуют модели и какими свойствами они обладают; Создадим графические модели с помощью компьютера.

Слайд 7

Модели объектов и их назначение Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов. Исходный объект - прототип «Объект-заместитель» - модель

Слайд 8

Примеры моделей Карта погоды Манекен Схема

Слайд 9

Модель создают, если: Объект очень большой Объект слишком мал

Слайд 10

Модель создают, если: Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно

Слайд 11

Модель создают, если: Исследование объекта опасно для окружающих Исследование объекта может повлечь его разрушение

Слайд 12

Работа в группах Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Частично верно – 0,5 балла; Неверно – 0 баллов.

Слайд 13

1 группа Что общего у всех моделей? . Модель не является точной копией объекта оригинала 2. Модель отражает только часть признаков оригинала

Слайд 14

2 группа Виды моделей Натурные модели Информационные модели Примеры: муляжи, макеты Примеры: формула, схема, чертеж

Слайд 15

3 группа Виды информационных моделей Образные Примеры: Рисунки, фотографии Смешанные Примеры: Таблицы, графики, схемы, диаграммы и др. Знаковые Примеры: Словесные описания, формулы.

Слайд 16

Работа в группах (проверка знаний) Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Частично верно – 0,5 балла; Неверно – 0 баллов.

Слайд 17

Проверка знаний Манекен Муляж Математическая формула Оглавление книги Авиамодель Программа телепередач Информационная модель Натурная модель

Слайд 19

Домашнее задание: § 9 стр.52 Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» 5-6 слов – «4»; 7-8 слов – «5».

Слайд 20

Практическая работа Критерии оценивания: 1 балл – частично расставлена мебель в кабинете; 2 балла – мебель расставлена в точности, как на картинке; 3 балла – мебель расставлена в точности, как на картинке, добавлена мебель (1 или 2 объекта).

Слайд 21

Какую оценку я заработал? «5» - 5 баллов; «4» - 4 баллов; «3» - 3 баллов; «2» - 2 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс

Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели  у...

Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...

Технологическая карта урока информатики по теме: «Этапы моделирования»

Учащиеся должны знать:- назначение моделирования;- основные типы задач моделирования;- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.Учащиеся должны уметь:- разрабатывать поэтапную с...

Презентация "Информационное моделирование как метод познания окружающего мира"

Презентация к уроку информатики. Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема: § 9. Информационное моделирование...

Презентация "Информационное моделирование как метод познания"

Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей....

Конспект урока "Информационное моделирование как метод познания"

Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (поня...