Конспект урока "Информационное моделирование как метод познания"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)
Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов представления).
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.
Задачи урока:
образовательные:
- ввести понятие модели;
- познакомить учащихся с основными видами моделей, способами их представления;
- сформировать у учащихся умение строить модель с помощью графических возможностей текстового редактора.
развивающие:
- развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем;
- сформировать информационное видение окружающего мира.
воспитательные:
- сформирование у учащихся самостоятельность и ответственность при изучении нового материала;
- использовать полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационное моделирование как метод познания | 600.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 14»
Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 6 классе
по учебнику «Информатика и ИКТ» (ФГОС) Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой
«Информационное моделирование как метод познания»
Учитель информатики и ИКТ:
Денисова И.В.
Арзамас, 2019
Технологическая карта урока
Урок №14; 2019-2020 учебный год.
Учитель: Денисова И.В. | Предмет: Информатика и ИКТ | Класс: 6 | Автор УМК: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова |
Тема урока: Информационное моделирование как метод познания.
Тип урока: урок "открытия" нового знания (формирование).
Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов представления).
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.
Задачи урока:
образовательные:
- ввести понятие модели;
- познакомить учащихся с основными видами моделей, способами их представления;
- сформировать у учащихся умение строить модель с помощью графических возможностей текстового редактора.
развивающие:
- развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем;
- сформировать информационное видение окружающего мира.
воспитательные:
- сформирование у учащихся самостоятельность и ответственность при изучении нового материала;
- использовать полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- представления о моделях, моделировании, видах моделей, цели моделирования;
- умение распознавать оригинал и модель объекта, различать натурную (материальную) и информационную модель, умение приводить примеры моделей.
личностные:
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
- способствование формированию умений управлять учебной деятельностью, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы;
- способствование формированию мотивации к изучению предмета информатика, к познавательной деятельности;
- развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
метапредметные:
- развитие умения выдвигать свою точку зрения, вести диалог, доказывать свою правоту, выявлять причинно-следственные связи;
- умение работать самостоятельно, пользоваться источниками информации;
- формировать умение работать с текстом учебника;
- владение знаково-символическими действиями.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа с учебником, практическая работа.
Основные понятия темы: объект-оригинал, модель, моделирование, натурная модель, информационная модель.
Межпредметные связи: математика, география.
Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.
Ресурсы:
- Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- ЦОР http://metodist.lbz.ru
- обучающая презентация
- карточки для закрепления полученных знаний
- персональный компьютер (ПК) учителя
- мультимедийный проектор
- экран
- ПК учащихся.
Организационная структура урока
№ | Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | Время (мин) |
1 | Организационный момент. (Слайд №1) | Активизация учащихся | Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся, значение помощников учителя на уроке и руководителей рабочих групп. | Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации развитие самооценки | 1 |
2 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | 1. Фронтальная проверка наличия выполненного задания в рабочих тетрадях (Приложение 1) 2. Проверка правильности выполнения домашнего задания: по цепочке. (РТ: №99) (Слайд №2) 3. Блиц-анализ выполнения задания. 4. Вопросы:
|
находится руководитель группы. Руководитель проверяет наличие домашнего задания и сообщает о готовности группы к проверке.
кроссворда и отвечают на них, отмечая правильность выполнения задания или исправляют ошибки.
| Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: развитие памяти и мышления Регулятивные УДД: контроль знаний | 5 |
3 | Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий, определение темы и целей урока. |
Подумайте, как может называться тема нашего урока? Разгадать следующие 2 слова ребуса (Слайды №5-6)
|
«Информационное моделирование как метод познания»
| Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов. Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему; развитие логического мышления. | 6 |
4 | Изучение нового материала | Понимание роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. | А) Получение нового знания
Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал. Например: манекен – модель человека; глобус- модель Земли. Моделирование – процесс создания и исследования модели.
|
| Познавательные УУД: развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие. | 8 |
Поиск решения учебной задачи. Установить правильность и осознанность изученного материала. | Б) Первичное осмысление и закрепление полученных знаний - Познакомься с видами моделей и их свойствами. Расскажите о них. Вводятся критерии оценивания работы в группах Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.
Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.
Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.
Критерии оценивания: Верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами. Подведение итогов: количество баллов у каждой группы за четыре выполненных задания. |
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи; формирование умения работать в малых группах. Регулятивные УУД: итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем; внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. | 11 | ||
5 | Физкультминутка (Слайд №17) | Подготовить учащихся к выполнению практической части. |
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Обведу я ими круг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. | Выполняют упражнения | 1 | |
6 | Практическая работа. (Слайд №18) | Выполнить практическое задание, используя возможности компьютерной техники. | Практическая работа №8 «Создаём графические модели». Используя файл Кабинет.doc (Приложение 6) построить информационную модель кабинета. Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. | Создание графической информационной модели (в кабинет к директору) в MS Word. | Познавательные УУД: умение работать в графических редакторах; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта). Регулятивные УУД: определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других | 10 |
7 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. (Слайды №19-20) | Выработка ответственного отношения к труду | Баллы, полученные после выполнения ПР добавляются к имеющимся и формируется оценка за урок каждому учащемуся.
Выставление оценок за устную работу на уроке и за практическую работу на компьютере. Рефлексия: письменное задание «Облако слов» (Приложение 7) | Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок. 10 - 11 баллов – «5» 7 - 9 баллов – «4» 4 - 6 баллов – «3» | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка. | 2 |
8 | Домашнее задание (Слайд №21) | Формирование способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности | §9, РТ: №101, №103, №106; составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов). | Работа с дневниками | 1 |
Приложение №1
Приложение №2
- Прочитайте в учебнике на с. 52 - 53 о том, что общего у всех моделей. Заполните схему.
- Прочитайте в учебнике на с. 53 о видах моделей. Заполните схему и выбрать пример из предложенных.
- Прочитайте в учебнике на с. 55-56 о видах информационных моделей. Заполните схему разновидностей информационных моделей и выберите для каждого вида пример, который вам дан.
Приложение №3
Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие – натуральными.
Приложение №4
Выбери модели среди объектов:
фото | скелет | муляж яблока | река |
бассейн | автомобиль | кукла | кодовый замок |
ручка | мультфильм | схема метро | ежедневник |
выкройка фартука | песня | часы | паспорт |
Приложение №5
Укажи модели для решения задачи:
Натурная модель | Информационная модель |
1. Родители хотят объяснить своему ребенку, что такое самолет | |
|
|
2. Пассажир хочет выбрать место в салоне самолета | |
|
|
3. Будущего пилота необходимо научить управлять самолетом | |
|
|
4. Инженер-конструктор представляет новую по конструкции модель самолета | |
|
|
Приложение №6
Создаем графические модели.
Задание 1.
- Откройте в текстовом процессоре файл Мебель.doc . Используя имеющиеся в нем объекты, изобразите план кабинета директора школы.
- Работая с объектами (автофигурами и линиями), применяйте операции Копировать, Переместить, Преобразовать, Повернуть, Отразить, Группировать, Вставить.
Задание 2 (дополнительное). Творческое задание.
- Придумайте сами пример объекта, графическую модель которого можно представить с помощью готовых фигур.
- Создайте соответствующую графическую модель в Microsoft Office Word.
Приложение №7
Облако слов
Это – облако слов. Выбери и обведи слова (выражения), которые можно отнести к этому уроку! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование как метод познания
Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления у обучающихся. А с учетом постоянного развития информационных компьютерных технологии данное практич...
Моделирование как метод познания
Урок будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе....
Конспект урока информатики в 11 классе "Моделирование как метод познания"
Конпект открытого урока по информатике на тему "Моделирование как метод познания"...
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей
урок информатики в 11 класее "Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей"...
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей
Презентация к уроку "Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей"...
Конспект урока информатики и ИКТ на тему "Моделирование как метод познания"
Конспект урока информатики и ИКТ на тему "Моделирование как метод познания"...
Конспект урока информатики в 9 классе «Моделирование как метод познания»
Цель:1.Сформировать понятие моделирования как метода познания; рассмотреть классификацию моделей; сформировать понятия: «информационная модель», «материальная модель&raqu...