Урок информатики по теме "Модели. Моделирование."
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Моделирование как метод познания. Классификация моделей».
9 класс (информатика - базовый уровень).
Место урока в системе: 1 урок в разделе_6 «Моделирование и формализация»
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсное обеспечение урока:
Методические ресурсы:
- материал ФЦОР «Модели»,
- учебник Н.Угринович «Информатика-9»
- ПК учителя,
- интерактивная доска,
- рабочие листы SmartNotebook ,
- ПК учащихся,
- наушники,
- рабочий лист обучающегося,
- образцы разных моделей,
- конструктор электрических схем,
- тест «Моделирование» (My Test),
- карта самодиагностики учащегося.
Цели урока:
- Формирование предметных УУД:
- сформировать представление о моделях и их использовании, о процессе моделирования;
- Классифицировать модели по признакам;
- Формирование метапредметных УУД:
- Регулятивные УУД:
- Умение поставить цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Умение контролировать свою деятельность в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- Умение корректировать свои результаты внесением необходимых дополнений и корректив и способ действия в случае расхождения с эталоном.
- Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Познавательные УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации:
- Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме
- Умение «сканировать» текст, т.е. быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова.
- Умение делать выводы
- Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- Оценка действий партнера
- Формирование личностных УУД:
- получить представление о методе современного научного познания через освоение понятия модели
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в
рамках ФГОС:
- Тестирование.
- Самооценка результатов учебной деятельности учащимися.
- Представление карты самодиагностики и карты коммуникативной активности учащегося по результатам обучения.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Ход урока:
- Организационный момент: приветствие, сосредоточение внимания ответом на вопрос «Оператор ввода » (Ответ хором «read»)
- Формулирование темы и целей урока:
Учитель: Сегодня на урок я принесла, в качестве наглядных пособий, вот такие занятные предметы (на столе лежат модели машин, корабля, самолета, дома, атома алмаза, глобус, таблица Менделеева, репродукция картины Шишкина). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какое слово подойдет для названия любого из этих предметов? Процесс создания модели…?
Ученики: Модель. Моделирование.
Учитель: Запишем тему урока в Рабочий лист. (Постепенное открытие «шторы» на рабочем листе Notebook интерактивной доски).
Учитель: Мы знакомимся с новыми понятиями в информатике. А это значит, что мы должны дать им…(что?)
Ученики: Определение.
Учитель: Первая цель поставлена (двигает «штору вниз»). Как вы думаете, много ли в мире существует моделей? Есть возможность изучить их всех на одном уроке? Как поступают в таких случаях с множеством объектов (Делят на классы). Наша вторая цель:…
Ученики: Классификация моделей.
Учитель: Ну и , наконец, ваш любимый вопрос на каждой новой теме…
Ученики: Зачем нам это нужно?
Учитель: Немного расширим вопрос: «Зачем человек создает модели? Каково их назначение?» И это цель, которая, по-популярности, сразу вырывается на 1 место. Итак, цели поставлены, план действий определен.
- Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель: Обратимся к нашим моделям, и вашему жизненному опыту. (Модель машинки – игрушка. Зачем детям дают игрушки? Для познания окр.мира.) Я показываю модель, а вас попрошу назвать саму модель; назвать оригинал, согласно которому ее создавали; какое свойство оригинала учитывалось при создании модели; где вы ее уже видели; и для чего применяли.
Ученики:
- Модель крист.решетки - алмаз - расположение атомов – химия – изучение строения кристаллической решетки алмаза;
- Глобус – Земля – форма – география – изучение материков, полюсов, океанов планеты, формы планеты;
- Модель самолета – У-2 – в музее техники – (Демонстрация фото испытания модели самолета в аэродинамической трубе) Модели испытываются на прочность при взлете и важно геометрическое сходство. Например, конструкторы авиационной техники используют аэродинамическую трубу для воспроизведения на земле условий полета самолета. В такой трубе корпус самолета обдувается воздушным потоком. Создается модель полета самолета, т. е. условия, подобные тем, что происходят в реальном полете. На такой модели измеряются нагрузки на корпусе, исследуется прочность самолета.
- (Демонстрация фото испытания модели корабля в бассейне)
Учитель: Сделайте вывод:
- Что такое модель? Сможет ли она полностью заменить объект?
- Что такое моделирование?
- С какой целью человек прибегает к созданию моделей?
Ученики: Отвечают
- Подобие реального объекта, которое отражает лишь его некоторые свойства.
- Моделирование - процесс построения и исследования модели.
- Изучение реального объекта, исследование его свойств (поведения) в различных условиях.
- Изучение нового материала:
4.1 Моделирование как метод познания
Учитель: Запишем выводы в рабочий лист. Обратимся к учебнику, проверим себя. Подкорректируем наши определения модели и моделирования:
- слово «некоторые» заменим на «существенные для цели моделирования»; к слову «объект» добавим «процесс, явление»
Учитель : Моделировать можно не только объект, но и явление. Убедимся в этом. Недавно по физике вы изучали видимый нами белый свет является сложным и состоит из световых волн разных цветов: свет красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Если этот спектр заставить вращаться с соответстующей частотой получим ли мы белый свет? (Демонстрация явления)
- добавим - «моделирование – процесс познания».
- Учитель: А вот цели моделирования, которые выделяют авторы учебников информатики: научиться управлять оригиналом, оказывая на него воздействия; выбор наилучшего решения в заданных условиях. Согласитесь, что для развития науки и техники эти цели самые важные.
Учитель: Может ли один объект иметь несколько моделей? (Задание на инт.доске: объект – человек, его модели должны написать сами)
Учитель: Для описания разных объектов может использоваться одна модель?
Учитель: Когда люди прибегают к моделированию?
(Картинки объектов и моделей ( Лист_4_ SmartNotebook )– выдвижение гипотез детьми)
Контроль знаний 1: Индивидуально выполняют задания на рабочем листе. Потом взаимо проверка в парах, параллельно проверке на интерактивной доске. Оценивание по критериям.
- Вставить слова в предложения. Дописать определение по первым слогам из слов.
- Определить назначение моделей.
- Информационная модель. Классификация информационных моделей.
Учитель: До сих пор мы говорили о моделях вполне натуральных, осязаемых, материальных. А нет ли каких-нибудь других? Разве информация собранная о человеке не может быть его моделью?
Пример (Узнаете ли оригинал?):
Острижен по последней моде,
Как dandy2 лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил. (словесное описание Онегина)
Да вся наша художественная литература – это моделирование человеческой жизни, отношений.
Информацию об объекте моделирования можно назвать моделью …? (Информационной).
А как известно, информация может быть представлена в разной форме, поэтому существуют различные типы информационных моделей.
(Знакомятся с Материалом ФЦОР о информационных моделях 5 пункт. (Обратить внимание на анимации – будут полезны для классификации).
Достраивают вниз схему классификаций инф.моделей из раб.листа)
Контроль знаний №2 (фронтальный по вопросам):
- Классификация инф.моделей: образная, знаковая, вербальная.
- Знаковые ( табличные, графические, схемы, графы (иерархические), математические, специальные)
Задание на определение вида модели (картина, таблица Менделеева,
- Построение схемы классификации информационных моделей на интерактивной доске по заготовкам названий
4.3 Классификация всех моделей
Знакомятся с Материалом ФЦОР- пункт 2. Достраивают вверх схему классификации.
Контроль знаний №3 (фронтальный):
- Критерии классификация :
- По временному фактору (например таб.Менделеева, крист.решетка – статические, процесс роста дерева - динамическая)
- По способу представления (таб.Менделеева – инф.модель, машинка - материальная)
- По областям знаний
- Продолжение (вверх) схемы классификации моделей по способу представления на интерактивной доске по заготовкам названий.
- Контроль знаний №4 (индивидуальный): тест.
Просмотр результатов, пометка в рабочем листе, на что обратить внимание.
Оценка в рабочий лист.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Обратимся к поставленным в начале урока целям. Выставление оценок как среднее арифметическое.
Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке:
Отметьте «+» или «-» то выражение, которое соответствует вашему состоянию.
1.Своей работой на уроке в целом я доволен
2. За урок я устал
3.Мое настроение улучшилось
4.Материал урока мне был интересен
5.Материал урока мне был полезен
6.Сегодня на уроке мне было комфортно
7. Оценка за урок____
- Д.з. Прочитать параграфы 2.2.1, 2.2.2.
Задание (одно) на выбор:
- составить кроссворд по понятиям п.2.2.1
- любое из заданий после п.2.2.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/25/picture-7243.jpg)
Статья "Моделирование на уроках информатики."
Содержит материал по теме "Этапы разработки и исследование моделей на уроках информатики"....
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/11/picture-8529.jpg)
Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"
Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38274.jpg)
Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/11/picture-147317-1560247499.jpg)
Урок информатики по теме "Моделирование геометрических объектов в программе QCAD" (9 класс)
Урок информатики в 9 классе по теме "Моделирование". Учащиеся учатся создавать геометрические модели в программе компьютерного черчения QCAD (операционная система Линукс). При необходимост может быть ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/10/picture-227456-1618043737.jpg)
Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости»
Папка содержит модель урока по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости», рассчитанного на два часа, презентацию и приложения к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-886999-1584258292.jpg)
Технологическая карта урока информатики по теме Моделирование. Теория игр.
Технологическая карта урока информатики по теме Моделирование. Теория игр....