Технологическая карта урока информатики по теме: «Этапы моделирования»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Золина Юлия Павловна

Учащиеся должны знать:

- назначение моделирования;

- основные типы задач моделирования;

- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

- задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;

- создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.

Воспитательные:

- развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_etapy_modelirovaniya.docx261.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики по теме:

«Этапы моделирования»

Класс: 9

Цели (задачи урока):

Учащиеся должны знать:

- назначение моделирования;

- основные типы задач моделирования;

- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

- задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;

- создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.

Воспитательные:

- развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей.

Результаты урока:

Предметные:

- обобщение знаний об этапах моделирования;

- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе.

Метапредметные:

- умение сравнивать (познавательное УУД);

- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

- умение осуществлять самоконтроль (Р.);

- умение осуществлять поиск информации (П.)

- умение структурировать информацию (П.),

- преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представление объекта моделирования.

Личностные:

- умение осуществлять совместную информационную деятельность, при выполнении компьютерного эксперимента;

- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • компьютеры с ОС Windows XP
  • мультимедиа;
  • презентация PowerPoint.

Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, всем классом.

Технологии: информационно-коммуникационные, развивающие, совместного поиска.

Межпредметные связи: математика, физика, биология.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Проводит вводный инструктаж по применению рейтинга урока и  работы с опорным конспектом

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Знакомятся с правилами работы с рейтингом и заполнением опорного конспекта

  1. Формулирование темы и постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере». Многие объекты и процессы можно описать математическими формулами, связывающими их параметры. Эти формулы составляют математическую модель оригинала. По формулам можно сделать расчеты с различными значениями параметров и получить количественные характеристики модели. Расчеты, в свою очередь, позволяют сделать выводы и обобщить их. Среда электронных таблиц - это инструмент, который виртуозно и быстро выполняет трудоемкую работу по расчету и пересчету количественных характеристик исследуемого объекта или процесса. Рассмотрим особенности проведения моделирования в среде электронных таблиц по каждому этапу.

Формулируют тему и ставят цели. Записывают их в тетрадь.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. 

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

-умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

-развитие логического мышления

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.

Вопрос №2. Какие бывают модели?

Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.

Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме, которая выделяет четыре основных этапа: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент и анализ результатов.

Модель – это объект, который обладает существенными свойствами другого объекта, процесса или явления (оригинала) и используется вместо него.

Моделирование – это создание и исследование моделей с целью изучения оригиналов.

автомобиль, глобус, макет дома.

Модели бывают материальные и информационные

знаковые (графические, табличные, математические, логические и табличные) и вербальные

Регулятивные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Волевая саморегуляция.

Анализ полученной информации, обобщение и, как следствие, вывод.

Целеполагание.

Познавательные

Овладение логическими действиями анализа, синтеза обобщения.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные

Осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

  1. Изучение нового материала:

Моделирование как метод познания.

Первый этапПостановка задачи.

Описание задачи выглядит следующим образом

Второй этап.Разработка модели

Математическая модель 

Для вывода формул математической модели составим геометрическую модель в виде чертежа с указанием исследуемых характеристик объекта. (демонстрация слайда №4)

Третий этап. Тестирование модели

Четвертый этап. Построение компьютерной модели

Для моделирования также можно использовать среду электронных таблиц. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Заполните область исходных данных по предложенному образцу.

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные

Умение работать с учебником.

Умение находить отличия, составлять схемы.

Личностные

Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание.

  1. Выполнение практической работы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  

ПРОЕКТ «Биоритмы»

Разработать проект, в котором строится таблица трех биоритмов(физический, эмоциональный и интеллектуальный) с использованием формул  и дальнейшая их визуализация  с помощью графиков. После получения результатов проводиться анализ полученных данных, который оформляется в виде отчета.

Порядок выполнения:

  1. Запустить  табличный процессор  OpenOffice.org Calc

  1. Определите и заполните область исходных и расчетных данных:

 

А

В

С

D

1

БИОРИТМЫ

2

Исходные данные:

3

Фамилия, имя

4

Дата рождения

5

Начальная дата прогноза

6

Длительность прогноза

7

Период

23

28

33

8

Дата

Физический

Эмоциональный

Интеллектуальный

9

$B$5

SIN(2*PI()*(A9-$B$4)/$B7

SIN(2*PI()*(A9-$B$4)/$B7

SIN(2*PI()*(A9-$B$4)/$B7

10

A9+1

Копируем формулы вниз в ячейки В10:В40,  С10:С40 и D10:D40 соответственно.

11

Копируем формулу вниз

  1. По результатам расчетов постройте общую диаграмму для трех биоритмов за прогнозируемый период:
  • Выделить диапазон для графика — значения всех трех биоритмов вместе с датами.
  • Выберите мастер диаграмм.
  • Выберите тип диаграммы —График. Линия с точками.
  • При построении графика в качестве категорий использовать диапазон ячеек А9:А40, а в качестве значений - диапазоны ячеек В9:В40,  С9:С40 и D9:D40.


  • На рисунке представлен примерный вид полученного графика.

Коммуникативные

Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля.

Познавательные

Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

Регулятивные

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью.

  1. Подведение итогов

Давайте подведем итог урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я приобрел…
  7. Я научился…
  8. Я смог…
  9. Я попробую…
  10. Меня удивило…
  11. Если что-то не получалось….
  12. Мне захотелось…
  13. Урок дал мне для жизни…(Не только знание, как покупать необходимое количество обоев и умение делать расчеты с помощью электронных таблиц, но и умение анализировать результаты деятельности, не отчаиваться, если что-то не получается, а искать ошибки и исправлять их.)

Познавательные

Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы о возможности использования полученных результатов в учёбе и жизни.

Личностные

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом,

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики на тему "Работа в векторном графическом редакторе"

Разработка технологической катры урока и дидактических материалов к нему с учётом требований ФГОС и использованием сингапурских методик обучения. Групповая работа учащихся организована на базе Google ...

технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"

В данном материале приведен пример технологической карты урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"...

Технологическая карта урока информатики по теме "Файлы и файловые структуры"

Урок информатики в 7 классе предполагает наличие в классном кабинете интерактивной доски, персонального компьютера (ноутбука) у каждого учащегося и программы удаленного доступа к рабочему столу ученик...

Технологическая карта урока информатики по теме "Истинность высказываний. Логические операции" 8 класс.

На уроке информатики у учащихся формируется представление об алгебре высказываний. Рассматриваются основные логические операции и формируются первичные навыки их применения. Урок изучения новых знаний...

Технологическая карта урока информатики по теме Моделирование. Теория игр.

Технологическая карта урока информатики по теме Моделирование. Теория игр....

Технологическая карта урока информатики по теме Основы логики

Технологическая карта урока информатики по теме Основы логики...