Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений СПО и НПО они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
В своей методической разработке на тему "Информационные процессы и информационные технологии" я найду ответ на поставленные вопросы.
А так же:
1.Проведу анализ нормативных документов с целью выявить значимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике.
2. Уточню методические подходы к их формированию на уроках по информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 532
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Технологическая карта урока информатики на тему
"Информационные процессы и информационные технологии"
Выполнила: Виноградова Людмила Леонидовна учитель информатики ГБОУ СОШ № 532 |
Санкт-Петербург
2020
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Современные подход к формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике. 5
1. Универсальные учебные действия, как педагогическое понятие. 5
1.1 Определение термина «универсальные учебные действия» 5
1.2. Функции универсальных учебных действий: 5
1.3. Классификация универсальных учебных действий: 6
2. Этапы формирования универсальных учебных действий в учебном процессе. 8
3. Технологии формирования и развития универсальных учебных действий при обучении информатике. 9
Заключение 24
Литература 25
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее добывать»
А. Дистерверг
ВВЕДЕНИЕ
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений СПО и НПО они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
В методической разработке я найду ответ на поставленные вопросы.
А так же:
- Проведу анализ нормативных документов с целью выявить значимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике.
- Уточню методические подходы к их формированию на уроках по информатике.
I. Современные подход к формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике.
1. Универсальные учебные действия, как педагогическое понятие.
1.1 Определение термина «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
1.2. Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
1.3. Классификация универсальных учебных действий:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
1. Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2. Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
3. Нравственно-этическая ориентация – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
1. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
6. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
3. Структурирование знаний.
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
7. Смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.
4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Этапы формирования универсальных учебных действий в учебном процессе.
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Поэтому для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе, предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2. основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3. далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4. в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
3. Технологии формирования и развития универсальных учебных действий при обучении информатике.
Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий, направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.
В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим все виды универсальных учебных действий и их развитие на уроках информатики.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать коммуникативные УУД:
1) наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованные в учебном процессе оргтехника, мультимедийные устройства;
2) компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет не только индивидуальное рабочее место, но и доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках;
3) именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
4) предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление заданий партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по разработке презентаций; групповая работа по рисованию в графических редакторах, различные игры и викторины.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с требованиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:
1. Понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия).
2. Владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД).
3. Умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. При обучение информатике, на наш взгляд, формируемые личностные УУД будут выглядеть следующим образом
Познавательные УУД – познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на
уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников.
В соответствие с данным описанием универсальных учебных действий и рекомендаций ФГОС ООО, одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися какого-то нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности. На уроках информатики метод проектов оказывается удобным для использования, так как позволяет обучать использованию каких-то конкретных информационных и коммуникационных технологий при решении практических задач. С одной стороны учащиеся добывают самостоятельно знания по одной из тем курса «Информатика и ИКТ», а с другой осваивают новые для них технологии работы с программными продуктами. При этом не требуется дополнительная мотивация для изучения необходимого в работе программного обеспечения.
Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что информатика как предмет, имеющий ряд отличительных особенностей: наличием специальных технических средств (персональный компьютер, оргтехника, мультимедийные устройства), компьютерного класса, в котором предусмотрено индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам, особые условия для развития коммуникативных компетентностей и создание собственного, личностно-значимого продукта; способен повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний.
Заключение
В статье «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике» дана общая характеристика универсальных учебных действий, представлены содержание и функции универсальных учебных действий, рассмотрены задачи для курса «Информатика и ИКТ», реализация которых обеспечит формирование универсальных учебных действий учащихся на достаточном уровне. Таким образом, основная цель работы достигнута.
Обосновано, что общеобразовательный курс информатики играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий, в особенности, знаково-символических, познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Так же проведен анализ нормативных документов с целью выявить значимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике, уточнены методические подходы к формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по информатике.
Литература
- Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org
- Долгова Е. В. Деловая игра по дисциплине «Экономический анализ» на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 125-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13131/ (дата обращения: 18.04.2018).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897 –
URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 15.04.2018) - Баловсяк Н.В. Компьютер и здоровье. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
- Скрипкина Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009.
- Зайцев В. Формирование ключевых компетенций учащихся средствами информатики / Сельская школа. – 2009.
- Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий». www.open-klass.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе на тему "Информация и информационные процессы"
ФИО педагога: Свистунова Снежана ВладимировнаПредмет, класс: Информатика, 7 классНазвание и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. БосоваТема урока: Информация и информационные проце...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
Технологическая карта урока информатики в рамках введения ФГОС. Информационное моделирование. 6 класс
В данной технологической карте подробно описаны все этапы урока, цели этапов, деятельность учителя и учащихся, УУД каждого этапа. К уроку подготовлена презентация и раздаточный материал....
Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»
Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы"....
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...