ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА |
1 | ФИО | Ковалева Зинаида Анатольевна |
2 | Место работы | МБОУ СОШ с.Карджин |
3 | Должность | Учитель информатики и математики |
4 | Предмет | Информатика |
5 | Класс | 8 |
6 | Тема урока | Системы счисления «Магия чисел» |
7 | Базовый учебник | Информатика, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова |
8 | Цель урока: | Закрепить и обобщить знания по теме: «Системы счисления» |
9 | Задачи: |
| - образовательные (формирование познавательных УУД): | закрепление знаний о позиционных и непозиционных системах счисления; практическое применение изученного материала. |
| - развивающие (формирование регулятивных УУД) | развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде; развитие коммуникационной компетентности у учащихся; развитие мышления учащихся при решении логических задач. |
| - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): | повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач; формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма; патриотическое воспитание. |
10 | Тип урока: |
Урок СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ знаний и умений
|
11 | Формы работы учащихся: | Исследовательская работа в группах, творческая работа в парах, индивидуальная. |
12 | Необходимое техническое оборудование: | ПК для учителя и учащихся, медиапроектор, интерактивная доска.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время в мин. | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 1.Организационный этап | На партах учащихся рабочие тетради, учебники. Учитель приветствует учащихся. (Слайд 1)
| Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места | 1 | | Овладевают навыками самоорганизации, оценивают готовность к деятельности
| Умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем. Развитие внимательности и воспитание дисциплины. |
2 | 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Пифагорейцы утверждали - «Все есть число». Что они имели в виду?(Слайд 2) (Ответы учащихся) Действительно. Так говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. - Где же мы в повседневной жизни сталкиваемся с числами? (Ответы учащихся. Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т.д. и т.п. - А для чего же они нам нужны? (Ответы учащихся. Для записи количества предметов, для счета) - А существуют ли какие-то определенные правила записи чисел? Приведите примеры. (Ответы учащихся) - Спасибо, молодцы. А все ли мы знаем о числах?
Сегодняшний урок мы посвятим числам (Слайд 3). -Вам предстоит разгадать зашифрованную фразу Юлия Цезаря, это и будет нашей темой урока. -Но самое главное постараемся ответить на вопрос “В чем же заключается магия чисел?”(Слайд 4) - Открываем тетради. Запишем в тетрадь тему нашего урока «Системы счисления «Магия чисел» ». На полях сегодняшнее число…… - Скажите, а какие счастливые магические числа вы знаете? (ответы учащихся) - Во многих сказаниях, былинах, пословицах цифра 7 является символом гармонии и совершенства. А вот число, состоящее из семерок, 777 сигнализирует о том, что вас ждет счастливый случай. Так пусть счастливое число 777 сопровождает нас на протяжении всего урока (Слайд 5).
| Учащиеся внимательно слушают, ставят перед собой цели. | 3 | Анализ и синтез | Целеполагание, способность сконцентрировать внимание на словах учителя. | Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи
|
3 | 3. Актуализация знаний | За всю свою историю человек изобретал различные способы изображения чисел. Люди всегда считали и записывали числа. Но на разных этапах развития человечества, у разных народов правила были свои. Отправимся в древние времена и проведем небольшое исследование. Групповая работа Разделимся на четыре группы по 4 человека. У вас на столах карточки с названием системы счета, цифрами данной системы и примерами записи чисел. В течение нескольких минут вы должны познакомиться с данной системой, понять правила записи чисел и записать в этой системе наше магическое число 777. О результатах своего исследования вы должны рассказать по плану записанному на доске.
- Название системы счисления.
- Цифры системы счисления.
- Правила записи.
- Запись числа 777.
- Чтение числа 777.
- группа. Древнеегипетская система счисления. (Слайд 6) .
- группа. Алфавитная система счисления. (Слайд 7).
- группа. Славянский цифровой алфавит. (Слайд 8) .
- группа. Вавилонская система счисления. (Слайд 9).
-Группы готовы. Тогда определите, кто будет представлять ваше исследование. Пожалуйста, Вам слово. (Ответы учащихся) ℘℘℘℘℘℘℘∩∩∩∩∩∩∩│││││││ ΨθZ 12*60+57 ←↑↑ ←←←←←↑↑↑↑↑↑↑
- Спасибо всем за исследование. - На доске у нас появилось уже 4 записи магического числа в различных системах счисления (Слайд 10). Объясните, так что же означает понятие «Система счисления». (знаковые системы для записи чисел) - Система счисления — это способ записи чисел с помощью цифр по определенным правилам. - Мне хочется вернуться к Вавилонской системе счисления. Интересен тот факт, что данная система сохранилась до наших дней. Как вы думаете, где мы ее ежедневно применяем? Каждое утро мы просыпаемся по вавилонской системе счисления?... (ответы учащихся. Правильно. Она имеет еще одно название 60-ричная) - Существует еще одна система, которая распространена в наши дни, особенно часто она встречается в исторических книгах, в литературе – в нумерации глав, на циферблате часов. Как она называется? (римская система счисления). - А какие цифры римской системы счисления вы знаете? Кто-то может добавить? - Сколько их всего цифр? -В римской системе счисления для обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 используются заглавные латинские буквы I, V, X, L, C, D и M соответственно, являющиеся цифрами этой системы счисления (Слайд 11). - Посмотрите их тоже семь – магическая цифра! - Каким же правилом записи чисел в римской системе счисления вы пользуетесь? - А давайте запишем наше магическое число 777? Работаем в тетради. Кто готов? Что у вас получилось? (DCCLXXVII) А теперь я предлагаю Вам выполнить следующее логическое задание: с помощью палочек выложены следующие примеры с римскими цифрами. Эти примеры решены неверно. Перенесите только по одной палочке чтобы решение стало правильным. Вам одна минутка (Слайд 12). VII - V = XI IX - V = VI VIII - III=X VII - III= IX Давайте, проверим, как вы справились с этим заданием. Ответ. VI + V = XI XI - V = VI VIII +II =X VII + II = IX
- С древними цифрами мы познакомились. Скажите, а какую систему счисления мы используем в обычной жизни? (десятичную систему счисления.) - Почему она так называется? (чисел 10, десять пальцев) -А какие цифры используются в десятичной СС? - Рассмотрим в качестве примера наше магическое число 777. Для обозначения системы счисления внизу справа от числа будем писать индекс 10. - Что означает каждая цифра в записи числа? Цифра 7 встречается трижды, причем самая правая цифра 7 обозначает семь единиц, вторая справа – семь десятков и, наконец, третья справа – семь сотен.
| Групповая работа | 12 | Воспроизводят знания
| Принимают учебные задачи, формирование осознанного подхода к оценке деятельности. | Формируются навыки взаимодействия с учителем и одноклассниками, осознание необходимости новых знаний
|
4 | 4.Физкультминутка и релаксация. | Гимнастика для глаз Посмотрите сколько записей магического числа на доске у нас появилось. А давайте его запишем не только на доске, но и воздухе. Комплекс упражнений для глаз. 1)Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. 2)Предлагаю глазами медленно «нарисовать» 777 слева . «Нарисовать» носом в воздухе этот рисунок с движением головы.
| Коллективная работа | 2 | |
| Здоровосберегающий элемент
|
5 | 5.Применение знаний и умений (практическая работа на компьютере) | Задание. “Художники». (Слайд 14) Перед тем, как мы приступим к практической части нашего урока, давайте вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером. (Ответы детей). В ваших карточках приведены числа в десятичной системе счисления. Вам необходимо перевести эти числа в двоичную систему счисления при помощи инженерного калькулятора и соотнести их с соответствующим цветом. 4 – ЗЕЛЕНЫЙ (100) 5 – ГОЛУБОЙ (101) 6 – КРАСНЫЙ (110) 7 – ЖЕЛТЫЙ (111) 8 – КОРИЧНЕВЫЙ (1000) 9 – ЧЕРНЫЙ (1001) На рабочем столе находится файл «Рисунок», выполненный в графическом редакторе. Необходимо открыть этот файл и с помощью инструмента заливка раскрасить рисунок. | Работа в парах | 5 | Определяют уровень овладения полученных знаний.
| Умение использовать полученные знания на практике
| Формирование математического мышления
|
6 | 6. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | - обратите внимание, многие вычисления мы производим в уме, даже этого не замечая. А какие изобретения человечества нам помогают выполнять сложные вычисления? - Как представлена числовая информация в компьютере? - Какая система счисления при этом используется? - Какие цифры?
А следующий этап урока мы начнем с небольшого стихотворения. Прочитаем его (Слайд 13):
Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. - Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного? - Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным? - Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
Для этого запишем развернутую форму записи числа, по аналогии как в десятичной системе счисления.
Для этого подпишем позиции цифры в числе. 101 = 1∙22 + 0∙21+1∙20 - Как вы думаете, что нам осталось сделать для того, чтобы перевести 2-ое число в 10-ую систему счисления? Правильно – вычислить, найти значение этого многочлена по правилам десятичной арифметики. - Что у вас получилось? - А теперь, давайте узнаем, о чём же говорилось в стихотворении. Расшифруем оставшиеся числа . 1002=410 102=210
Задание «Расположить числа в порядке возрастания» (самостоятельная индивидуальная работа)
Учащиеся переводят самостоятельно числа с разных систем счисления в десятичную и располагают числа в порядке возрастания (Слайд 16). | Фронтально-коллективная устная работа и письменная работа в тетрадях.
Самостоятельная работа в тетрадях | 12 | Получают представление о новых знаниях, обобщают с ранее изученными.
Применяют ранее изученные знания
| Формирование осознанного подхода к оценке деятельности.
Формируют учебную задачу (самостоятельно)
. | Учатся слушать собеседника
.
Формирование навыков решения задач |
7 | 7. Контроль усвоения, обсуждение. | Парная работа. Мы переходим к следующему этапы нашего урока - Какие числа записаны в квадрате? (двоичные). Перенесём изображение двоичных чисел на интерактивной доске в пустые ячейки так, чтоб получился магический квадрат. Вам понадобиться не только умения и навыки сложения двоичных чисел, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие. Существуют специальный калькулятор, который нам быстро поможет это сделать.
Перед вами карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления Слайд 17).
10 | 1001 | 100 | 111 | 101 | 11 | 110 | 1 | 1000 |
-
Посмотрите на получившийся квадрат чисел. Как вы думаете, что интересного в этом квадрате? - Сумма строк, столбцов и диагоналей равна 15 в десятичной системе счисления или 1111 в двоичной - Мы получили магический квадрат? - В древности магические квадраты очень уважали и приписывали им различные мистические свойства. Бытовало поверье, что они защищают людей от болезней, помогают реализовать задуманные планы.
| Работа в парах
| 5
| Участвуют в совместной деятельности по закреплению ранее изученных знаний
| Принимают учебную задачу, планируют свою деятельность
| Учатся слушать и слышать друг друга
|
8 | 8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Чтобы притянуть в свою жизнь желаемое составьте Ваш личный магический квадрат, используя числа дня, месяца и года рождения, число букв имени и отчества. Зашифруйте его в двоичной системе счисления с помощью калькулятора. Повторить §1.1
| Учащиеся внимательно слушают и записывают д/з
| 2 | Развитие познавательной активности | Планирование своей деятельности | Формирование навыков самоорганизации |
9 | 9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - А в чем же состоит магия чисел? - А кто-нибудь набрал магическое количество семь? Семь +? Поднимите руки. Молодцы. Оценки за урок … - Числа сопровождают нас постоянно. Пусть у каждого из вас будет свое счастливое магическое число, которое будет помогать Вам. Спасибо всем за урок! Урок окончен.
| Учащиеся внимательно слушают, описывают свои впечатления, оценивают успешность усвоения. | 3 | Способность проводить анализ представленной информации. | Соотносят цели и результаты собственной деятельности.
| Осознание себя в процессе деятельности |