Технологическая карта урока «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Сидорина Оксана Вячеславовна

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС, данная тема рассматривается в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Сидорина Оксана Вячеславовна

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 8

УМК:

Учебник для 8 класса Информатика и ИКТ
Автор: Н.Д. Угринович.  М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2015

Тип урока: урок освоения новых знаний

Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

Цель урока: знакомство с историей возникновения систем счисления, показать практическую значимость различных видов систем счисления.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с понятием «системы счисления», с позиционными и непозиционными  системами счисления;
  • сформировать навыки счета   в различных системах счисления;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
  • воздействие на психологические процессы: внимание, восприятие, память.

Воспитательные:

  • формировать  познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

 - учащиеся узнают: понятия «системы счисления», «позиционные системы счисления»,  «непозиционные системы счисления», правила записи чисел в различных системах счисления;                                     

      - учащиеся научатся:  применять правила записи и счета чисел в различных системах счисления.

  • Личностные: 

Будут сформированы: умения слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов.  Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции (взгляды, интересы), осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;

Метапредметные:

- регулятивные: должны уметь определять цель своей деятельности, составлять план действий  и вносить в случае необходимости дополнения и коррективы в план и способ действия для достижения цели, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата;

-  коммуникативные: умение вступать в диалог, умение строить устные высказывания с использованием математического языка.

- познавательные: умение формулировать проблему и решать ее, умение строить логическую цепь размышлений, умение структурировать найденную информацию в нужной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение  делать выводы.

Методы обучения: частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,  работа в парах.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Мотивация

к учебной деятельности (3 мин)

Цель: включение  в учебную деятельность на личностно-значимом уровне(«надо-хочу-могу»)

Вход в урок:

Здравствуйте, ребята.

Начать урок мне хотелось бы со слов  Л.Н.Толстого:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

− Как вы думаете, почему я решила познакомить вас с ним?

- Совершенно верно, каждый из вас прав.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Вспомните, как происходит познание нового

- Именно так.

− И я желаю вам удачи в поиске новых знаний, в этом вам обязательно помогут ранее изученные знания!

Объясняют как они понимают данное высказывание, проговаривают, что необходимо для получения нового знания.

 (для этого нам необходимо повторить уже известное; правильно определить то, что мы не знаем; найти способ преодоления затруднения, сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило), и научиться его применять.)

Личностные:

− самоопределение

− смыслообразование

Коммуникативные:

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие(6 мин)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Подводящий диалог:

Ребята, у меня в руках пачка фломастеров, сколько их?

Запишите это значение на доске.

Как еще можно представить данную информацию?

К какому типу информации относится информация, записанная на доске?

Что вы использовали для представления числовой информации?

Затруднение:

Назовите число, показанное на доске(XLCCIV)

Как вы думаете, есть ли  другие виды представления числовой информации?

Ответы учащихся:

- двенадцать

- 12

- XII, ||||||||||||  и др.

- к числовой

- Арабские цифры, римские цифры, палочки и др.

Не могут назвать число

- Не знаем, наверное есть и др.

Познавательные:

− Умение анализировать, сравнивать, обобщать,

− умение использовать знаково−символических средства

Регулятивные:

−осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

− фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3. Выявление места и причины затруднения (1 мин).

Цель: определение причины и места затруднения

Почему вы не можете однозначно ответить на последние два вопроса?

- Нам не хватает имеющихся знаний о способах записи числовой информации

Познавательные:

− постановка и формулирование проблемы

− структурирование знаний

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

− выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные:

− умение планировать,  прогнозировать

4. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Сформулируйте цель вашей деятельности, которую вы могли бы поставить перед собой сегодня на уроке.

Сформулируйте тему урока

Корректирует формулировку темы:

 «Представление числовой информации с помощью систем счисления»(на слайде)

- узнать какие есть способы записи чисел, как их  правильно записывать и читать

«Способы и правила записи числовой информации»

Познавательные:

− структурирование знаний

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

− выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные:

− умение планировать,  прогнозировать

5. Изучение нового материала

(15 минут)

Цель: Построение и фиксация нового знания

Физкультминутка

Что необходимо знать для записи числа?

Вы абсолютно правы.

Давайте обратимся к учебнику и выясним, как называются знаковые системы для записи числовой информации.

Вывешивает определение на доске.

Хорошо, а теперь обратите внимание на числа, записанные на слайде:   111     III

Назовите значение этих чисел?

Какая цифра используется для записи этих чисел?

Почему цифры и их количество одинаковое, а значение чисел разное?

Получить ответ на этот вопрос вам поможет информация на карточке №1. Представьте эту информацию в виде схемы, работаем в парах.

Сравните свою схему с эталоном( на слайде)

Если есть недочеты в вашей схеме, исправьте их.

Готовы ли вы идти дальше?

Я предлагаю объединиться в группы по 4-5 человек. (3 группы). Каждая группа получает свое задание(карточка №2).  На карточке есть план, которому вы должны следовать во время работы с данным материалом, на некоторые вопросы ответа в карточке нет, поэтому на них вы должны попытаться ответить, опираясь на свой жизненный опыт. Готовы?

Результат своей работы продемонстрирует 1 группа.

Проанализируйте вашу деятельность.

На все ли вопросы вам удалось найти ответы, представляет ли для вас интерес материал, с которым вы работали?

А теперь выступит 2 группа

И 3 группа.

Физкультминутка

- Какие знаковые системы можно использовать.

Знакомятся с определением «Системы счисления».

Проговаривают во внешней речи.

-Сто одиннадцать, три

Цифра - единица

Затрудняются ответить

Составляют схему по карточке №1

Вносят изменения, если в этом есть необходимость

-Да

Распределяют роли, работают с материалом

-Да

Выступления учащихся, анализ своей деятельности.

Физкультминутка

Познавательные:

− выдвижение гипотез и их обоснование

− установление причинно−следственных связей

− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

− построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивные:

− познавательная инициатива

Личностные:

− осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные:

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

− учёт разных мнений, координирование разных позиций

− использование критериев для обоснования своего суждения

− достижение договорённостей и согласование общего решения

6. Первичное закрепление нового материала с комментированием во внешней речи

(7 минут)

Давайте еще раз проговорим правила записи чисел в римской системе

Правила на доске:

Познавательные:

− использование знаково−символических средств

− выполнение действий по алгоритму

− осознание и произвольное построение речевого высказывания

− построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные:

− использование критериев для обоснования своего суждения

− управление поведением партнёра

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Личностные:

− осознание ответственности за общее дело

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)

Работа по группам.

Класс делится на 2 группы. От каждой группы один человек решает за доской. Остальные решают коллективно. Какая группа выполнит задание быстрее и верно, та получает 5 баллов.

101 + 11 [1000] 
10110 + 101 [11011] 
10101 + 1011 [100000]

101 . 11 [1111]
1001 
. 11 [11011]
10101 
. 10[101010]

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по образцу.

Называют место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

Познавательные:

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

− использование знаково−символических средств

− выполнение действий по алгоритму

− доказательство

Регулятивные:

− контроль

− коррекция

− оценка

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения

7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)

А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. Заданий всего пять. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок. 

1 вариант

111001102 + 1100012

100010012 + 1001002

111000102 – 1100112

110110112 – 1010112

11012* 1112

Ответы 1 вариант:

100010111

10101101

10101111

10110000

1011011

2 вариант

11011112 + 10001012

110110012 + 1011002

100010012 – 11011012

111010002 – 1001112

10112 * 1012

Ответы 2 вариант:

10110100

100000101

11100

11000001

110111

Учащиеся решают задания на листочках, затем проверяют правильность решения, используя программу Калькулятор. Выставляют себе оценку. Листочки сдают учителю.

Познавательные:

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

− моделирование, преобразование модели

− установление причинно−следственных связей

− выведение следствий

− выполнение действий по алгоритму

Личностные:

− нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные:

− постановка вопросов

8. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

Что было для вас необычно? Что вы узнали нового и интересного? Какие вопросы и трудности у вас возникали? Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: карточки с примерами.

Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку урока, записывают домашнее задание.

Познавательные:

− рефлексия способов и условий действия

− контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

− самооценка на основе критерия успешности

− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР  по данной теме....

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...

Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...

Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...

«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...