Технологическая карта урока «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС, данная тема рассматривается в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Сидорина Оксана Вячеславовна
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8
УМК:
Учебник для 8 класса Информатика и ИКТ
Автор: Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Тип урока: урок освоения новых знаний
Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Цель урока: знакомство с историей возникновения систем счисления, показать практическую значимость различных видов систем счисления.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «системы счисления», с позиционными и непозиционными системами счисления;
- сформировать навыки счета в различных системах счисления;
Развивающие:
- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
- воздействие на психологические процессы: внимание, восприятие, память.
Воспитательные:
- формировать познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- учащиеся узнают: понятия «системы счисления», «позиционные системы счисления», «непозиционные системы счисления», правила записи чисел в различных системах счисления;
- учащиеся научатся: применять правила записи и счета чисел в различных системах счисления.
- Личностные:
Будут сформированы: умения слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции (взгляды, интересы), осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
Метапредметные:
- регулятивные: должны уметь определять цель своей деятельности, составлять план действий и вносить в случае необходимости дополнения и коррективы в план и способ действия для достижения цели, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата;
- коммуникативные: умение вступать в диалог, умение строить устные высказывания с использованием математического языка.
- познавательные: умение формулировать проблему и решать ее, умение строить логическую цепь размышлений, умение структурировать найденную информацию в нужной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Методы обучения: частично-поисковый.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне(«надо-хочу-могу») | Вход в урок: Здравствуйте, ребята. Начать урок мне хотелось бы со слов Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». − Как вы думаете, почему я решила познакомить вас с ним? - Совершенно верно, каждый из вас прав. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Вспомните, как происходит познание нового - Именно так. − И я желаю вам удачи в поиске новых знаний, в этом вам обязательно помогут ранее изученные знания! | Объясняют как они понимают данное высказывание, проговаривают, что необходимо для получения нового знания. (для этого нам необходимо повторить уже известное; правильно определить то, что мы не знаем; найти способ преодоления затруднения, сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило), и научиться его применять.) | Личностные: − самоопределение − смыслообразование Коммуникативные: − планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие(6 мин) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Подводящий диалог: Ребята, у меня в руках пачка фломастеров, сколько их? Запишите это значение на доске. Как еще можно представить данную информацию? К какому типу информации относится информация, записанная на доске? Что вы использовали для представления числовой информации? Затруднение: Назовите число, показанное на доске(XLCCIV) Как вы думаете, есть ли другие виды представления числовой информации? | Ответы учащихся: - двенадцать - 12 - XII, |||||||||||| и др. - к числовой - Арабские цифры, римские цифры, палочки и др. Не могут назвать число - Не знаем, наверное есть и др. | Познавательные: − Умение анализировать, сравнивать, обобщать, − умение использовать знаково−символических средства Регулятивные: −осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению − фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии − волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
3. Выявление места и причины затруднения (1 мин). Цель: определение причины и места затруднения | Почему вы не можете однозначно ответить на последние два вопроса? | - Нам не хватает имеющихся знаний о способах записи числовой информации | Познавательные: − постановка и формулирование проблемы − структурирование знаний самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели − выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные: − умение планировать, прогнозировать |
4. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации | Сформулируйте цель вашей деятельности, которую вы могли бы поставить перед собой сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока Корректирует формулировку темы: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»(на слайде) | - узнать какие есть способы записи чисел, как их правильно записывать и читать «Способы и правила записи числовой информации» | Познавательные: − структурирование знаний самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели − выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные: − умение планировать, прогнозировать |
5. Изучение нового материала (15 минут) Цель: Построение и фиксация нового знания Физкультминутка | Что необходимо знать для записи числа? Вы абсолютно правы. Давайте обратимся к учебнику и выясним, как называются знаковые системы для записи числовой информации. Вывешивает определение на доске. Хорошо, а теперь обратите внимание на числа, записанные на слайде: 111 III Назовите значение этих чисел? Какая цифра используется для записи этих чисел? Почему цифры и их количество одинаковое, а значение чисел разное? Получить ответ на этот вопрос вам поможет информация на карточке №1. Представьте эту информацию в виде схемы, работаем в парах. Сравните свою схему с эталоном( на слайде) Если есть недочеты в вашей схеме, исправьте их. Готовы ли вы идти дальше? Я предлагаю объединиться в группы по 4-5 человек. (3 группы). Каждая группа получает свое задание(карточка №2). На карточке есть план, которому вы должны следовать во время работы с данным материалом, на некоторые вопросы ответа в карточке нет, поэтому на них вы должны попытаться ответить, опираясь на свой жизненный опыт. Готовы? Результат своей работы продемонстрирует 1 группа. Проанализируйте вашу деятельность. На все ли вопросы вам удалось найти ответы, представляет ли для вас интерес материал, с которым вы работали? А теперь выступит 2 группа И 3 группа. Физкультминутка | - Какие знаковые системы можно использовать. Знакомятся с определением «Системы счисления». Проговаривают во внешней речи. -Сто одиннадцать, три Цифра - единица Затрудняются ответить Составляют схему по карточке №1 Вносят изменения, если в этом есть необходимость -Да Распределяют роли, работают с материалом -Да Выступления учащихся, анализ своей деятельности. Физкультминутка | Познавательные: − выдвижение гипотез и их обоснование − установление причинно−следственных связей − самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации − построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: − познавательная инициатива Личностные: − осознание ответственности за общее дело Коммуникативные: − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации − учёт разных мнений, координирование разных позиций − использование критериев для обоснования своего суждения − достижение договорённостей и согласование общего решения |
6. Первичное закрепление нового материала с комментированием во внешней речи (7 минут) | Давайте еще раз проговорим правила записи чисел в римской системе Правила на доске: | Познавательные: − использование знаково−символических средств − выполнение действий по алгоритму − осознание и произвольное построение речевого высказывания − построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: − использование критериев для обоснования своего суждения − управление поведением партнёра − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные: − осознание ответственности за общее дело | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) | Работа по группам. Класс делится на 2 группы. От каждой группы один человек решает за доской. Остальные решают коллективно. Какая группа выполнит задание быстрее и верно, та получает 5 баллов. 101 + 11 [1000] 101 . 11 [1111] | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по образцу. Называют место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку | Познавательные: − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация − использование знаково−символических средств − выполнение действий по алгоритму − доказательство Регулятивные: − контроль − коррекция − оценка − волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин) | А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. Заданий всего пять. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок. 1 вариант 111001102 + 1100012 100010012 + 1001002 111000102 – 1100112 110110112 – 1010112 11012* 1112 Ответы 1 вариант: 100010111 10101101 10101111 10110000 1011011 2 вариант 11011112 + 10001012 110110012 + 1011002 100010012 – 11011012 111010002 – 1001112 10112 * 1012 Ответы 2 вариант: 10110100 100000101 11100 11000001 110111 | Учащиеся решают задания на листочках, затем проверяют правильность решения, используя программу Калькулятор. Выставляют себе оценку. Листочки сдают учителю. | Познавательные: − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация − моделирование, преобразование модели − установление причинно−следственных связей − выведение следствий − выполнение действий по алгоритму Личностные: − нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: − постановка вопросов |
8. Рефлексия учебной деятельности (2 мин) | Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления. Что было для вас необычно? Что вы узнали нового и интересного? Какие вопросы и трудности у вас возникали? Выставление оценок за урок. Домашнее задание: карточки с примерами. | Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку урока, записывают домашнее задание. | Познавательные: − рефлексия способов и условий действия − контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: − самооценка на основе критерия успешности − адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР по данной теме....
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...
Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...
Технологическая карта урока по информатике "Представление числовой информации с помощью систем счисления".
Урок информатике для 8 класса по ФГОС (Угринович)....
Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...
«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...