Рабочая программа по элективному курсу «Робототехника» 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Рабочая программа по элективному курсу «Робототехника» 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_5_rp_kostenko_ve.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Директор МБОУ Павловская СОШ с УИОП
_____________/_______________/
(ФИО)
Приказ № _____ от ______________
ВЫПИСКА ИЗ ООП ООО
(РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)
по _____ элективному курсу «Робототехника»_______________________________
(указать предмет, курс)
Ступень обучения (класс) _основное общее образование (5-е классы), (5а, б, в классы)
Количество часов _____ 17 часов_(0,5 часа в неделю)__________________________________
Составитель (ли) _____Костенко Владимир Евгеньевич________________________________
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО - приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010г.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. Это обусловлено двумя мощными факторами. Во-первых, по данным Международной федерации робототехники, сегодня в мире функционирует около 9 млн. механизмов на основе искусственного интеллекта, а к 2025 году оборот робототехнической отрасли по прогнозам составит более 66 млрд. долларов. В новостях нас практически ежедневно знакомят с различными роботизированными устройствами в домашнем секторе, в медицине, в общественном секторе и на производстве. Робототехника – это сегодняшние и будущие инвестиции и, как следствие, новые рабочие места. Во-вторых, в последнее время руководство страны четко сформулировало первоочередной социальный заказ в сфере образования в целом: стране не хватает инженеров. Необходимо активно начинать популяризацию профессии инженера уже в средней школе, чтобы пробудить в детях интерес и позволить ощутить волшебство в работе инженера, и поэтому робототехника является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования и математики.
В рабочей программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО); учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
- формирование навыков и умений организации безопасной работы;
- формирование знаний основных компонентов конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- формирования знания компьютерной среды, включающую в себя графический язык программирования EV3;
- формирование знания видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- формирование знаний конструктивных особенностей различных роботов;
- формирование знаний и навыков конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
- формирование знаний и навыков использования созданных программ.
Описание способов обеспечения достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов образования
В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся с комплектами роботов LEGO EV3 и со средой их программирования на компьютере. Формирование пользовательских навыков должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по робототехнике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
• учебно-плановые (урок, лекция, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные;
• внеплановые (консультации, кружки),
• вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия).
Достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов образования обеспечивается за счёт организации образовательного процесса в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода. В рамках данного подхода осуществляется переход от знаниевых технологий к деятельностным, при реализации которых в процессе обучения становится понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять её контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД). При данном подходе организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся, осуществляемая на уроке, смыслообразующим центром которого является проблемная ситуация. Для того чтобы спроектировать подобные уроки, педагогом должны быть последовательно решены следующие задачи:
- подготовить учащихся к продуктивной работе;
- создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление;
- обеспечить осознанность работы;
- продумать организацию деятельности учащихся;
- предложить систему обеспечения деятельности учащихся;
- организовать обсуждение результатов;
- обеспечить осознание каждым собственного прироста.
Эффективные методы и приёмы для решения вышеназванных задач и возможностей формирования метадеятельности заложены в ряде методик и технологий.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ и заданий.
Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; гностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос.
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Введение (1 ч.)
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. Знакомство с конструктором Lego.
- Конструирование города «Экоград» (4 ч.)
Знакомство с моделями набора «Экоград». Конструирование моделей «Ветровая турбина»
Конструирование моделей «Дом, солнечная панель и цветочница»
Конструирование моделей «Контейнеры для отходов», «Электростанция»
Конструирование модели «Дамба»
Установка моделей «Экоград». Принцип работы города.
Конструирование моделей «Мусорные корзины», «Экоград»
Правила работы с конструктором Lego.
- Конструирование ПервоРобота (12 ч.)
Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.
Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.
Датчики и их параметры:
• Датчик касания;
• Датчик освещенности.
Модель «Выключатель света». Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
- Тематическое планирование.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов на освоение тематического блока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Введение Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. Знакомство с конструктором Lego. | 1 | Аналитическая деятельность: - анализировать свойства деталей и узлов робота с точки зрения цели моделирования; - умение правильно использовать инструменты среды программирования, выбирать нужные группы операторов, анализировать их режимы и параметры для выполнения поставленных перед роботом задач; - умение ставить задачи для робота, выбирать алгоритмы для решения этих задач; Практическая деятельность: - создавать модели роботов и уметь изменять их в зависимости от функциональных задач. - создавать программу на основе на основе выбранных алгоритмов с использованием внутренних операторов панели управления робота. - создавать программы, используя линейные алгоритмы, создавать программы, используя нелинейные алгоритмы, правильно применять параметры цикла и переключателя. |
2 | Конструирование города «Экоград» Знакомство с моделями набора «Экоград». Конструирование моделей «Ветровая турбина» Конструирование моделей «Дом, солнечная панель и цветочница» Конструирование моделей «Контейнеры для отходов», «Электростанция» Конструирование модели «Дамба» Установка моделей «Экоград». Принцип работы города. Конструирование моделей «Мусорные корзины», «Экоград» Правила работы с набором Lego «Экоград». | 4 | |
3 | Конструирование ПервоРобота Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора. Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Датчики и их параметры: • Датчик касания; • Датчик освещенности. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей. | 12 |
Материально-техническое обеспечение:
- Базовый набор LEGO NXT и EV3, набор LEGO «Экоград».
- Компьютеры с установленной средой программирования NXT и EV3 Mindstorm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...
Рабочая программа по элективному курсу 11 класс
Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...
Рабочая программа для элективного курса 11 класс
Элективный курс по математике для 11 класса...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по элективному курсу...
Рабочая программа для элективного курса, 9 класс
Элективные курсы, 9класс....
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....