Рабочая программа для элективного курса, 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС Заместитель директора по УВР Директор МБО СОШ№7
_______Капралова Г.Х.. ___________ АнтоноваН.А. ___________ Тышко О.Г.
Приказ № ________от
Протокол № ______от «__»__________2015 «____»_________2015 «____»__________2015
Рабочая программа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
города Лениногорска Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Яхиной Ольги Анатольевны
учителя математики
по элективному курсу математики
«Решение задач по математике
Повышенной сложности»
9 класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
«Решение задач является наиболее
Характерной и специфической разновидностью
Свободного мышления»
Уильям Джеймс
Одной из целей обучения математике – научить учащихся решать задачи. Одно из средств повышения эффективности обучения математике – систематическое и целенаправленное формирование умений решать задачи.
Решение задач выступает и как цель и как средство обучения. Умение решать задач является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. В ходе работы над задачами формируется творческое мышление.
Решение задач имеет большое практическое значение, так как оно является звеном связующим теорию с практикой, обучение с жизнью, трудом. Оно вырабатывает у учащихся умение применять математические знания в жизни.
Текстовые алгебраические задачи, иначе на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, централизованном тестировании, в контрольных измерительных материалах ЕГЭ.
Школьникам и абитуриентам разных вузов приходится распутывать замысловатые условия задач о встречах пешеходов и велосипедистов, автобусов и поездов, о перемешивании растворов спирта и кислоты, о сплавах меди, олова и цинка, о наполнении бассейнов, о нахождении процентного прироста и вычислении «сложных» процентов и т.д. Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, а часто и непростыми преобразованиями, возникающими при решении полученных систем уравнений и неравенств.
Текстовые задачи вызывают трудности, как у школьников, так и у абитуриентов. Это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого рода задачам в школьном курсе математики. Данный курс – это попытка восполнить этот пробел.
Цель курса:
Формирование математической культуры решения задач.
Задачи:
- Углубление и расширение полученных знаний на уроках.
- Умение применять полученные знания для решения практических задач
- Формирование навыков анализа связей между величинами.
- Подготовка к обучению на профильном уровне.
Данный курс рассчитан на 34 часа. Курс позволяет познакомить учащихся с новыми методами решения задач, пополнить багаж своих знаний новыми идеями, а главное решать интересные задачи. Сложность излагаемого материала нарастает постепенно. Это позволяет привлечь сравнительно большое число учащихся, не всегда ориентированных на математику.
Изучение материала предлагается построить в виде лекции, практических занятий, семинаров. Для консультации привлекать учителей химии, экономики. На занятиях предполагается активный диалог с учащимися.
Школьники, изучившие данный материал, смогут применить его при решении конкурсных, прикладных задач, а также использовать в повседневной жизни в практических целях.
В результате учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Решение текстовых задач на сплавы и смеси; на проценты и вычисление процентного роста с использованием формул «сложных» процентов; на движение, совместную работу.
- Овладение навыками и умениями для решения нестандартных задач;
- Приобрести навыки рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы.
Календарно – тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во Часов | Тип занятия | Дата По плану | Дата фактически |
Введение. Понятие задачи. Задачи на свойства чисел. | 2 | Лекция - беседа | |||
Решение задач на равномерное прямолинейное движение. Решение задач на равноускоренное движение. | 5 | Лекция- беседа. Уроки – практикумы | |||
Решение задач на движение по реке | 5 | Лекция- беседа. Уроки – практикумы | |||
Задачи на проценты, сложные проценты | 5 | Лекция- беседа. Уроки – практикумы | |||
Промежуточный контроль | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | |||
Определение понятий, необходимых для решения задач на смеси и сплавы. Решение задач, связанных с массовой (объёмной) концентрацией вещества. | 5 | Уроки – практикум. Отработка умений и навыков | |||
Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества | 2 | Уроки – практикум. Отработка умений и навыков | |||
Решение задач на работу и производительность | 5 | Уроки – практикум. Консультация учителя | |||
Решение нестандартных задач | 2 | Лекция – беседа | |||
Итоговый контроль | 2 | Защита собственных проектов или рефератов |
Содержание программы
Часть 1 (16 часов) Разные задачи на составление уравнений
- Задачи на движение. Понятия равномерного и равноускоренного движения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерное прямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке.
- Задачи на свойства чисел.
- Задачи на проценты, сложные проценты.
Часть 2 (18 часов) Задачи на смеси и сплавы, задачи на совместную работу.
- Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая (объёмная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанных с определением массовой (объёмной) концентрацией вещества.
- Решение задач, связанных с определением процентного содержание вещества.
- Решение сложных задач на смеси и сплавы.
- Задачи на работу, производительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...