Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
рабочая программа (русский язык, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________Локтева Н.В. Протокол № ___ от «____»___________2011г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 4 г. Белгород _______________Локтева Н.В. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 4 г.Белгорода __________Т.Н. Самойлова Приказ № ___ от «___»____2011 г. |
Рабочая программа
Медведевой Любови Ивановны
по элективному курсу
«Секреты русского словообразования.
Исторические изменения в структуре слова»
9 «Б» класс
Базовый уровень
2011-2012 учебный год
Раздел 1 Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Секреты русского словообразования. Исторические изменения в структуре слова» составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ в 2009г., на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классов: основной курс, элективные курсы; автор программы С. И. Львова. – М. Мнемозина,- 2009г. Календарно-тематическое планирование составлено для 9 класса из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Курс посвящен одному из самых интересных разделов лингвистики – русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке – слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфемике) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающимися возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.
Раздел 2 Содержание программы 9 класс (34 часа)
Исторические изменения в структуре слова (12ч)
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).
Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.
Изобразительные возможности русского словообразования (22ч)
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.
Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и поэтических текстах.
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т.д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы
Раздел 3 Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Дата | Примечание |
Исторические изменения в структуре слова (12ч) | |||
Вводный урок | |||
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. | |||
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение). | |||
Исторические изменения в структуре слова (переразложение, усложнение). | |||
Исторические изменения в структуре слова (изменения звукового облика морфем). | |||
Практическая работа | |||
Использование иноязычных элементов при образовании слов. | |||
Словообразовательные и семантические кальки. | |||
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. | |||
Этимологический анализ слова и его написание. | |||
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними. | |||
Зачетная работа по теме «Исторические изменения в структуре слова» | |||
Изобразительные возможности русского словообразования (22ч) | |||
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. | |||
Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. | |||
Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. | |||
Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. | |||
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём | |||
Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества | |||
Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях. | |||
Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. | |||
Основные способы привлечения внимания к значению морфем. | |||
Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и поэтических текстах. | |||
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | |||
Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, сарказма. | |||
Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения наивности детского восприятия мира. | |||
Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать. | |||
Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство оживления пейзажных зарисовок. | |||
Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т.д. | |||
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | |||
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | |||
Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте. | |||
Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы. | |||
Защита рефератов, проектов, исследований | |||
Итоговый урок |
Раздел 4 Методическая литература
Для учащихся
Аверьянова А.П. Как образуются слова. – М.; Л., 1966.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1986.
Вартаньян Э.А. Рождение слова. – М., 1970
Голанова Е.И. Как возникают названия. – М., 1989.
Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьезном; практические задания для учащихся 8-11 классов. – М., 2006
Львова С.И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. – М., 1996.
Максимов В.И. К тайнам словообразования. – М., 1980.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1986.
Сахарный Л.В. Как делаются слова. – М., 1978.
Феллер М.Д. Как рождаются и живут слова. – М., 1964
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2ч. – М., 1996.
Словари
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. – М., 2004.
Панов В.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
Потиха З.А. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ. – М.,1981.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – Т.1,2. – М., 1985.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд. – М., 1991.
Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. – М., 1967.
Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – Киев, 1982.
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев, 1989.
Шанский Н.М. В мире слов. – М. 1985.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов (любое издание).
Для учителя
Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. – Киев, 1986.
Жуковская О.Н., Шаповалова Т.А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.
Земская Е.Н. Как делаются слова. – М., 1963.
Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания. – М., 1977.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000.
Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5-9 классах: книга для учителя. – М., 1996.
Львова с.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М., 1996.
Панова М.В. Изучение состава слова в национальной школе. – Махачкала, 1977.
Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М., 1970.
Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. – М., 1977.
Чуковский К.И. От двух до пяти.
Шехикачева М.Ш. и др. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...