Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
рабочая программа (русский язык, 9 класс) на тему

Рабочая программа, элективный курс, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_9_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода

«Рассмотрено»

Руководитель МО


___________Локтева Н.В.


Протокол № ___ от

«____»___________2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 4

г. Белгород


_______________Локтева Н.В.


«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 4 г.Белгорода

__________Т.Н. Самойлова


Приказ № ___ от «___»____2011 г.

Рабочая программа

Медведевой Любови Ивановны

по элективному курсу

 «Секреты русского словообразования.

Исторические изменения в структуре слова»

9 «Б»  класс

Базовый уровень

2011-2012 учебный год


Раздел 1   Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Секреты русского словообразования. Исторические изменения в структуре слова» составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством  образования РФ в 2009г.,  на основе примерной программы для  общеобразовательных учреждений 5-11 классов: основной курс, элективные курсы; автор программы С. И. Львова. – М. Мнемозина,- 2009г.  Календарно-тематическое    планирование составлено для 9 класса из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

Курс посвящен одному из самых интересных разделов лингвистики – русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке – слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфемике) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающимися возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.


Раздел 2  Содержание программы                     9 класс (34 часа)

Исторические изменения в структуре слова (12ч)

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

Изобразительные возможности русского словообразования (22ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.  Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования  уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и поэтических текстах.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т.д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы

Раздел 3  Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Дата

Примечание

Исторические изменения в структуре слова (12ч)

Вводный урок

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение).

Исторические изменения в структуре слова (переразложение, усложнение).

Исторические изменения в структуре слова (изменения звукового облика морфем).

Практическая  работа

Использование иноязычных элементов при образовании слов.

Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.

Этимологический анализ слова и его написание.

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

Зачетная работа по теме «Исторические изменения в структуре слова»

Изобразительные возможности русского словообразования (22ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.  

Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.

Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём

Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества

Своеобразие использования  уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях.

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова.

Основные способы привлечения внимания к значению морфем.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и поэтических текстах.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем.

Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, сарказма.

Приём обыгрывания внутренней формы слова  как средство выражения наивности детского восприятия мира.

Приём обыгрывания внутренней формы слова  как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать.

Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство оживления пейзажных зарисовок.

Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т.д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы.

Защита рефератов, проектов, исследований

Итоговый урок

Раздел 4  Методическая литература

Для учащихся

Аверьянова А.П. Как образуются слова. – М.; Л., 1966.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1986.

Вартаньян Э.А. Рождение слова. – М., 1970

Голанова Е.И. Как возникают названия. – М., 1989.

Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьезном; практические задания для учащихся 8-11 классов. – М., 2006

Львова С.И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. – М., 1996.

Максимов В.И.  К тайнам словообразования. – М., 1980.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1986.

Сахарный Л.В.  Как делаются слова. – М., 1978.

Феллер М.Д.  Как рождаются и живут слова. – М., 1964

Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2ч. – М., 1996.

Словари

Вишнякова О.В.  Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.

Кузнецова А.И.  Словарь морфем русского языка. – М., 1986.

Львова С.И.  Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.

Львова С.И.  Краткий словообразовательный словарь школьника. – М., 2004.

Панов В.Т., Текучев А.В.  Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

Потиха З.А.  Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ. – М.,1981.

Потиха З.А.  Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – Т.1,2. – М., 1985.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд. – М., 1991.

Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. – М., 1967.

Цыганенко Г.П.  Словарь служебных морфем русского языка. – Киев, 1982.

Цыганенко Г.П.  Этимологический словарь русского языка. – Киев, 1989.

Шанский Н.М. В мире слов. – М. 1985.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение  слов (любое издание).

Для учителя

Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. – Киев, 1986.

Жуковская О.Н., Шаповалова Т.А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.

Земская Е.Н. Как делаются слова. – М., 1963.

Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания. – М., 1977.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000.

Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5-9 классах: книга для учителя. – М., 1996.

Львова с.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М., 1996.

Панова М.В. Изучение состава слова в национальной школе. – Махачкала, 1977.

Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М., 1970.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. – М., 1977.

Чуковский К.И. От двух до пяти.

Шехикачева М.Ш. и др. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...