рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века» 11 класса составлена в соответствии со следующими документами:
БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Авторской программы элективного курса Риттера В.Я. «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века»
В основе курса проблемно-хронологический принцип изучения исторического пути российской цивилизации в XVI- XVII вв., временном отрезке, изобилующем социальными потрясениями, экономическими, политическими кризисами, переломными событиями, связанными с развитием русской православной церкви.
Актуальность данного элективного курса объясняется:
1. необходимостью дать учащимся относительно целостные знания о важнейших событиях и эпохах, прежде всего, переломных моментах истории российского общества и государства;
2. возможностью при помощи элективного курса осуществить повторение материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ по истории.
Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:
- в отборе учебного материала
( программа курса не предусматривает изучения всего комплекса исторических процессов и социальных явлений XVI-XVII вв. в России. Речь ведь не идёт о подготовке профессионалов-историков, а о решении совсем иных задач: формировании представ-лений об осмысленности общественной жизни, о многообразии форм и вариантов социальной организации, о невозможности исчерпывающего толкования исторических явлений и процессов, о неизбежной субъективности любых построений в сфере общественных наук; становление способности ориентироваться в общественной жизни, отличать факты от их интерпретаций, анализировать информацию и т. д.);
-в развитии нравственных принципов и духовных ценностей
( овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду); в воспитании у слушателей курса социокультурной толерантности;
- в технологии преподавания
( создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания для создания образовательного продукта; поэтапного вовлечения учащихся в различные виды самореализации в рамках данного курса);
- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур;
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей - всего того, что развивает способность понимания исторических эпох, аксиологического (оценочного) компонента исторического сознания;
- в развитии творческого мышления и культурного кругозора слушателей курса;
-в развитии коммуникативных навыков.
Новизна курса: отсутствие жёсткого разграничения исторической и обществоведческой составляющей. Синтез отдельных элементов нескольких социальных наук с историей Отечества изучаемого периода. Например, изучение Соборного уложения 1649 г. как юридического документа с позиций истории государства и права, а не только
истории.
Значимость: возможность использования курса как межпредметного при преподавании истории и обществознания; для совершенствования самостоятельной работы с источниками и литературой; стимулирования интереса к занятиям углубленным изучением истории и социальных наук.
Курс ориентирует слушателей на практическое применение полученных знаний, на создание образовательного продукта, на совершенствование умений и навыков.
В ходе преподавания курса предполагается овладение учащимися основами оформления письменных работ в соответствии с общепринятыми нормами, навыками свободного изложения мыслей в письменном виде.
Цели: 1.Рассмотрение наиболее значимых для судеб российского общества и государства событий и явлений XVI-XVII вв.
2.Формирование многовариантных подходов к проблемам развития российской цивилизации.
3.Ознакомление с различными точками зрения, гипотезами, теориями, касающимися проблем отечественной истории XVI-XVII вв.
4.Развитие устойчивого интереса к поисковой работе; умений самостоятельного выбора,
фиксации и обработки информации на основе методик написания конспектов, исследовательских работ; умений представлять собственную точку зрения, вести дискуссию.
5.Создание единого образовательно-воспитательного пространства занятий, в котором информационный компонент воздействует на формирование гражданственности и патриотических чувств.
6.Развитие исследовательской компетенции, методов научного познания и умений соответствующего оформления результатов познавательной деятельности.
Задачи:
1. Изучение причинно-следственных связей, состава целей и задач массовых социальных протестных движений; причин, хода, итогов преобразований и реформ, изменивших историческое развитие России.
Персоналии, их роль и значение в переломные моменты истории Отечества.
2. Формирование у слушателей курса основ исторического мышления - постановка учащимися лично значимой проблемы: открытие сущности исторических явлений,
представленных в личностно значимой теме, переживание смыслов исторических явлений, личностных смыслов жизни и судьбы посредством диалога с персоналиями истории.
Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю
Содержание курса:
Раздел 1. Смута. Первая гражданская война в России. 17 часов |
Введение. Проблемно – хронологический подход к истории России XVI-XVII вв. |
Экономический кризис феодального поместья как результат правления Ивана IV Грозного. |
Династический кризис. Тайна гибели царевича Дмитрия: гипотезы, версии. |
Боярство и его роль в политической жизни России после опричнины: «сущность боярской крамолы». Оценки историков. |
Голод. Меры правительства Годунова по борьбе с последствиями голода. Особенности отражения природных и социальных катаклизмов в сознании русских людей начала XVIIв. |
Выступление народных низов в годы смуты. Крестьянские войны как восстания окраин. |
Самозванческая интрига. |
Казачество и Московское государство в XVII веке. Роль казачества в смуте. |
Русская православная церковь : От обретения статуса патриархии до окончания смутного времени. Патриарх Гермоген. Церковь и смута. |
Боярство и смута: бояре и Лжедмитрий 1; бояре и царь Василий Шуйский; бояре и Тушинский вор. Семибоярщина. |
Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков. Князь Д. Пожарский. К. Минин-Сухорук. |
Окончание смуты. Интригавыборов нового царя. Иван Сусанин: легенды и действительность. |
Смутное время и его место в истории российской цивилизации. |
Подведение итогов. Опрос и анализ мнений учащихся « Что мне дало посещение элективного курса». |
Раздел 2. Церковный раскол. 6 часов |
Истоки раскола. Кружок «ревнителей древнего благочестия».Статейный список Арсения Суханова. |
Алексей Михайлович. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. |
Церковная организация и церковное право XV - XVII вв. |
Реформа патриарха Никона: религиозный и социальный аспект. Старообрядчество как форма социального протеста. |
Аспекты церковного раскола: культурологический, политический, социальный. |
Раздел 3. Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича. 11 часов |
Соляной бунт и его последствия. |
Этапы юридического оформления крепостного права в России. Особенности и общие черты положения крепостных в странах Европы и в России. |
Городские восстания второй половины XVII в. Медный бунт. |
Восстание под руководством С.Т. Разина. |
Особенности русского городского бунта и крестьянского движения второй половины XVII в. |
Подведение итогов проделанной работы. |
Опрос и анализ мнений учащихся «Что мне дало посещение элективного курса». |
Учебно-тематическое планирование
по элективному учебному предмету
«Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века»
Класс –11
Учитель – Анфиногенова И.А.
Количество часов:
Всего – 34 часа, в неделю – 1 час.
Плановых контрольных уроков ___ административных контрольных уроков ___ тестов ____4___
Планирование составлено в соответствии со следующими документами:
БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
Авторской программы элективного курса Авторской программы элективного курса Риттера В.Я. «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века»
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, тема уроков | Образовательный продукт | Количество часов | ТСО, оборудование | Дата | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Смута. Первая гражданская война в России. |
| 17 | ||||
1 | Введение. Проблемно – хронологический подход к истории России XVI-XVII вв. | Опорный конспект.
| 1 | ПК, презентация | ||
2 | Экономический кризис феодального поместья как результат правления Ивана IV Грозного. | ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
3 | Династический кризис. Тайна гибели царевича Дмитрия. | Эссе | 1 | ПК, презентация | ||
4 | Лабораторная работа. Боярство и его роль в политической жизни России после опричнины: «сущность боярской крамолы». Оценки историков. | Работа с литературой. Таблица. | 1 | |||
5 | Голод. Меры правительства Годунова по борьбе с последствиями голода. | ЛОК. Сообщения. | 1 | ПК, презентация | ||
6 | Выступление народных низов в годы смуты. Крестьянские войны как восстания окраин. |
Конспект | 1 | ПК, презентация | ||
7 | Лабораторная работа. Самозванческая интрига. | Характеристика исторической личности | 1 | |||
8 | Казачество и Московское государство в XVII веке. Роль казачества в смуте. | Доклад | 1 | ПК, презентация | ||
9 | Русская православная церковь : От обретения статуса патриархии до окончания смутного времени. | ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
10 | Боярство и смута. | Сравнительная характеристика | 1 | |||
11 | Первое и второе ополчение. | ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
12 | Окончание смуты. | Сообщения. Доклады. | 1 | ПК, презентация | ||
13-14 | «Смутное время и его место в истории российской цивилизации». | Доклады. Рефераты. | 2 | ПК, презентация | ||
15-16 | Смута. Первая гражданская война в России. | 2 | ПК, презентация | |||
17 | Зачет по теме: «Смута. Первая гражданская война в России.» | Тестирование | 1 | |||
Раздел 2. Церковный раскол. | 6 | |||||
18 | Истоки раскола. Кружок «ревнителей древнего благочестия». | ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
19 | Алексей Михайлович. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. | Характеристика исторической личности | 1 | |||
20 | Церковная организация и церковное право XV - XVII вв. | ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
21 | Реформа патриарха Никона: религиозный и социальный аспект. Старообрядчество как форма социального протеста. | Сообщения. Доклады. | 1 | ПК, презентация | ||
22 | « Аспекты церковного раскола: культурологический, политический, социальный». | Доклады. Рефераты. | 1 | ПК, презентация | ||
23 | Зачет по теме: Церковный раскол. | Тестирование | 1 | |||
Раздел 3. Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича. | 11 | |||||
24 | Соляной бунт и его последствия. | ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
25 | Этапы юридического оформления крепостного права в России. Особенности и общие черты положения крепостных в странах Европы и в России. |
Сравнительная таблица | 1 | ПК, презентация | ||
26 | Городские восстания второй половины XVII в. Медный бунт. |
ЛОК | 1 | ПК, презентация | ||
27 | Восстание под руководством С.Т. Разина. | Сравнительная характеристика | 1 | |||
28-29 | « Особенности русского городского бунта и крестьянского движения второй половины XVII в.» | Доклады. Рефераты. | 2 | ПК, презентация | ||
30 | Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича. |
| 1 | ПК, презентация | ||
31 | Зачет по теме: Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича. | 1 | ||||
32 | Итоговое повторение | тестирование | 1 | |||
33 | Итоговый урок | 1 | ||||
34 | Резерв | 1 |
Требования к уровню подготовки
знать/понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
уметь
- планировать деятельность, рационально выполнять задания, давать самооценку;
- отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать вопрос, рецензировать;
- работать с книгой, словарём, библиографией;
- мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, обобщать и делать выводы.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Анонашвили Ш.А. Постигательная и образовательная функция оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование. – М., 1984.
2 Бестужев-Лада И. В. Философия истории на школьном уроке // Преподавание истории в школе.2001, №7.
3.Богоявленский Б. Д.., Власова Е. В., Митрофанов К. Г. Исследовательские работы
школьников: возможности, тенденции, результаты . // Преподавание истории в школе. 2000,№1.
4.Блинов В. И ., Сергеев И. С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика //Лицейское и гимназическое образование. 2002, №9. – С.29-35.
5. Гончарова А. Диспут на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1998, №5. 6.Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие. – М.: Педагогика, 1989.
7. Демачева Ю. С., Кукина Е. И. Практическое руководство по обучению стенографии. М. Высшая школа, 1990.
8. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе. 1999, №8.
9.Клименко А. В. Лекции и семинары в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 1998, №3.
10.Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Танио, 1989.
11.Кларин М.В.Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена.1994.
12.Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – Спб.: КАРО, 2005.
13.Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. 2-ое изд. – М.: Новый учебник., 2004.
14.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.
15.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе//Директор школы. 1998, №7.
16.Шаталов В. Ф. Точка опоры – М.: Педагогика, 1987.
17.Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников// Преподавание истории в школе. 1999, №6.
18.Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. – Ростов-н/Дон : Феникс, 2005.
19.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова .М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...