Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Коваленко Татьяна Викторовна

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafy.docx258.84 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ваше Сиятельство, граф или Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

  1. Организационное начало урока  

Учитель: - Здравствуйте! Присаживайтесь. Я рада вновь приветствовать вас на уроке информатики. Но сегодня в этом классе приветствую вас не только я и наши гости. Сегодня на уроке вас будет ожидать встреча с ещё одним моим секретным гостем. Давайте его поприветствуем.

Фрагмент видео с Чарли Чаплином

  1. Проверка домашнего задания

Учитель:

- По какой теме проходила наша работа на прошлом уроке? (Диаграммы и графики)

-Поднимите руки те, кто пробовал самостоятельно создавать диаграммы дома? Получилось? Если у кого-то возникли вопросы по работе с диаграммами, вы можете задать мне их после урока. А сейчас давайте проверим, насколько вы теоретически подкованы по материалам прошлой темы, выполнив небольшой тест.

Рабочий стол/тест Диаграммы и графики

После этого садятся на места и начинают заполнение оценочных листов.

  1. Постановка проблемы.

Маша и Миша решили отправиться из города в гости к бабушке, которая живёт в посёлке Ивановское. В таблице приведена протяжённость дорог (в километрах) между населёнными пунктами, ведущими в Ивановское:

 0003-003-.png

A

B

C

D

E

A

1

B

1

2

2

7

C

2

3

D

2

4

E

7

3

4

Определите длину кратчайшего пути от города до поселка Ивановское, который придётся преодолеть ребятам, чтобы попасть к бабушке. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Учитель: - В парах обсудите задачу и попробуйте предложить способ для её решения.

  1. Подведение к теме урока.

Учитель: - Да. Задача трудна. Взята она из экзаменационных задач ОГЭ. И чтобы её решить нам потребуется помощь нашего секретного гостя. Так давайте выясним кто он.

И к ответу на этот вопрос нас подведёт ряд логических задач.

Задача 1.

Дорисуйте схему отношений при поездке на автобусе.

Задача 2

На доске под карточкой математическое выражение: 6*4+7*(9-1)

И начерченная схема:  

Заполните пустые фрагменты схемы в соответствии с представленным математическим выражением.

Напомните, над чем вы работали дома?

Ученики:

- Над созданием информационной модели круговорота воды в природе.  

Результат вашей работы на доске. Можно ли другие схемы на доске назвать информационными моделями? Что такое информационная модель?

Итак, ещё раз посмотрите на доску, видеоподсказку и предположите кто наш гость, которому посвящен урок.

Фрагмент мультфильма Чиполлино.

Наш гость – его Сиятельство – Граф. И тема сегодняшнего урока Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. (вписать в технологическую карту)

  1. Формулируем цели урока

  1. Что такое граф?
  2. Какие бывают графы?
  3. Зачем они нужны?

Работа с учебником: стр. 91-96

Заполнить схему:

  1. Г…ф – это _________________________________ представления состава и структуры системы.

Г…ф состоит из ______________ и ________________ (или ___________________).

  1. Виды:

     

      ____________________________ (если его вершины соединены рёбрами)

                   ____________________________ (если его вершины соединены дугами)

Г…ф называется __________________, если его вершины или рёбра (дуги) характеризуются некоторой дополнительной информацией – весом вершины или ребра (дуги).

Г…ф с циклами называется ________________.

Г…ф иерархической системы называется ___________________.

Можно сверить результаты с помощью документ-камеры.

  1. Для решения задач.
  1. Решение задач.

Задача о рукопожатии

Физминутка:  На совещание явились 4 человека и все они обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? (Предлагается решить задачу практически. При каждом рукопожатии нужно: поклониться, похлопать по плечу, посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.)

Попробуйте изобразить решение этой задачи с помощь графа.

Сколько рукопожатий получилось?

Практическая работа

Поиск количества путей.

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Ж?

1
(решают в Paint, ответ фиксируют в технологической карте, правильное решение выводим на экран)

Установите соответствие:сооттв.jpg

А какой из этих графов может помочь в решении нашей проблемы? (взвешенный)

Решают задачу-проблему урока с комментариями по готовой схеме в Paint.

  1. Рефлексия.

Создание диаграммы урока.

  1. Домашнее задание: § 13, вопросы
  • В одном маленьком городе 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединён ровно с пятью другими?


Предварительный просмотр:

Дата: ___________________

Технологическая карта урока информатики по теме: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.    … – это _________________________________ представления состава и структуры системы.

  … состоит из ______________ и ________________ (или ___________________).

  1. Виды:

     

      ____________________________ (если его вершины соединены рёбрами)

                   ____________________________ (если его вершины соединены дугами)

       … называется __________________, если его вершины или рёбра (дуги) характеризуются некоторой дополнительной информацией – весом вершины или ребра (дуги).

      … с циклами называется ________________.

      … иерархической системы называется ___________________.

Дата: ___________________

Технологическая карта урока информатики по теме: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.    … – это _________________________________ представления состава и структуры системы.

  … состоит из ______________ и ________________ (или ___________________).

  1. Виды:

     

      ____________________________ (если его вершины соединены рёбрами)

                   ____________________________ (если его вершины соединены дугами)

       … называется __________________, если его вершины или рёбра (дуги) характеризуются некоторой дополнительной информацией – весом вершины или ребра (дуги).

      … с циклами называется ________________.

      … иерархической системы называется ___________________.

Домашнее задание: § 13, вопросы

*В одном маленьком городе 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединён ровно с пятью другими?

Домашнее задание: § 13, вопросы

*В одном маленьком городе 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединён ровно с пятью другими?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационн...

Открытый урок по математике в 3 классе с использованием Дальтон- плана: «Решение задач» Учитель Агеева В.Г.

ТЕМА: Закрепление по теме:  «Решение задач»ЦЕЛЬ:Уровень 1 Получить возможность научиться Выполнять решение по предложенному алгоритмуУровень 2  Научиться уметь решать задачи изуч...

Конспект урока "Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей (география+информатика)"

Мини-проект "Топографическая карта" (в рамках системно-деятельностного подхода)...

Сценарный план-конспект урока по алгебре по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства. Решение задач."

Сценарный план-конспект урока по алгебре по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства. Решение задач."...

Системы, модели, графы. Построение информационной модели в виде графа.

Тема урока: "Системы, модели, графы. Построение информационной модели в виде графа".На уроке разбираются понятия "система" и "граф".Система –  это целое, состо...