Конспект урока алгебры в 9 классе в системно-деятельностном подходе к обучению по теме «Решение задач на построение графиков функций».
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Конспект урока по теме и дополнительный материал в форме презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.03 КБ
Файл презентация80.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 9 классе в системно-деятельностном подходе

к обучению по теме «Решение задач  на построение графиков

функций».

                               Подготовила Иванова Марина Николаевна, учитель

                               математики МАОУ «Гимназия № 2» г. Великий

                               Новгород.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цели урока:

1) образовательная – систематизация учебного материала по теме, применение знаний и умений к решению задач повышенной сложности, контроль за степенью усвоения материала по теме;

2) развивающая – развитие умения анализировать, строить аналогии, обобщать, ставить и решать проблему;

 3) воспитательная – развитие коммуникативной культуры, монологической и диалогической речи.

Материал к уроку

  1. Слайды.
  2. Сборники задач.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте! Сегодняшний урок мы посвятим решению задач ГИА на

построение графиков функций повышенной сложности. Как вы думаете, почему этой теме стоит уделить более пристальное внимание? (функцио-нальная линия – сквозная линия курса алгебры; для выполнения этих заданий надо знать большой теоретический материал; при построении графиков допускается много ошибок на ГИА).

     -  Все ли из вас умеют хорошо  строить графики  кусочно заданных функций или функций, содержащих знак модуля?

     - Каких знаний вам не хватает, чтобы успешно справляться с такими заданиями?

  1. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.

1 слайд. Что представлено на 1 слайде? Какие вопросы вы поставили бы? Видели ли вы эти вопросы где-то раньше? Сравните свои вопросы с теми, что предлагаются в заданиях -2,3,4  слайды.

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Все ли из вас знают, как начать решение этих задач?

- Какая проблема может возникнуть при решении?

- Знаете ли вы весь теоретический материал, который необходим при  решении этих задач? (Проблема – составить план действий, модель).

- А как бы вы назвали то мыслительное действие, которое позволит разбить задачу на части? (анализ).

- Как называется обратная мыслительная операция? (синтез). 5 слайд – прочитайте определения этих понятий.

- Что вы чаще применяете при решении задач? (анализ) Когда используется синтез? (при составлении задач) Это трудно?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?

- Сформулируйте ее. 5 слайд.

- Как мы будем работать над задачей? ( Разбивать ее на части, теоретически обосновывать каждую часть, составлять план или алгоритм).

- 1 и 2 задачи мы решим с вами вместе, выберем оптимальный вариант оформления решения. 3 задачу вы попробуете решить самостоятельно, работая в парах. Затем вам будет предложена возможность проверить свое решение и сравнить его с образцом.

  1. Реализация построенного проекта.  

Решение в тетрадях 1 и 2 задач. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, проговаривается теоретический материал, составляется план решения, который фиксируется в тетради. Выбирается оптимальный вариант оформления решения задачи. Работа со слайдом 6.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Итак, сформулируйте алгоритм ваших действий.

- На какие моменты в построении графика надо обратить особое внимание?

- На что надо обратить внимание в постановке дополнительного вопроса к задаче?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     Учащимся предлагается решить 3 задачу, работая в парах. Составить пошаговый план решения. Затем демонстрируется 7,8 слайды. Ученики сравнивают свой план и решение с образцом. Учителем предлагается отметить в тетрадях знаком «+» те этапы решения задачи, которые совпали с образцом.

- Кому удалось решить задачу правильно?

- В каких пунктах плана допустили ошибки?

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Скажите, где  мы будем применять полученный алгоритм?(при решении задач на построение графиков кусочно заданных функций или функций, содержащих знак модуля).

- Тем, кто хорошо справился с решением задач на уроке, я хотела бы предложить следующее домашнее задание: составить подобную задачу. Какую мыслительную операцию  вы будете применять? (Синтез). Второй вариант домашнего задания: найти подобную задачу в различных сборниках задач и решить ее.

     9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Наш урок завершается. Значит, что нужно сделать? (Подвести итог.)

- Какую цель мы ставили  сегодня на уроке?

- Достигли ли мы этой цели? Докажите.

- В чем вы испытывали затруднения?

- Что вам помогло преодолеть их? (Алгоритм, работа в парах, учитель.)

- Оцените свою деятельность на уроке.

                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок

Слайд 3

Постройте график функции И определите, при каких значениях m прямая y=3m будет иметь с графиком единственную общую точку, 2 общих точки, 3 точки, не будет иметь общих точек?

Слайд 4

Постройте график функции И определите, при каком значении параметра k прямая y= kx имеет с этим графиком ровно одну общую точку

Слайд 5

Постройте график функции Рассмотрите все возможные случаи взаимного расположения прямой y=a и графика данной функции

Слайд 6

АНАЛИЗ ( a n a l y s I s греч.) – разбиение целого на части. СИНТЕЗ ( s i n t h e s I s греч.) – соединение из части целого. ЦЕЛЬ – формирование умения анализировать задачу и строить логическую цепь рассуждений при ее решении.

Слайд 7

Решить неравенство |x|≤1 Решить неравенство |x|>1 Построить график функции Построить график функции Построить график функции , если |x|≤1 Построить график функции , если |x|>1 Рассмотреть все возможные случаи расположения прямой y=a (начертить) Выяснить условия пересечения прямой y=a с графиком в 1,2,3 точках Выяснить, когда прямая не будет иметь общих точек с графиком Найти значение m

Слайд 8

Найти D(y) Разложить на множители числитель Сократить дробь Построить график «Выколоть» точки Построить возможные случаи взаимного расположения прямой y=a и графика функции Выяснить условия взаимного расположения (значения a )

Слайд 9

Если а = ± 2 , то прямая y=a не имеет общих точек с графиком функции Если а ≠± 2 , то прямая y=a имеет 1 общую точку с графиком функции х y 1 2 3 -4 -3 -2 -1 0 1 -1 -2 -3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...

конспект урока алгебра 9 класс Решение квадратных неравенств

Урок изучения новой темы, подготовка к ОГЭ...

"Решение показательных неравенств" Конспект урока алгебры 11 класс

На уроке будут рассмотрены новые показательные неравенства, решение которых требует хорошего знания теоретического материала. Данные неравенства ежегодно присутствуют в вариантах ЕГЭ по математике....