Рабочая программа и КТП по информатике по учебнику И.Семакина для 10-11 класса на 1час базовый уровень
рабочая программа по информатике и икт
Полезна учителям информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_ktp_10-11_semakin_fgos_baz._uroven_2021.docx | 112.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Приморско-Ахтарский р-н ст.Бородинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
имени Николая Егоровича Череваня
Утверждено
решением педагогического совета
от 31.08.2022г. протокол № 1
Председатель _______Н.Н.Юнда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ
Уровень образования (класс): среднее общее образование, 10-11 класс
Количество часов: 68
Учитель: Бакланова Анастасия Викторовна, высшая категория
Программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов, а также авторской программы Информатика.10-11 классы. Базовый уровень. Примерная рабочая программа/И.Г.Семакин. – 2-е изд., перераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80с.: ил. – (Программы и планирование).
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов, а также авторской программы Информатика.10-11 классы. Базовый уровень. Примерная рабочая программа/И.Г.Семакин. – 2-е изд., перераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80с.: ил. – (Программы и планирование), а также в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы . В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Данная рабочая программа по информатике для 10 -11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО);
- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования
- требования государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственных стандартов образования;
- требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным)
- примерной программы по информатике среднего общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- учебного плана школы.
УМК Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика 10, 11 класс:
- «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.) 2018г.
- «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.) 2018г.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 -11 классов и специфики классного коллектива:
- учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
- оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
- учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
- наблюдать и описывать объекты;
- анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
- выделять свойства объектов;
- обобщать необходимые данные;
- формулировать проблему;
- выдвигать и проверять гипотезу;
- синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
- самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидуальным особенностям. Чтобы включить учащихся класса в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности. Частые смены видов работы также будут способствовать повышению эффективности учебного процесса.
- Планируемые результаты изучения предмета информатики
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней.
Личностные:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
- организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
- использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
- владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
- получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
- владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.
Предметные:
В сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
- умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;
- умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
- владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
- приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;
- умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты;
- умение определять цели системного анализа;
- умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы;
- умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне;
- умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
- умение измерять количество информации разными методами;
- умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
- умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;
- умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
- умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
- умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
- умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач;
- умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.
В сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина;
- развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;
- готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
- умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
- осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения;
- приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.;
- осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
- умение применять информационный подход к оценке исторических событий;
- умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;
- умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества;
- осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности;
- осознание глобальной опасности технократизма;
- приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных интересов личности и общества;
- умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;
- знакомство с методами ведения информационных войн.
В сфере коммуникативной деятельности:
- осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в организации коммуникативных процессов;
- приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом передаваемого содержания;
- умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной деятельности;
- использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной деятельности;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по телекоммуникационным каналам
В сфере трудовой деятельности:
- умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;
- умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
- умение использовать информационное воздействие как метод управления;
- умение выявлять каналы прямой и обратной связи;
- использование стереотипов при решении типовых задач;
- умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ;
- использование табличных процессоров для исследования моделей;
- получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных экспериментов.
В сфере эстетической деятельности:
- знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их создания;
- приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;
- приобретение опыта в области компьютерного дизайна;
- получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных средств.
В сфере охраны здоровья:
- понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
- соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;
- умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику человека.
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
•познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
•познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
2. Содержание учебного курса 10 -11 класс
I. Информация. Информационные системы и базы данных – 18(9 +9) часов
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к измерению информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
II. Информационные процессы. Интернет. – 14(5+10) часов
Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Обработка информации. Виды обработки информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели алгоритмических машин в теории алгоритмов. Автоматическая обработка информации. Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина Поста. Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений ЭВМ. Математические основы информатики.Тексты и кодирование.Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.Системы счисления.Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этихсистемах счисления.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).Каналы связи и их основные характеристики.
Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети.
Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
III. Программирование обработки информации. Информационное моделирование. – 39(17+12) часов
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Язык программирования. Основные правила процедурных языков программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов, выбор из них данных, нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
- алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
- алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
- алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
- алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
IV. Социальная информатика -2 (0+2) часа.
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
V. Резерв учебного времени – 5 (4+1) часов.
Введение (1+0). Контрольная работа (2+1). Решение задач ЕГЭ (1+1)
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Тематическое планирование 10 класс.
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) | Основные виды деятельности | Основные направления воспитательной деятельности |
1. Введение. Структура информатики. | 1ч. | 1 | Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации | 2,4,5 | |
ИНФОРМАЦИЯ | 9 ч. | ||||
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 2 | 1 | 1 (Работа 1.1) П.р. № 1 «Шифрование данных» | ||
3. Измерение информации (§§3-4) | 2 | 1 | 1 (Работа 1.2) П.р. № 2 «Измерение информации» | ||
4. Представление чисел в компьютере (§5) | 2 | 1 | 1 (Работа 1.3) П.р. № 3 «Представление чисел» | ||
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) | 3 | 1,5 | 1,5 (Работа 1.4, 1.5) П.р. № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов» П.р. № 5 «Представление изображения и звука» | ||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | 5 ч. | ||||
6. Хранение и передача информации (§7, 8) | 1 | 1 | Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации | 2,5,7 | |
7. Обработка информации и алгоритмы (§9) | 1 | Сам | 1 (Работа 2.1.) П.р. № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем» | ||
8. Автоматическая обработка (§10) информации | 1 | 0,5 | 0,5 (Работа 2.2.) П.р. № 7 «Автоматическая обработка данных» | ||
9. Информационные процессы в компьютере (§11) | 1 | 1 | |||
Проект № 1 для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации компьютера» | Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера | ||||
Проект № 2 для самостоятельного выполнения «Настройка BIOS» | Работа 2.4. Настройка BIOS | ||||
Контрольная работа № 1 | 1 час | ||||
ПРОГРАММИРОВАНИЕ | 17 ч. | действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; | 2,4,5,7 | ||
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14) | 1 | 1 | |||
2 семестр | |||||
11. Программирование линейных алгоритмов (§15-17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1.) П.р. № 8 «Программирование линейных алгоритмов» | ||
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.2., 3.3) П.р. № 9 «Программирование логических выражений» П.р. № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» | действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; | 2,5,7 |
13. Программирование циклов (§21, 22) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.4.) П.р. № 11 «Программирование циклических алгоритмов» | ||
14. Подпрограммы (§23) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.5.) П.р. № 12 «Программирование с использованием подпрограмм» | ||
15. Работа с массивами (§24- 26) | 4 | 2 | 2 (Работа 3.6. , 3.7) П. р. № 13 «Программирование обработки одномерных массивов» П. р. № 14 «Программирование обработки двумерных массивов» | действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль;
| 3,5,7 |
16. Работа с символьной информацией (§27, 28) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.8.) П.р. № 15 «Программирование обработки строк символов» | 4,5 | |
17. Комбинированный тип данных (§29) | 1 | 0,5 | 0,5 (Работа 3.9.) П.р. № 16 «Программирование обработки записей» | ||
Контрольная работа №2 | 1 час | 2,3,4,5 | |||
Решение задач ЕГЭ | 1 час | 1,2,3,4,5,6,7 | |||
Всего: | 34 часов |
Тематическое планирование 11 класс.
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) | Основные виды деятельности | Основные направления воспитательной деятельности |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ | 9 ч. | ||||
1. Системный анализ (§1-4) | 2 | 1 | 1 (Работа 1.1) П.р. № 1 «Модели систем» | Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих требований. | 3,4,5,7 |
2. Базы данных (§5-9) | 7 | 1 | 6 (Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7, 1.8, 1.9) П.р. № 2 «Знакомство с СУБД» П.р. № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» П.р. № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» П.р. № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» П.р. № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»» П.р. № 7 «Создание отчета» | ||
Проект № 1 для самостоятельного выполнения. Проектные задания по системологии | Работа 1.2. Проектные задания по системологии | 4,5,6 | |||
Проект № 2 для самостоятельного выполнения. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | ||||
Интернет. | 10 | ||||
3. Организация и услуги Интернет ( §10-12) | 4 | 0 | 4 (Работы 2.1-2.4) П.р. № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» П.р. № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц» П.р. № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web–страниц П.р. № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами» | Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих требований. | 2,3,4,5,7 |
Контрольная работа № 1 | 1 ч | ||||
4. Основы сайтостроения ( §13-15) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.5-2.7) П.р. № 12 «Разработка сайта «Моя семья»» П.р. № 13 «Разработка сайта «Животный мир»» П.р. № 14 «Разработка сайта «Наш класс»» | ||
Проект № 3 для самостоятельного выполнения | Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов | ||||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | 12ч. | ||||
5. Компьютерное информационное моделирование ( §16) | 1 | 1 | Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих требований. | 2,5,7 | |
6. Моделирование зависимостей между величинами ( §17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1) П.р. № 15 «Получение регрессионных моделей» | ||
7. Модели статистического прогнозирования (§18) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.2) П.р. № 16 «Прогнозирование» | ||
8. Моделирование корреляционных зависимостей ( §19) | 3 | 2 | 1 (Работа 3.4) П.р. № 17 «Расчет корреляционных зависимостей» | ||
9. Модели оптимального планирования ( §20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.6) П.р. № 18 «Решение задачи оптимального планирования» | ||
Проект № 4 для самостоятельного выполнения | Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей | ||||
Проект № 5 для самостоятельного выполнения | Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | ||||
Проект № 6 для самостоятельного выполнения | Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» | ||||
Контрольная работа № 2 | 1 ч | Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых. | 2,3,5 | ||
Социальная информатика | 2ч | Учащиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества Учащиеся должны уметь: -Применять информационные ресурсы общества в практической жизни. Учащиеся должны знать: - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Учащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности | |||
Информационное общество(§21-22) | 1 | 1 | 0 | ||
Информационное право и безопасность | 1 | 1 | 0 | ||
Решение задач ЕГЭ | 1ч | Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих требований. | 1,2,3,4,5 6,7 | ||
Всего: | 34 |
Согласовано: Зам. директора по УР _________/ЗабоеваК.В./ «31»__08___2022г. |
Согласовано
Заместитель директора по УР
МБОУ СОШ №9
_________/Забоева К.В./
«31 » августа 2022г.
Приморско-Ахтарский р-н ст.Бородинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
имени Николая Егоровича Череваня
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По информатике и ИКТ
Класс: 11
Учитель: Бакланова Анастасия Викторовна
Количество часов: всего 34; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы
Баклановой Анастасии Викторовны, утвержденной решением педагогического совета № 1от 31.08. 2022 г.
Планирование составлено на основе примерной общеобразовательной программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов, а также авторской программы Информатика.10-11 классы. Базовый уровень. Примерная рабочая программа/И.Г.Семакин. – 2-е изд., перераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80с.: ил. – (Программы и планирование).
В соответствии с ФГОС СОО
Учебник: «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.) 2018г.
Календарно-тематическое планирование 10 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа за год)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Домашнее задание | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Введение в предмет | 1 | |||||
1 | Введение. Структура информатики. Техника безопасности | 1 | 04.09 | конспект | ||
Информация | 9 | |||||
2 | Понятие информации. Представление информации. | 1 | 11.09 | §§1-2 | Учащиеся должны знать: - три философские концепции информации - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - понятия «шифрование», «дешифрование». Учащиеся должны уметь: - применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации. | |
3 | Представление информации, языки, кодирование | 1 | 18.09 | §§1-2 | ||
4 | П/р № 1 «Шифрование данных» | 1 | 25.09 | §§1-2 Работа 1.1., стр.197 | Учащиеся должны уметь: -применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации Работа 1.1. | |
5 | Измерение информации. П/р № 2 «Измерение информации» | 1 | 02.10 | §§3-4 Работа 1.2., стр.199. | Учащиеся должны знать: - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - определение бита с алфавитной т.з. - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов) - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - определение бита с позиции содержания сообщения Учащиеся должны уметь: - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы | |
6 | Представление чисел в компьютере | 1 | 09.10 | §5 | Учащиеся должны знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел Учащиеся должны уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа | |
7 | П/р № 3 «Представление чисел» | 1 | 16.10 | §5, Работа 1.3, стр.203 | получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа Работа 1.3 | |
8 | Представление текста, изображения и звука в компьютере | 1 | 23.10 | §6 | Учащиеся должны знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел Учащиеся должны уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа | |
9 | П/р № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов» | 1 | 30.10 | §6, Работа 1.4, стр.205 | Учащиеся должны уметь: -пользоваться таблицей ASCII(DOS), -пользоваться алгоритмом Хаффмана -кодировать и декодировать текст. Работа 1.4 | |
10 | П/р № 5 «Представление изображения и звука» | 1 | 13.11 | §6, Работа 1.5, стр.208. | Учащиеся должны уметь: -вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи. Работа 1.5 | |
Информационные процессы | 5 | |||||
11 | Хранение и передача информации | 1 | 20.11 | §7, 8 | Учащиеся должны знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума Учащиеся должны уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи | |
12 | Обработка информации и алгоритмы. П/р № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | 27.11 | §9, Работа 2.1., стр.215. | Учащиеся должны знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации - понятие алгоритма обработки информации Учащиеся должны уметь: - по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой Работа 2.1. | |
13 | Автоматическая обработка информации. П/р № 7 «Автоматическая обработка данных» | 1 | 04.12 | §10, Работа 2.2., стр.216. | Учащиеся должны знать: - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста Учащиеся должны уметь: - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста Работа 2.2. | |
14 | Информационные процессы в компьютере | 1 | 11.12 | §11 | Учащиеся должны знать: - этапы истории развития ЭВМ - что такое неймановская архитектура ЭВМ - для чего используются периферийные процессоры (контроллеры) - архитектуру персонального компьютера - основные принципы архитектуры суперкомпьютеров Учащиеся должны уметь: Выполнять проекты для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации компьютера», «Настройка BIOS» | |
15 | К/р № 1 «Информация и информационные процессы» | 1 | 18.12 | |||
Программирование обработки информации | 17 | |||||
16 | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | 1 | 25.12 | §12-14 | Учащиеся должны знать - этапы решения задачи на компьютере: - что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя - какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов - система команд компьютера - классификация структур алгоритмов - основные принципы структурного программирования Учащиеся должны уметь: - описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке - выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц | |
17 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | 15.01 | §15-17 | Учащиеся должны знать - систему типов данных в Паскале - операторы ввода и вывода - правила записи арифметических выражений на Паскале - оператор присваивания - структуру программы на Паскале Учащиеся должны уметь: - составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале | |
18 | П/р № 8 «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | 22.01 | Работа 3.1., стр.231. | Составление программ линейных вычислительных алгоритмов на Паскале Работа 3.1. | |
19 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений | 1 | 29.01 | §18-20 | Учащиеся должны знать - логический тип данных, логические величины, логические операции - правила записи и вычисления логических выражений - условный оператор IF - оператор выбора select case Учащиеся должны уметь: - программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления | |
20 | П/р № 9 «Программирование логических выражений» | 1 | 05.02 | §18-20 Работа 3.2., стр.233. | Программирование логических выражений Работа 3.2. | |
21 | П/р № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 1 | 12.02 | §18-20 Работа 3.3., стр.234. | Программирование ветвящихся алгоритмов Работа 3.3. | |
22 | Программирование циклов | 1 | 19.02 | §21, 22 | Учащиеся должны знать - различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием - различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом - операторы цикла while и repeat – until - оператор цикла с параметром for - порядок выполнения вложенных циклов Учащиеся должны уметь: - программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром - программировать итерационные циклы - программировать вложенные циклы | |
23 | П/р № 11 «Программирование циклических алгоритмов» | 1 | 26.02 | §21, 22, Работа 3.4., | Программирование циклических алгоритмов Работа 3.4. | |
24 | Подпрограммы | 1 | 05.03 | §23 | Учащиеся должны знать - понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы - правила описания и использования подпрограмм-функций - правила описания и использования подпрограмм-процедур Учащиеся должны уметь: - выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы - описывать функции и процедуры на Паскале - записывать в программах обращения к функциям и процедурам | |
25 | П/р № 12 «Программирование с использованием подпрограмм» | 1 | 12.03 | Работа 3.5., стр.247. | Программирование с использованием подпрограмм Работа 3.5. | |
26 | Работа с массивами. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов | 1 | 19.03 | §24, 25 | Учащиеся должны знать - правила описания массивов на Паскале - правила организации ввода и вывода значений массива - правила программной обработки массивов - организацию ввода и вывода данных с использованием файлов Учащиеся должны уметь: -составлять простейшие программы для обработки одномерных массивов - работать с файлами | |
27 | Типовые задачи обработки массивов | 1 | 02.04 | §26 | Учащиеся должны знать: поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива Учащиеся должны уметь: - составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива… Программирование обработки двумерных массивов | |
28 | П/р № 13 «Программирование обработки одномерных массивов» | 1 | 09.04 | §24- 26 Работа 3.6., стр.249. | Программирование обработки одномерных массивов Работа 3.6 | |
29 | П/р № 14 «Программирование обработки двумерных массивов» | 1 | 16.04 | §24- 26 Работа 3.7., стр.253. | Программирование обработки двумерных массивов Работа 3.7. | |
30 | Работа с символьной информацией | 1 | 23.04 | §27, 28 | Учащиеся должны знать: - правила описания символьных величин и символьных строк - основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией Учащиеся должны уметь: решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов | |
31 | П/р № 15 «Программирование обработки строк символов» | 1 | 30.04 | Работа 3.8., стр.256. | Программирование обработки строк символов Работа 3.8. | |
32 | Комбинированный тип данных П/р № 16 «Программирование обработки записей» | 1 | 07.05 | §29 Работа 3.9., стр.258. | Учащиеся должны знать: - правила описания комбинированного типа данных, понятие записи - основные функции и процедуры Паскаля для работы с файлами Учащиеся должны уметь: решать типовые задачи на работу с комбинированным типом данных Работа 3.9 | |
33 | К/р № 2 «Обработка информации) | 1 | 14.05 | §1-29. | ||
Резерв | 1 | |||||
34 | Решение задач ЕГЭ | 1 | 21.05 | конспект |
Календарно-тематическое планирование 11 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа за год)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Домашнее задание | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Информационные системы и базы данных | 9 | |||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Системный анализ | 1 | §1-2 | Правила поведения и ТБ Учащиеся должны знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем - что такое «системный подход» в науке и практике - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель - использование графов для описания структур систем Учащиеся должны уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. | ||
2 | Моделирование и формализация. П/р № 1 «Модели систем». | 1 | §3-4 | Учащиеся должны знать: -что такое модель; основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные; - понятие моделирования -понятие выигрышной стратегии Учащиеся должны уметь: - использовать различные варианты представления информации; - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; - строить графовые и табличные модели несложных систем; переходить от модели в форме графа к табличной модели; решать задачи с помощью моделирования. Работа 1.1 | ||
3 | Базы данных | 1 | §5,6 | Учащиеся должны знать: - что такое база данных (БД) - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД Учащиеся должны уметь: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД | ||
4 | П/р № 2 «Знакомство с СУБД» | 1 | Работа 1.3, стр.167 | Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных Работа 1.3 | ||
5 | П/р № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»». | 1 | §7 Работа 1.4, стр.173 | Освоение приемов работы с БД в процессе создания спроектированной базы данных Работа 1.4 | ||
6 | П/р № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» | 1 | §8 Работа 1.6, стр.178 | Освоение приемов реализации запросов на выборку в режиме дизайна Работа 1.6 | ||
7 | П/р № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой». | 1 | Работа 1.7, стр. 182 | Научиться создавать форму таблицы, заполнять данными таблицу с помощью формы Работа 1.7 | ||
8 | П/р № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»». | 1 | §9 Работа 1.8, стр.186 | Закрепление навыков по созданию и заполнению таблиц, отработка приемов реализации сложных запросов Работа 1.8 | ||
9 | П/р № 7 «Создание отчета». | 1 | Работа 1.9, стр. 189 | Освоение приемов создания отчетов Работа 1.9 | ||
Интернет | 10 | |||||
10 | Организация и услуги Интернет Сетевые технологии. П/р № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». | 1 | §10-12 Работа 2.1, стр.193 | Учащиеся должны знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, Учащиеся должны уметь: пользоваться электронной почтой Работа 2.1 | ||
11 | Аппаратные и программные средства организации. П/р № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». | 1 | Работа 2.2, стр.195 | - технические средства локальных сетей HTTP-протокол, URL-адрес - что такое поисковый каталог: организация, назначение. Работа 2.2 | ||
12 | П/р № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web –страниц». | 1 | Работа 2.3, стр.198 | Что такое поисковый указатель: организация, назначение. Работа 2.3 | ||
13 | П/р № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами». | 1 | Работа 2.4, стр.199 | Поисковые системы. Работа 2.4 | ||
14 | К/р № 1 «Интернет» | 1 | ||||
15 | Основы сайтостроения Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». | 1 | §13-14 | Учащиеся должны знать: - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт Учащиеся должны уметь: - создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов | ||
16 | Создание таблиц и списков на web-странице. | 1 | §15 | Отработка навыков создания таблиц и списков на web-страницы с помощью редактора сайтов | ||
17 | П/р № 12 «Разработка сайта «Моя семья»». | 1 | Работы 2.5, стр. 201 | Знакомство с редактором сайтов, работа со шрифтами, вставка гиперссылок. Работы 2.5 | ||
18 | П/р № 13 «Разработка сайта «Животный мир»». | 1 | Работа 2.6, стр. 203 | Вставка графических изображений, использование графических изображений в качестве гиперссылок, создание простых таблиц в редакторе сайтов. Работы 2.6 | ||
19 | П/р № 14 «Разработка сайта «Наш класс»». | 1 | Работа 2.7, стр.206 | Создание таблиц и списков в редакторе сайтов, использование графических изображений Работы 2.7 | ||
Информационное моделирование | 12 | |||||
20 | Компьютерное информационное моделирование. | 1 | §16 | Учащиеся должны знать: - понятие модели - понятие информационной модели Учащиеся должны уметь: -Определять тип модели | ||
21 | Моделирование зависимостей между величинами. | 1 | §17 | - этапы построения компьютерной информационной модели Моделирование зависимостей между величинами | ||
22 | П/р № 15 «Получение регрессионных моделей». | 1 | Работа 3.1, стр. 209 | Освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора Работа 3.1 | ||
23 | Модели статистического прогнозирования. | 1 | §18 | Учащиеся должны знать: -для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели Учащиеся должны уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели | ||
24 | П/р № 16 «Прогнозирование». | 1 | Работа 3.2, стр. 211 | Освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции Работа 3.2 | ||
25 | Моделирование корреляционных зависимостей. | 1 | §19 | Учащиеся должны знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа Учащиеся должны уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel) | ||
26 | Вычисление коэффициента корреляционной зависимости между величинами. | 1 | §19 | Отработка навыков вычисление коэффициента корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора | ||
27 | П/р № 17 «Расчет корреляционных зависимостей». | 1 | Работа 3.4, стр.215 | Вычисление коэффициента корреляции с помощью функции КОРРЕЛ Работа 3.4 | ||
28 | Модели оптимального планирования. | 1 | §20 | Учащиеся должны знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования Учащиеся должны уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в табличном процессоре) | ||
29 | Решение задач оптимального планирования. | 1 | §20 | Отработка навыков решения задач оптимального планирования | ||
30 | П/р № 18 «Решение задачи оптимального планирования». | 1 | Работа 3.6, стр. 216 | Практическое освоение раздела табличного процессора Поиск решения для построения оптимального плана Работа 3.6 | ||
31 | К/р №2 «Информационное моделирование» | 1 | §16-20 | Учащиеся должны знать: -определение понятия и типов информационных систем. Учащиеся должны уметь: - различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых). | ||
Социальная информатика | 2 | |||||
32 | Информационное общество. | 1 | §21-22 | Учащиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества Учащиеся должны уметь: -Применять информационные ресурсы общества в практической жизни. | ||
33 | Информационное право и безопасность. | 1 | §23-24 | Учащиеся должны знать: - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Учащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности | ||
Резерв | 1 | |||||
34 | Решение задач ЕГЭ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В 5 – 7 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Примерная программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по инфо...
Рабочая программа по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» 1 курс, базовый уровень
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» Програ...
Рабочая программа курса по выбору «Информатика и ИКТ» ( индивидуальная работа с учащимися) 10 класс.
Рабочая программа курса по выбору « Информатика и ИКТ» соответствует программе базового курса « Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение тем образовательного...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику"Английский в фокусе" для 5 класса. Авторы Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эвенс. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2013.
Программа и ктп соответствуют требованиям ФГОС...
Рабочая программа профильного отряда по информатике и ИКТ «Школа журналистов» для 7-9 классов
Профильный отряд «Школа журналистов» научит тебя монтировать и обрабатывать виде, писать статьи для школьной прессы.Ребят ждут интересные встречи с разными людьми, которые умеют...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по ППССЗ специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (Базовый уровень) II - IV курсы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Лесное и лес...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Основы программирования на языке Паскаль» для 10 класса
Рабочая программа содержит КТП...