РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В 5 – 7 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Примерная программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор гимназии №1
Федосов В.Н.
31 августа 2010 г.
«Рассмотрено»
Председатель ГМО учителей информатики
__________Сорока Е. В.
31 августа 2010 г.
«Согласовано»
Председатель МС гимназии №1
_________Ибряйчева Н.А.
31 августа 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И
ИНФОРМАЦИОННЫМ
КОММУНИКАЦИОННЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ
В 5 – 7 КЛАССАХ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Примерная программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в 5-м,6-м и 7-м классах основной школы. В примерной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Общая характеристика учебного предмета
Современный человек должен не только обладать неким объёмом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
В этой связи на этапе школьного образования ставится задача достижения новых образовательных результатов, под которыми понимается:
• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
• выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
• формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Одним из основных механизмов, обеспечивающих становление новой образовательной парадигмы и модернизацию российского образования, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания! Директивное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса. ИКТ-компетенция, и я учащегося — это его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий для:
• доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
• обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
• интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
• оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
• создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.
С 1985 года и по настоящее время единственным предметом отечественной школы, целенаправленно и систематически формирующим ИКТ-компетенцию учащихся, был и остается курс «Информатика и ИКТ». Именно на уроках информатики формируются и систе-
матизируются знания, умения и навыки, позволяющие молодому человеку осуществлять доступ к базам данных и средствам информационного обслуживания; понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах; иметь представление о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться; уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся данные с различных точек зрения; уметь пользоваться техниками анализа статистической информации; уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач. Можно сказать, что курс информатики и ИКТ является своеобразной точкой роста процесса информатизации отечественного образования:
- информатизация школы опирается на знания учащихся, которые формируются в предметной области «Информатика»;
- обучение информатике и информатизация учебной деятельности неразрывно связаны между собой.
Цели
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Бесспорно, это высокие и правильные цели, но их постановка перед учащимися 8-9 классов не совсем корректна хотя бы по той причине, что несвоевременна. Действительно, часть подрастающего поколения к 14 годам уже активно использует ИКТ, в том числе и в учебной деятельности; как правило, эти ребята считают курс школьной информатики очень простым и не очень интересным; в итоге большой образовательный потенциал этого предмета (особенно касающийся теоретических аспектов) оказывается нереализованным. Вместе с тем, не меньшие трудности возникают и при работе с учениками, которые приступают к систематическому изучению курса информатики впервые, так как за отводимое базисным учебным планом время освоить заложенное в стандарт содержание практически невозможно; что же касается «навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни», то в 8-9 классах их нужно не «вырабатывать», а активно использовать!
По мнению ведущих отечественных специалистов (Л. Л. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина и др.) в настоящее время сложились все условия для внедрения в школу непрерывного курса информатики: сформировано научно обоснованное содержание общеобразовательного курса информатики, которое по объему материала и его значимости для образования далеко выходит за рамки часов, отводимых курсу базисным учебным планом; накоплен положительный опыт преподавания информатики в младшей школе (Ю. А. Первин, А. Л. Семенов, А. В. Горячев, Н. В. Матвеева и др.).
Данная рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов (по 1 учебному часу в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В педагогике принято формируемые учебные умения и навыки разделять на специальные (предметные) и общие (учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные). При этом общие, или общеучебные, умения и навыки трактуются как такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Можно констатировать, что на современном этапе ряд предметных (для информатики) умений и навыков использования средств ИКТ переходит в разряд общеучебных умений и навыков и, таким образом, приобретает роль инструмента, содействующего усвоению других предметов. С другой стороны, за счет реализации межпредметных связей учебно-интеллектуальные умения, формируемые в других предметах, на уроках информатики осознаются как общеучебные или надпредметные.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», — гласит китайская мудрость. Именно «хорошее устройство мозга» учащегося за счет формирования общеучебных умений мы считаем приоритетной целью курса информатики в 5-7 классах.
Примерная программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить точкой входа в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. При этом обеспечивается необходимая теоретическая и практическая подготовка учащихся к изучению базового курса информатики (8-9 классы) по учебникам Н. Д. Угриновича и И. Г. Семакина и др. Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного курса информатики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отражения в курсе информатики 8-9, хотя и имеют огромный образовательный потенциал.
Учебники имеют следующую структуру: теоретические сведения (материал для изучения, самое главное, вопросы и задания), материал для любознательных (тексты для дополнительного чтения, расширения кругозора), компьютерный практикум (подробные описания технологии выполнения практических заданий на компьютере), терминологический словарь и справочные материалы.
Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее сильных учащихся, имеющих, как правило, компьютер дома. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома.
Рабочие тетради (по одной для каждого года обучения) расширяют границы учебников за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников 5-х, 6-х и 7-х классов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; на эффективное умственное развитие, проявляющееся в его высокой общей и социальной образованности, широком круге и системности его знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться своими знаниями, применять их в своей практической деятельности.
Основное содержание (105 часов)
Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5—7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
- Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.
Темы для изучения:
• Информатика и информация.
• Многообразие форм представления информации.
• Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
• Кодирование информации.
• Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
• Системы счисления.
• Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
• Единицы измерения информации.
• Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.
• Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов.
• Системы объектов, структура системы.
• Модели объектов и их назначение.
• Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, грифы, деревья.
• Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
• Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.
• Способы записи алгоритмов.
• Базовые алгоритмические конструкции.
• Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
2. Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.
Темы для изучения:
• Аппаратное обеспечение компьютера.
• Виды памяти в компьютере.
• Информационные носители.
• Файл, основные операции с файлами.
• Программное обеспечение компьютера.
• Назначение и основные объекты операционной системы.
• Персональный компьютер как система.
• Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
- Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы мультимедийный документ.
Темы для изучения:
• Текстовый редактор: назначение и основные функции.
• Графический редактор: назначение и основные функции.
• Калькулятор и его возможности.
• Электронные таблицы: назначение и основные функции.
• Мультимедийные технологии.
4. Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.
Темы для изучения:
• Предыстория информатики.
• Основные этапы развития вычислительной техники.
• Роль информации в жизни общества.
• Информационная этика.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
5 класс
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне: понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функции человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение, компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, peaгировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
7 класс
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
• называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
• иметь представление о назначении и области применения моделей;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
• осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с основными объектами операционной системы;
• выполнять основные операции с объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
• для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 5-х КЛАССОВ
Основной задачей курса информатики в 5 классе является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ 6-х КЛАССОВ
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерств...
Рабочая программа пропедевтического курса «Путешествие в химию» для 6 классов.
Возбудить у детей интерес учащихся к химии, вызвать у них желание изучать предмет в дальнейшем, показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения профессии....
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...
Рабочая программа элективного курса по биологии для 5-6 класса основного общего образования «Лекарственные растения Петровского района»
laquo;Программа «Лекарственные растения Петровского района» формирует у учащихся бережное отношение к окружающей среде, изучение природы родного города. Она базируется на различных...