Scratch для школьника
материал по информатике и икт
Scratch (Скретч) это наиболее известная визуальная событийно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов, созданная в 2006 MIT(Массачусетским технологическим институтом) с использованием подходов WEB 2.0.
Программа позволяет создавать собственные анимированные интерактивные истории и компьютерные игры. Этими своим результаты можно опубликовать в едином сообществе Скретч-проектов доступном в Интернете. Причем любые такие проекты можно взять, посмотреть исходный код, поменять и переиспользовать, создать свои ремейки и сделать в свою очередь их доступными сообществу. Можно создавать в среде группы- студии, которые занимаются различными проектами и направлениями. В этом и заключается особенности технологии WEB 2.0, когда содержание создается всем сообществом. Таким образом ребенок получает и мощную мотивацию изучать английский язык. Потому, что международное сообщество Scratch разговаривает прежде всего на английском. Хотя сам интерфейс программы переведен на большое количество языков в том числе и на русский, так что с этим никаких проблем нет.
Символом Scratch является котенок-царапка. Кстати scratch — можно перевести как создание чего-то нового с нуля (from scratch) или как царапаться, скрестись.
Посмотри вступительный ролик — Scratch Overview. и страницу https://scratch.mit.edu/about.
Таким образом Scratch активно используется как начальная среда обучению программированию педагогическим сообществом всего мира начиная с начальной школы. Scratch придумывался для детей от 8 до 16 лет, но используется людьми всех возрастов.
Миллионы людей создают проекты Scratch в самых разных условиях — дома, в школах, музеях, библиотеках. Гарвардская Библиотека ресурсов Scratch покрывает диапазон от проектов для детского сада до университетских и профессиональных проектов. В частности в среде Scratch существует сообщество скретчеров на русском языке.
Имеет смысл посмотреть и попробовать проекты в следующих студиях:
1) https://scratch.mit.edu/studios/4614548 Проекты, помогающие создавать модели поведения животных и растений.
2) https://scratch.mit.edu/studios/4614761 Оживляем экспозиции музеев, собираем экспонаты для новых музеев.
3) https://scratch.mit.edu/studios/4614736/ Студия, в которой собираются литературные произведения и литературные персонажи.
4) https://scratch.mit.edu/studios/4614772 Создаем и исследуем микромиры (STEM) — физика, химия, биология.
5) https://scratch.mit.edu/studios/4614785 Оживляем музыкальные произведения
6) https://scratch.mit.edu/studios/4614799 Искусство и математика
7) https://scratch.mit.edu/studios/4614804 Изучаем общественное мнение, проводим опросы
8) https://scratch.mit.edu/studios/4614814/ Студия, где собираются театральные персонажи, цирковые актеры для возможного совместного выступления в спектаклях и представлениях
В среде существуют тысячи разнообразных студий. Ищите ссылки на них и создавайте свои.
Важное преимущество среды Scratch то, что она не требует установки какого-то клиента. Просто из браузера заходи на сайт — https://scratch.mit.edu/ и начинай работать, создав свой профайл, где ты можешь хранить свои проекты. Таким образом, твоя среда и проекты доступны тебе в любом месте где есть Интернет. В принципе можно скачать и установить отдельную программу на свой компьютер, но это уже вчерашний день. У тебя не будет прямого доступа к среде.
С чего же начать в изучении и использовании Scratch?
Как всегда имеется огромное количество различных учебных и практических материалов как в Интернете, так и в печатных книгах.
Прежде всего это ресурсы различных сообществ и обучающих центров в России. Наверно самое интересное сообщество это Лаборатория Информационных Технологий. Это хорошая платформа объединяющая новости, систему уроков, для разных категорий: детей, студентов, родителей и учителей.
Еще одно сообщество — Скретчмоб — IT для молодежи. Главная здесь инициатива — это движение «Код-класс» — которое помогает педагогам с интересными идеями, ресурсами и методическими материалами для проведения кружковых занятий и хакатонов в школе, в библиотеках и других местах.
Кроме того есть большое количество центров дополнительного образования и образовательных онлайн платформ которые занимаются с детьми Scratch (за деньги). Например большое сообщество Роббо клубов — проводят занятия по робототехнике и программированию для детей. Scratch можно использовать для программирования роботов. Кстати в клубах преподают студенты МГПУ. (будущие учителя). Скретч-мастерская Евгения Патаракина. Хотя материал старый, но в конце очень много интересных интернет ресурсов, которых стоит попробовать. Интересную коллекцию дополнительных спрайтов для Scratch можно найти в белорусском сообществе.
К ресурсам в Youtube прежде всего надо отнести канал ITGEN.IO где собраны видеоуроки по созданию игр на разных языках, включая Scratch. Например очень популярные несложные игры лабиринт и танчики, позволят вам попробовать применить основные приемы программирования в играх на Scratch.
Интересные каналы — Творческая мастерская Scratch. от nachalka.com
Другой канал на Youtube- АЭЛИТ от уже упомянутой Лаборатории Информационных технологий. И много много других. Ищите.
Однако я бы сказал, что основной ресурс по Scratch это книги. Причем за последнее время (где-то 3 года) вышло много полезных книг c описание создания реальных игр и проектов на Scratch.
Стоит начать с книг Дениса Голикова. Его сайт. Это программист, который в 2012 вдохновился Scratch и переквалифицировался в преподвавателя Scracth для детей в различных кружках. Написал несколько полезных и практических книг по проектам Scratch. Основной фокус у него это начальная школа. Последнии книги 2017 Scratch для юных программистов и 40 проектов на Scratch для юных программистов. Книги рассчитаны на детей и написаны на основе опыта обучения в кружке юных программистов. Если вашему ребенку интересен Scratch однозначно стоит найти эти книги.
У Голикова есть несколько старых книг 2014 года. Программирование на Scratch. Делаем Игры и Делаем сложные игры. Это пошаговое руководство для изучения Scratch ребенком. Стоит достать.
Классический учебник Эла Свейгарта «Программирование для детей. Делай игры и учи язык Scratch!» Интересный, понятный и красочный самоучитель для детей. На примере создания веселых классических игр, таких как «Змейка» и «Фруктовый ниндзя» и т.д.
Еще одна красочная книга для детей младшего школьного возраста Программирование для детей на языке Scratch. Интересные проекты, яркие иллюстрации, понятные инструкции и еще много других книг, которые вы можете найти в Интернете.
Scratch и робототехника.
Важно что язык Scratch сейчас интегрируется с различными робототехническими наборами. Например Lego и Arduino. Таким образом вы можете с помощью этого языка программировать поведение собранных вами роботов и детских конструкторских проектов. Например статья — Программирование робота Lego Mindstorms EV3 с помощью Scratch 2.0
Также подробную информацию об этом можно найти в книге Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов. Даны основы визуального программирования этих устройств в среде mBlock и креативного программирования путем написания интерактивных компьютерных игр, в которых управлением персонажами осуществляется посредством Arduino. Также дети освоят методы создания автономных «умных вещей», работающих под управлением Arduino без подключения к компьютеру. Также можно посмотреть уроки по этой теме на Youtube. Канал Arduino Kit.
Последнее, что стоит сказать.
Прежде всего в этом году должна появиться новая версия Scratch 3.0. Она уже доступно как Preview Version для сообщества. Описание новой версии можно посмотреть здесь. При желании ее можно скачать и попробовать.
Кроме того в последнее время все больше популярности набирает новая платформа Snap, которая имеет интерфейс близкий к Scratch. Основным отличием от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов. Познакомиться с ней можно в новой книге Дениса Голикова «Знакомьтесь, это Snap!» Некоторые центры обучения уже начинают использовать эту платформу. Например ProgKids.
Snap также может взаимодействовать с электронными платами и роботами. Познакомиться с реальным применением этого можно в новой книге Голикова Школа капитана Грампа. Эта увлекательная книга написана на основе комиксов про приключения капитана Грампа, которому приходится обучать двух парней основам электроники, чтобы они могли помогать ему в управлении космическим кораблем. Учебник рассчитан на детей, которые уже знакомы со Scratch и хотят двигаться дальше. Программирование Arduino осуществляется с применением специального блочного языка программирования Snap4Arduino, который очень похож на Scratch.
Успехов вам в вашем приключениях в мире Scratch и Snap!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesnye_proekty_u_bosova.pptx | 594.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в системе Scratch "Зоны на координатной плоскости"
Представляются презентация для фронтального опроса и постановки задачи для выполнения на компьютере по закреплению умения работать с алгоритмами ветвления при программировании движения на коорди...
Занятие в системе Scratch "Запретная зона"
Представлена презентация для фронтального опроса и постановки задачи для выполнения на компьютере, рисунки блок-схем сценариев Scratch. рисунов фона, сценарий-заготовка для учащихся, вариант готового ...
Проектирование в среде программирования Scratch
Программа дополнительного образования по информатике, основанная на методе проектов....
Пашковская Ю.В. Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.: ил.
Книга представляет собой навигатор по среде программирования Скретч, написанный в форме рабочей тетради, в которой задания на компьютере чередуются с письменными упражнениями. Итогом изучения каждой т...
Scratch. Занимательная информатика
Повышение мотивации обучения - одна из важнейших проблем, возникающих у современного учителя. Возможным способом ее решения является организация внеклассной деятельности по предмету. В частности, орга...
РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Способ создания условий для формирования у школьников представлений об информационной безопасности...
Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Программируем в Scratch"
Конспект урока будет полезен учителям информатики, преподающим предмет по учебнику Макаровой....