Программа внеурочной деятельности "РОБОТОТЕХНИКА"
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров, данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_okolnova_kruzhok_shkola.docx | 136.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ……… /Л.А.Сывилькина/
Приказ № __от «..» ………20… года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РОБОТОТЕХНИКА»
Срок реализации: 2 ГОДА (136 ЧАСОВ)
Возраст детей: 3-4 класс
Разработчик программы: _Окольнова И.Ф.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты …………………………………..
1.1. Пояснительная записка программы………………………………………2-4
1.2. Цели и задачи…………………………………………………………………4
1.3. Содержание программы…………………………………………………...4-6
1.4. Планируемые результаты………………………………………………… 6-7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график………………………………………………7
2.2. Условия реализации программы…………………………………………..7-8
2.3. Формы аттестации……………………………………………………………8
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….8
2.5. Методические материалы………………………………………………….8-9
2.6. Список литературы……………………………………………………….9-10
1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты.
1.1. Пояснительная записка.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров, данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБУ ДО ДДТ МО «Барышский район»
Уровень освоения программы – стартовый.
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы. Объединение робототехники – одна из форм распространения среди обучающихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить обучающихся к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить обучающихся доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность обучающимся свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Стремление научиться самому строить модели, научиться пользоваться персональным компьютером, изучить основы роботостроения, участие в соревнованиях и конкурсах по робототехнике с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого эти занятия дают представление о роботостроении и IT-технологиях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.
Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 обучающиеся приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
Программное обеспечение отличается интерфейсом, позволяющим обучающемуся постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждое занятие – новая тема, или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей.
В конце года в творческой лаборатории группы демонстрируют возможности своих роботов.
Отличительная особенность. Программа «Робототехника» направлена на формирование у обучающихся представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определённого функционального назначения и с определёнными техническими характеристиками.
Педагогическая целесообразность. Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности., доступности, результативности.
Адресат программы: дети в возрасте 10-12 лет.
Младший подростковый возраст – это самоценный этап в развитии личности. Этот возрастной период выражается у обучающихся осознанным отношением к окружающему миру. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития личности в дальнейшем.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение, предметом которой являются, способы построений человеческих отношений в любой совместной деятельности.
В этом возрасте происходит формирование нового уровня самопознания, самоопределения подростков. Проявление тяги подростков к самостоятельности реализуется в программе через деятельность в сфере декоративно-прикладного творчества. Полученные обучающимися знания, умения в области вязания подготовят их к практическому применению в современной жизни. Для превращения подростка в активного субъекта деятельности, программой предусмотрено планирование, контроль, оценка деятельности обучающегося самим обучающимся.
Объём программы: 136 часов.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 2года обучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы обучения и виды занятий: среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются
- практикум;
- занятие-консультация;
- занятие-ролевая игра;
- занятие-соревнование;
- выставка;
- занятие проверки и коррекции знаний и умений.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике, научить использовать средства информационных технологий для решения конструкторских и межпредметных задач.
Задачи программы:
Обучающие:
- - дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- - научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- - сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
Воспитывающие:
- - формировать творческий подход к решению поставленной задачи, а также представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- - воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
- - развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- - способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям
- - развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
- - развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
1.3. Содержание программы
Учебный план.
№ п\п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Устный опрос | |
2. | Знакомство с конструктором. Простые соединения в Lego mindstorms EV3 | 22 | 12 | 10 | Практическая работа, устный опрос |
3. | Основные модели инженерных проектов | 14 | 14 | Практическая работа, устный опрос | |
4. | Изучение датчиков Lego mindstorms EV3 на мобильной платформе | 10 | 5 | 5 | Практическая работа, устный опрос |
5. | Программирование | 30 | 7 | 23 | Практическая работа, устный опрос |
6. | Конструирование | 38 | 38 | Практическая работа, устный опрос | |
7. | Комические проекты | 20 | 20 | Практическая работа, устный опрос | |
Итого: | 136 | 28 | 108 |
- Содержание учебного плана.
- Раздел 1. Вводное занятие.
1.1. Введение в робототехнику. Техника безопасности при работе
Теория. Знакомство с группой. Правила поведения в ОГБУ ДО ДТДМ
и в компьютерном классе. Правила техники безопасности при работе на ПК и конструктором. Знакомство с программой занятий. Что такое роботы. Просмотр документального фильма
Практика. Организация рабочего места. Входной контроль.
Раздел 2. Знакомство с конструктором. Простые соединения в LegoMindstormEducation EV3.
Теория. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии. Названия и назначения деталей. Знакомство с модулем. Способы подключения модуля EV3 к компьютеру и взаимодействие робота со средой программирования. Знакомство с моторами. Практика. Знакомство с деталями конструктора. С модулем EV3,
сервомоторами. Выполнение заданий.
Раздел 3. Основные модели для инженерных проектов
Теория. Изучение основных моделей, используемых в инженерных проектах.
Практика. Сборка и крепление моделей, используемых в инженерных проектах. Выполнение заданий.
Раздел 4. Изучение датчиков LegoMindstormEducationEV3 на мобильной
Теория. Знакомство с датчиками, используемыми в EV3, рассмотрение их конструкции, параметров и применения. Составление простых программ с использованием датчиков, используя встроенный в EV3редактор.
Практика. Крепление датчиков к мобильной платформе. Выполнение заданий.
Раздел 5. Программирование.
Теория. Изучение интерфейса программы. ПО EV3. Стартовое окно. Запуск новой программы. Запуск сохраненной программы. Работа с блоками и командами программы. Разбор простой программы. Программирование робота и датчиков. Подготовка к соревнованиям.
Практика. Создание программ. Сборка робота и его программирование. Крепление и программирование датчиков. Подготовка роботов для соревнований.
Раздел 6.Конструирование.
Теория. Разбор инструкций. Какие детали используются.
Практика. Сборка роботов. Программирование
Раздел 7.Космические проекты
Теория. Изучение физических и математических наук, программирования и роботостроения.
Практика. Сборка космических объектов. Выполнение заданий
1.4. Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
- сформированная познавательная и творческая деятельность обучающихся;
- развитые эмоциональные возможности в процессе создания творческих проектов по созданию роботов;
- улучшенная память, воображение, а также образное и логическое мышление;
- развитая мелкая моторика рук, аккуратность в исполнении работ.
Метапредметные:
- приобретение базовых практических знаний и навыков, необходимых для самостоятельной разработки проектов, а именно самостоятельная работа при решении поставленной задачи, конструирование и программирование робота для определенных целей и выполнению определенных задач;
- приобретение навыков конструирования и программирования.
Регулятивные:
- начальные навыки умения формулировать и удерживать поставленную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- адекватно воспринимать предложения педагога, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети: будут знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы в контроллер EV3;
- как использовать созданные программы;
- как работают различные вилы и типы датчиков;
будут уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу на основе конструктора ЛЕГО;
- создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы;
- передавать (загружать) программы в контроллер EV3;
- корректировать программы при необходимости;
- демонстрировать технические возможности роботов.
у них будут развиты:
- пространственное воображение, логическое и визуальное мышление;
- познавательные, интеллектуальные и творческие способности;
- свободное владение понятийным аппаратом;
будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своѐ мнение;
- потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области робототехники;
- способность к образованию в области робототехники и умение применять новые знания на практике.
2. Комплекс оранизационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||||
1.Вводное занятие | |||||||||||||||
1 | Введение в робототехнику Техника безопасности при работе. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
2.Знакомство с конструктором. Простые соединения в LegoMindstormEducation EV3. | |||||||||||||||
2 | Просмотр фильма легозаводы. Решение трех базисных задач роботостроения. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
3 | Конструирование первого робота. Игра «Фантастическое животное» | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
4 | Игра «Высокая башня» | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
5 | Знакомство с набором LegoMindstormEducation EV3 | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
6 | Модуль EV3. Интерфейс модуля. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
7 | Способы подключения модуля EV3 к компьютеру и взаимодействие робота со средой программирования | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
8 | Сервомоторы EV3 | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
9 | Большой мотор с колесом. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
10 | Средний мотор. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
11 | Повышающая передача | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
12 | Понижающая передача | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
3.Основные модели для инженерных проектов | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||||
13 | Крепление подшипника. Несколько вариантов. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
14 | Конические зубчатые передачи | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
15 | Зацеп. Желоб. Рвач | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
16 | Глаз. Челюсти. Ступня | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
17 | Три варианта сборки ноги | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
18 | Поворот в одной плоскости | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
19 | Качение. Рампа. Траки | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
4.Изучение датчиков LegoMindstormEducationEV3 на мобильной платформе. | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||||
20 | Датчик цвета. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
21 | Мобильная платформа. Датчик цвета с ориентацией вниз/вперед | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
22 | Гироскопический датчик. Мобильная платформа с гироскопом | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
23 | Датчик касания. Мобильная платформа с датчиком касания. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
24 | Ультразвуковой датчик. Мобильная платформа с ультразвуковым датчиком. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
5.Программирование | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | |||||||||||||
25 | Программное обеспечение Ev3. Основное окно | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
26 | Свойства и структура проекта. Задания для робота | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
27 | Программные блоки и палитры программирования | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
28 | Страница аппаратных средств | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
29 | Редактор контента. Инструменты | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
30 | Программирование движения робота | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
31 | Знакомство с вычислительными возможностями робота | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
32 | Программирование датчика касания | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
33 | Программирование датчика цвета | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
34 | Программирование датчика цвета. Режимы освещения | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
35 | Программирование ультразвукового датчика | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
36 | Программирование инфракрасного датчика | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
37 | Программирование гироскопического датчика | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
38 | Программирование робота для «Кегельринга» | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
39 | Программирование робота для «Сумо» | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
6.Конструирование | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | |||||||||||||
40 | Бот с каноническим приводом. | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
41 | Приводной бот | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
42 | Скоростной бот | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
43 | Танкобот | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
44 | Ковыляющий бот | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
45 | Черепаха | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
46 | Щенок | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
47 | Бульдозер | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
48 | Бульдозер | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
49 | Кабан | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
50 | Кабан | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
51 | Змея | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
52 | Змея | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
53 | Скорпион | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
54 | Скорпион | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
56 | Слон | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
57 | Слон | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
58 | Двуногий робот | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
59 | Двуногий робот | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
7.Космические проекты | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||||
60 | Сборка станции1, станции2 и грунта | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
61 | Сборка марсохода и платформы | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
62 | Сборка спутника1 и спутника2. | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
63 | Сборка луналета и станции3 | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
64 | Установка станции связи | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
65 | Сбор команды | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
66 | Реактивация марсохода | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
67 | Обеспечение электроснабжения | 1 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
68 | Установка солнечных батарей | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
69 | Запуск спутника на орбиту | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
70 | Сбор горных пород | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
71 | Инициация запуска | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
72 | Игра «Роботы EV3 в космосе» | 2 | Лекция. Практикум | МОУ СОШ с.Новая Бекшанка | Устный опрос. Практическая работа | ||||||||||
ИТОГО: | 136 |
2.2.Условия реализации программы
Общие требования к обстановке в кабинете:
Объединение робототехники располагается в специализированном кабинете. Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, конструктором LEGO EV3, компьютерами, программным обеспечением, выходом в интернет, мультимедийной доской, столом для руководителя. Кабинет оборудуется наглядными пособиями.
Группа учеников состоит из 12-15 человек. Дети работают в мини- группах по 2-3 в каждой. Рабочее место оснащено столом, стульями, комплектом конструктора LegoMindstormsEducationEV3, персональным компьютером, компьютерной мышью.
К работе в объединении дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы.
Для изучения эффективности образовательного процесса принимается стартовая, текущая и итоговая диагностика ЗУНов, которая проводится в форме:
- педагогического наблюдения;
- контрольных работ игрового характера.
Стартовая диагностика проводится в начале учебного года в виде теста и практического задания с целью выявления ЗУНов.
Текущая диагностика проводится в конце каждого раздела в виде защиты творческих работ учащихся с целью изучения результативности обучения на данном этапе и необходимости корректировки образовательной деятельности.
Итоговая диагностика в конце каждого года обучения проводится в виде игры с элементами учебных знаний и умений по пройденным разделам.
Единые критерии оценки активности обучающихся на занятии
Высокий уровень – систематически (на протяжении всего занятия) проявлял активность: участвовал в процессе постановке цели занятия, правильно отвечал на вопросы педагога, задавал вопросы; был активно вовлечѐн в познавательную деятельность, участвовал в работе группы, подводил итоги рефлексию занятия и т. д.;
Средний уровень - ситуативно проявлял активность на занятии (на отдельных этапах занятия); был вовлечен в познавательную деятельность, участвовал в работе группы и т. д.;
Низкий уровень – эпизодическая активность (пассивность, созерцательный познавательный интерес); присутствовал на занятие, слушал, смотрел, записывал под диктовку педагога, переписывал с доски;
2.4. Оценочные материалы
Цель проведения диагностики: сравнение результатов, достигнутых в процессе обучения с запрограммированными дополнительной образовательной программой.
Различают: - входная диагностика;
- текущая диагностика;
- итоговая диагностика.
Формы проведения диагностики образовательного процесса:
- беседа - практическая работа
- тестирование - контрольная работа
- анкетирование - творческое задание
- опрос - викторина
- игровые формы - самостоятельная работа Выбраны критерии для определения уровня и качества обучения: знания, умения и навыки.
Выделяют 3 уровня качества знаний, умений и навыков:
- низкий
- средний
- высокий
Входная диагностика
Цель: определить уровень и качество исходных знаний, умений и навыков обучающихся.
Формы проведения входной диагностики:
- беседа;
- игровые формы.
Промежуточная диагностика
Цель: проверка полноты и системности полученных новых знаний и качества сформированных умений и навыков.
Формы проведения промежуточной диагностики:
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
- проектно-творческие задания;
- контрольная работа.
Итоговая диагностика
Цель: соотнесение целей и задач, заложенных в программе с конечными результатами: полученными знаниями и сформированными умениями и навыками.
Формы проведения итоговой диагностики:
- соревнования (соревнования на личное первенство, между группами, между центрами детского творчества на городском уровне, между центрами детского творчества на региональном уровне).
Критерии оценки:
Быстрота (0-1 балл);
Аккуратность (0-2 балла);
Правильность выполнения поставленной задачи (0-2);
2.5. Методическое обеспечение.
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной образовательной программы является занятие. Это форма обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.
Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы, практикум, занятие – консультация, занятие – ролевая игра, занятие – презентация, занятие проверки и коррекции знаний и умений.
Методы организации учебного процесса.
- Информационно – рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации).
- Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).
- Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательно пути его решения; восприятие и осознание обучающимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).
- Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).
- Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль, непроизвольное запоминание).
В организации учебной познавательной деятельности педагог использует также словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы. Словесные методы педагог применяет тогда, когда главным источником усвоения знаний обучающимися является слово (без опоры на наглядные способы и практическую работу). К ним относятся: рассказ, беседа, объяснение и т.д.
Наглядные методы. К ним относится методы обучения с использованием наглядных пособий.
Практические методы. Методы, связанные с процессом формирования и совершенствования умений и навыков обучающихся. Основным методом является практическое занятие.
Дидактические средства.
В ходе реализации образовательной программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства.
Формы подведения итогов: соревнования, выставки, зачёт, конкурсы.
2.6.Список литературы.
Литература для учащихся
Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» -
«Наука» 2010г.
Литература для педагога
Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ- ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru .
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009
Концепция модернизации российского образования http://www.ug.ru/02.31/t45.htm
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство « Москва». 2000 г
Интернет-ресурсы
http://www.9151394.ru/projects/lego/lego6/beliovskaya/
http://www.lego.com/education/
http://learning.9151394.ru http://www.roboclub.ru/ http://robosport.ru/
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...