Конспект урока по теме Алгебра логики 10 класс
электронный образовательный ресурс по информатике и икт (10 класс)
Урок по теме Алгебра логики в 10 классе
УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Основы логики и построение таблиц истинности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока с использованием презентации | 33.42 КБ |
Презентация к уроку | 68.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики в 10 классе по теме "Логика" с использованием ЭОР.
Учителя информатики ГБОУ школы №454 Колпинского района Санкт-Петербурга Черноивановой Екатерины Вадимовны
Цели урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, логическое высказывание, логические величины и операции. Научить составлять простые логические выражения.
Задачи:
1. Учебно – образовательные:
- сформировать у учащихся понятие форм мышления, логическое высказывание, логические величины и операции;
- научить составлять простые логические выражения.
2. Развивающие:
- создать условия для повышения познавательного интереса учащихся;
- развитие памяти, внимания, логического мышления,
- развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение;
- развитие практических умений и навыков работы интерактивной доской.
3. Воспитательные:
- формирование отношения сотрудничества при работе,
- аккуратность, бережное обращение с техникой;
- культуры общения учащихся на уроке.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная и индивидуальная работа.
Учебно-методический комплекс:
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Открытые электронные ресурсы по теме:
http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
Глоссарий по теме:
алгебра логики, импликация, эквиваленция, предикат, высказывание, конъюнкция, дизъюнкция.
Ресурсы:
Учебник Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 (с.174—197)
электронное приложение к учебнику.
План урока:
- Организационный момент 3 минуты
- Изучение нового материала 15 минут
- Практическая часть. Закрепление изученного 7+15 минут
- Подведение итогов (рефлексия) 4 минуты
- Домашняя работа 1 минута
Структура урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Для начала давайте решим несколько шуточных задач:
Ученики: Решают следующие задачи, устно дают ответы:
- Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь?
- Какое слово начинается с трех букв «Г» и заканчивается тремя буквами «Я»?
- Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
- Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
- Когда человек бывает в комнате без головы?
Учитель: Давайте подумаем, к какому же типу относятся данные задачи?
Ученики: Отвечают, что задачи такого плана можно отнести к логике.
Учитель: Конечно же, мы отнесем их логическим, то есть от нашего умения мыслить мы можем прийти к правильному решению. А как человек мыслит? Что в нашей речи является высказыванием, а что нет?
2. Изучение нового материала.
(Слайд 2-3)
Алгебра логики – это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними.
Алгебра логики возникла в середине 19 века в трудах английского математика Джорджа Буля. Её создание представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.
Логическое высказывание – это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно. Логическая переменная – обозначает любое высказывание и может принимать логическое значение «истина» или «ложь» (1 или 0)
Предикат – высказывание с неизвестной
Предпосылка – часть высказывания
Примеры:
6-четное число | высказывание | Истинно |
Рим – столица Франции | высказывание | Ложно |
Ученик 10 класса | Не высказывание, т.к. ничего не утверждает об ученике | - |
Информатика – интересный предмет | Не высказывание, т.к. слишком неопределённое понятие «интересный предмет» | - |
У него голубые глаза (Высказывательная форма) | Не высказывание, т.к. для выяснения их истинности или ложности нужны дополнительные сведения, о каком человеке идёт речь. | - |
Зачастую трудно установить истинность высказывания, например высказывание «площадь поверхности Индийского океана равна 75 млн. км2» в одной ситуации можно посчитать ложным (указанное значение неточное и вообще постоянно меняется), а в другой истинным (если рассматривать его как некоторое приближение, приемлемое на практике).
(Слайд 4-10)
Логические операции
- Дизъюнкция – логическое сложение
- Конъюнкция – логическое умножение
- Инверсия – отрицание
- Импликация – следование «Если А то В»
- Эквиваленция – сравнение «Если А то и В»
Дизъюнкция – логическая операция, которая принимает значение истина, если истина хотя бы одна предпосылка.
Обозначение: ⋁, +, ИЛИ, |.
A | B | A + B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Конъюнкция – логическая операция, которая принимает значение истина, если истина обе предпосылки.
Обозначение: ⋀, *, И, &
A | B | A * B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Инверсия – логическая операция, которая меняет значение предпосылки.
Обозначение: ⌝A, ‾ , НЕ
A | ⌝A |
0 | 1 |
1 | 0 |
Импликация – логическая операция, которая принимает значение ЛОЖЬ, только если первая предпосылка истина (1), а вторая ложь (0).
Обозначение: ⟶
A | B | A ⟶ B |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Эквиваленция – логическая операция, которая принимает значение истина, если обе предпосылки одинаковые.
Обозначение: ⟷, ≡
A | B | A ≡ B |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Порядок операций:
- Действия в скобках (…)
- Инверсия ⌝A, ‾ , НЕ
- Конъюнкция ⋀, *, И, &
- Дизъюнкция ⋁, +, ИЛИ, |
- Импликация, ⟶
Эквиваленция ⟷, ≡
3. Практическая часть.
1) Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие нет (объясните, почему) :
- Солнце есть спутник Земли
- 2+3=5
- Сегодня отличная погода
- В романе Л.Н Толстого «Война и мир» 3 432 536 слов
- Санкт-Петербург расположен на Неве
- Музыка И.С.Баха слишком сложна
- Первая космическая скорость равна 7,8км/с
- Железо – металл
- Если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным
- Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный
2) Укажите, какие из высказываний предыдущего упражнения истинны, какие – ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.
3) Приведите примеры истинных или ложных высказываний (по два) из:
- Арифметики
- Физики
- Биологии
- Информатики
- Геометрии
- Жизни
Ответы:
- а, г, д, ж, з, и, к – высказывания; б, в, е – не высказывания
2) истинные: д, з, к; Ложные: а, и; Истинность трудно установить: г; Можно рассматривать и как истинное, и как ложное в зависимости от требуемой точности представления: ж.
(Слайд 10)
Пример составления таблиц истинности для логических операций на примере функции F=( (⌝X ⋀ Y) ⟶ Z) ⋁ (⌝Z ⋀ Y)
Количество строк в таблице истинности высчитывается по формуле N=2i, где i – это количество переменных в формуле!
Решение:
X | Y | Z | 1)⌝ X | 2)⌝ X ⋀ Y | 3) 2⟶ Z | 4) ⌝ Z | 5) ⌝ Z ⋀ Y | 6) F=3 ⋁ 5 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
(Слайд 11)
Самостоятельное решение заданий по составлению таблиц истинности.
- F=( (Z ⋀⌝ Y) ≡ X) ⋁ (⌝Z ⟶ Y)
- F=( Y ⋁ Z) ⋀⌝(X ≡ Y) ⋀⌝X
- F=((Z ⟶W) ⋁(Y ≡ W)) ⋀ ((X ⋁ Z) ≡ Y)
4. Подведение итогов.
- О чём мы сегодня с вами узнали на уроке?
- Приведите пример высказываний, которые вы сегодня (вчера) слышали на других уроках
Разбор решённых заданий.
Выставление отметок
5. Домашнее задание:
Выучить основные определения, знать обозначения.
Учебник §18-19: стр. 187-188 № 1, 6; стр. 196 №3 (письменно).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия Алгебра логики – раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые с точки зрения их логических значений (истинности или ложности), и логические операции над ними. Высказывание – форма мысли, в которой что-то утверждается или опровергается 2
Основные понятия Логическая переменная – обозначает любое высказывание и может принимать логическое значение «истина» или «ложь» ( 1 или 0 ) Предикат – высказывание с неизвестной Предпосылка – часть высказывания 3
Логические операции Дизъюнкция – логическое сложение Конъюнкция – логическое умножение Инверсия – отрицание Импликация – следование «Если А то В» Эквиваленция – сравнение «Если А то и В» 4
Дизъюнкция – логическое сложение Обозначение: ⋁ , +, ИЛИ , | Логическая операция, которая принимает значение истина, если истина хотя бы одна предпосылка A B A + B 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 5
конъюнкция – логическое умножение Обозначение: ⋀ , * , И , & Логическая операция, которая принимает значение истина, если истина обе предпосылки A B A * B 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 6
Инверсия – отрицание Обозначение: ⌝ A , ‾ , НЕ Логическая операция, которая меняет значение предпосылки A НЕ A 0 1 1 0 7
Импликация – следование Обозначение: ⟶ (если А то В) Логическая операция, которая принимает значение ЛОЖЬ, только если первая предпосылка истина ( 1 ), а вторая ложь (0) A B A - > B 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 8
Эквиваленция – Сравнение Обозначение: ⟷, ≡ (если А то и В) Логическая операция, которая принимает значение истина, если обе предпосылки одинаковые A B A = B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 9
Порядок операций Действия в скобках (…) Инверсия ⌝ A , ‾ , НЕ Конъюнкция ⋀ , * , И , & Дизъюнкция ⋁ , +, ИЛИ , | Импликация, ⟶ Эквиваленция ⟷ , ≡ 10
Пример X Y Z 1)⌝ X 2)⌝ X ⋀ Y 3) 2⟶ Z 4) ⌝ Z 5) ⌝ Z ⋀ Y 6) F=3 ⋁ 5 0 0 0 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 F=( (⌝X ⋀ Y) ⟶ Z) ⋁ (⌝Z ⋀ Y) 11
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ F=( ( Z ⋀⌝ Y ) ≡ X) ⋁ (⌝Z ⟶ Y) F=( Y ⋁ Z ) ⋀⌝ (X ≡ Y) ⋀⌝ X F =(( Z ⟶W) ⋁(Y ≡ W)) ⋀ ((X ⋁ Z ) ≡ Y) 12
Домашнее задание Выучить основные определения, знать обозначения. Учебник § 18-19: стр. 187-188 № 1, 6 стр. 196 №3 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Алгебра логики"
Этот урок является первым в данной теме.Раскрывает: вопрос истории,основные понятия, примеры задач....
Презентация к уроку по теме "Алгебра логики"
Формы мышления. Алгебра логики. Инверсия, Конъюнкция, Дизъюнкция, Импликация, Эквивалентность. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений...
Конспекты уроков по теме "Основы логики"
Изучение Основ логики в школьном курсе несёт большую методическую и познавательную нагрузку:Знакомство с терминологией и символикой алгебры логики, с ее понятиями помогает развитию мыслительных способ...
Конспект урока по теме:"Алгебра логики" 9 класс
Разработка конспекта урока по информатике по теме: "Алгебра логики"...
Цикл уроков по теме: Алгебра логики
Познакомить учащихся с разделом «Алгебра логики», её основными понятиями, в практической части научить устанавливать истинность и ложность высказываний, развивать логическое мышление....
Урок по теме "Алгебра логики"
Конспект урока информатики по теме "Алгебра логики"...
Урок по теме "Алгебра логики"
Тема урока «Алгебра логики»Тип урока - обобщающий урокЦель урока - Закрепить знания и способы деятельности по теме «Алгебра логики»: Основные операции алгебры логики...