РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО «ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Как показывает опыт, изучение основ алгоритмизации и программирования способствует интеллектуальному развитию личности школьника, формированию у него теоретического и логического мышления. Владея одним из языков программирования, у учащегося появляется интерес к изучению других языков программирования. Еще одним аспектом, подталкивающим к углубленному изучению темы программирования, является дальнейшее изучение соответствующего материала в вузе. К таким ВУЗам относятся институты экономики и финансов, институты биотехнологии, технические университеты. Также данный курс является хорошей подготовкой к ЕГЭ и олимпиадам по информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества « Российские железные дороги »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО «ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
Программу составила:
Мамонова Т.В.
учитель информатики
Пояснительная записка
Наименование курса: «Основы программирования».
Название профиля: «физико-математический, информационно-технологический»
Классы, в которых планируется преподавание курса: 10 - 11.
Количество часов: 68 (34+34)
Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Как показывает опыт, изучение основ алгоритмизации и программирования способствует интеллектуальному развитию личности школьника, формированию у него теоретического и логического мышления. Владея одним из языков программирования, у учащегося появляется интерес к изучению других языков программирования. Еще одним аспектом, подталкивающим к углубленному изучению темы программирования, является дальнейшее изучение соответствующего материала в вузе. К таким ВУЗам относятся институты экономики и финансов, институты биотехнологии, технические университеты.
Также данный курс является хорошей подготовкой к ЕГЭ и олимпиадам по информатике.
Спецкурс «Основы программирования» предполагает решение большого количества задач, поскольку решение задач – это практическое искусство, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Задачи в спецкурсе подобраны так, чтобы исключить повторений, продвигаясь от простого к сложному, сохраняя занимательность и интерес к изучаемой теме.
Данный спецкурс является расширением курса «Информатика и ИКТ». Его содержание позволит углубить, обобщить ранее приобретенные школьниками программные знания по математике, информатике.
Курс рассчитан на учеников, имеющих начальные навыки программирования (9 класс).
Целью предлагаемого спецкурса курса является, углубленное изучение отдельных тем по программированию на языке Turbo Pascal и развитие интереса обучающихся к инженерно-техническому образованию.
Задачи курса:
- систематизировать полученные ранее знания по теме «Программирование»;
- научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Pascal
- показать практическое использование языка программирования Turbo Pascal;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике;
- подготовить учащихся к участию в олимпиадах по программированию;
- развить творческий подхода к решению задач по программированию.
К преимуществам изучения данного курса можно отнести следующие:
- при решении задач учащиеся достаточно легко привыкают к требованию формализации условий задачи и построению модели решения задачи;
- знание типовых алгоритмов обработки данных помогают учащимся быстрее находить решение задачи и меньше ошибаться при их использовании.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные разделы:
- Линейные алгоритмы
- Операторы управления
- Обработка одномерных массивов
- Обработка двумерных массивов
- Строковые, символьные типы данных
- Процедуры и функции. Понятие подпрограмм.
- Графические средства Turbo Pascal
Тематическое планирование
Количество уроков | № урока | Тема | Дата | Примечание |
Линейные алгоритмы | ||||
2 | 1-2 | Линейные алгоритмы и организация программы линейной структуры. Примеры программ линейной структуры. | ||
1 | 3 | Диалоговые программы. | ||
1 | 4 | Файл в языке Паскаль. Операторы для задания файлов, чтения и записи в файл. | ||
1 | 5 | Практическая работа: запись данных в файл, чтение из файла, просмотр полученных файлов. | ||
1 | 6 | Операторы конца строки и файла. Установка указателя файла на заданную позицию. | ||
1 | 7 | Зачетная лабораторная работа на тему “Программирование линейных алгоритмов ” | ||
Операторы управления | ||||
1 | 8 | Условный оператор. Запись условного оператора (разветвляющейся структуры) | ||
1 | 9 | Оператор безусловного перехода. | ||
2 | 10-11 | Решение задач по теме «Условный и безусловный оператор» | ||
1 | 12 | Циклы. Три вида циклов. | ||
1 | 13 | Решение задания В2 из ЕГЭ | ||
2 | 14-15 | Решение задач с использованием операторов цикла | ||
1 | 16 | Вложенные циклы. | ||
1 | 17 | Решение задачи на разложение целого числа на множители | ||
1 | 18 | Алгоритмы решения задач на нахождение НОД и НОК. | ||
1 | 19 | Совершенные, дружественные числа | ||
2 | 20-21 | Решение задач С1 из ЕГЭ | ||
Одномерные массивы | ||||
1 | 22 | Одномерные числовые массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Ввод и вывод таблицы. | ||
2 | 23 | Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов. | ||
3 | 24-26 | Решение задач по обработке одномерных массивов с применением типовых алгоритмов | ||
2 | 27-28 | Сортировка элементов одномерного массива. Решение задач. | ||
1 | 29 | Слияние двух упорядоченных массивов. | ||
Двумерные массивы | ||||
1 | 30 | Описание двумерных массивов. Ввод и вывод данных. Решение заданий А6 из ЕГЭ | ||
1 | 31 | Типовые алгоритмы обработки двумерных массивов. | ||
3 | 32-34 | Решение задач по обработке двумерных массивов с применением типовых алгоритмов | ||
II год обучения | ||||
Двумерные массивы | ||||
3 | 1-3 | Типовые алгоритмы обработки двумерных массивов. Решение задач | ||
2 | 4-5 | Типовые алгоритмы обработки двумерных массивов отдельно по строкам. Решение задач | ||
2 | 6-7 | Типовые алгоритмы обработки квадратной матрицы относительно её диагонали. Решение задач. | ||
2 | 8-9 | Решение задания С2 из ЕГЭ | ||
2 | 10-11 | Решение олимпиадных задач | ||
Строковые, символьные типы данных | ||||
1 | 12 | Стандартные процедуры и функции языка программирования. | ||
1 | 13 | Операции над строками | ||
2 | 14-15 | Решение задач на обработку символьных величин | ||
Подпрограммы | ||||
2 | 16-17 | Процедуры в языке Турбо Паскаль | ||
2 | 18-19 | Функции в языке Паскаль | ||
2 | 20-21 | Рекурсивные подпрограммы | ||
3 | 22-24 | Работа над проектом | ||
4 | 25-28 | Решение заданий С4 из ЕГЭ | ||
Графические средства Turbo Pascal | ||||
2 | 29-30 | Алгоритмы обработки графической информации | ||
2 | 31-32 | Элементы компьютерной мультипликации | ||
2 | 33-34 | Резерв |
В результате изучения курса учащиеся должны:
учащиеся должны знать:
- последовательность выполнения программы в системе программирования;
- методы и средства для работы в среде программирования Turbo Pascal (методы и средства для работы с массивами, операторами, строками, файлами, процедурами, функциями, с элементами графики).
учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы для программ различного направления;
- составлять программы с использованием массивов, функций, строк и процедур;
- создавать, открывать и закрывать файлы, используя средства языка Turbo Pascal;
- создавать мультипликационные эффекты и графические объекты, используя элементы графики языка Turbo Pascal.
Форма организации занятий
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
- урочная форма, когда учитель во время урока объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, когда учащийся вне уроков самостоятельно выполняет на компьютере практические задания.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Оценивание учащихся по спецкурсу осуществляется по созданным продуктам (блок-схемам, программам, проект).
Качество созданного продукта оценивается по следующим критериям:
- алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;
- программа должна выполнять поставленные задачи;
- описание решения поставленных задач при выполнении проекта
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
- текущий самооценка учащимися выполняемых заданий;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
Учебно-методическое обеспечение программы
- Алексеев Е. Р. Турбо Паскаль 7.0/ - М.: НТ Пресс,2007. – 320с.
- Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2 т.
- Мендель А. В., Колегаева Е. М. Информатика .9-11 класс: подготовка учащихся олимпиадам. Задачи, управления, методические рекомендации/ Волгоград: Учитель, 2009. -167с.
- Тимошевская, Н. Е., Перышкина, Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. — Томск, 2005. — 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ(ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса по информатике "Логомиры"
Рабочая программа спецкурса по информатике "Логомиры". Данный спецкурс можно проводить в начальной школе и в 5 классе....
Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики"
Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики" для обучающихся 7-9 классов...
Рабочая программа спецкурса по информатике "Создание и обработка мультимедиа файлов"
спецкурс для 7 класса...
Рабочая программа спецкурса по информатике "Создание публикаций"
спецкурс для 8 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Основы программирования"
Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.Срок реализации программы 1 год.Содержани...