Рабочая программа курса "Основы информатики" 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Никитина Татьяна Евгеньевна

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_2014.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа   40 имени Вячеслава Токарева»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

________________/ ФИО/

Протокол № ___от______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________ / ФИО/

Протокол № ___от______20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»

________________/ФИО /

Приказ № ____от _______20__г.

                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приказ   ____ от         «___»____________ 2014 г.                                                

                                                                  Директор МБОУ «СОШ   40 им. В.Токарева»                                                                                                  

                                          ___________ Федака Н. И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы информатики» для 5 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Никитина Т. Е., учитель информатики

г. Бийск


Пояснительная записка

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ».

Цели преподавания:

  • обеспечение вхождение учащихся в информационное общество;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • формирование у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи преподавания:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с.: ил.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 87 с.: ил.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 119 с.
  4. Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.
  5. Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры/ авт.-сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 141 с.
  6. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное. Под ред. Н.В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2006. – 160 с.: ил.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Характеристика организации учебного процесса 

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: ___35__ часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: ___1___час в неделю

Методы обучения:

  • Вербальные, наглядные, практические методы обучения;
  • Индуктивные, дедуктивные методы обучения;
  • Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие;
  • Репродуктивные, продуктивные, эвристические;
  • Показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический;
  • Стимулирования, организация и контроля;
  • Изложения и организации самостоятельной учебной деятельности.

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Компьютер для начинающих – 8 часов.

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация — Компьютер — Информатика. Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление мышью. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Практические работы.

Знакомимся с клавиатурой. Осваиваем мышь. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Знакомимся с компьютерными меню.

Тема 2. Информация вокруг нас – 15 часов.

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации.

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Редактирование текста. Поиск информации. Изменение  формы  представления  информации.   Систематизация информации. Форматирование - изменение формы представления информации.

Практические работы.

Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор. Вводим текст. Редактируем текст. Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.

Тема 3. Информационные технологии – 10 часов.

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Инструменты графического редактора. Обработка графической информации. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Практические работы.

Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать. Создаем комбинированные документы. Работаем с графическими фрагментами.

Тема 4. Итоговый контроль -  2 часа.

Практические работы.

Создаем анимацию на заданную тему.

Планируемые результаты обучения

Рабочая программа курса «Информатика» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь измерять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Тематический план Рабочей программы

учебного предмета по «Информатике и ИКТ»

(вариант: 35 ч в неделю; 35 учебных недели)

Номер темы и ее название

Всего часов

на тему

Их них:

Теоретические

        занятия

Практические работы

Тестирование

Тема 1. Компьютер для начинающих

8

7

4

1

Тема 2. Информация вокруг нас

15

15

6

1

Тема 3. Информационные технологии.

10

9

7

1

Тема 4. Итоговый контроль.

2

1

1

-

ИТОГО

35

32

18

3

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.

Критерий оценки устного ответа

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценки письменных работ учащихся:

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Критерий оценки практического задания на компьютере

Отметка «5»:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: 

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

Отметка «2»: 

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере

-  значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Критерии оценки за тестирование

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

65%-89%

хорошо

50%-64%

удовлетворительно

49% и менее

неудовлетворительно

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы

  1. АМР учителя: компьютер, экран, проектор, колонки, МФУ.
  2. АМР ученика: компьютеры – 10 шт.

Характеристика практических работ

Практическая работа № 1

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - стр. 138-140.

Практическая работа № 2

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - стр. 141-142.

Практическая работа № 3

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 143-145.

Практическая работа № 4

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 146-147.

Практическая работа № 5

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 148-150.

Практическая работа № 6

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 151-154.

Практическая работа № 7

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 155-157.

Практическая работа № 8

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 158-161.

Практическая работа № 9

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 162-164.

Практическая работа № 10

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 165-170.

Практическая работа № 11

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 171-173.

Практическая работа № 12

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 174-176.

Практическая работа № 13

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 177-181.

Практическая работа № 14

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 182-185.

Практическая работа № 15

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – стр. 186.

Дополнительная литература

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с.: ил.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 87 с.: ил.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 119 с.
  4. Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.
  5. Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры/ авт.-сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 141 с.
  6. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное. Под ред. Н.В. Макаровой. –СПб.: Питер, 2006. – 160 с.: ил.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  1. Интернет ресурсы:
  1. http://www.metodist.lbz.ru Методическая служба.
  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики.
  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики.
  4. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество.
  5. http://www.videouroki.net Видео уроки по информатике.
  6. http://www.klyaksa.net Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  7. http://www.uroki.net

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.

Компьютер для начинающих

8

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.1.

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация — Компьютер — Информатика.

1

1.2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

1.3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1.

1

1.4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (отработка основной позиции пальце)

1

1.5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

1.6

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2.

1

1.7

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа №3.

1

1.8

Проверочная работа №1. Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4.

1

2.

Информация вокруг нас

15

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Корректировка даты

2.1

Действия с информацией. Хранение информации.

1

2.2

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

2.3

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

1

2.4

Кодирование информации.

1

2.5

Формы представления информации. Метод координат.

1

2.6

Текст как форма представления информации.

1

2.7

Табличная форма представления информации.

1

2.8

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа №2.

1

2.9

Обработка информации. Практическая работа № 5 (задания 1-9).

1

2.10

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 6.

1

2.11

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 7.

1

2.12

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа № 8 (задания 1–5).

1

2.13

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа № 8 (задания 6-7).

1

2.14

Изменение  формы  представления  информации.   Систематизация информации.

1

2.15

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9.

1

3.

Информационные технологии

10

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Корректировка даты

3.1

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Практическая работа № 10.

1

3.2

Инструменты графического редактора.

Практическая работа № 11 (задания 1, 4, 5)

1

3.3

Обработка графической информации.

Практическая работа № 11 (задания 2, 3).

Проверочная работа №3.

1

3.4

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12.

1

3.5

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 (задания 10-14).

1

3.6

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13.

1

3.7

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

1

3.8

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

1

3.9

Контрольная работа №1. Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14 (часть I).

1

3.10

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14 (часть II).

1

4.

Итоговый контроль

2

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Дата

Корректировка даты

4.1

Итоговый мини-проект. Практическая работа №15.

1

4.2

Защита итогового мини-проекта

1

Итого:

35


Лист корректировки календарно - тематического планирования

Класс

Дата

Количество

не проведенных

уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...