Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы
рабочая программа по информатике и икт
Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10-11_kl_osnovy_inf.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная рабочая программа составлена Лёвкиной Н.М., учителем информатики, физики и математики в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе авторской программы Чернышовой Т.В.
Направление: общеинтеллектуальное.
На изучение элективного курса «Основы информатики» на уровне основного общего образования в 10 классе отводится по 1 часу в неделю в течение учебного года, всего 34 часа; в 11 классе отводится по 1 часу в неделю в течение учебного года, всего 34 часа.
- Планируемые результаты изучения элективного курса
«Основы информатики»
Обучающийся научится:
–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
- понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
- понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами.
II. Содержание тем элективного курса «Основы информатики»
Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Компьютер — универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет сервисов, облачных технологий.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Обработка информации в электронных таблицах. Объекты табличного процессора и их свойства. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных. Копирование и перемещение данных. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Редактирование книги и электронной таблицы. Форматирование объектов электронной таблицы. Встроенные функции и их использование. Общие сведения о функциях. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Инструменты анализа данных. Диаграммы. Сортировка данных. Фильтрация данных. Условное форматирование.
Алгоритмы и элементы программирования. Основные сведения об алгоритмах. Понятие сложности алгоритма. Запись алгоритмов на языках программирования. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. Другие приёмы анализа программ.
Информационное моделирование. База данных как модель предметной области. Общие представления об информационных системах. Предметная область и её моделирование. Представление о моделях данных. Реляционные базы данных. Системы управления базами данных. Этапы разработки базы данных. СУБД и их классификация. Работа в программной среде СУБД. Манипулирование данными в базе данных.
Сетевые информационные технологии. Основы построения компьютерных сетей. Компьютерные сети и их классификация. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.Работа в локальной сети. Как устроен Интернет. История появления и развития компьютерных сетей. Службы Интернета. Информационные службы. Коммуникационные службы. Сетевой этикет. Интернет как глобальная информационная система. Всемирная паутина. Поиск информации в сети Интернет. О достоверности информации, представленной на вебресурсах.
Основы социальной информатики. Понятие информационного общества. Информационные ресурсы,продукты и услуги. Информатизация образования. Россия на пути к информационному обществу. Информационное право и информационная безопасность. Правовое регулирование в области информационных ресурсов. Правовые нормы использования программного обеспечения. О наказаниях за информационные преступления. Информационная безопасность. Защита информации.
III. Календарно-тематическое планирование
Информатика. 10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов на изучение |
Основы теории информации (4 часа) | ||
1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура | 1 |
2 | Подходы к измерению информации | 1 |
3 | Обработка информации | 1 |
4 | Передача и хранение информации | 1 |
Представление информации в компьютере (8 часов) | ||
5 | Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 |
6 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 2 |
7 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 2 |
8 | Кодирование текстовой информации | 2 |
9 | Кодирование графической информации | 1 |
Алгебра логики (8 часов) | ||
10 | Алгебра логики | 2 |
11 | Понятия, высказывания, логические функции. Таблицы истинности | 2 |
12 | Законы логики. Преобразование логических выражений | 1 |
13 | Логические схемы | 2 |
14 | Логические задачи и способы их решения | 1 |
Компьютер и его программное обеспечение (3 часа) | ||
15 | История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 |
16 | Программное обеспечение компьютера. Классификация ПО | 1 |
17 | Файловая система компьютера | 1 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов (11 часов) | ||
18 | Текстовые документы. Обработка и создание текстовых документов | 4 |
19 | Промежуточная аттестация | 1 |
20 | Объекты компьютерной графики | 2 |
21 | Компьютерные презентации | 4 |
Итого часов | 34 |
Информатика. 11 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов на изучение |
Обработка информации в электронных таблицах (6 часов) | ||
1 | Табличный процессор. Основные сведения | 1 |
2 | Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 1 |
3 | Встроенные функции и их использование | 2 |
4 | Логические функции | 2 |
Алгоритмы и элементы программирования (9 часов) | ||
5 | Основные сведения об алгоритмах | 1 |
6 | Алгоритмические структуры | 2 |
7 | Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | 3 |
8 | Рекурсивные алгоритмы | 2 |
9 | Структурное программирование | 1 |
Информационное моделирование (9 часов) | ||
10 | Модели и моделирование | 1 |
11 | Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр | 3 |
12 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | 2 |
13 | Системы управления базами данных | 1 |
14 | Проектирование и разработка базы данных | 2 |
Сетевые информационные технологии (5 часов) | ||
15 | Основы построения компьютерных сетей | 1 |
16 | Службы Интернета | 2 |
17 | Интернет как глобальная информационная система | 2 |
Основы социальной информатики (5 часов) | ||
18 | Информационное общество. Информационное право | 1 |
19 | Информационная безопасность | 2 |
20 | Промежуточная аттестация | 1 |
21 | Повторение | 1 |
Итого часов | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Элективные курсы: "Учитесь переводить 9 класс","Любите путешествовать? Добро пожаловать в Британию 9 класс","Употребление фразовых глаголов в современном английском языке 10 класс"
Элективные курсы для 9, 10, 11 классов...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)
Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...