РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Компьютерное моделирование» 9 класс агротехнологического профиля (срок реализации 1 год)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovnaie_9_klass_moya.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Барабинского района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Компьютерное моделирование»
9 класс агротехнологического профиля
(срок реализации 1 год)
Составитель:
учитель по информатике и ИКТ
Ныркова А.А.
2020 г.
Пояснительная записка
Учебный курс «Компьютерное моделирование» предназначен для изучения в 9-х классах средней школы.
Курс «Основы компьютерного моделирования» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
- учебное пособие для учащихся «Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
- компьютерный практикум «Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
- методическое пособие для учителя «Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006».
На изучение элективного курса «Компьютерное моделирование» по предлагаемой программе отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).
Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:
- информационные системы;
- компьютерное математическое моделирование.
Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.
Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.
Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.
В конце раздела осваиваются элементы программирования приложений на языке Visual Basic for Application (VBA).
Формы организации учебного процесса
Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, познакомятся с элементами офисного программирования.
Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point. Практическая часть разрабатывается с использованием СУБД Microsoft Access.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows.
Цели курса
- профилизация на уровне среднего общего образования, дальнейшая социализация обучающегося;
- формирование у школьников основ информационной культуры мира, знакомство с информационными процессами в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с важнейшими понятиями информатики, основными компонентами персонального компьютера и их назначением;
- включение персонального компьютера в повседневную учебную деятельность как эффективного и развивающего средства, поддерживающего традиционное обучение;
- знакомство со сферами применения компьютерной техники;
- развитие психических функций ребенка: мышление, внимание, воображение, терпение, воля и т.д.;
- формирование и развитие у учащихся практических умений в области компьютерной графики;
- формирование первоначальных представлений об моделировании и визуализации объектов анимации, а также формирование навыков работы в свободном программном обеспечении Blender Basics;
- привить повышенный интерес обучающихся к изучению предмета Информатика.
Задачи курса
- развитие творческих способностей учащихся и интереса к изучению компьютерной графики;
- научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
- дать первоначальные представления о моделировании и анимации;
- сформировать первичные навыки работы в данной программе Blender Basics;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование устойчивой мотивации к изучению информатики.
Формирование этических норм работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.
Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Формирование соблюдения правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?»
Формирование отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Формирование система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационного общества;
Формирование информационно-технической компетенции в процессе образовательной, исследовательской и творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя проблемы.
Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием свободного программного обеспечения.
Умение выполнять практические задания, предполагающие работу в парах, лабораторные работы, предполагающие групповую работу.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных.
Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение осуществлять самоконтроль за своей деятельностью в процессе достижения результатов.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Развивать мотивы и познавательные интересы в изучении информатики.
Предметные результаты:
Достижение обучающимися предметных результатов по предмету «Информатика».
Знания о возможностях построения трёхмерных моделей.
Самостоятельное создание простых моделей реальных объектов.
Планируемые результаты освоения курса
К концу обучения на начальном этапе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- устанавливать аналогии;
- строить логическую цепь рассуждений;
- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- осознанно владеть общими приёмами решения задач;
- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
Модели объектов и процессов | 1 | |
Основные этапы моделирования | 1 | |
Геометрические модели | 1 | |
Модели систем: структурная модель. Графы (сети) | 1 | |
Иерархические структуры и деревья | 1 | |
Построение структурной модели системы | 1 | |
Практикум на построение семантической сети | 1 | |
Инфологическая модель предметной области | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Понятие базы данных и СУБД | 1 | |
Нормализация данных | 1 | |
СУБД MS Access (OpenOffice.org Base) | 1 | |
Создание базы данных | 1 | |
Запросы на выборку. Использование конструктора запросов | 1 | |
Практикум на работу с запросами | 1 | |
Логические выражения. Сложные запросы на выборку | 1 | |
Практикум на реализацию сложных запросов | 1 | |
Глобальная модель данных информационной системы | 1 | |
Подсхемы и приложения | 1 | |
Практикум по разработке индивидуального проекта | 1 | |
Итоговые запросы и отчеты | 1 | |
Практикум по разработке индивидуального проекта | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Электронные таблицы. MS Excel (OpenOffice.org Calc) (повторение) | 1 | |
Базы данных (списки) в MS Excel (OpenOffice.org Calc). Правила создания | 1 | |
Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка | 1 | |
Практикум по манипулированию данными в списках | 1 | |
Сводные таблицы | 1 | |
Практикум по работе со сводными таблицами | 1 | |
Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VВА | 1 | |
Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события | 1 | |
Создание диалогового окна (пользовательской формы) | 1 | |
Программирование на VBA | 1 | |
Программирование на VBA | 1 |
Содержание программы учебного предмета
Компьютерное моделирование (34 часа)
Информационные системы и системология.
Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области.
Реляционная модель данных и реляционная база данных
Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS Access, OpenOffice.org Base). Реализация приложений: запросы, отчеты.
Базы данных на электронных таблицах
Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MS Excel, OpenOffice.org Calc). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы.
Программирование приложений
Макросы: назначение, способы создания и использования. Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS Excel. Разработка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA.
Формы и средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса.
Предваряющий контроль проводится в форме тестирования, самостоятельной работы.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме лабораторных работ, а также устного опроса (беседы, рассказа ученика, объяснения, комментированного чтения текста учебника, чтения карты, схемы и др.), письменной проверочной работы (классных и домашних письменных работ, самостоятельной работы, реферата), работы по карточкам, тестирования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной лабораторной работы, защиты реферата.
Перечень учебно-методических средств обучения
Для учителя:
- аппаратные средства;
- программные средства;
- карты;
- учебник;
- литература;
- программированные учебники.
Для учащихся:
- аппаратные средства;
- программные средства;
- учебник;
- тетрадь;
- литература;
- письменные принадлежности.
Литература
- Анеликова Л.А. Лабораторные работы по Excel. / Л.А. Анеликова. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007.- 128 с.
- Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. / О.Б. Воронкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 313 с.
- Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. / О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2004. – 424 с.
- Информатика. 5-11 классы: материалы к урокам, внеклассные мероприятия. / авт.-сост. Е.А. Пышная. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142 с.
- Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень). / авт.-сост. Е.В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 102 с.
- Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 309 с.
- Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 294 с.
- Казиев В.М. Информатика в примерах и задачах: кн. для учащихся 10-11 кл. / В.М. Казиев. – М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
- Казиев В.М. Информатика: задачи и тесты. / В.М. Казиев, К.В. Казиев. – М.: Просвещение, 2007. – 190 с.
- Коляда М.Г. Информатика. / М.Г. Коляда. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. / О.Л. Соколова. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
- Туркин О.В. VBA. Практическое программирование. / О.В. Туркин. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007. – 128 с.
Оборудование и приборы
Аппаратные средства:
- компьютер;
- проектор;
- принтер;
- телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети;
- устройства вывода звуковой информации;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами.
Программные средства:
- операционная система;
- файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
- антивирусная программа;
- программа-архиватор;
- клавиатурный тренажер;
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, баз данных и электронные таблицы;
- виртуальные компьютерные лаборатории;
- программа-переводчик;
- система оптического распознавания текста;
- система программирования;
- почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
- браузер (входит в состав операционных систем или др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. Основно...
Рабочая программа элективного курса в 10 классе«Компьютерная графика»
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» в 10 классе составлена на основе программы «Компьютерная графика» автора Л.А.Залоговой, изданной в сборнике «Программы для общеобразова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» (9 класс)
Программа для проведения занятий по делопроизводству в 9 классе...
Программа элективного курса Компьютерное моделирование учебных задач"
Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю).Курс является межпредметным и направлен на повыш...
Программа элективного курса "Компьютерное моделирование" для 9 класса
В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретичес...
Рабочая программа элективного курса " 3D-моделирование "
Программа знакотмит с основами моделирования...