Программа по информатике 9 класс Семакин
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Марчук Людмила Васильевна

Программа по информатике 9 класс Семакин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9_klass_2020.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

Приложение №___ к разделу II.2

                                                                                      основной образовательной программы

                                                                                          основного общего образования.

Рабочая программа

по предмету информатика и ИКТ

9 класс

Базовый уровень

Уровень образования (класс): среднее общее образование, 8 класс

Количество часов: 34

Учитель: Марчук Людмила Васильевна, первая категория

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и  научно-методических  рекомендаций:

  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
  • Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2018..
  • Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.)

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 9 классе учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

  1. Содержание учебного предмета информатики

9 класс (33 часа)

  1. Управление и алгоритмы – 12 час

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов».

Практическая работа №3

 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».

Практическая работа №4 «Работа с циклами».

Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений».

Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации».

Учащиеся должны знать:

  •  что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  •  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  •  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  •  в чем состоят основные свойства алгоритма;
  •  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  •  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  •  пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  •  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Контрольная работа № 1 (1 час)

  1.  Введение в программирование – 15 час.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Практическая работа № 6 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование»

Практическая работа № 7 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

Практическая работа №8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций»

Практическая работа № 9 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

Практическая работа № 10 «Разработка программ обработки одномерных массивов».

Практическая работа № 11 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».

Итоговая практическая работа № 12 «Решение задач на обработку массивов».

Учащиеся должны знать:

  •  основные виды и типы величин;
  •  назначение языков программирования;
  •  что такое трансляция;
  •  назначение систем программирования;
  •  правила оформления программы на Паскале;
  •  правила представления данных и операторов на Паскале;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  •  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Контрольная работа № 2 (1 час)

Контрольная работа № 3 (1 час)

  1. Информационные технологии и общество 4 час

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  •  историю способов записи чисел (систем счисления);
  •  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  •  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

  1. Тематическое  планирование ИНФОРМАТИКА 9 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Дом.

 задание

Формы контроля

Практическая часть

Управление и алгоритмы ( 12ч) Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

1

§ § 1, 2

Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель

1

§ § 3, 4

Практическая работа № 1. Работа с учебным исполнителем алгоритмов «Робот»: построение линейных алгоритмов.

1

§ 4

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1

§ 5

Практическая работа № 2. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

1

§ 5

Циклические алгоритмы

1

§, 6

Практическая работа № 3. Работа с циклами.

1

§ 6

Ветвление и последовательная детализация

1

§ 7

Практическая работа № 4. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

1

§ 7

Практическая работа № 4. (продолжение)Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

1

§ 7

Зачётное задание по алгоритмизации.

1

§ § 1-7

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

1

Введение в программирование (15ч). Понятие программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

1

§ §8, 9

Линейные вычислительные алгоритмы.

1

§10,

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

1

§11

Практическая работа № 5. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.

Разработка линейных алгоритмов. 

1

§ 11

Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале

1

§ §12, 13

Практическая работа № 6. Программирование диалога с компьютером. Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

1

§ 14

Практическая работа № 7. Логические операции на Паскале Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

1

§ §13, 14

Программирование циклов. Алгоритм Евклида  Практическая работа № 8. Разработка программ c использованием цикла с предусловием

1

§15

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале

1

§17

 Практическая работа № 9. Разработка программ обработки одномерных массивов

1

§18

Практическая работа № 10. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

1

§ 19

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Сортировка массива 

1

§ 20

Практическая работа № 11. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

1

§ 21

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

1

§ § 8-21

Информационные технологии и общество (4ч)                      Предыстория информатики. История ЭВМ.

1

§22-23

История программного обеспечения и ИКТ.

§24

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.

1

§25-26

Информационная безопасность.

§27

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

§ 22-27

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 7 - 9 кл

1

Итоговое тестирование по курсу 7-9 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10-11 класс Семакин

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...

Рабочая программа 10-11 класс Семакин

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...

Рабочая программа по информатике-8 (Семакин), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312). Про­грамма со...

Рабочая программа по информатике-9 (Семакин), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312). Про­грамма со...

программа по информатике 7 (Семакин)

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе...

программа по информатике 8 (Семакин)

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе...

программа по информатике 9 (Семакин)

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе...