программа по информатике 8 (Семакин)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Глушкова Галина Петровна

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informatika_8.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Глушковой Галины Петровны

информатика 8

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. и разработана на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников  Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ , рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Информатика изучается на базовом уровне. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной  школе содержание обучения по информатике.

     Рабочая программа  по информатике ориентирована на использование  базового учебника по информатике для 8  класса: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. Информатика Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2016

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Количество часов.

По программе  на изучение информатики отводится в 8  классе общеобразовательной средней школы общим объемом  - 34 часа (т.е. 1 час в неделю).

Планируемые результаты изучения курса информатики в 8 классе

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД,  информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных  расчетов.

. Учащийся должен уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

 Личностные результаты:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики.    

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.  Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.  В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими  научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс  в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии,  выработку коллективного мнения.

 В задачнике-практикуме, входящим в состав УМК,  помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий)  содержатся  задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,  формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы  предусматривается процедура зашиты  проекта перед коллективом класса,  которая  также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся

  1. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.  

Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

          Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
  3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  5. Формирование и развитие компетентности в области использования  ИКТ (ИКТ-компетенции).

Содержание учебного предмета

Общее число часов: 34 ч.

  1. Передача информации в компьютерных сетях 7ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя  отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

  1. Информационное моделирование  4 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных 1 0 ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

  Проектирование и создание однотабличной БД.

       Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;  формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;  формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким  ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

  1. Табличные вычисления на компьютере 10 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Календарно-тематический план  

№ урока

Наименование разделов и тем

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Информационное сопровождение

план

факт

Передача информации в компьютерных сетях  (7 часов)

1/1

Техника безопасности. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Урок ознакомления с новым материалом

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Должны знать: что такое компьютерная сеть; различие между локальными и глобальными сетями;

назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

должны уметь:

 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

 работать с одной из программ-архиваторов.

Презентация

2/2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

Практическая работа №1

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

3/3

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети Работа с электронной почтой. Практическая работа №2

комбинированный

Презентации

ЦОР,

практическое задание

4/4

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

5/5

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

Практическая работа №3

Практикум

практическое задание

6/6

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.

Практическая работа №4

Комбинированный

Презентации

ЦОР

7/7

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Урок проверки ЗУН

Интерактивный тест

Информационное моделирование. (4 часа)

8/1

Понятие модели. Графические информационные модели

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). 

должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Презентации

ЦОР

9/2

Табличные модели.

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

10/3

Информационное моделирование на компьютере

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

Комбинированный

Презентации

ЦОР

11/4

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

Урок проверки ЗУН

Интерактивный тест

Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)

12/1

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

должны знать: что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД, сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Презентации

ЦОР

13/2

Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

14/3

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

Комбинированный

Презентации

ЦОР

15/4

Условия поиска информации, простые логические выражения

Комбинированный

16/5

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

Комбинированный

Презентации

ЦОР

17/6

Логические операции. Сложные условия поиска

Комбинированный

Презентации

ЦОР

18/7

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Комбинированный

Презентации

ЦОР

19/8

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

Комбинированный

Презентации

ЦОР

20/9

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

Комбинированный

Презентации

ЦОР

21/10

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

Урок проверки ЗУН

Интерактивный тест

Табличные вычисления на компьютере (10 ч)

22/1

Двоичная система счисления

Урок ознакомления с новым материалом

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

графические возможности табличного процессора.

должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Презентации

ЦОР

23/2

Представление чисел в памяти компьютера

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

24/3

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц

Комбинированный

Презентации

ЦОР

25/4

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Комбинированный

Презентации

ЦОР

26/5

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

27/6

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

Практикум

28/7

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени

Урок ознакомления с новым материалом

Презентации

ЦОР

29/8

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Комбинированный

Презентации

ЦОР

30/9

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

Комбинированный

Презентации

ЦОР

31/10

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

Урок проверки ЗУН

Интерактивный тест

32/1

Подготовка к итоговой практической работе

Обобщающий урок

Обобщение и систематизация ЗУН

33/2

Итоговая практическая работа

Урок проверки ЗУН

Контроль знаний

Интерактивный тест

34/3

Резерв

Комбинированный

Учитель _____________________ Г.П. Глушкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике в 8-9 классах по Семакину

Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент го...

Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 8 класс.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школ...

Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 9 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой  «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной  школ...