программа по информатике 8 (Семакин)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_8.docx | 52.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Глушковой Галины Петровны
информатика 8
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. и разработана на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ , рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Информатика изучается на базовом уровне. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по информатике.
Рабочая программа по информатике ориентирована на использование базового учебника по информатике для 8 класса: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. Информатика Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2016
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Количество часов.
По программе на изучение информатики отводится в 8 классе общеобразовательной средней школы общим объемом - 34 часа (т.е. 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения курса информатики в 8 классе
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
. Учащийся должен уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
Личностные результаты:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В задачнике-практикуме, входящим в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий) содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Содержание учебного предмета
Общее число часов: 34 ч.
- Передача информации в компьютерных сетях 7ч
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
- Информационное моделирование 4 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
- Хранение и обработка информации в базах данных 1 0 ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
- Табличные вычисления на компьютере 10 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Календарно-тематический план
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Информационное сопровождение | |||||||
план | факт | ||||||||||||
Передача информации в компьютерных сетях (7 часов) | |||||||||||||
1/1 | Техника безопасности. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | Урок ознакомления с новым материалом | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. | Должны знать: что такое компьютерная сеть; различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW. должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; работать с одной из программ-архиваторов. | Презентация | ||||||||
2/2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Практическая работа №1 | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
3/3 | Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети Работа с электронной почтой. Практическая работа №2 | комбинированный | Презентации ЦОР, практическое задание | ||||||||||
4/4 | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
5/5 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Практическая работа №3 | Практикум | практическое задание | ||||||||||
6/6 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. Практическая работа №4 | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
7/7 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Урок проверки ЗУН | Интерактивный тест | ||||||||||
Информационное моделирование. (4 часа) | |||||||||||||
8/1 | Понятие модели. Графические информационные модели | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. | должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. | Презентации ЦОР | ||||||||
9/2 | Табличные модели. | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
10/3 | Информационное моделирование на компьютере Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
11/4 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | Урок проверки ЗУН | Интерактивный тест | ||||||||||
Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч) | |||||||||||||
12/1 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. | должны знать: что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД, сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. | Презентации ЦОР | ||||||||
13/2 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
14/3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
15/4 | Условия поиска информации, простые логические выражения | Комбинированный | |||||||||||
16/5 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
17/6 | Логические операции. Сложные условия поиска | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
18/7 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
19/8 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
20/9 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
21/10 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | Урок проверки ЗУН | Интерактивный тест | ||||||||||
Табличные вычисления на компьютере (10 ч) | |||||||||||||
22/1 | Двоичная система счисления | Урок ознакомления с новым материалом | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. | должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; графические возможности табличного процессора. должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. | Презентации ЦОР | ||||||||
23/2 | Представление чисел в памяти компьютера | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
24/3 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
25/4 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
26/5 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
27/6 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Практикум | |||||||||||
28/7 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | Урок ознакомления с новым материалом | Презентации ЦОР | ||||||||||
29/8 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
30/9 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | Комбинированный | Презентации ЦОР | ||||||||||
31/10 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | Урок проверки ЗУН | Интерактивный тест | ||||||||||
32/1 | Подготовка к итоговой практической работе | Обобщающий урок | Обобщение и систематизация ЗУН | ||||||||||
33/2 | Итоговая практическая работа | Урок проверки ЗУН | Контроль знаний | Интерактивный тест | |||||||||
34/3 | Резерв | Комбинированный |
Учитель _____________________ Г.П. Глушкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике в 8-9 классах по Семакину
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент го...
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 8 класс.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной школ...
Рабочая программа по информатике по программе И.Г. Семакина, 9 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой «Программа базового курса информатики и ИКТ для основной школ...