Рабочая программа по информатике-9 (Семакин), 2014 г.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_informatike-9_semakin.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ№ 92
Руководитель _____________ ______________________ Литвинов С.И.
Протокол № ___ Приказ по школе № ____
«___» ____________2014 г. «___» ____________2014 г. «___» ____________2014 г.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМС
Протокол № ___
«___» ____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 9 классов
Учитель: Завгородняя О.А.
г. Воронеж 2014
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов отводится 105 часов из расчета 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в 9 классе. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год).
Для реализации данной рабочей программы используется комплект учебников: Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 359 с. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
По сравнению с распределением учебных тем, предложенным примерной программой по информатике и ИКТ для основной школы, в данной рабочей программе использовано следующее соотношение материала:
Название темы | Кол-во часов в примерной программе | Кол-во часов в рабочей программе |
Обработка графической информации | 4 | 0 |
Мультимедийные технологии | 5 | 0 |
Обработка числовой информации | 0 | 10 |
Представление информации | 1 | 7 |
Алгоритмы и исполнители | 35 | 29 |
Формализация и моделирование | 7 | 5 |
Хранение информации (базы данных) | 6 | 9 |
Коммуникационные технологии | 6 | 4 |
Информационные технологии в обществе | 2 | 2 |
Резерв на введение и повторение | 4 | 2 |
ВСЕГО | 70 | 68 |
В отличие от порядка изучения содержательных единиц, предложенного в примерной программе по предмету, в связи с использованием учебника автора Семакина И. изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» происходит в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 классе. Указанные отступления допустимы и регламентированы примерной программой.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Специфика целевых задач обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям состоит в необходимости:
- обеспечить реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
- сформировать у учащихся понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей;
- развивать деятельность, основанную на создании информационных объектов, оперировании ими, оценивании числовых параметров информационных объектов и процессов, приведении примеров практического использования полученных знаний, осуществлении самостоятельного поиска учебной информации, применении средств информационных технологий для решения различных задач;
- достигнуть базовой информационно-коммуникационной компетентности обучаемых;
- выявлять и развивать информационные и коммуникационные способности учащихся, интерес к предмету и его изучению;
- подготовить учащихся к учебе в последующих классах и вузах, а также к дальнейшей исследовательской деятельности;
- ориентировать обучаемых на профессии, существенным образом связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
Уроки | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы (зачеты) | |||
1 | Введение в предмет | 1 | 1 | 0 | 0 |
2 | Обработка числовой информации | 10 | 5 | 4 | 1 |
3 | Представление информации | 7 | 5 | 2 | 0 |
4 | Алгоритмы и исполнители | 29 | 22 | 6 | 1 |
5 | Формализация и моделирование | 5 | 3 | 2 | 0 |
6 | Хранение информации | 9 | 6 | 2 | 1 |
7 | Коммуникационные технологии | 4 | 2,5 | 1,5 | 0 |
8 | Информационные технологии в обществе | 2 | 1 | 1 | 0 |
9 | Повторение | 1 | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО | 68 | 46,5 | 18,5 | 3 |
Далее представлены темы отдельных уроков:
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примечание | ||
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Повторение изученного ранее. | 1 | I четверть | ||
Обработка числовой информации (10 часов) | |||||
2 | Электронные таблицы Ms Excel (столбцы, строки, ячейки). | 1 | |||
3 | Типы данных: числа, формулы, текст. Форматирование ячеек. | 1 | |||
4 | Практическая работа №1 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных». | 1 | |||
5 | Практическая работа №2 «Создание и обработка таблиц». | 1 | |||
6 | Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. | 1 | |||
7 | Практическая работа №3 «Ввод математических формул и вычисление по ним». | 1 | |||
8 | Построение диаграмм и графиков. | 1 | |||
9 | Практическая работа №4 «Построение диаграмм и графиков». | 1 | |||
10 | Работа в Ms Excel. | 1 | |||
11 | Зачет № 1 «Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов». | 1 | |||
Представление информации (7 часов) | |||||
12 | Анализ зачета № 1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодировка звуковой информации. | 1 | |||
13 | Компьютерное представление текстовой информации. Практическая работа №5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе». | 0,5 0,5 | |||
14 | Кодирование графической и звуковой информации. Практическая работа №6 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе». | 0,5 0,5 | |||
15 | Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | 1 | |||
16 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. | 1 | |||
17 | Практическая работа №7 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления». | 1 | |||
18 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. | 1 | |||
Алгоритмы и исполнители (29 часов) | |||||
19 | Техника безопасности в компьютерном классе. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. | 1 | II четверть | ||
20 | Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов. Алгоритмы работы с числовыми данными. Арифметические выражения. | 1 | |||
21 | Практическая работа №8 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения». Алгоритмическая конструкция «Ветвление». | 0,5 0,5 | |||
22 | Алгоритмическая конструкция «Ветвление». | 1 | |||
23 | Практическая работа №9 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Ветвление». Алгоритмическая конструкция «Повторение». | 0,5 0,5 | |||
24 | Алгоритмическая конструкция «Повторение». | 1 | |||
25 | Практическая работа №10 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Повторение». Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Подпрограммы. | 0,5 0,5 | |||
26 | Подпрограммы. Практическая работа №11 «Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму». | 0,5 0,5 | |||
27 | Одномерный массив. | 1 | |||
28 | Одномерный массив. | 1 | |||
29 | Практическая работа №12 «Разработка алгоритма по обработке одномерного массива». Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (И, ИЛИ, НЕ). Логические выражения. | 0,5 0,5 | |||
30 | Практическая работа №13 «Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций». | 1 | |||
31 | Алгебра высказываний. Основные законы алгебры логики. Построение таблиц истинности. | 1 | Дом. контр. раб. | ||
32 | Решение задач с использованием различных алгоритмических конструкций и логических операций. | 1 | |||
33 | Техника безопасности в компьютерном классе. Языки программирования, их классификация. Язык программирования Паскаль. Правила записи программы на языке программирования Паскаль. | 1 | III четверть | ||
34 | Составление простейших программ на языке программирования Паскаль. | 1 | |||
35 | Оператор ветвления. | 1 | |||
36 | Оператор ветвления. Практическая работа №14 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления». | 0,5 0,5 | |||
37 | Операторы цикла. | 1 | |||
38 | Операторы цикла. | 1 | |||
39 | Практическая работа №15 «Разработка программы, содержащей операторы цикла». Подпрограммы. | 0,5 0,5 | |||
40 | Подпрограммы. Практическая работа №16 «Разработка программы, содержащей подпрограмму». | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. | ||
41 | Одномерный массив. | 1 | |||
42 | Одномерный массив. Практическая работа №17 «Разработка программы по обработке одномерного массива». | 0,5 0,5 | |||
43 | Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций | 1 | |||
44 | Практическая работа №18 «Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций». Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач. | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. | ||
45 | Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач. | 1 | |||
46 | Подготовка к зачетной работе. | 1 | |||
47 | Зачет №2 «Создание алгоритма и программы, решающих поставленную задачу». | 1 | |||
Формализация и моделирование (5 часов) | |||||
48 | Анализ зачета № 2. Моделирование. Классификация моделей. Формализация. Практическая работа №19«Построение генеалогического дерева семьи». | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. | ||
49 | Информационное моделирование. Виды информационных моделей. Этапы построения информационных моделей. Графические и табличные модели. Практическая работа №20 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования». | 0,5 0,5 | |||
50 | Информационное моделирование на компьютере. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования. | 1 | |||
51 | Практическая работа №21 «Построение и использование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием таблиц». | 1 | |||
52 | Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. | 1 | |||
Хранение информации (9 часов) | |||||
53 | Техника безопасности в компьютерном классе. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. | 1 | |||
54 | Ввод и редактирование записей в табличной базе данных. | 1 | |||
55 | Условия поиска информации, логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. | 1 | |||
56 | Поиск, удаление и сортировка данных. | 1 | |||
57 | Практическая работа №22 «Поиск записей в готовой базе данных». | 1 | |||
58 | Сортировка записей в готовой базе данных. | 1 | |||
59 | Практическая работа №23 «Сортировка записей в готовой базе данных». | 1 | |||
60 | Подготовка к зачетной работе. | 1 | |||
61 | Зачет № 3 «Работа с учебной базой данных». | 1 | |||
Коммуникационные технологии (4 часа) | |||||
62 | Анализ зачета № 3. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование, декодирование. Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 | |||
63 | Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Практическая работа №24 «Путешествие во Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат, телеконференция. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них». | 0,5 0,5 | |||
64 | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Практическая работа №25 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения». | 0,5 0,5 | |||
65 | Архивирование и разархивирование. Практическая работа №26 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла их файлового архива». Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Практическая работа №27 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов». | 0,25 0,25 0,25 0,25 | |||
Информационные технологии в обществе (2 часа) | |||||
66 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | 1 | |||
67 | Практическая работа №28 «Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной программы». | 1 | |||
Повторение (1 час) | |||||
68 | Итоговое повторение. | 1 |
Раздел III. Содержание учебного предмета
Рассмотрим стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение:
№ п/п | Стержневые линии | Кол-во часов | Обязательный минимум | КИМы | |
Знать | Уметь | ||||
1 | Введение в предмет Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. Повторение курса 8 класса. Правила ТБ при работе в компьютерном классе. | 1 | Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. | Применять правила техники безопасности при работе в компьютерном классе | |
2 | Обработка числовой информации Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице. Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения. Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек. Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек. Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков. | 10 | Назначение табличного процессора, его команд и режимов. Объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы. Правила записи, использования и копирования формул и функций. Технология создания, редактирования и форматирования табличного документа. Понятия относительной и абсолютной ссылки. Технология создания и редактирования диаграмм, графиков. | Создавать структуру ЭТ и заполнять её данными. Редактировать электронную таблицу. Использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования. Записывать формулы и использовать в них встроенные функции. Создать и редактировать диаграммы, графики. | Практические работы № 1, 2, 3, 4 Зачет № 1 |
3 | Представление информации Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере. Представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Определение объёма текстовых сообщений, представленных с помощью различных алфавитов. Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Определение объема графической информации. Представление звуковой информации. Кодирование звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Определение объема звуковой информации. | 7 | Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации. Представление графической и звуковой информации. Цветовые модели. Частота дискретизации, глубина кодирования. | Осуществлять перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выполнять арифметические операции в различных системах счисления. Определять объем графической и звуковой информации. | Практические работы № 5, 6, 7 |
4 | Алгоритмы и исполнители Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов. Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операций над данными. Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения. Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры. Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода. Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред-, пост- условием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Работа с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде. Подпрограммы. Процедуры и функции. Этапы разработки программы: анализ – алгоритмизация – кодирование – отладка – тестировании. | 29 | Назначение алгоритма и его определение. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Структура основных алгоритмических конструкций. Основные стадии разработки алгоритма. Назначение языков программирования. Алфавит языка программирования Pascal. Объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.). Основные типы данных и операторы языка Паскаль. | Строить блок-схемы алгоритмов поставленных задач. Использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов. Работать в среде учебного исполнителя. Разрабатывать и записывать на языке программирования Pascal типовые алгоритмы. | Практические работы № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 Зачет № 2 |
5 | Формализация и моделирование Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы квалификации моделей. Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования – выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) – формализация – проверка адекватности модели. Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей. Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования. | 5 | Основные виды классификации моделей. Основные типы информационных моделей. Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения. | Разрабатывать схему моделирования для любой задачи. Строить и исследовать информационные модели, в том числе на компьютере. | Практические работы № 19, 20, 21 |
6 | Хранение информации (базы данных) Табличные базы данных, системы управления базами данных. Таблицы, записи, поля записей. Поиск и сортировка данных в готовой БД. Создание запросов на поиск данных | 9 | Понятие базы данных и ее основных элементов. Технология создание и редактирования баз данных. Технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации. Назначение и технология создания форм, отчетов, запросов. | Создавать и редактировать базы данных. Заполнять данными созданную структуру и проводить редактирование данных. Создавать и редактировать формы. Осуществлять выборку, сортировку и просмотр данных в режиме списка и формы. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов. Реализовывать запросы со сложными условиями выборки. | Практические работы № 22, 23 Зачет № 3 |
7 | Коммуникационные технологии Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи, адресация узлов. Процесс передачи данных: кодирование и декодирование, передача пакетов, скорость передачи. Понятие сетевого протокола. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Поиск информации в сети Интернет Службы Интернет: электронная почта, web-сервис, передача файлов, интерактивное общение. | 4 | Понятие компьютерной сети. Назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей. Назначение и принципы работы электронной почты. Основные протоколы передачи данных. Назначение программы-браузера и её управляющих элементов. Технология поиска информации в сети Интернет | Работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ. Работать в браузере. Осуществлять поиск информации в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой и файловыми архивами. | Практические работы № 24, 25, 26, 27 |
8 | Информационные технологии и общество Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | 2 | Характерные черты информационного общества и информационной культуры человека. Проблемы информационной безопасности. Правовые аспекты охраны программ и данных. | Различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Определять основные компоненты информационной культуры человека. | Практическая работа № 28 |
9 | Повторение | 1 | Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи. Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Анализ, обобщение и систематизация информации. |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды;
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
- понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
- назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
- области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
- Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, - 359 с.
- Семакин И.Г. Методическое пособие для учителя. 8 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 174 с.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005, - 288 с.
- Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей. 5 – 11 классы. – СПб.: Питер, 2006, - 254 с.
- Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 320 с.
- Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе «Информатика и ИКТ» – Воронеж: ВОИПКРО, 2006, - 84 с.
- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005, - 352 с.
Дополнительная литература
- Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
- Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
- Чернов А.Ф. Информатика. 9 – 11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. – Волгоград: Учитель, 2007, - 207 с.
- Фальков А.И., Молодцова М.Г. Элективный мультимедиа-курс «Вычислительная математика и программирование, 10 – 11 кл.». – Министерство образования РФ, 2004. ГУ РЦ ЭМТО, 2004. ЗАО «1С», 2004
- Свободно распространяемый сборник электронных пособий по графике, Интернету, мультимедиа, операционным системам, офисным приложениям, программированию, проектированию.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ADSL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер
- Локальная вычислительная сеть
Программные средства (всё программное обеспечение, используемое в учебном процессе, подлежит лицензированию)
- Операционная система Windows ХР
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007
- Программа-переводчик
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint
- Мультимедиа проигрыватель
- Система программирования Pascal
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике-8 (Семакин), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа со...
Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
Рабочая программа по информатике. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. 11 класс
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральны...