Статья "Реализация практико-ориентированного обучения информационным технологиям в системе среднего профессионального обучения"
статья по информатике и икт

Смирнова Галина Ивановна

В рамках научного марафона "Дорогой знаний", посвященного 210-летию со дня рождения Н.И. Пирогова, состоялась заочная научно-практическая конференция «Пироговские чтения - 2020». Моя статья под названием "Реализация практико-ориентированного обучения информационным технологиям в системе среднего профессионального обучения" опубликована в сборнике конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Смирнова Галина Ивановна,

преподаватель 1 квалификационной категории

ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Современное обучение в системе среднего образования носит практико-ориентированный подход. Каждая дисциплина опирается на формирование практических навыков обучающихся. Рассмотрим данную тенденцию на примере преподавания «Информационных технологий в профессиональной деятельности» для студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1».

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело [4] предусматривает формирование общих и профессиональных компетенций, в том числе:

  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
  • ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

Данные компетенции обязывают преподавателя самому в совершенстве владеть информационно-коммуникационными, иметь четкое представление о новых тенденциях, перспективах развития отрасли. Профессиональное сообщество обобщает и представляет коллегам свой опыт на выставках, конференциях. В 2020 году наиболее значимый интерес представляет международный конгресс «Информационные технологии в медицине» [3]. Конгресс прошел в октябре текущего года в г. Москве в дистанционном и он-лайн форматах. Для нас наиболее информативна стала виртуальная выставка «Медицинские информационные системы». Тематические направления выставки таковы: комплексные информационные решения для системы здравоохранения и отдельных учреждений различных уровней; специализированные информационные системы локального и интегрированного использования; современное оборудование для профилактики, диагностики, лечения с использованием компьютерных систем и обработки медицинской информации; телемедицина, интернет-медицина, мобильный мониторинг. В выставке приняло участие порядка 30 ведущих отраслевых компаний, которые ориентированы на внедрение продукции внутри нашей страны.

Представленные на выставке экспонаты приняли участие в ежегодном конкурсе «Лучшее ИТ решение для здравоохранения 2020». По итогам открытого голосования пользователей и оценки экспертной комиссии конкурса победителями признаны решения: «N3.Аналитика» (ООО «Нетрика»); ТрастМед:Стоматология (ООО «СофТраст»). Лауреатами конкурса стали разработки: АИС «Навигатор. Трансфузиология» (ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая станция переливания крови»); Система предиктивной аналитики и управления рисками в здравоохранении на основе искусственного интеллекта WEBIOMED (ООО «К-Скай»). Дипломанты конкурса: Лабораторная информационная система «Акросс-Клиническая лаборатория» (ЛИС АКЛ). Модуль Гистология (ООО «Лаборатория «Акросс-Инжиниринг»); Региональная централизованная система (подсистема) «Онкопаспорт пациента» (ООО «ТехЛАБ»).

Подробнее остановимся на победителях. «N3.Аналитика» – система класса Business Intelligence (BI), которая позволяет быстро обрабатывать большие объёмы данных из различных источников и визуализировать их в виде удобных отчётов для анализа и поддержки принятия управленческих решений [1]. При этом каждый показатель отчётности может быть проверен и детализирован до любого уровня: медицинской организации, пациента или случая обслуживания. Процесс подготовки отчётности становится понятным и прозрачным, а органы управления здравоохранением получают возможность оперативно получать необходимые данные и выявлять причины отклонения показателей от целевых значений. Система «N3.Аналитика» внедрена уже в 11 регионах РФ, среди которых Санкт-Петербург, Ленинградская область, Хабаровский край, Мурманская область, Краснодарский край, Кировская область, ЯНАО, Кемеровская область, Забайкальский край, Алтайский край, Республика Калмыкия.

Визуальный пример работы системы представлен на рисунке 1.

https://netrika.ru/uploads/galleries/1585738860_1099.png

Рис. 1. Пример визуализации работы системы бизнес-аналитики «N3.Аналитика».

Звания победителя удостоен проект ТрастМед:Стоматология [2]. Он автоматизирует деятельность специалиста стоматологического профиля. Входит в состав программного комплекса ТрастМед:МИС. Возможности системы - оформление медицинской карты стоматологического больного, медицинской карты ортодонтического пациента: заполнение анамнеза и жалоб пациента; описание состояния зубов и полости рта с помощью интерактивной карты зубов; направление на диагностические исследования; формирование плана лечения на основе выбранных услуг; фиксация выполненных услуг, учёт материалов и средств, затраченных при оказании услуги; учёт стоматологических осмотров пациентов; ведение «Карты зубов», «Карты ортодонта» и «Карты пародонта»; печать медицинской карты стоматологического больного по форме № 043/у, медицинской карты ортодонтического больного по форме № 043-1/у, пародонтограммы, сводной ведомости по форме 039-2/у-88; учёт заказ-нарядов в зуботехническую лабораторию, сформированных по услугам из плана лечения; настройка материалов и норм списания для дальнейшего использования при учёте оказываемых услуг.

Пример работы системы ТрастМед:Стоматология приведен на рисунке 2.

ТрастМед:Стоматология

Рис. 2. Пример работы системы ТрастМед:Стоматология.

Автор статьи детально изучила разработки не только компаний, получивших звание победителей, но и всех лауреатов и дипломантов. Полученные в рамках международного конгресса опыт и знания могут быть применены в преподавании некоторых тем дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 34.02.01 Сестринское дело, а именно:

- техническое и программное обеспечение информационных технологий в здравоохранении;

- электронный документооборот;

- оптимизация функций медицинского персонала в условиях телемедицины;

- автоматизированные рабочие места (АРМ) в работе среднего медперсонала;

- медицинские информационные системы;

- медицинская статистика и т.д.

Подводя итог, отметим, что международный конгресс «Информационные технологии в медицине» является информационным подспорьем для преподавателей медицинского колледжа, так как актуализирует уровень знаний, рассказывает о современном этапе развития технологий в здравоохранении и медицине.

Список литературы:

  1. Официальный сайт компании «Нетрика». Режим доступа: https://netrika.ru/solution/bi (дата обращения - 25.11.2020).
  2. Официальный сайт компании «СофТраст». Режим доступа: https://softrust.ru/upload/iblock/433/TrustMed_Dent_6_oct.mp4 (дата обращения - 25.11.2020).
  3. Официальный сайт международного конгресса «Информационные технологии в медицине». Режим доступа: https://itmcongress.ru/itm2020/ (дата обращения – 25.11.2020).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело». Режим доступа: https://base.garant.ru/70683786/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения – 25.11.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования

В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

О работе по обучению переводу научно-популярных и технических текстов в системе среднего профессионального образования

Данная статья является попыткой обобщить некоторые особенности работы с немецкой научно-технической литературой в системе среднего профессионального образования, дать некоторые методические рекомендац...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Данный методический доклад  раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку  в системе среднего профессионального образования, ее п...

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....