Статья "Реализация практико-ориентированного обучения информационным технологиям в системе среднего профессионального обучения"
статья по информатике и икт
В рамках научного марафона "Дорогой знаний", посвященного 210-летию со дня рождения Н.И. Пирогова, состоялась заочная научно-практическая конференция «Пироговские чтения - 2020». Моя статья под названием "Реализация практико-ориентированного обучения информационным технологиям в системе среднего профессионального обучения" опубликована в сборнике конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья_Пироговские чтения 2020_Смирнова Г.И. | 447.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Смирнова Галина Ивановна,
преподаватель 1 квалификационной категории
ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
Современное обучение в системе среднего образования носит практико-ориентированный подход. Каждая дисциплина опирается на формирование практических навыков обучающихся. Рассмотрим данную тенденцию на примере преподавания «Информационных технологий в профессиональной деятельности» для студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело [4] предусматривает формирование общих и профессиональных компетенций, в том числе:
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
- ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
- ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
- ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
Данные компетенции обязывают преподавателя самому в совершенстве владеть информационно-коммуникационными, иметь четкое представление о новых тенденциях, перспективах развития отрасли. Профессиональное сообщество обобщает и представляет коллегам свой опыт на выставках, конференциях. В 2020 году наиболее значимый интерес представляет международный конгресс «Информационные технологии в медицине» [3]. Конгресс прошел в октябре текущего года в г. Москве в дистанционном и он-лайн форматах. Для нас наиболее информативна стала виртуальная выставка «Медицинские информационные системы». Тематические направления выставки таковы: комплексные информационные решения для системы здравоохранения и отдельных учреждений различных уровней; специализированные информационные системы локального и интегрированного использования; современное оборудование для профилактики, диагностики, лечения с использованием компьютерных систем и обработки медицинской информации; телемедицина, интернет-медицина, мобильный мониторинг. В выставке приняло участие порядка 30 ведущих отраслевых компаний, которые ориентированы на внедрение продукции внутри нашей страны.
Представленные на выставке экспонаты приняли участие в ежегодном конкурсе «Лучшее ИТ решение для здравоохранения 2020». По итогам открытого голосования пользователей и оценки экспертной комиссии конкурса победителями признаны решения: «N3.Аналитика» (ООО «Нетрика»); ТрастМед:Стоматология (ООО «СофТраст»). Лауреатами конкурса стали разработки: АИС «Навигатор. Трансфузиология» (ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая станция переливания крови»); Система предиктивной аналитики и управления рисками в здравоохранении на основе искусственного интеллекта WEBIOMED (ООО «К-Скай»). Дипломанты конкурса: Лабораторная информационная система «Акросс-Клиническая лаборатория» (ЛИС АКЛ). Модуль Гистология (ООО «Лаборатория «Акросс-Инжиниринг»); Региональная централизованная система (подсистема) «Онкопаспорт пациента» (ООО «ТехЛАБ»).
Подробнее остановимся на победителях. «N3.Аналитика» – система класса Business Intelligence (BI), которая позволяет быстро обрабатывать большие объёмы данных из различных источников и визуализировать их в виде удобных отчётов для анализа и поддержки принятия управленческих решений [1]. При этом каждый показатель отчётности может быть проверен и детализирован до любого уровня: медицинской организации, пациента или случая обслуживания. Процесс подготовки отчётности становится понятным и прозрачным, а органы управления здравоохранением получают возможность оперативно получать необходимые данные и выявлять причины отклонения показателей от целевых значений. Система «N3.Аналитика» внедрена уже в 11 регионах РФ, среди которых Санкт-Петербург, Ленинградская область, Хабаровский край, Мурманская область, Краснодарский край, Кировская область, ЯНАО, Кемеровская область, Забайкальский край, Алтайский край, Республика Калмыкия.
Визуальный пример работы системы представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Пример визуализации работы системы бизнес-аналитики «N3.Аналитика».
Звания победителя удостоен проект ТрастМед:Стоматология [2]. Он автоматизирует деятельность специалиста стоматологического профиля. Входит в состав программного комплекса ТрастМед:МИС. Возможности системы - оформление медицинской карты стоматологического больного, медицинской карты ортодонтического пациента: заполнение анамнеза и жалоб пациента; описание состояния зубов и полости рта с помощью интерактивной карты зубов; направление на диагностические исследования; формирование плана лечения на основе выбранных услуг; фиксация выполненных услуг, учёт материалов и средств, затраченных при оказании услуги; учёт стоматологических осмотров пациентов; ведение «Карты зубов», «Карты ортодонта» и «Карты пародонта»; печать медицинской карты стоматологического больного по форме № 043/у, медицинской карты ортодонтического больного по форме № 043-1/у, пародонтограммы, сводной ведомости по форме 039-2/у-88; учёт заказ-нарядов в зуботехническую лабораторию, сформированных по услугам из плана лечения; настройка материалов и норм списания для дальнейшего использования при учёте оказываемых услуг.
Пример работы системы ТрастМед:Стоматология приведен на рисунке 2.
Рис. 2. Пример работы системы ТрастМед:Стоматология.
Автор статьи детально изучила разработки не только компаний, получивших звание победителей, но и всех лауреатов и дипломантов. Полученные в рамках международного конгресса опыт и знания могут быть применены в преподавании некоторых тем дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 34.02.01 Сестринское дело, а именно:
- техническое и программное обеспечение информационных технологий в здравоохранении;
- электронный документооборот;
- оптимизация функций медицинского персонала в условиях телемедицины;
- автоматизированные рабочие места (АРМ) в работе среднего медперсонала;
- медицинские информационные системы;
- медицинская статистика и т.д.
Подводя итог, отметим, что международный конгресс «Информационные технологии в медицине» является информационным подспорьем для преподавателей медицинского колледжа, так как актуализирует уровень знаний, рассказывает о современном этапе развития технологий в здравоохранении и медицине.
Список литературы:
- Официальный сайт компании «Нетрика». Режим доступа: https://netrika.ru/solution/bi (дата обращения - 25.11.2020).
- Официальный сайт компании «СофТраст». Режим доступа: https://softrust.ru/upload/iblock/433/TrustMed_Dent_6_oct.mp4 (дата обращения - 25.11.2020).
- Официальный сайт международного конгресса «Информационные технологии в медицине». Режим доступа: https://itmcongress.ru/itm2020/ (дата обращения – 25.11.2020).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело». Режим доступа: https://base.garant.ru/70683786/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения – 25.11.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования
В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...
Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/
Развивающее обучение — это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последов...
О работе по обучению переводу научно-популярных и технических текстов в системе среднего профессионального образования
Данная статья является попыткой обобщить некоторые особенности работы с немецкой научно-технической литературой в системе среднего профессионального образования, дать некоторые методические рекомендац...
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Статья из обобщенного опыта по применению разных методов в обучении студентов...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Данный методический доклад раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования, ее п...
Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....