Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья по биологии (11 класс) по теме

Растопчина Нина Леонидовна

Статья из обобщенного опыта по применению разных методов в обучении студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rastopchinoy_nl.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И  

МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ».

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ

                    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАСТОПЧИНА Н.Л.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский медицинский колледж»

На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос получения качественного образования, которое помогло бы каждому человеку найти свое место в постоянно меняющемся обществе и сориентироваться с выбором профессии.

Система среднего профессионального образования переживает не лучшие времена: реформы, новые стандарты, постоянно меняющиеся требования работодателей, разноуровневая, зачастую недостаточная базовая школьная подготовка абитуриентов. В этих условиях педагог должен постоянно совершенствовать свою методику преподавания, апробировать новые технологии, чтобы идти в ногу со временем, соответствовать ФГОС и учитывать индивидуальные особенности студентов.

Исходя из опыта работы, хочется отметить, что новые технологии и методы не всегда успешно внедряются и на это есть ряд объективных причин:

  • разный уровень знаний и способностей обучающихся, индивидуальные особенности усвоения материала;
  • сложности с выполнением заданий, направленных на выявление причинно-следственных связей при анализе теоретического материала, описании объекта исследования;
  • недостаточная мотивация студентов на обучение.

В этой связи преподавателю приходится подстраиваться под реалии нового времени и проводить поиск наиболее эффективных методов в обучении.

В ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж» у студентов специальности «Фармация» на первом году обучения основными профилирующими предметами являются химия и биология.

Основная задача педагога: сформировать необходимый объем умений и знаний по курсу общей биологии, построить так называемый «фундамент», который будет впоследствии основой для освоения дисциплин общепрофессионального цикла, таких как: «Анатомия и физиология человека», «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Основы микробиологии и иммунологии», «Ботаника».

Мной был апробирован ряд методов, которые я посчитала наиболее оптимальными для реализации поставленных задач, а именно:

  • стимулировать у студентов познавательное мышление;
  • способствовать развитию умений выявлять причинно-следственные связи, закономерности между процессами и явлениями;
  • способствовать развитию критического мышления, умению анализировать теоретический материал, самостоятельно делать выводы и давать рекомендации.

Одной из наиболее эффективных методик оказалась методика решения учебных познавательных задач.

Под понятием учебно-познавательная задача подразумевается определенная учебная комбинация, описывающая какое-либо явление, и предлагающая ряд действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и непосредственно решению задачи [3].

Основная цель данной методики: формирование умений выделять явление, указываемое в задаче, описывать его элементы, понимать их отношение и выявлять причинно-следственные связи.

Особенность учебно-познавательных задач по биологии заключается в том, что многие из них имеют несколько путей рассуждений. Решение такой задачи – это не только простой ответ на вопрос, но и система умственных действий, на основе анализа, рассуждений, рассматривающих описанное явление, и приводящих к определенной форме записи условия задачи, постепенного ее решения и формирования ответа, а также предполагаемых выводов по рассматриваемому явлению.

При решении таких задач по алгоритму можно ориентироваться по схеме (см. схему 1):

Схема 1

Кратко записать учебно-познавательную задачу можно, используя следующую таблицу:

Таблица 1

Условие:

Решение:

1. Явление

1. Уточнение известных фактов или понятий из условия задачи

2. Что лежит в основе данного явления

2. Выяснение биологического смысла задачи

3. Результат

3. Ответ

4. Вывод

Вопрос

Студентам 1-го курса предлагалось самостоятельно провести анализ следующей задачи по биологии, выделить явления и процессы, самим сформулировать вопрос и применить имеющиеся знания для ее решения:

«Что произойдет в клетке, если в ней прекратится образование лизосом?».

Предложенный вариант решения задачи студентами указан в таблице 2:

Таблица 2

Условие:

Решение:

1. Лизосомы – это клеточные органоиды. Их образование – это обязательный процесс, происходящий в клетке

1. Так как лизосомы отвечают за расщепление и удаление отработанных частей клетки и переработанных питательных веществ, то при их отсутствии эти продукты метаболизма будут накапливаться в клетке

2. Лизосомы необходимы для внутриклеточного переваривания, т.к. содержат ферменты

2. Если продукты метаболизма станут накапливаться, то работа клетки будет затруднена

3. В результате внутриклеточного переваривания клетка освобождается от ненужных элементов и отработанных веществ

3. Затрудненная работа клетки по очищению от ненужных веществ может привести к гибели клетки

Вопрос

4. Вывод: Таким образом, если в клетке прекратится образование лизосом, то клетка в скором времени погибнет, так как не сможет освобождаться от продуктов метаболизма

1. Что произойдет с клеткой, если лизосомы не будут образовываться?

У данной методики есть преимущества и недостатки. Из основных преимуществ, следует отметить, прежде всего, тот факт, что студенты могут через цепь последовательных мыслительных действий прийти к нужному выводу и дать грамотный ответ. Из недостатков: на первых порах студентам сложно воспринимать данную схему, они, как правило, имеют затруднения в части рассуждений (решения). Но при частом использовании данной методики наблюдается улучшение результатов деятельности.

Для решения сравнительных и доказательных задач я применяю технологию учебных ориентиров.

Исходя из требований ФГОС, следует уделять внимание реализации индивидуально-ориентированного обучения. Решение данной проблемы возможно при использовании на занятиях вышеуказанной технологии, представляющей собой программу и план учебно-познавательной деятельности обучающегося, при которой вместе с изучением основ учебного курса происходит освоение способов деятельности [2].

Важный аспект построения учебных ориентиров – это структурирование деятельности обучающихся в логике этапов усвоения знаний:

  • восприятие
  • понимание
  • осмысление
  • запоминание
  • применение
  • систематизация

Содержание учебных ориентиров включает в себя вопросы и задания на актуализацию опорных знаний, необходимых для изучения учебной темы и первичную рефлексию, предъявляемых требований к овладению учебной информацией, что позволяет включать обучающегося в целеполагание и алгоритм организации деятельности.

Основная цель данной технологии: реализация таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей [2].

В качестве примера, определяющего структуру учебного ориентира, можно привести ориентиры по теме «Сравнительная характеристика митоза и мейоза».

Структура учебного ориентира включает следующие элементы:

  1. Целеполагание
  2. Требования к уровню овладения учебной информацией:
  • Доказать, что без процессов митоза и мейоза невозможна жизнь
  • Сравнить процессы митоза и мейоза
  1. Анализ содержания требования:
  • Установите соответствие между названием требования и значением глагола.

Таблица 3

Понятия

Варианты

Значение

  1. Доказать

1

Изложение в систематическом порядке состава какого-либо объекта

  1. Сравнить

2

Распознавание какого-либо объекта

3

Подтверждение правильности фактами/доводами

4

Нахождение сходства или различия

  • Выберите правильный ответ.
  • Ответьте на вопрос: «Какая информация необходима для выполнения задания?»
  • Заполните таблицу:

Таблица 4

Содержание требования

Необходимая учебная информация

1

Докажите, что без процессов митоза и мейоза невозможна жизнь

Митоз – это……

Мейоз – это…..

Значение митоза заключается в…..

Значение мейоза заключается в……

2

Сравните процессы митоза и мейоза

Ход митоза – фазы/процессы…..

Ход мейоза – фазы/процессы…..

Итог митоза…..

Итог мейоза…..

  • Сформулируйте и поставьте дальнейшую цель перед собой.
  1. Блок актуализации опорных знаний

Требование №1. Моделирование ответа в соответствии с требованиями понятия «доказать».

Вспомните:

  • К каким типам размножения относятся митоз и мейоз;
  • Для чего необходимы эти процессы;
  • Что произойдет, если данные процессы не будут происходить.
  1. Изучение нового материала

Требование №2. Моделирование ответа в соответствии с требованием «сравнить».

  • Сравните ход митоза и мейоза, самостоятельно выбрав признаки для сравнения.
  • Используя текст учебника, заполните сравнительную таблицу:

Таблица 5

Процессы

Признак для сравнения

Митоз

Мейоз

  • Сформулируйте вывод.

Использование учебных ориентиров имеет следующие преимущества:

  • Роль преподавателя меняется: он уже не транслятор готовых знаний, а специалист, направляющий деятельность обучающихся в нужное русло, и оказывающий помощь тому, кто испытывает затруднения;
  • Можно охватить большой объем учебного материала;
  • Данная технология позволяет структурировать материал наглядно в виде таблицы;
  • Стимулирует творческое мышление студентов;
  • Способствует интеграции нескольких тем.

Наряду с преимуществами данная технология имеет и недостатки, которые связаны напрямую с затруднениями самих обучающихся  в нахождении параметров для сравнения каких-либо процессов, сложностью с формулировкой доказательств.

Однако, несмотря на первые затруднения, студенты активно включаются в решение учебных задач по данной технологии, так как такие приемы вносят разнообразие в процесс обучения.

Еще один метод, который доказал свою эффективность при апробации, и который я применяю для развития критического мышления, это «Fish-bones» (Скелет рыбы).

Преимущества: данный метод целесообразно использовать для работы студентов в микрогруппах.

Дословно «Fish-bones» переводится с английского языка, как «рыбьи кости» или «скелет рыбы». Впервые данный метод был предложен японским профессором Кауро Ишикава в 80-х годах прошлого века. Метод был направлен на структурный анализ причинно-следственных связей в наглядной форме [1]. Однако данный метод не потерял своей актуальности и сегодня.

Основная цель метода: развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме.

С помощью схемы (см. схему 2) можно найти решение любой рассматриваемой сложной ситуации:

Схема 2

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg

Схемы раздаются студентам в микрогруппы, либо транслируются с помощью мультимедиа.

Студентам предлагается проблемный вопрос, который им необходимо рассмотреть с помощью схемы «Fish-bones». Схема включает 4 блока:

1 блок – голова – выражает проблему, которую следует разрешить в процессе работы;

2 блок – верхние кости – выражают причины, которые привели к вышеуказанной проблеме;

3 блок – нижние кости – выражают факты, подтверждающие наличие причин;

4 блок – хвост – вывод.

Все записи в схеме должны быть лаконичными, понятными и отображать суть проблемы [1].

Преимущества метода:

  1. Можно использовать на учебном занятии при анализе ситуации, для обобщения и систематизации знаний;
  2. Мотивирует дух соперничества среди студентов: кто быстрее выполнит схему;
  3. Развивает критическое мышление и стимулирует выявление причинно-следственных связей.

Недостатки метода:

  1. Обучающиеся на первых порах путают причины и факты;
  2. Возникают некоторые затруднения при формулировании вывода.

Данная методика проста и понятна в применении. Может использоваться для анализа причинно-следственных связей в большом объеме информации.

Для закрепления и обобщения пройденного материала я использую методику «Ключевое слово». На стадии закрепления полученной информации студентам предлагается расположить основные понятия изученной  темы от одного «ключевого слова». Например, при изучении темы «Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот биогенных элементов в биосфере» дается ключевое понятие– биосфера, и в результате может получиться:

Б – биомасса, биогеоценоз

И – ископаемые останки

О – осадочные породы

С – солнечная энергия, сера

Ф – функции вещества, фосфор

Е – единство жизни на Земле

Р – разумная деятельность человека

А – атмосфера, азот

Данная методика позволяет акцентировать внимание обучающихся на основных понятиях темы. При устном опросе их можно связать в один ответ.

Такой вариант закрепления знаний можно предложить практически для любой темы. Преимущества его в простоте и удобстве применения, недостатков не отмечено.

Все вышеописанные технологии и методы обучения, несомненно, можно воплотить практически на любом занятии, на любой дисциплине. Описанные преимущества дают возможность преподавателю рационально использовать учебное время, вовлекать обучающихся в творческий процесс и охватывать большой объем информации. Таким образом, решается сразу несколько учебных задач.

Используемая литература:

  1. Бойко О. Метод «фишбоун»: что это такое, формы работы на уроке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su.
  2. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроке биологии с применением учебных ориентиров. / М.А. Оданович // Научно-методический журнал «Биология в школе». №3 – 2011 г.
  3. Решение учебных познавательных задач по биологии. /Е.Н. Демьянков// Научно-методический журнал «Биология в школе». №3 – 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе по обучению переводу научно-популярных и технических текстов в системе среднего профессионального образования

Данная статья является попыткой обобщить некоторые особенности работы с немецкой научно-технической литературой в системе среднего профессионального образования, дать некоторые методические рекомендац...

Статья "Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего профессионального образования".

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.Асхадуллина Гульнар Мансуровна,преподаватель русского языка и литературы,ГАПОУ «Набережночелнинский стро...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Данный методический доклад  раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку  в системе среднего профессионального образования, ее п...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...