Открытый урок по информатике "Текстовый редактор"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Трифонова Анна Андреевна

Урок № 13» Текстовые редакторы. Текстовые процессоры.

   Цели урока:

   предметные – систематизация представлений о технологиях подготовки текстовых документов;

   метопредметные- формирование широкого спектра умений и навыков использования средств ИКТ  для создания текстовых  документов

   Личностные –развитие понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека.

Решаемые учебные задачи:

1)формирование понятия текстовый редактор, структурной единицы текста

2)систиматизация представлений о компьютерных инструментах создания текстового документа

3)формирование навыков компьютерной обработке текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_klass_informatika_horoshiy.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики

  Дата проведения.   03.12.20

  Урок № 13» Текстовые редакторы. Текстовые процессоры.

   Цели урока:

   предметные – систематизация представлений о технологиях подготовки текстовых документов;

   метопредметные- формирование широкого спектра умений и навыков использования средств ИКТ  для создания текстовых  документов

   Личностные –развитие понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека.

Решаемые учебные задачи:

1)формирование понятия текстовый редактор, структурной единицы текста

2)систиматизация представлений о компьютерных инструментах создания текстового документа

3)формирование навыков компьютерной обработке текста

Автор

Учитель информатики:   Трифонова Анна Андреевна

Предмет

Информатика и ИКТ.

Класс

7 класс.

Тип урока

Изучение нового материала Практическая работа.

Тема

Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором.

Цель деятельности учителя

Обучающие:  познакомить учащихся с основными понятиями среды текстового редактора,  формирование умений и навыков работы с текстовым редактором.

Деятельностная: создать условия для формирования  умений структурировать и систематизировать информацию; для самостоятельного получения новых знаний о текстовом редакторе.

Развивающая: способствовать развитию информационной и коммуникативной  культуры.

Задачи

Формирование представления  о среде текстового редактора

Развитие умения использовать прикладные программы для получения новых знаний,  развитие внимания и логического мышления.

Развитие речевой культуры, познавательного интереса;  воспитание культуры общения, информационной  культуры.

 Термины, понятия

Текстовый файл, текстовый редактор, текстовый процессор, структурные единица текста, среда текстового редактора, основные режимы работы текстового редактора

Образовательные ресурсы

Учебник «Информатика 7класс» И.Г.Семакин и др., единая коллекция образовательных ресурсов- ресурсы Интернет,  необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет)

План реализации

Предметные умения

  • Овладеть  базовыми понятиями по теме "Текстовые редакторы".

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: владеть первоначальными сведениями об идеях и методах информатики, как универсального языка науки и техники.

Регулятивные:  уметь самостоятельно планировать альтернативные пути и методы достижения цели.

Коммуникативные:  уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные:  проявлять способность к эмоциональному восприятию  информационных понятий, соответствующее уровню развития практических навыков.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная(Ф)

Работа в парах (П).

Индивидуальная(И)

Рабочая тетрадь, учебник.

Презентация.

Таблица.

Программа  текстового редактора

Технические средства обучения:

Компьютеры.

Медиапроектор.

Интерактивная доска. Выход в Интернет.

Организация структуры урока

1 этап. Организационный момент. (2 мин.)

Цель деятельности / УУД на этапах урока

Совместная деятельность учителя и учащихся.

 Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Личностные УУД; формирование навыков самоорганизации.

 Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

Деятельность учителя: Ребята у вас на столах лежат «смайлики», поднимите  тот «смайлик» который соответствует вашему настроения. Спасибо ( в целом настроение у вас хорошее, желаю сохранить его до конца урока или улучшить)

Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Не забывайте вовремя вносить свои заработанные баллы.

2 этап . Проверка домашнего задания.( 7 минут)

(4 баллов)

Выявить уровень знаний по домашнему заданию. Определить  типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания

(Ф/И)

 А теперь давайте повторим материал прошлого урока.

1.Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию( 1 балл)

 $13 учебник ,стр.76-82. Теоретический опрос учащихся  по вопросам  и заданиям стр.82 учебника.

2. А еще у вас было творческое задание:  Используя таблицу №3.2, стр 9 учебника, вы должны были закодировать фразу.   (2 балл) Молодцы!

Теперь раскодируйте мою фразу.11100010 10100101 10101010 11100001 11100010 (текст)

3 этап. Подготовка к активной познавательной деятельности. Формирование темы и целей урока. ( 4минуты)

( 2 балла)

Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Регулятивные УУД: умение ставит учебную задачу, называть цель, формировать тему.

 Формулирование темы и целей урока( по 1 баллу за каждый)

Учитель: Давайте поговорим о том времени, когда тексты писали вручную и не было печатных книг. (Просмотр видео) 1.30 - 5.17

Почему древние люди долго работали над созданием книги?

Ученик: писали вручную

Учитель: скажите, а если бы Иван Федоров жил в наше время, что ему помогло бы быстрее создать книгу?

Ученик: Конечно компьютер.

Учитель: Да, компьютер – это основной инструмент подготовки текстов.

Какие виды информации  содержит книга?

Ученик: текстовые, графические, числовые.

Учитель: то есть человек обрабатывает текстовую информацию с помощью текстового редактора.

Ребята из ключевых слов составьте тему урока: «текстовая информация», «обработка», «текстовый редактор».

Ученик. Составляет тему урока «Текстовый редактор и обработка текстовой информации»

Учитель: Ребята, а какие задачи вы поставите изучая данную тему

Ученик: формулирует задачи урока

  Для хранения текста на диске часто используется специальный формат файла, который называется текстовым файлом.

Текстовый файл - простейший способ организации данных в компьютере. Он состоит только из кодов таблицы символьной кодировки.

Текстовый документ, хранящийся в таком файле, разбит на строки. Каждая строка заканчивается специальными управляющими кодами «Возврат каретки» (код ASCII – 13) и «Новая строка» (код ASCII – 10).

Часто в именах текстовых файлов употребляют расширение .txt – текст. Например: diktant.txt. Я прошу вас взглянуть на экран. (слайд)

(Педагог поддерживает и подбадривает высказывания учеников)

(лист исписан  различными текстовыми расширениями.  ( txt, doc, docx) шрифтом и начертанием.  Предложение:  Иван Федоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол».

Иван Федоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол»

Иван Федоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол».

 Учащиеся задумываются, предлагают разные варианты

Что вы знаете о текстовом редакторе?

4 этап. Установка познавательной задачи. Объяснение темы.(3минут)

Организация учащихся по принятию познавательной задачи.

Познавательные УУД: развитие познавательной активности.

ЦОР №78.-демонстрация
Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы.

 Текстовый редактор (ТР)- это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.

 Деятельность ученика: смотрят презентацию,  оформляют краткий конспект.

Объяснение учителя: используя презентацию

5 этап. Усвоение новых знаний. Компьютерный практикум «Знакомство со средой текстового редактора. Открытие и сохранение файлов. Соединение и ра   (15 минут)

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач.

(Ф/И)

Учитель: Существует множество разнообразных текстовых редакторов- от простейших учебных, до мощных издательских систем.

Для создания и оформления рассказов, докладов, книг, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют мощные текстовые редакторы Microsoft Word (OC Windows)  и OpenOffice.org (OC Linux). После запуска открывается главное окно редактора MS Word.

  1. ЦОР 3, 92 Структурные единицы текста: символ, слово, строка, абзац, страница, раздел.(запись в тетрадь) (Слайд)

Учащиеся садятся за компьютеры.

Открываем ЦОР к учебнику информатики 8 класс И.Г. Семакина.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75312/

  1. ЦОР 93-94 Среда текстового редактора. (Слайд) 

Показать учащимся некоторые приёмы работы с ТР и возможности ТР. Показываю на примере какого-то текста, а дети повторяют за мной на компьютерах.

Родина.

       Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

    Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.

      Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью.

  • Режим ввода - редактирования текста. ЦОР 95
  • Шрифты и начертания. ЦОР 96
  • Форматирование текста. ЦОР 97
  • Работа с фрагментами текста. ЦОР 98
  • Работа с окнами. ЦОР 99
  • Поиск и замена фрагмента.
  • Автоматическая проверка правописания.
  • Файловые операции.
  • Печать документа.

Основные моменты записать в тетради. Учащиеся за учителем выполняют основные приемы работы с ТР.

Физминутка.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

6 этап. Первичная проверка понимания. (4 минуты)

Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. Учить выбирать рациональный способ решения.

(И)(1 балл)

3. Давайте закрепим, что вы усвоили с сегодняшнего урока

Для чего используют  текстовый редактор Word? (Для создания и оформления рассказов, докладов, книг, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии).

Для того чтобы запустить MS Word, какие действия нужно выполнить?

(Учащиеся проговаривают и показывают способы для запуска MS Word).

Что называется текстовым файлом? (Текстовый файл- простейший способ организации данных в компьютере. Он состоит только из кодов таблицы символьной кодировки.)

Что называется текстовым редактором? (Текстовый редактор (ТР)- это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ, изменять формат документа).

Назовите основные области главного окна? (строка заголовка, строка меню, панели управления, рабочая область, строка состояния)

7 этап. Закрепление знаний(4 минуты)

Организовать деятельность по применению новых знаний.

  1. Редактирование текста

4 (3 балла)

  1. Перейдите в папку 8 класс, где будут находиться файлы с вашими работами.
  2. Создайте документ Word. Карточка 1
  3. Сохраните

5(4 балла)

  1. Создайте документ Word. Карточка 2
  2. Сохраните

6 (6 баллов)

  1. Откройте документ Сказка в своей папке. Выполните задание и сохраните документ под своим Именем.

8этап. Итоги урока. Рефлексия( 2 минуты)

Анализ успешности усвоения материала.

Что нового для себя вы открыли на этом уроке, что было полезным? Где и как эти знания могут вам пригодиться в будущем?

Достигли мы поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке и её результат.

9этап. Домашнее задание. (2 минуты)

Дать информацию и инструктаж по д/з.

Параграфы №14 , вопросы на стр.

Знать, что такое текстовые редакторы и процессоры, основные понятия, используемые при редактировании и форматировании текстовых документов.

Итоги урока. Выставление оценок.(2 минуты)

Листы самооценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Векторный графический редактор"

Содержит материал по проведению урока в 7 классе по теме "Векторный графический редактор встроенный в приложение MS Word"....

Методическая разработка открытого урока "Знакомство с текстовым редактором"

Раздел программы: Программное обеспечение информационных технологий. Основы технологии работы с  текстом в редакторе WordТема занятия: Знакомство с текстовым редакторомТип занятия: Урок изу...

Моделирование в среде графического редактора (методическая разработка открытого урока)

Конспект открытого урока-практикума по информатике в 9 классе...

Презентация к открытому уроку по информатике "Графический редактор Paint. Заливка"

Презентация к открытому уроку по информатике "Графический редактор Paint. Заливка". Предназначена для учащихся 5 класса. Использование моей презентации на вашем уроке - гарант его успешности....

Открытый урок по теме:"Изображение и графический редактор"

Место урока в учебном плане: первый урок по теме “Графический редактор Paint”.Возраст учащихся: 3 класс (первый год обучения информатике).Тип урока: урок изучения нового и обобщения изученного материа...

Разработка открытого урока по информатике "Текстовый редактор MicrosoftWord

Разработка открытого урока по информатике "Текстовый редактор MicrosoftWord", включающая в себя: авторскую презентацию "Текстовый редактор MicrosoftWord", карточки с практическими заданиями, тестовые ...