Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД
методическая разработка по информатике и икт (11 класс)
Урок по теме "Ппрограммирование циклов" из раздела "Структурное программирование" для классов информационно-технологического профиля по учебнику И.Г.Семакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka.docx | 34.91 КБ |
urok.docx | 823.88 КБ |
urok.ppt | 750 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД
Автор: Сухарева Ирина Викторовна
Предмет: информатика
Класс: 11 (информационно-технологический профиль)
Автор УМК: Семакин И.Г.
Тема урока: Программирование циклов
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты | |
Предметные результаты | Владение универсальным языком программирования высокого уровня; Знание базовых типов данных и структурах данных. Умение использовать основные управляющие конструкции. Владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ. Владение элементарными навыками формализации прикладной задачи. |
Личностные результаты | Умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных интересов. Развитие способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. Владение первичными навыками анализа. Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости. |
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные: Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Познавательные: Общеучебные: Умение искать и выделять необходимую информацию. Владение системой знаково-символических действий, включая моделирование. Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Владение смысловым чтением. Умение определять основную и второстепенную информацию. Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Умение формулировать проблему. Универсальные логические действия: Умение анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить логическую цепочку рассуждений. Умение выдвигать гипотезы и обосновывать. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Выделение и осознание того, что уже известно учащимся, предвидеть возможность получения конкретного результата. Осознание качества и уровня усвоения. Коммутативные: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение строить монологические и диалогические высказывания. Умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Образовательная программа, УМК | Программа курса «Информатика и ИКТ», автор И.Г.Семакин |
Учебник, автор, издательство, год | Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Л.В.Шестакова. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 |
Тематический рубрикатор (раздел, параграф, блок, № урока) | Раздел № 2: Методы программирования – 65 ч Тема № 4: Структурное программирование – 48 Параграф № 2.2.7 – Программирование циклов – 4 ч Урок № 1 |
Основные понятия: | Алгоритм, алгоритмическая конструкция, циклическая конструкция, операторы цикла |
Оборудование | компьютерный класс (ПК учителя - 1, ПК учащихся - 25, мультимедийный проектор - 1, маркерная доска - 1). ПК, программное обеспечение – среда программирования FREE Pascal, проектор, экран, презентация «Циклы». |
Предварительный просмотр:
Урок информатики и ИКТ
Автор: Сухарева Ирина Викторовна
Учитель информатики МАОУ «СОШ № 65» г. Улан-Удэ
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 11 класс |
Тема урока | Программирование циклов |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты | |
Предметные результаты | Владение универсальным языком программирования высокого уровня; Знание базовых типов данных и структурах данных. Умение использовать основные управляющие конструкции. Владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ. Владение элементарными навыками формализации прикладной задачи. |
Личностные результаты | Умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных интересов. Развитие способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. Владение первичными навыками анализа. Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости. |
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные: Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Познавательные: Общеучебные: Умение искать и выделять необходимую информацию. Владение системой знаково-символических действий, включая моделирование. Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Владение смысловым чтением. Умение определять основную и второстепенную информацию. Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Умение формулировать проблему. Универсальные логические действия: Умение анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить логическую цепочку рассуждений. Умение выдвигать гипотезы и обосновывать. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Выделение и осознание того, что уже известно учащимся, предвидеть возможность получения конкретного результата. Осознание качества и уровня усвоения. Коммутативные: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение строить монологические и диалогические высказывания. Умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Образовательная программа, УМК | Программа курса «Информатика и ИКТ», автор И.Г.Семакин |
Учебник, автор, издательство, год | Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Л.В.Шестакова. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 |
Тематический рубрикатор (раздел, параграф, блок, № урока) | Раздел № 2: Методы программирования – 65 ч Тема № 4: Структурное программирование – 48 Параграф № 2.2.7 – Программирование циклов – 4 ч Урок № 1 |
Основные понятия: | Алгоритм, алгоритмическая конструкция, циклическая конструкция, операторы цикла |
Оборудование | компьютерный класс (ПК учителя - 1, ПК учащихся - 25, мультимедийный проектор - 1, маркерная доска - 1). ПК, программное обеспечение – среда программирования FREE Pascal, проектор, экран, презентация «Циклы». |
Виды работы | беседа, работа с опорным конспектом (презентация), работа за ПК |
Ход урока
Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Цель: включить учащихся в учебную деятельность; Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р. Декарт. Задача – легенда о создателе шахмат – слайд 1 Задача из «Арифметики» Магницкого Леонтия Филипповича – слайд 2 Проблема: как решить задачи |
Постановка целей и сообщение темы урока | О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Напомнить: Определите тип алгоритма: Вспомним книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Том Сойер провинился, тетя Полли наказала его и заставила красить забор. Как он это делал? Составим алгоритм.
Действия 4-8 повторять до тех пор, пока не закончится покраска забора. Как называется такой алгоритм? Циклическим. Откройте тетради и запишите число и тему урока. |
Актуализация знаний | Прежде, чем перейти к новому, выясним, на что мы будем опираться, какие знания нам помогут (работаем фронтально) По параграфу 2.2.5 Что такое алгоритм? Какие виды алгоритмов вы знаете? Какой алгоритм называется циклическим? Какие виды циклов вы знаете? (с предусловием и постусловием) Как вы применяете их в жизненных ситуациях? Приведите примеры, обоснуйте. |
Пробное учебное действие | Вернёмся к нашим задачам. С помощью какого цикла можно решить такие задачи? Как запишем решение математически? S = 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + ... = 1 + 1∙2 +2∙2 +4∙2 +8∙2 + ...= преобразовать как можно? = 20 + 21 + 22+ 23 + ... + 263 Выделяем основные действия:
S= S + P
P = P * 2 I = I + 1
I<=63
P = 1 S = 1 PROGRAM SHAHMATI; VAR I:INTEGER; S,P:REAL; BEGIN P:=1; S:=1; FOR I=1 TO 63 DO BEGIN P:=P*2; S:=S+P; END; WRITELN('S=' , S); END. 18 446 744 407 000 000 000 зерен. 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 407 миллиардов. |
Выявление места и причины затруднения. | Я вижу у вас есть затруднения? Почему у вас возникли затруднения? Значит, вы чего-то не знаете? У нас возникла проблема. Как её решить? С постусловием и предусловием. Предлагаю для решения задачи объединиться в 2 группы:
|
Реализация построенного проекта | Первая с постусловием, вторая с предусловием. Каждая группа запишет основные действия. Можете совещаться, обсуждать. От вас требуется написать программу для решения задачи (каждый за своим рабочим местом). 1. что повторяется 2. как повторяется 3. до каких пор повторяется 4. начальные значения |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Program KOSHEY_vasilisa; var v,s:integer; BEGIN v:=18; {Возраст Василисы} s:=27360; {Начальный капитал Кощея} while s<30000 do Begin s:=s+33; {Каждый год Кощей становится богаче} v:=v+1; {Каждый год Ваcилиса становится старше} End; writeln('Василисе ',v,' лет'); readln END. – 98 лет Каждая группа сообщает ответ. |
Самостоятельная работа | Самостоятельно решите задачу о шахматах с помощью цикла с предусловием или с постусловием. |
Включение в систему знаний и повторение | Сейчас вам предстоит самостоятельно решить задачу о покупке лошади, используя любой вид циклической конструкции. Запишите математическое выражение для решения: 2-2 + 2-1 + 20+21 + 22 + ... +221 1. что повторяется 2. как повторяется 3. до каких пор повторяется 4. начальные значения |
Домашнее задание | § 2.2.7, №1,2 Подготовить сообщение «Факториал» № 3 |
Рефлексия учебной деятельности | Обучающимся предлагаю обсудить , что узнали и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧА ИЗ «АРИФМЕТИКИ» МАГНИЦКОГО Проблемная ситуация: верно ли, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей? Некто продавал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, приобретая лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря: - Нет мне расчета, покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит. Тогда продавец предложил другие условия: - Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди. Лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове шесть. За первый гвоздь дай мне всего ¼ копейки, за второй ½ копейки. За третий 1 копейку и т. д. Покупатель, соблазнившись низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за эти гвозди придется уплатить не более 10 рублей.
Программирование циклов
Цикл с предусловием Цикл с постусловием пока (условие истинно) повторять (действие) while <условие> do <оператор>; repeat <группа операторов> until <условие>; repeat (повторять), until (пока не ) нет да нет да условие действие действие условие
Цикл с параметром (со счетчиком) (цикл «для» - for .. . to / downto ) Синтаксис оператора цикла с параметром for <параметр цикла > := < начальное значение параметра цикла> to < конечное значение параметра цикла > do begin <операторы (тело цикла)> end ; for (для), to (до), do (делать), begin (начало), end (конец) - зарезервированные слова осо Действие (тело цикла) счетчик Три программы
Решение задачи о создателе шахмат S = 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + ... = 1 + 1∙2 +2∙2 +4∙2 +8∙2 + ...= = 2 0 + 2 1 + 2 2 + 2 3 + ... + 2 63
Решение задачи о создателе шахмат 1. что повторяется S= S + P 2. как повторяется P = P * 2 I = I + 1 3. до каких пор повторяется I<=63 4. начальные значения P = 1 S = 1
PROGRAM SHAHMATI; VAR I:INTEGER; S,P:REAL; BEGIN P:=1; S:=1; FOR I=1 TO 63 DO BEGIN P:=P*2; S:=S+P; END; WRITELN('S=' , S); END.
s = 1.844674Е+19 18 446 744 407 000 000 000 зерен. 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 407 миллиардов. Чтобы поместить эти зерна в амбар нужно высоту взять равной 150 000 000 км – она совпадает с расстоянием от Земли до Солнца!
Василиса и Кощей Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощеи сказал, что у него 27360 сундуков полных, и каждый год прибавляется еще по 33 сундука. Василиса обещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?
Решение задачи о покупке лошади Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди. Лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове шесть. За первый гвоздь дай мне всего ¼ копейки, за второй ½ копейки. За третий 1 копейку и т. д. Какую сумму надо вычислить? S = 1/4+ 1/2 + 1 + 2 + 4 + ... = =2 -2 + 2 -1 + 2 0 +2 1 + 2 2 + ... +2 21
2 -2 + 2 -1 + 2 0 +2 1 + 2 2 + ... +2 21 1. что повторяется 2. как повторяется 3. до каких пор повторяется 4. начальные значения S = S + P P = P * 2 I <= 21 P = 1 S=1,75
PROGRAM POKUPKA; VAR I:INTEGER; S,P:REAL; BEGIN P:=1; S:=1.75; FOR I:=1 TO 21 DO BEGIN P:=P*2; S:=S+P; END; WRITELN(‘ Стоимость лошади= ' , S, ‘ копеек ’); END.
4194303,75 коп = 41943 руб
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока,реализующего системно-деятельностный подход
Урок в 8 классе по теме: "Общественное движение в России в 30-40 годы XIX века"....
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по теме “Квадрат суммы и квадрат разности”
Тип урока: урок изучения нового материала Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения” Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности” Класс 7 ...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Технологическая карта очень удобный конспект урока. Краткое описание действий на уроке...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по английскому языку на тему: Дикие животные. Введение новой лексики
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД
Учебный предмет: геометрия.Класс: 7 класс.Автор УМК: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия. 7-9 классы» М.: Просвещение, 2015. – 384 с.Тема урока:...
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход : . Русский язык _5 класс. Приставки на з-с
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход Предмет:_Русский язык...