Технологическая карта урока в 8 классе "Программирование циклических алгоритмов"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, самоконтроль.

Способы работы: Индивидуальная, парная

Оснащение урока: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентационный материал, учебники и рабочие тетради из УМК   Босовой Л.Л., раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc683.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Программирование циклических алгоритмов (цикл с заданным числом повторений)»

Класс: 8

Место урока в учебном процессе: Урок №8 в разделе «Алгоритмизация и программирование»

Цели:  

содержательные: развитие алгоритмического мышления, формирование представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений;

деятельностные: формирование у обучающихся умений  программировать циклические алгоритмы с заданным числом повторений на языке программирования Паскаль и выполнять их в среде программирования PascalABC.

Решаемые учебные задачи:

  1. познакомиться с правилами записи оператора for;
  2. рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора for;
  3. получить опыт программирования циклов с заданным числом повторений;
  4. подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи можно разработать разные алгоритмы;
  5. сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл с параметром;
  • метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, самоконтроль.

Способы работы: Индивидуальная, парная

Оснащение урока: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентационный материал, учебники и рабочие тетради из УМК   Босовой Л.Л., раздаточный материал.

Этапы урока

Основные задачи этапа

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД на этапах урока

1

Организационный этап

Положительный настрой на урок.

2

Приветствует учащихся, проверяет явку учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Информирует о порядке заполнения листов самооценки.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

2

Актуализация изученного ранее, самопроверка и взаимопроверка знаний

Мотивация учебной деятельности учащихся.

10

Организует и проводит контроль и краткое обобщение изученного ранее

  1. Задание на концентрацию внимания

А

Л

Г

О

Ц

И

С

Р

Б

К

Л

И

Л

А

М

Т

Найдите два понятия, которые связаны с информатикой. Они будут являться ключевыми словами урока.

  1. Диктант (проверка на доске, взаимопроверка) 

  1. Задание: Нарисовать блок-схемы(с полным и неполным ветвлением) и записать команды ветвления на языке Паскаль.  

  1. Фронтальный опрос
  • Итак, какие типы алгоритмов мы знаем?

  • Какие алгоритмы мы научились программировать?
  • Как вы думает: чем будем заниматься сегодня?

Выполняют задание

-цикл

-алгоритм

Пишут диктант

Проводят взаимопроверку диктанта по образцу

  1. program
  2. read
  3. var
  4. :=
  5. write
  6. if … then … else
  7. begin
  8. end
  9. if … then …
  10. integer

Двое учеников подходят к доске и рисуют блок-схемы (с полным и неполным ветвлением) и записывают  команды ветвления на языке Паскаль.

Отвечают на вопросы

-линейный, разветвляющийся, циклический

Озвучивают свои предположения

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

3

Целеполагание, мотивационный этап

Формулирование темы урока

Постановка цели и задач урока.

3

Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока.

  • Какие виды циклических алгоритмов вам известны?

Рассмотрим цикл с заданным числом повторений

Отвечают на вопрос учителя, корректируют ответы товарищей.

Формулируют тему урока

Делают запись в тетради

Коммуникативные УУД:

- развитие  навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4

Усвоение новых знаний

Организация деятельности учащихся по изучению и новой учебной информации на уровне «знание»

7

Излагает теоретический материал урока (презентация)

  • Общий вид команды цикла с заданным условием повторения

Проверяет осмысление нового материала:

  • Какого типа величина, являющаяся параметром?
  • Какого типа начальное и конечное значение параметра?
  • С каким шагом изменяется параметр?

Слушают изложение нового материала

Делают записи в тетрадях

Читают фрагмент п.3.5.3 учебника (с.139)

Отвечают на вопросы

-целого

- целого

- плюс один или минус один

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

5

Обобщение и систематизация новых знаний

Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимание».

7

Демонстрирует пример №1

Вопросы:

  • Параметр цикла?
  • Нач. знач. пар. цикла?
  • Кон. знач. пар. цикла?
  • Тело цикла?
  • Сколько раз будет выполнено тело цикла?
  • Что будет выведено на экран?

Демонстрирует пример №2

Организовывает работу класса и следит за правильностью выполнения заданий учащимися

Задание в РТ: №201 (с.152)

Отвечают на вопросы

Совместно  обсуждают и выполняют предложенное задание Выполняют задание в РТ, работают в парах, (начало заполнения трас. таблицы – на доске)

Ответы:

- 4

- 1

- 1

- 4

Учащиеся выполняют задания (Вариант 1- пункт А, вариант 2- пункт Б)

6

Компьютерный практикум

Организация и самоорганизация деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «умение».

7

Организовывает работу класса за компьютерами

Задание: написать программу для решения задачи

(Одна задача на выбор. Задачи разноуровневые)

Пример 1. Вывести квадраты первых десяти натуральных чисел.

Результат:

1  4  9  16  25  36  49  64  81  100

Пример 2. Подсчитать количество двузначных чисел, кратных 3.

Пример 3. Найти сумму четных  делителей введенного целого числа.

Выполняют задание компьютерного практикума

Примеры программ учеников:

1) Program primer;

Var  i, x:  integer;

 begin

for i:=1 to 10 do begin        

x:=sqr(i);                         write(x, '  ');                  

end;

end.

2. Program primer;

Var   i, k:   integer;

begin

k:=0;  

for   i:=10  to  99  do  begin

if   i mod 3=1   then   k:=k+1;

end;

writeln ('k=', k);

end.

3. Program primer;

Var   i, S, n:   integer;

begin

Write (‘n=’);

Readln(n);

S:=0;

for   i:=2  to  (n div 2)  do if   (n mod i=0) and (i mod 2=0)   then

  s:=s+i;

writeln('S=', S);

end.

Личностные УУД:

-  формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда.

7

Подведение итогов занятия, рефлексия,

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности.

3

Организовывает подведение итогов урока.

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.

Предлагает оценить свою работу на уроке

(слайд 13,14)

Предлагает высказать свое отношение к уроку

Устно анализируют, что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Оценивают свою работу.

Рефлексируют.

Регулятивные УУД:

- развитие способности критической оценки

8

Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

3

Сообщает домашнее задание, комментирует его

п. 3.5.3, выполнить задание №202 на стр.153

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Циклические алгоритмы"

Технологическая карта урока открытия новых знаний по информатике 9 класс, тема: "Циклические алгоритмы" автор учебника: Угринович Н.Д....

технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"

В данном материале приведен пример технологической карты урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"...

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема»,  «алг...

Технологическая карта урока информатики «Что такое алгоритм» 6 класс

Урок по теме "Что ткое алгоритм" разработан для учащихся 6 класс, обучаюихся по учебнику Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.  Это первый урок в разде...

Технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритмы" с использованием ЭОР

Технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритмы" с использованием ЭОР для 8 класса, автор Босова Л.Л....

Технологическая карта урока в 8 классе Алгоритмы

Изучение нового материала  и систематизации знаний....