Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

 

Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программа-тренажер  «Искатель сокровищ», материалы Единой коллекции ЦОР, мультимедийная презентация «Циклические алгоритмы», среда Кумир для исполнителя Робот Контрольные тренировочные задания, разработка для индивидуальной деятельности – папка «Памятка для учеников»

 

Цели и задачи урока:

  1. Создание условий для восприятия и первичного осмысления понятия цикла и циклических алгоритмов, формирование навыков разработки циклических алгоритмов с предусловием для исполнителя Робот.
  2. Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе, восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
  3. Развивающая: активизация логического, аналитического мышления, расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах человеческих знаний.

 

Планируемые образовательные результаты:

 

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества, формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

 

Метапредметные результаты: умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах, формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов,  самоконтроля.

 

Предметные результаты: ознакомление с циклами, формирование представления об алгоритмической конструкции «цикл с предварительным условием», получение навыков в составлении компьютерных программ с циклом с заданным условием продолжения работы в алгоритмической среде Кумир для исполнителя Робот на основе приобретенных знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога:  Языкова Анна Сергеевна.

Предмет, класс:  Информатика  и ИКТ, 8 класс

Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.

Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Урок  № 20

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихсяпрограмма-тренажер  «Искатель сокровищ», материалы Единой коллекции ЦОР, мультимедийная презентация «Циклические алгоритмы», среда Кумир для исполнителя Робот Контрольные тренировочные задания, разработка для индивидуальной деятельности – папка «Памятка для учеников»

Цели и задачи урока: 

  1. Создание условий для восприятия и первичного осмысления понятия цикла и циклических алгоритмов, формирование навыков разработки циклических алгоритмов с предусловием для исполнителя Робот.
  2. Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе, восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
  3. Развивающая: активизация логического, аналитического мышления, расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах человеческих знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества, формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

Метапредметные результаты: умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах, формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов,  самоконтроля.

Предметные результаты: ознакомление с циклами, формирование представления об алгоритмической конструкции «цикл с предварительным условием», получение навыков в составлении компьютерных программ с циклом с заданным условием продолжения работы в алгоритмической среде Кумир для исполнителя Робот на основе приобретенных знаний.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые результаты

Возможные

используемые инструменты

Организационный момент

2 мин.

Организует деятельность учащихся. Мотивирует учащихся для определения темы урока с помощью интерактивного тренажера «Искатель сокровищ»

-Что знаю об алгоритмах?

С какими исполнителями алгоритмов вы познакомились в 7 классе?

- Испытайте свои силы в составлении алгоритмов

Обсуждение темы и целей урока.

- Изучаем тему Алгоритмизация,

Исполнители: Черепаха, Чертежник, Водолей, Кузнечик.

Возникновение у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Формирование навыков самоорганизации.

На экране запущен интерактивный тренажер «Искатель сокровищ»

Актуализация знаний

7 мин.

Предлагает выполнить задание и оценить результат его выполнения.

Заполнение листа самооценки- побуждение уч к контролю и оценке собств. результата деятельности

Выполняют пробные тренировочные задания 1-3.

Заполняют лист самооценки –фамилия и оценка 1 этапа.

Актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала, через выполнение интерактивного задания по составлению алгоритмов для исполнителя «Искатель сокровищ», предназначенного для контроля и анализа предметных и метапредметных умений данного урока.

Сайт Час кода. рф

Постановка цели урока

2 мин.

Мотивирует учащихся для определения цели урока

-Что вы делали?

- С какими типами алгоритмов вы работали?

-Какие затруднения вы испытали при построении алгоритмов для исполнителя?

- Какой инструмент для достижения результата?

Формулируют цель урока.

-Составляли алгоритмы для исполнителя

- С линейными алгоритмами, с циклическими, цикл «пока»

- затруднения при составлении циклических алгоритмов

Сформулированы и согласованы цель урока и его задачи.

Цель: научиться составлять циклические алгоритмы для исполнителя.

План достижения цели:

- узнать виды циклических алгоритмов, правила их записи на алгоритмическом языке

- среда Кумир как инструмент для достижения результата

- знакомство с исполнителем Робот и правилами записи цикла с предварительным условием для исполнителя Робот

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Проблемное объяснение нового знания

16 мин.

Учитель организовывает обсуждение изученного материала

-Что такое цикл?(приведите примеры циклических процессов в природе, в занятиях людей)

- В чем отличие цикла с предусловием от цикла с заданным числом повторений?

Отвечают на вопросы учителя.

-Обучающая самостоятельная работа по усвоению нового умения -составлению алгоритмов с предварительным условием.

Самостоятельная работа учащихся в среде Кумир для исполнителя Робот, проводят тестирование и пошаговую отладку программы

Усвоение детьми новых понятий и формирование представления об основных изучаемых понятиях, способствующих

становлению информационной культуры.

Упражнения-эксперименты в программе Кумир для исполнителя Робот. Формирование умения разрабатывать программу, проводить тестирование и пошаговую отладку программы.

- Составляют алгоритмы с циклом «Пока» для исполнителя Робот.

- Сохраняют программы в сетевой папке

Презентация «Циклические алгоритмы».

Работа с исполнителем Робот в программе Кумир.

Использование материалов папки «Памятка для учеников».

Использование сетевой папки Компьютер/Сеть/К3092/Users/Общие/1

Физкульт. минутка

1 мин.

Предлагает сесть за компьютеры

Учащиеся рассаживаются парами за компьютеры

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

8 мин.

Организует

индивидуальную работу учеников.

Инструктаж выполнения заданий  Анализ  результата выполнения  работы с показом правильных ответов в презентации

-показывают и объясняют решение задания для исполнителя Робот на экране(самопроверка)

- индивидуально выполняют задания из практического модуля по вариантам (1,2 -вариант) с последующей взаимопроверкой

 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

Проверка результатов самостоятельной работы с показом файлов из сетевой папки и пояснениями учеников

- взаимопроверка, сверяют результат работы по слайдам презентации

Итог урока

4 мин.

Домашнее задание разноуровневое – пройти до конца интерактивную игру «Искатель сокровищ» и получить сертификат участника.

Сетевой город-ссылки на ресурсы ед коллекции ЦОР для более глубокого изучения теоретического материала

Рефлексия -

предлагает ответить на вопросы, заполнить лист самооценки, оставить свое впечатление об уроке в виде смайлика на экране

Оценивают свои достижения на конец работы на уроке, отвечая на вопросы:

-Что нового я сегодня узнал на уроке?

- вызвало у меня затруднение?

-За что вы себя можете похвалить после работы на уроке?

Заполняют листы самооценки, открывают файл со смайлом

 владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности;

Смайлики  и ссылки на ресурсы по циклическим алгоритмам и программе Кумир

из папки «Памятка для учеников», листы самооценки.



Предварительный просмотр:

Ресурсы по Кумиру

Электронное приложение к учебнику информатики для 8 класса

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor8.php

Ссылка на карточку ресурса «Циклические алгоритмы»

http://sc.edu.ru/catalog/res/d2ecd944-1f23-4e0c-8b2e-6673003a95cc/?fullView=1&from=&&rubric_id[]=63390&rubric_id[]=75422


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итак , что такое цикл ? сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание повторяй 7 раз сделай приседание конец цикла пока не устал сделай приседание конец цикла

Слайд 2

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно , цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно сверху стена снизу стена слева стена справа стена к летка чистая к летка закрашена

Слайд 3

Нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля используя цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу . « Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку »

Слайд 4

Написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля , независимо от его размера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первым делом мы должны раскомментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Слайд 2

Что такое стартовая обстановка?

Слайд 3

Как задать стартовую обстановку? Обстановка -> Новая обстановка

Слайд 4

( Обстановка -> Сохранить или Обстановка -> Сохранить как ) в основном окне программы выбираем Робот -> Сменить стартовую обстановку Показать окно Робота

Слайд 5

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически): вверх — Escape , Up (стрелка вверх) вниз — Escape , Down (стрелка вниз) влево — Escape , Left (стрелка влево) вправо — Escape , Right (стрелка вправо) закрасить — Escape , Space (пробел)



Предварительный просмотр:

Построение циклических алгоритмов для исполнителя Робот.

Цикл с предусловием.

Задание 1:

  1. Напишите программу для исполнителя Робот, после выполнения которой Робот закрашивает рамку вокруг поля (при этом размер поля может быть произвольным).

  1. Проверьте результат выполнения программы на двух разных обстановках из файлов Рамка_1.fil и Рамка_2.fil

Задание 2:

  1. Откройте стартовую обстановку Робота из файла Коридор.fil

  1. Напишите программу для исполнителя Робот, с помощью которой возможно провести Робота по коридорам и довести до нужно пункта. При этом длина коридоров неизвестна и может быть различной.

Задание 3:

  1. Откройте стартовую обстановку Робота из файла Стена.fil

  1. Напишите программу для исполнителя Робот, после выполнения которой Робот закрасит все клетки, расположенные над стеной.

При этом длина стены неизвестна и может быть любой.

  1. Проверьте корректность работы программы на обстановке из файла Стена_2.fil



Предварительный просмотр:

Исполнители Робот, Чертежник.  Циклический алгоритм с заданным числом повторений. Условный оператор если-то-все.

Задание 1.

  1. Откройте обстановку из файла Цикл.fil
  2. Используя цикл нц-раз-кц, напишите программу для исполнителя Робот, в результате выполнения которой на экране будет нарисован следующий узор:

Замечание: для решения этой задачи может понадобиться использование условного оператора если-то-все. Подумайте, где он может быть необходим.

Задание 2.

  1. Откройте обстановку из файла Узор.fil
  2. Используя цикл нц-раз-кц, напишите программу для исполнителя Робот, в результате выполнения которой на экране будет нарисован следующий узор-меандр:

Замечание: для решения этой задачи может понадобиться использование условного оператора если-то-все. Подумайте, где он может быть необходим.

Задание 3.

  1. Откройте обстановку из файла Лабиринт.fil
  2. Используя цикл нц-раз-кц, напишите программу для исполнителя Робот, в результате выполнения которой Робот доберется до конечного пункта, отмеченного звездочкой:

Исполнитель Чертежник

Циклический алгоритм нц-раз-кц.

Задание 4.

Используя циклический оператор нц-раз-кц, напишите программу, в результате выполнения которой исполнитель Чертежник нарисует следующие фигуры:



Предварительный просмотр:

Исполнитель Робот. Решение задач из ГИА-9 по информатике.

Задание 1.

  1. Откройте окно исполнителя Робот. Загрузите обстановку из файла ГИА_1.fil
  2. Используя циклический оператор нц-пока-кц для исполнителя Робот, напишите программу, в результате выполнения которой Робот закрасит указанные на рисунке клетки.

Первоначальное положение Робота точно неизвестно.  Известно, что Робот располагается в какой-либо клетке под горизонтальной стеной.

Задание 2.

  1. Робот располагается в одной из клеток внутри «забора» из стен. В какой точно клетке он находится, неизвестно. Загрузите обстановку Робота из файла ГИА_2.fil .
  2. Используя циклический оператор нц-пока-кц, напишите программу закрашивания клеток, указанных на рисунке.  Размер стен неизвестен и может быть произвольным.

Задание 3.

  1. На бесконечном поле имеется 2 пересекающиеся стены. Робот располагается в одной из клеток ниже горизонтальной и левее вертикальной стены, но в какой точно клетке неизвестно.
  2. Загрузите обстановку Робота из файла ГИА_3.fil.
  3. Напишите программу, в результате выполнения которой робот закрасит только те клетки, которые показаны на рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.

Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

Учащиеся получат умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «цикл»....

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Урок напрвлен на получение представления об алгоритмической конструкции «цикл», получить навыки записи и выполнения циклов с заданным условием продолжения работы...

Конспект урока по информатике на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"

Программирование циклических алгоритмов на языке Pascal ABC. Циклы с заданным условием окончания работы. Конспект урока и презентация к уроку. 8 класс....

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....