Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программа-тренажер «Искатель сокровищ», материалы Единой коллекции ЦОР, мультимедийная презентация «Циклические алгоритмы», среда Кумир для исполнителя Робот Контрольные тренировочные задания, разработка для индивидуальной деятельности – папка «Памятка для учеников»
Цели и задачи урока:
- Создание условий для восприятия и первичного осмысления понятия цикла и циклических алгоритмов, формирование навыков разработки циклических алгоритмов с предусловием для исполнителя Робот.
- Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе, восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
- Развивающая: активизация логического, аналитического мышления, расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах человеческих знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества, формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Метапредметные результаты: умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах, формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов, самоконтроля.
Предметные результаты: ознакомление с циклами, формирование представления об алгоритмической конструкции «цикл с предварительным условием», получение навыков в составлении компьютерных программ с циклом с заданным условием продолжения работы в алгоритмической среде Кумир для исполнителя Робот на основе приобретенных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tsiklicheskie_algoritmy._programmirovanie_tsiklov.docx | 23.73 КБ |
resursy_po_kumiru_dlya_uchenikov.docx | 14.36 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 156.54 КБ |
pervym_delom_my_dolzhny_raskommentirovat_pervuyu_stroku_nashey.pptx | 286.48 КБ |
pril3zadaniya_tsikly.doc | 35.5 КБ |
pril4.doc | 39 КБ |
pril5.doc | 48 КБ |
pril6zadannye_obstanovki.zip | 4.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Языкова Анна Сергеевна.
Предмет, класс: Информатика и ИКТ, 8 класс
Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.
Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
Урок № 20
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программа-тренажер «Искатель сокровищ», материалы Единой коллекции ЦОР, мультимедийная презентация «Циклические алгоритмы», среда Кумир для исполнителя Робот Контрольные тренировочные задания, разработка для индивидуальной деятельности – папка «Памятка для учеников»
Цели и задачи урока:
- Создание условий для восприятия и первичного осмысления понятия цикла и циклических алгоритмов, формирование навыков разработки циклических алгоритмов с предусловием для исполнителя Робот.
- Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе, восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
- Развивающая: активизация логического, аналитического мышления, расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах человеческих знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества, формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Метапредметные результаты: умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах, формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов, самоконтроля.
Предметные результаты: ознакомление с циклами, формирование представления об алгоритмической конструкции «цикл с предварительным условием», получение навыков в составлении компьютерных программ с циклом с заданным условием продолжения работы в алгоритмической среде Кумир для исполнителя Робот на основе приобретенных знаний.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые результаты | Возможные используемые инструменты |
Организационный момент | 2 мин. | Организует деятельность учащихся. Мотивирует учащихся для определения темы урока с помощью интерактивного тренажера «Искатель сокровищ» -Что знаю об алгоритмах? С какими исполнителями алгоритмов вы познакомились в 7 классе? - Испытайте свои силы в составлении алгоритмов | Обсуждение темы и целей урока. - Изучаем тему Алгоритмизация, Исполнители: Черепаха, Чертежник, Водолей, Кузнечик. | Возникновение у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Формирование навыков самоорганизации. | На экране запущен интерактивный тренажер «Искатель сокровищ» |
Актуализация знаний | 7 мин. | Предлагает выполнить задание и оценить результат его выполнения. Заполнение листа самооценки- побуждение уч к контролю и оценке собств. результата деятельности | Выполняют пробные тренировочные задания 1-3. Заполняют лист самооценки –фамилия и оценка 1 этапа. | Актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала, через выполнение интерактивного задания по составлению алгоритмов для исполнителя «Искатель сокровищ», предназначенного для контроля и анализа предметных и метапредметных умений данного урока. | Сайт Час кода. рф |
Постановка цели урока | 2 мин. | Мотивирует учащихся для определения цели урока -Что вы делали? - С какими типами алгоритмов вы работали? -Какие затруднения вы испытали при построении алгоритмов для исполнителя? - Какой инструмент для достижения результата? | Формулируют цель урока. -Составляли алгоритмы для исполнителя - С линейными алгоритмами, с циклическими, цикл «пока» - затруднения при составлении циклических алгоритмов | Сформулированы и согласованы цель урока и его задачи. Цель: научиться составлять циклические алгоритмы для исполнителя. План достижения цели: - узнать виды циклических алгоритмов, правила их записи на алгоритмическом языке - среда Кумир как инструмент для достижения результата - знакомство с исполнителем Робот и правилами записи цикла с предварительным условием для исполнителя Робот | формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Проблемное объяснение нового знания | 16 мин. | Учитель организовывает обсуждение изученного материала -Что такое цикл?(приведите примеры циклических процессов в природе, в занятиях людей) - В чем отличие цикла с предусловием от цикла с заданным числом повторений? | Отвечают на вопросы учителя. -Обучающая самостоятельная работа по усвоению нового умения -составлению алгоритмов с предварительным условием. Самостоятельная работа учащихся в среде Кумир для исполнителя Робот, проводят тестирование и пошаговую отладку программы | Усвоение детьми новых понятий и формирование представления об основных изучаемых понятиях, способствующих становлению информационной культуры. Упражнения-эксперименты в программе Кумир для исполнителя Робот. Формирование умения разрабатывать программу, проводить тестирование и пошаговую отладку программы. - Составляют алгоритмы с циклом «Пока» для исполнителя Робот. - Сохраняют программы в сетевой папке | Презентация «Циклические алгоритмы». Работа с исполнителем Робот в программе Кумир. Использование материалов папки «Памятка для учеников». Использование сетевой папки Компьютер/Сеть/К3092/Users/Общие/1 |
Физкульт. минутка | 1 мин. | Предлагает сесть за компьютеры | Учащиеся рассаживаются парами за компьютеры | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой | 8 мин. | Организует индивидуальную работу учеников. Инструктаж выполнения заданий Анализ результата выполнения работы с показом правильных ответов в презентации | -показывают и объясняют решение задания для исполнителя Робот на экране(самопроверка) - индивидуально выполняют задания из практического модуля по вариантам (1,2 -вариант) с последующей взаимопроверкой | формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами | Проверка результатов самостоятельной работы с показом файлов из сетевой папки и пояснениями учеников - взаимопроверка, сверяют результат работы по слайдам презентации |
Итог урока | 4 мин. | Домашнее задание разноуровневое – пройти до конца интерактивную игру «Искатель сокровищ» и получить сертификат участника. Сетевой город-ссылки на ресурсы ед коллекции ЦОР для более глубокого изучения теоретического материала Рефлексия - предлагает ответить на вопросы, заполнить лист самооценки, оставить свое впечатление об уроке в виде смайлика на экране | Оценивают свои достижения на конец работы на уроке, отвечая на вопросы: -Что нового я сегодня узнал на уроке? - вызвало у меня затруднение? -За что вы себя можете похвалить после работы на уроке? Заполняют листы самооценки, открывают файл со смайлом | владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности; | Смайлики и ссылки на ресурсы по циклическим алгоритмам и программе Кумир из папки «Памятка для учеников», листы самооценки. |
Предварительный просмотр:
Ресурсы по Кумиру
- Сайт разработчиков Кумира, версия 1.9 (lpm.org.ru).
- Версия КуМир 2.x (lpm.org.ru).
- Кумир на сайте НИИСИ РАН (www.niisi.ru/kumir).
- В.В. Яковлев. Кумир 2.0. Компилятор и среда выполнения. Доклад на VIII конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» (OSEDUCONF-2013).
- Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы Кумир(edu.1september.ru).
- Учебники А.Г. Кушниренко (publ.lib.ru).
- Учебники по КуМиру (www.niisi.ru).
- Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н.. Информатика 7-9 классы (2003 г.). (www.niisi.ru).
- Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир.
- Кириенко Д.П. Курс алгоритмизации с использованием исполнителей системы Кумир и автоматического тестирования (server.179.ru).
- Зайдельман Я.Н. Курс «Алгоритмизация и программирование: от первых шагов до подготовки к ЕГЭ»(edu.1september.ru).
- Башлаков А.С. Основы программирования на алгоритмическом языке. (www.klyaksa.net).
Электронное приложение к учебнику информатики для 8 класса
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor8.php
Ссылка на карточку ресурса «Циклические алгоритмы»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно , цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно сверху стена снизу стена слева стена справа стена к летка чистая к летка закрашена
Нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля используя цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу . « Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку »
Написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля , независимо от его размера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое стартовая обстановка?
Как задать стартовую обстановку? Обстановка -> Новая обстановка
( Обстановка -> Сохранить или Обстановка -> Сохранить как ) в основном окне программы выбираем Робот -> Сменить стартовую обстановку Показать окно Робота
Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически): вверх — Escape , Up (стрелка вверх) вниз — Escape , Down (стрелка вниз) влево — Escape , Left (стрелка влево) вправо — Escape , Right (стрелка вправо) закрасить — Escape , Space (пробел)
Предварительный просмотр:
Построение циклических алгоритмов для исполнителя Робот.
Цикл с предусловием.
Задание 1:
- Напишите программу для исполнителя Робот, после выполнения которой Робот закрашивает рамку вокруг поля (при этом размер поля может быть произвольным).
- Проверьте результат выполнения программы на двух разных обстановках из файлов Рамка_1.fil и Рамка_2.fil
Задание 2:
- Откройте стартовую обстановку Робота из файла Коридор.fil
- Напишите программу для исполнителя Робот, с помощью которой возможно провести Робота по коридорам и довести до нужно пункта. При этом длина коридоров неизвестна и может быть различной.
Задание 3:
- Откройте стартовую обстановку Робота из файла Стена.fil
- Напишите программу для исполнителя Робот, после выполнения которой Робот закрасит все клетки, расположенные над стеной.
При этом длина стены неизвестна и может быть любой.
- Проверьте корректность работы программы на обстановке из файла Стена_2.fil
Предварительный просмотр:
Исполнители Робот, Чертежник. Циклический алгоритм с заданным числом повторений. Условный оператор если-то-все.
Задание 1.
- Откройте обстановку из файла Цикл.fil
- Используя цикл нц-раз-кц, напишите программу для исполнителя Робот, в результате выполнения которой на экране будет нарисован следующий узор:
Замечание: для решения этой задачи может понадобиться использование условного оператора если-то-все. Подумайте, где он может быть необходим.
Задание 2.
- Откройте обстановку из файла Узор.fil
- Используя цикл нц-раз-кц, напишите программу для исполнителя Робот, в результате выполнения которой на экране будет нарисован следующий узор-меандр:
Замечание: для решения этой задачи может понадобиться использование условного оператора если-то-все. Подумайте, где он может быть необходим.
Задание 3.
- Откройте обстановку из файла Лабиринт.fil
- Используя цикл нц-раз-кц, напишите программу для исполнителя Робот, в результате выполнения которой Робот доберется до конечного пункта, отмеченного звездочкой:
Исполнитель Чертежник
Циклический алгоритм нц-раз-кц.
Задание 4.
Используя циклический оператор нц-раз-кц, напишите программу, в результате выполнения которой исполнитель Чертежник нарисует следующие фигуры:
Предварительный просмотр:
Исполнитель Робот. Решение задач из ГИА-9 по информатике.
Задание 1.
- Откройте окно исполнителя Робот. Загрузите обстановку из файла ГИА_1.fil
- Используя циклический оператор нц-пока-кц для исполнителя Робот, напишите программу, в результате выполнения которой Робот закрасит указанные на рисунке клетки.
Первоначальное положение Робота точно неизвестно. Известно, что Робот располагается в какой-либо клетке под горизонтальной стеной.
Задание 2.
- Робот располагается в одной из клеток внутри «забора» из стен. В какой точно клетке он находится, неизвестно. Загрузите обстановку Робота из файла ГИА_2.fil .
- Используя циклический оператор нц-пока-кц, напишите программу закрашивания клеток, указанных на рисунке. Размер стен неизвестен и может быть произвольным.
Задание 3.
- На бесконечном поле имеется 2 пересекающиеся стены. Робот располагается в одной из клеток ниже горизонтальной и левее вертикальной стены, но в какой точно клетке неизвестно.
- Загрузите обстановку Робота из файла ГИА_3.fil.
- Напишите программу, в результате выполнения которой робот закрасит только те клетки, которые показаны на рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.
Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....
Урок по теме "Программирование циклов с заданным условием продолжения работы."
Урок в 9 классе по учебнику Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова...
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
Учащиеся получат умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «цикл»....
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
Урок напрвлен на получение представления об алгоритмической конструкции «цикл», получить навыки записи и выполнения циклов с заданным условием продолжения работы...
Конспект урока по информатике на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"
Программирование циклических алгоритмов на языке Pascal ABC. Циклы с заданным условием окончания работы. Конспект урока и презентация к уроку. 8 класс....
Домашнее задание по теме «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы» 8 класс
Для дистанционного использования...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»
Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....