Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс)

Андронова_Ирина_Николаевна

Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема»,  «алгоритм линейный», «алгоритм с ветвлением»

Задачи урока:

- прививать навык отбора информации в  имеющемся  источнике;

- развивать алгоритмическое мышление;

- научить использовать встроенные в блок NXT команды;

- учить делать выводы;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать умение  работать в группах и индивидуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс.

Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема»,  «алгоритм линейный», «алгоритм с ветвлением»

Задачи урока:

- прививать навык отбора информации в  имеющемся  источнике;

- развивать алгоритмическое мышление;

- научить использовать встроенные в блок NXT команды;

- учить делать выводы;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать умение  работать в группах и индивидуально.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Коммуникативные  УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2

Запись домашнего задания.

§ 3.3, 3.4, стр.70-78, №13,14

Работа с дневниками

3

Устное повторение:

Работа с Электронной рабочей тетрадью в парах:

Презентация

№321. Алгоритм

№231. Разрабатывать алгоритм может только…

№233. Предельно точные задания

№234. Верные утверждения…

№235. Собрать алгоритм (простой)

№239. Собрать алгоритм (посложнее)

№241. Что такое исполнитель

№242. СКИ (определение)

№245. СКИ (посложнее)

№248. Кузнечик

-Рассмотри формы записи алгоритма.
Какая из них более наглядна?

-Одинаковы ли эти алгоритмы?

-Как ты думаешь, получатся ли после их исполнения  одинаковые результаты? 

Отвечают на вопросы ЭТ по очереди, передавая мышь друг другу

- графическая;

- нет, в них разные инструкции и разное число команд;

- нет не получатся;

Познавательные УУД:

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. 

Личностные УУД:

- умение кратко формулировать мысль с учетом норм  родного языка;

4

Формулирование  темы  и целей урока  

-Вы увидели, что алгоритмы могут быть не похожими и по-разному  записаны. Подумайте, какова  тема нашего урока и какова его цель?

- делают вывод о том, что тема урока «Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов», называют цель: узнать, как можно записывать алгоритмы и какими они бывают?

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- развитие памяти и логического мышления:

- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей;

Познавательные  УУД:

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль;

-формирование понятия «Главное».

Коммуникативные  УУД:

- умение работать с источником информации;

- формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5

Изучение  нового материала через групповую работу с учебником

-Познакомься с формами записи алгоритмов и их видами подробнее;

-Отчет  групп:

-Сделай выводы:

Работа с карточками. Приложение 1

- работают в группах с учебником;

Сдают карточки

6

Физминута

На доске справа из команд на карточках составлен алгоритм. Приложение 2

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни

7

Практическая работа: разработка алгоритма для робота

1. Как Вы думаете, как заставить робота решить какую либо задачу, например, перемещаться вперед?

2. На каком языке должен быть написан алгоритм для робота?

-Теперь давайте обратимся к нашим роботам  NXT. Демонстрирую 1 модель,

Попробуем с помощью подменю Программа NXT составить алгоритм, который они будут исполнять с помощью встроенных команд

Задача 1

Вопросы

Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 1?

Почему?

Задача 2

Вопросы

Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 2?

Почему?

От какого условия зависят действия робота?

Какое действие надо выполнять роботу, пока нет препятствия?

Какое действие надо выполнять роботу, когда он обнаружит препятствие?

Как робот обнаружит препятствие?

Отвечают

Работают в группах по 4 человека.

Демонстрация работы робота

Личностные УУД:

- умение работать в группе

- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой.

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

Какой тип алгоритма вы не задали роботу?

В физминутке добавляю цикл

А как называется такой алгоритм?

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки



Предварительный просмотр:

Группа №1                           Имена________________________________________________

Формы записи алгоритмов

Прочитайте учебник на странице 73. Ответьте на вопросы:

  1. Какие существуют формы записи алгоритмов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая форма записи алгоритма  дает более подробную информацию о нём? Почему?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №5                           Имена________________________________________________

  1. Формы записи алгоритмов

Прочитайте учебник на странице 73. Ответьте на вопросы:

  1. Какая форма записи алгоритма дает более наглядную информацию? Почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как называется графическая  модель алгоритма и из чего она состоит?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №2                           Имена________________________________________________

Линейные алгоритмы

Прочитай учебник на стр. 76. Ответь на вопросы:

  1. Какой алгоритм называют линейным? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определи правильный порядок следования действий в алгоритме и запиши  справа.

       Почистить обувь

  1. Положить обувь.                                                 1. _________________________________
  2. Выйти на лестницу.                                            2.__________________________________
  3. Натереть обувь щеткой до блеска.                    3.__________________________________
  4. Протереть тряпкой обувь от грязи.                   4.__________________________________
  5. Принести все в квартиру.                                   5.__________________________________
  6. Убрать щетку и крем на место.                          6.__________________________________
  7. Взять обувную щетку и крем.                            7.__________________________________
  8. Намазать кремом обувь.                                     8._________________________________
  9. Взять обувь                                                          9.__________________________________

Группа №6                         Имена _________________________________________________

Линейные алгоритмы

Прочитай учебник на стр. 76. Ответь на вопросы:

  1. Какой алгоритм называют линейным? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №3   Имена________________________________________________

Алгоритм с ветвлением

Прочитай учебник на стр. 77,78.  Ответь на вопросы:

  1. Что называется ветвлением?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполни пустые блоки 

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

     

Группа №4   Имена________________________________________________

Алгоритм с ветвлением

Прочитай учебник на стр. 77,78.

  1. Что называется ветвлением?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполни пустые блоки.

 Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Группа №7   Имена________________________________________________

Алгоритм с ветвлением

Прочитай учебник на стр. 77,78.

  1. Что называется ветвлением?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполни пустые блоки.

 Если хочешь быть здоров, то закаляйся, иначе лежи весь день на диване.

Группа №8   Имена________________________________________________

Алгоритм с ветвлением

Прочитай учебник на стр. 77,78.  Ответь на вопросы:

  1. Что называется ветвлением?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполни пустые блоки 

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

     



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Группа №1  

Линейные алгоритмы

Прочитайте в учебнике стр.73.Определи правильный порядок следования действий в алгоритме и запиши  справа.

       Почистить обувь

  1. Положить обувь.                                                 1. _________________________________
  2. Выйти на лестницу.                                            2.__________________________________
  3. Натереть обувь щеткой до блеска.                    3.__________________________________
  4. Протереть тряпкой обувь от грязи.                   4.__________________________________
  5. Принести все в квартиру.                                   5.__________________________________
  6. Убрать щетку и крем на место.                          6.__________________________________
  7. Взять обувную щетку и крем.                            7.__________________________________
  8. Намазать кремом обувь.                                     8._________________________________
  9. Взять обувь                                                          9.__________________________________

Группа №3  

Алгоритм с ветвлением

Прочитайте учебник на стр. 74-76. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполни пустые блоки.

 Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Какого типа этот алгоритм?__________________________________________________

2.    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

     

Какого типа этот алгоритм? _________________________________________________

Задание №3.     Заполни шаблон блок-схемы.

          Ласточки низко летают – быть дождю.  

 

   

Укажи  тип алгоритма ____________________________________________

Задание №4. Ответь на вопросы:

  1. Верно ли, что алгоритм – это план решения задачи? _______________________________
  2. Верно ли, что дрессированные животные могут быть исполнителями алгоритмов?_____
  3. Верно ли, что исполнитель может выполнять только те команды, которые входят  в его СКИ?_________________________
  4. Верно ли, что процесс мытья 10 тарелок является циклическим алгоритмом?__________
  5. Верно ли, что фигура ромб  означает начало и конец алгоритма в блок-схеме?__________

Приложение 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассмотри формы записи алгоритма. Какая из них более наглядна? Текстовая форма записи алгоритма Графическая форма записи алгоритма ( блок-схема) Начало. Измерь длину А Измерь ширину В Найди площадь как произведение длины на ширину: S= A X B Запиши результат на носителе Конец Начало Измерь длину А Измерь длину B Найди произведение S = A X B Запиши результат Конец

Слайд 2

Прочитай алгоритмы. Алгоритм 1 Задумай число Умножь его на 3 К полученному результату прибавь 10 Алгоритм 2 Задумай число Если оно не чётное, то умножь на 3, а если чётное, то раздели на 2 К полученному результату прибавь 10 Как ты думаешь, получатся ли после их исполнения одинаковые результаты? Одинаковы ли эти алгоритмы?

Слайд 3

Ты увидел, что алгоритмы могут быть не похожими и по разному записаны. Подумай, как назвать тему нашего урока? Тема урока: Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе (урок волейбола в соответствии ФГОС)

Технологическая карта по физической культуре в 5 классе Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.Тема урока: Правила самоконтроля. Верхняя передача.Цель урока: Совершенствовать технику верхней...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 7 класс. ФГОС.

Тема: Обобщение и систематизация основных понятий по теме «Информация и информационные процессы»....