«Особенности применения информационных технологий в коррекционной школе VIII вида»
статья по информатике и икт

Тихонова Галина Павловна

В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_ikt_v_korrekts_shk.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности применения информационных технологий в коррекционной школе VIII вида»

В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к свободной, полноценной, богатой (морально и материально) жизни. Идеальная модель выпускника разрабатывалась многими специалистами на протяжении ряда лет. Остановить этот процесс невозможно, так как постоянно идущий вперед прогрессивный мир подразумевает постоянное развитие человека, а, соответственно, с каждым днем возрастают требования к нынешнему ученику – будущему члену общества.

Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

  • мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
  • моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
  • моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);
  • вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
  • обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;
  • расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Дети учатся упорядоченно анализировать действительность, выделяя не только ее существенные характеристики, но главное — их соотношения и взаимосвязи. Им предстоит осознать, что окружающий мир меняется на протяжении всего календарного года, причем не хаотично, а закономерно, и эта закономерная изменчивость составляет один из главных законов мироустройства.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

Информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал. В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика, повышают устойчивость внимания.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. В специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушением интеллекта изучение компьютерных технологий выступает как новое средство коррекционного обучения.

Обучение основам информатики организуется с учетом проблем, связанных с разным уровнем подготовки детей. Это скорость чтения и неумение вести запись в тетради, которые серьезно затрудняют, а порой делают невозможной работу с программами, содержащими текстовую информацию. Для этого будут использоваться программы, которые не только учат играть в компьютерные игры, но и помогают овладеть навыками счета, чтения, письма и т.п. Работая с ними, учащиеся будут закреплять знания, полученные на других уроках, и приобретают навык работы с компьютером. Основная цель учителя – не выучить ту или иную компьютерную программу с учеником, а использовать ее игровое содержание для развития у него памяти, мышления, воображения, речи и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Методика использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида

(в основе использованы общие положения

специальной педагогики и олигофренопедагогики)

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале
80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения.

Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в школе коррекционной эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенной методической работы можно наметить.

У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.

Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе Power Point или интерактивные наглядные пособия.

В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно. Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft Power Point .

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.

Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.

  1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов
  2. Презентации – диафильмы
  3. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Требования к наглядным учебным пособиям

На уроках в коррекционной школе используют разнообразные наглядные пособия. Специальных пособий для этих школ пока не выпускают, поэтому учителю приходится приспосабливать те, которые предназначены для других школ и учебных заведений, а также в большом количестве изготавливать самому. Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы.

Наглядные пособия должны быть:

  • соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах.
  • быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников.
  • четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом. (Arial, Times New Roman).
  • эстетически оформленными: должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой.
  • не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменятся быстро, особенно в контрастных цветах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка);
  • при создании слайдов презентации нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией
  • для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
  • при создании презентации использовать различные варианты образца, для социального восприятия используя метод сравнения.
  • для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами (безусловно, они способны воспринимать намеренно и избирательно, но избирательность их восприятия быстро падает, становится менее специфичной).

Презентации, используемые на уроках можно разделить по дидактическим целям:

  • Презентации, применяемые при усвоении новых знаний
  • Презентации, используемые для закрепления знаний
  • Презентации, помогающие ученикам в организации трудовой и другой деятельности.

Использовать презентацию можно на любом этапе урока:

  • на этапе мотивации;
  • этапе актуализации знаний, умений и навыков;
  • этапе изложения новых знаний;
  • этапе закрепления, обобщения и систематизации;
  • и этапе контроля знаний.

Привлечением на различных этапах урока мультимедийных и презентационных материалов особо привлекает внимание детей. На этапе формирования внимания непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, и сохранения: это «рождается» память.

  • Ассоциативная (сходство и контроль опыта)
  • Двигательная и эмоциональная
  • Кратковременная
  • Мгновенная
  • Механическая
  • Образная
  • Непроизвольная
  • Оперативная
  • Произвольная
  • Долговременная, логическая.

Итак, введение ИКТ технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

Особенности обучения наглядной геометрии в коррекционной школе VIII вида

В данной статье размещен опыт работы учителя математики в школе VIII вида...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...