Методика применения информационно - коммуникационных технологий на уроках социально - бытовой ориентировки в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по теме

Гуслякова Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Методика применения информационно - коммуникационных технологий  на уроках социально - бытовой ориентировки  в коррекционной  школе VIII вида.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Социально-бытовая ориентировка детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.  В контексте формирования личности детей с ОВЗ социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Предмет социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени, отсутствием необходимых дидактических материалов  не позволяет  осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Таким образом, возникла необходимость внедрения дополнительных эффективных средств обучения - информационно-коммуникационных технологий.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации. Использование ИКТ на уроках вызывают у учащихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Но, чтобы применение компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса. Любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

Уроки социально бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливаем мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности. Цифровая наглядность,  должна  быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний.

Пользуясь цифровыми наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:

-         подбирать только такие материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения;

-         заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;

-         строго ограничивать количество цифровых образовательных ресурсов на уроке, так как с каждым из подобранных видов  должна быть проведена соответствующая работа;

-         всю подобранную цифровую наглядность необходимо демонстрировать последовательно;

-         необходимо подбирать доступные  материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;

-         при использовании цифровых материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, нужно адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы  VIII вида;

-         цифровые материалы, взятые из других источников (картинки, фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть  качественными,  яркими, четкими и соответствовать требованиям,  предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.).

На уроках в коррекционной школе VIII вида широко применяется метод объяснения. Рассмотрим применение ИКТ на этапе объяснения нового материала.

Объяснение  с использованием ИКТ (презентации, мультимедиа, наглядные картинки, фильмы) должно проводиться при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном обучении:

-         объяснение с использованием  компьютерных средств должно быть небольшим по объему и непродолжительным;

-         материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен учащимся;

-         во время, объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого (использование вопросов, требующих второстепенной информации, параллельно идущей с рассматриваемой темой, может затруднить обобщение, вывод и увести от основного содержания).

Особое внимание на уроках СБО следует уделять использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащихся. Программа предлагает минимальный перечень практических работ.  Использование ИКТ позволяет повысить эффективность практических работ за счет внедрения мультимедийных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения  ...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....