Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
статья по теме
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натуральной последовательности чисел и структуры многозначного числа и на этой основе сформировать умение считать и записовать многозначные числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
numeraciya_chisel_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения нумерации
учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна, учитель математики специальной (коррекционной) школы № 54 VIII вида г. Перми.
Задача изучения темы «Нумерация многозначных чисел» состоит в том, чтобы расширить у учащихся понятие десятичной системы счисления, натуральной последовательности чисел и структуры многозначного числа и на этой основе сформировать умение считать и записывать многозначные числа.
Учащимся необходимо показать, где в практике, в жизни используются те многозначные числа, которые они изучают на уроках в школе.
Нумерация многозначных чисел усваивается умственно отсталыми учащимися с большим трудом. Эти трудности связаны в первую очередь с тем, что многозначное число трудно конкретизировать. Наглядные пособия являются условными пособиями (абак, счеты, таблицы разрядов, мер). Они скорее конкретизируют не число, а десятичную систему счисления.
Учащиеся школы viii вида испытывают затруднения в счете как простыми единицами, так и другими единицами счета.
Наблюдаются также трудности при чтении многозначных чисел. На первых порах ученики не выделяют при чтении класса тысяч, не учитывают 0.
Не только чтение, но и выработка умений и навыков при письме многозначных чисел требует от учащихся значительных усилий, большого количества тренировочных упражнений.
Нечеткое представление о разрядах, классах нередко затрудняет сравнение соседних классов, разрядов, нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда.
Изучение нумерации многозначных чисел не должно ограничиваться только теми уроками, которые отводятся на первоначальное знакомство с этой темой. Упражнения на закрепления должны быть неотъемлемой частью почти каждого урока. Их следует включать в устный счет, арифметические диктанты. От сознательного усвоения нумерации зависит успех овладения арифметическими действиями.
Многозначные числа являются характеристикой множеств, содержащих большое количество элементов. И по возможности учитель должен нарисовать, воссоздать перед уч-ся те жизненные ситуации, при которых счет ведется крупными единицами счета, где применение больших единиц счета обусловлено самими условиями , потребностями человека.
Например, задачи:
- Дежурный раздает каждому ученику по 2 тетради, как он будет отсчитывать по 2 тетради? Какую единицу счета он выберет (единицы)
- Завхоз выдает каждому учителю по 30 тетради. Чтобы быстрее отсчитать какую единицу счета он выберет?
- В магазин привезли тетради, упакованные в пачки по 100 тетрадей.
- С фабрики на склад привезли тетради, упакованные в пачки по 1000 т. И т.д.
Значит считать можно единицами, десятками, сот, тысячами, и т.д.
При записи многозначных чисел (в начале темы), нужно обращать внимание на количество цифр, обозначать точками, при 4,5,6, - тизначными числами. Необходимо ставить интервал или отделять точкой класс тысяч и класс ед. за тем можно записывать и читать неполные многозначные числа.
Обучая умственно отсталых учащихся действиями чтения чисел, записи , присчитывания и отсчитывания различных счетных единиц, сравнения, округления , первоначально необходимо сформировать у них соответствующие операции.
Например, для осуществления действия чтения многозначных чисел учащимся необходимо освоить следующие операции:
- Выделить класс в числе,
- Определить позиции и названия разрядов первого и второго классов;
- Установить позиционное значение цифр того или иного разряда;
- Найти общее количество единиц каждого класса;
Для выполнения действия записи многозначных чисел школьники должны уметь выполнить операции:
- Установить общее число единиц каждого класса;
- Общее число единиц второго и первого классов раздробить на разрядные слагаемые;
- Подобрать цифры, которые будут обозначать соответствующее количество разрядных единиц, и записать цифры в соответствующих позициях.
Проводятся упражнения, формирующие умения анализировать числа по десятному составу , раскладывать числа на классы и разрядные слагаемые, определять место числа в числовом ряду, считать разрядными единицами в прямой и обратной последовательности числового ряда и т.д.
Виды упражнений
- Сравнивать разностно и кратно
- Замена крупных разрядных единиц более мелкими и наоборот: 5000 заменить ед.тыс, сот, дес, ед. занимаем (берем ) 1 тыси заменим сот = 10 сот а всего 4 тыс 10 сот. → 1 сот – в 10 дес = 4 тыс 9 сот 10 дес и тд это упражнение готовит уч-ся к выполнению действий с переходом через разряд
- Закрепление понятия о числе единиц в отдельных разрядах и об общем количестве.
Для этого полезны упр-я , в которых нужно дифференцировать вопросы, задания – подчеркните разряд десятков, общее число десятков ил количество каких подчеркнуто в числах.
- В таблицу классов и разрядов вписать числа 752 и 752 тыс. уч-ся сравнивают, анализируя их.
- Записать числа – 75 тыс 620 ед. назвать классы и разряды
- Написать и прочитать числа – 2дес 8 ед 1 кл и 9 ед 2 кл.;
- Прочитать числа 5075, 4106, 6008 итд указать единицы каких разрядов и классов в них равны нулю.
- Необходимы упражнения на нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда и класса
- С темой «Нумерация многозначных чисел» тесно связано решение примеров вида 3785 – 1 3458 + 1 . оно основано на знании свойства натурального ряда чисел. решение примеров вида 36 тыс + 12 тыс основано на знании образования многозначных чисел. Выполняя действия уч-ся должны проводить анализ.
Выполняя все упражнения на закреплении и изучении нумерации трудно усваиваивается на слух, записываются на карточках, доске и т.д., с тем, чтобы включить для их восприятия кроме слухового но и зрительный анализатор.
Примерные вопросы для тестов:
1. Единицы, десятки, сотни составляют
А) первый класс В) третий класс
С) второй класс Д) пятый класс Д) четвертый класс
2. Тысяча – единица какого класса?
А) пятого В) второго С) первого Д) четвертого Е) третьего
3. Запиши число, которое состоит из
80 единиц второго класса и 540 единиц первого класса
А) 800540 В)8540 С) 80540 Д) 54080 Е) 540800
4. Сколько всего десятков в числе 2315
А) 2315 В) 2 С)23 Д) 231 Е) 230
5. Разложи на разрядные слагаемые 26501
А) 20000+600+500+1 В) 20000+6000+50+1
С) 20000+600+500+1 Д) 20000+651 Е) 20000+6000+500+1
6. Запиши число, которое разложено в виде суммы разрядных слагаемых
400000 + 5000 + 300 + 80
А) 405380 В)400538 С) 450380 Д) 540380 Е) 405308
7. Найди значение суммы 385002 + 72308 + 552
А) 457826 В) 457862 С) 475826 Д) 475862 Е) 547862
8. Выполни вычитание 307 м 25 см – 99м 37см
А) 2078м 8см В) 20 м 878м С) 207 м 88см Д) 200м 88см Е) 208м7см
9. Выбери числовое выражение к данному ответу 9200
А) 7200 + 800 В) 4500 +400 С) 5300 + 300 Д) 3000 + 6200
Е) 10000 – 700
10. Определи, какой знак нужно поставить, чтобы выражение было верным.
7 кг 200 г ** 7020 г
А) + В) - С) = Д) < Е) >
Или другой вариант вопросов:
1. Найди запись числа восемьсот тридцать тысяч шестьдесят:
А) 830 006 В) 83 060 С) 830 060 D) 830 660 Е) 830 600
2. Запиши число по сумме разрядных слагаемых 7000+200+40+5:
А) 70 245 В) 7 245 С) 700 245 D) 70 425 Е) 7 425
3. Найди наибольшее из чисел:
А) 17 295 В) 17 592 С) 17 952 D) 17 259 Е) 17 925
4. На сколько 2 сотни больше, чем 2 единицы?
А)198 В)180 С)182 D)200 Е)100
Литература:
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.
- М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва, ВЛАДОС, 2001 г.
- Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы»,Москва, «ВАКО», 2007 г.(Мастерская учителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).
Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...